Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)
Оценка 4.7

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
правоведение
4 кл
30.05.2017
Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)
Презентация урока "Совесть и раскаяние" - 4 кл
Публикация является частью публикации:
Конспект.docx
ГБОУ «Специальная школа­интернат с.Дмитряшевка» Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)                                                              Выполнила:                                                                                                                                       Дуванова Е.В.,                                                                                                                                       учитель начальных классов                                                                                                                                                                с.Дмитряшевка»                                             ГБОУ «Специальная школа­интернат 2016 г. Модуль «Основы православной культуры» Класс:  4 Урок: 10 Тема: Совесть и раскаяние  Цель:  Сформировать представление о совести и раскаянии. Задачи: ­ личностные –  формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения ­ усвоение нравственно – этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми ­метапредметные­ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности ­овладение навыками смыслового чтения; умение выслушивать собеседника и принимать решение ­ готовность к сотрудничеству ­предметные осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с  грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния  ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.   Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы,  работа в  группах с источниками информации, игра со словом, работа с текстом, работа с дидактическим материалом, работа с  иллюстрацией, проблемное задание, проблемный вопрос, работа с ИД, работа с дидактическим материалом, работа со словарем Основные термины и понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные  молитвы.  Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Основы православной культуры. Класс: 4 Тема урока: Совесть и раскаяние (урок 10) Этап 1.Организационный момент Деятельность учителя Учитель приветствует детей ­ Сегодня мы затронем очень важную  тему, понимание которой поможет вам  стать нравственными людьми  (слайд 1,2,3,4,5) Деятельность учащихся Учащиеся настраиваются на урок Коммуникативные:  УУД 2. Актуализация  знаний ­Человек не похож на животного. Эти отличия ему подарил Бог. ­Восстановим фразы (слайд 6) Бог Сам …­ и людям Он подарил….  Бог есть …­ и людям Он подарил… . Бог есть …­ и людям Он подарил  способность… .. Бог есть …­ и людям Он подарил  способность… .. ­Проверим! (слайд 7) ­ Бог, Сам свободен ­ и людям Он подарил свободу.  Бог есть любовь ­ и людям Он  подарил любовь. Бог есть разум ­ и людям Он  подарил способность мыслить. Бог есть Творец ­ и людям Он  подарил способность творить. ­Образ Бога   в человеке или внутренний мир человека или  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками;   Личностные: наличие мотивации  к труду, работе на результат Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками;  Регулятивные: контролировать процесс  результаты своей деятельности;  Познавательные: строить рассуждения,  устанавливать причинно­ ­Назовите дары Бога человеку (разум, свобода, любовь, творчество) другими словами (слайд 8) ­Подберите эпитеты к слову «душа». ­Какие из них вам нравятся? ­Подберите фразеологизмы со словами  «душевный», «душа». душа  ­Добрая душа, грешная душа,  мятежная душа, красивая душа. (ответы детей) ­Разговор по душам, душевный  покой, душевный разговор,  душевные муки (ответы детей) следственные связи;  Личностные: развитие  самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки, бережному отношению к  духовным ценностям 3.Самоопределение  к деятельности. ­Как вы понимаете их смысл? ­Ваня разделил свои поступки на две  группы (слайд 9) По какому признаку Ваня разделил  свои поступки? ­Почему Ваня это сделал? Со словом «добро» и его  однокоренными словами составьте  словосочетания (слайд 10) затем – со словом «грех» (слайд 11, 12) и его однокоренными словами Проблемное задание: попробуйте  поменять в словосочетаниях местами  слова «добро» и «грех». Какие слова не  сочетаются? Можно ли сказать –  «раскаяться в добре»?  А можно ли сказать – «смертное  обидел сестренку,  посадил  цветок позавидовал другу       помог  маме опоздал на урок    почистил  ботинки ­Добрые, хорошие поступки  и  плохие поступки ­ Потому что  он задумался о  своих поступках и об их  последствиях.  В нем  проснулась совесть. ­ «Совесть и раскаяние» (слайд 14, 15) Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать  самостоятельно простые выводы;  Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной  форме для решения  коммуникативных задач; Познавательные: строить рассуждения,  устанавливать причинно­ следственные связи; Личностные:  развитие самостоятельности и  личной ответственности за свои  поступки добро»?  Какой вывод можно сделать из этого  наблюдения? Что такое совесть и когда она  пробуждается в человеке? ­Откройте учебник на стр.36. Назовите тему нашего урока (слайд 13) 3.Постановка учебной задачи. 4.Работа по теме. Послушайте  отрывок  из Евангелие  «Отречение Петра»  (слайд 16) Найдите в  рассказе «Отречение  Петра» на стр. 37 слова, выделенные  жирным шрифтом. Почему они выделены в тексте? Что обозначают эти слова? ­На какие вопросы мы должны  ответить на уроке? (слайд 17) (Групповая работа) ­ Прочитайте рассказ «Работа  СОВЕСТИ» (стр.37­38) Какие слова этого рассказа вы  считаете главными? Почему? ­Растолкуйте эту фразу.  Что  ­«Петр заплакал от горького  стыда», «В этих слезах  обновилась его душа» ­ Это главные, ключевые слова. ­В Петре проснулась совесть. Он  раскаялся. ­Что такое совесть? Что такое раскаяние? Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать  самостоятельно выводы;  познавательные: строить рассуждения,  устанавливать причинно­ следственные связи ­«Самое главное  в жизни  человека – жить в ладу со своей  совестью». (варианты ответов детей) ­Он не задумывается о  своих  поступках, об их последствиях.  Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать  самостоятельно простые выводы;  Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной значит жить в ладу со своей  совестью? (слайд 18) ­Когда про человека говорят «он  бессовестный», что это обозначает? ­Как помочь таким людям, встать на  праведный путь. (слайд 19) ­На стр.38­39 найдите три шага в  раскаянии. (слайд 20) ­Что приходит после искреннего  раскаяния? (слайд 21) 5.Самостоятельная  работа с  самопроверкой по эталону ­ Какие существуют способы жизни «в  ладу со своей совестью», по вашему  мнению? (обсудите с соседом) (слайд 22) 6.Рефлексия деятельности (итог урока) ­ Прочитайте «Это интересно» на  стр.38 ­ 39 Восстановим фразы! Какую задачу мы ставили на уроке? Какой главный  нравственный урок извлекли вы из этой темы? Домашнее задание: Такой человек не стремится к  добродетелям. Он не кающийся  грешник. ­ Нужно заставить взглянуть  этого человека на его поступки  глазами других людей, глазами  Бога. Первый шаг – согласие человека  с протестующим криком своей  совести. Второй шаг – переворот своих  стремлений, исправление своей  ошибки. Третий шаг – покаянные молитвы к Богу. ­Когда раскаяние искренне, то  приходит радость. (варианты ответов детей) (слайд 23) На его грех человеку  указывает… совесть. Самое главное в жизни человека   форме для решения  коммуникативных задач; Познавательные: строить рассуждения,  устанавливать причинно­ следственные связи;  Личностные: развитие  самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки, бережному отношению к  духовным ценностям Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества со сверстниками;  Личностные: развитие  самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки, бережному отношению к  духовным ценностям Регулятивные: делать   самостоятельно   выводы; Познавательные: строить рассуждения,  устанавливать причинно­ Напишите  свои мысли по  иллюстрациям (стр.38) (слайд 24) – быть в ладу… со своей  совестью. Правильная переоценка своего  поступка – это… раскаяние или  покаяние Что такое совесть? Что такое раскаяние? Как жить по совести? Самое главное в жизни человека  – быть в ладу со своей совестью. Приложение 1 Раскаяние истинное и ложное следственные связи; личностные:  развитие самостоятельности и  личной ответственности за свои  поступки, бережному отношению  к  духовным ценностям Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял,   до   чего   довело   его   сребролюбие.   Мучительное   раскаяние   овладело   его   душою.   Он   пошел   к   первосвященникам   и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: "согрешил я, предав Кровь невинную" (т. е. предал на смерть неповинного Человека).  Они же сказали ему; "что нам до того; смотри сам" (то есть сам отвечай за свои дела).  Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился). (Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий) Илл. 1. Отречение апостола Петра и раскаяние Иуды. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Вверху справа – первое отречение Петра (фигура самого апостола почти не сохранилась), внизу – второе его отречение (у костра). Вверху слева – повесившийся на дереве Иуда. Илл. 2. Отречение и покаяние апостола Петра. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде.  XIV  в. Внизу – третье отречение Петра. Вверху слева – апостол Петр стоит облокотившись на колонну и плачет от раскаяния. 1.Вспомните историю жизни апостола Петра после отречения и покаяния (§ 10). Чье покаяние было истинным – Петра или Иуды? 2.В чем ошибка Иуды? Урок 10 Задание 1. Внимательно посмотри на схему. Приложение 2 Раскаяние Покаяние (Раскаяние) 1. Сожаление о том, что 2. Готовность исправить 3. Твердое решение сделано свой поступок и понести за него наказание больше так не поступать Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие? _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________ Задание 2. Ответь на вопросы. 1. Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________________ 2. Всегда ли есть возможность покаяться? _____________________________________ Задание 3. Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой: Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько Кто наказал его? заплакал.  ­ Кто наказал его? ­ спросила соседка.  ­ Он сам наказал себя, ­ ответила мама.  1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________ 2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________ Приложение 3 . Урок 10 Совесть Задание 1. Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? ______________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Заполни таблицу. Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы обладать. избавиться     Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества     и избавиться от своих недостатков. 1. 2. 3. 4.

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)

Конспект урока 4 кл. Тема: «Совесть и раскаяние» (ОРКСЭ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017