Цель: знать специфику бардовской поэзии и научиться выразительному чтению этих песен-стихов.
Задачи:
- показать место авторской песни в развитии культуры страны;
- познакомить с поэтами-бардами 60-90-х годов;
-показать специфику бардовской песни;
- развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение выделять главное;
-совершенствовать навыки устной речи;
- воспитывать интерес к поэзии, формировать эстетическое чувство.
Ожидаемые результаты:
-знают определение бардовской песни;
-знают поэтов-песенников бардовской песни;
-знают историю возникновения бардовской песни;
-умеют работать с релевантной информацией;
-умеют работать в группе, адекватно воспринимать оценки.
Эпиграф: Поэзия, будь громкой или тихой,
Не будь тихоней, лживой никогда…
Е.Евтушенко.Цель: знать специфику бардовской поэзии и научиться выразительному чтению этих песен-стихов.
Задачи:
- показать место авторской песни в развитии культуры страны;
- познакомить с поэтами-бардами 60-90-х годов;
-показать специфику бардовской песни;
- развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение выделять главное;
-совершенствовать навыки устной речи;
- воспитывать интерес к поэзии, формировать эстетическое чувство.
Ожидаемые результаты:
-знают определение бардовской песни;
-знают поэтов-песенников бардовской песни;
-знают историю возникновения бардовской песни;
-умеют работать с релевантной информацией;
-умеют работать в группе, адекватно воспринимать оценки.
Эпиграф: Поэзия, будь громкой или тихой,
Не будь тихоней, лживой никогда…
Е.Евтушенко.
Урок Поэзия бардов .docx
Тема: Поэзия бардов. Понятие бардовской песни и ее специфика
(11 класс) Урок первый
Цель: знать специфику бардовской поэзии и научиться выразительному чтению этих песен
стихов.
Задачи:
показать место авторской песни в развитии культуры страны;
познакомить с поэтамибардами 6090х годов;
показать специфику бардовской песни;
развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение выделять главное;
совершенствовать навыки устной речи;
воспитывать интерес к поэзии, формировать эстетическое чувство.
Ожидаемые результаты:
знают определение бардовской песни;
знают поэтовпесенников бардовской песни;
знают историю возникновения бардовской песни;
умеют работать с релевантной информацией;
умеют работать в группе, адекватно воспринимать оценки.
Эпиграф: Поэзия, будь громкой или тихой,
Не будь тихоней, лживой никогда…
Е.Евтушенко.
Ход урока
1.Орг.момент. Создание коллаборативной среды.
1 стадия «Вызов»
1. Актуализация имеющихся знаний:
«Мозговой штурм»
вы знаете, что такое стихи?
каких авторов вы можете назвать?
а вам нравятся стихи?
какие: современные или 19 века?
кого вы можете процитировать?
можете назвать тематику стихов 19 века? 20 века?
На выполнение данного задания отводится 2 минуты. Озвучиваются ответы.
2. Пробуждение познавательного интереса к изучению материала – на интерактивной доске
проецируется видеоролик о В.В. Высоцком и звучит его песня «Здесь лапы у елей дрожат…».
Учителем задаются «Толстые и тонкие» вопросы: о ком этот видеоролик?
В. Высоцкий – это кто? (поэтпесенник, может быть ктото скажет, что он бард? Еще в 50е годы
зародилась поэзия, которая, наверняка, вам знакома. Это авторская поэзия, когда автор сочиняет
слова, музыку и сам исполняет под гитару).
Назовите имена ещё известных вам бардов (дети говорят, учитель помогает назвать Б.Окуджаву,
А. Розенбаума, афганские песни).
3. Определение темы и цели урока:
Как вы думаете, так какова тема нашего сегодняшнего урока?! ( Поэтыпесенники, т.е.
барды.)
Скажите, а почему мы выделили отдельным уроком тему бардовской поэзии? (дети
высказывают свои предположения, но непременно ктонибудь скажет об особенностях исполнения
и т. Д.)
Попробуйте сформулировать цель нашего урока (выслушиваются ответы и делают запись в
тетради темы, цели и эпиграфа).
Внимательно прочитайте еще раз эпиграф. О чем говорит Е. Евтушенко, известный
советский поэт? (Учитель акцентирует внимание на эпиграфе, так как в нем заключается суть,
направленность бардовской поэзии. И это является «мостиком» при переходе к следующей
стадии урока).
2 стадия – «Стадия осмысления»
Класс делится на 4 группы, в группах распределяются функции: спикер, секретарь, сборщик
информации, аналитик, актер. Кратко проговариваются обязанности каждого члена группы.
1. Получение новой информации – каждая группа получает задание:
а) проработать текст, в котором говорится о бардовской поэзии, немного об истории
возникновения этого понятия, о специфике такой поэзии, тематике;
б) изучить в кратком объеме творчество поэтабарда (1 группа В. Высоцкий, 2 группа – Б.
Окуджава, 3 группа – А. Розенбаум, 4 группа – песни об Афганистане);
в) выразительное чтение стихов.
Учителем предлагается до начала работы каждой группы прослушать песни этих бардов.
Выполнение задания на стадии осмысления происходит с помощью стратегии «Инсерт». Каждый
ребенок получает текст с общей информацией. В каждой группе на столе есть ноутбук для поиска
информации о конкретно заданном поэте и его произведений.
Работа с текстом с помощью стратегии «Инсерт» (на полях ученики делают пометки, согласно
требованиям стратегии):
уже знал новое для меня думаю иначе не понял, есть вопросы
v + ?
Из Википедии: БАРДЫ, 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали
профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжеских дворах (главным
образом Ирландии, Уэльса и Шотландии) . 2) Поэты и музыканты, исполнители собственных, т. н. авторских песен.
БАРДРОК, одно из направлений российской рокмузыки. Развивался под влиянием серьезной
поэзии и особенно бардовской (авторской) песни (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава) с кон.
1970х гг. Стилистически безупречный образец бардрока первой продемонстрировала группа
«Аквариум» Б. Б. Гребенщикова.
и т. д.
Авторская (бардовская) песня — песенный жанр возникший в середине XX века в СССР,
выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и
качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и
гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения;
камерность исполнения; идеалистическая направленность.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от
«официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной
интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились
ещё в 1930х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из
которых стала «Бригантина» , а также ранние песни М. Анчарова) . Чаще всего (хотя и не всегда)
авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и
название. В начале 1950х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в
частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г.
ШангинБерезовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю.
Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине
1950х с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б.
Окуджава и Н. Матвеева. Позднее, в 1960х и 70х, классиками жанра стали А. Галич, В.
Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Е. Клячкин, Ю. Кукин, А.
Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старчик, А. Суханов, В. Долина, в 80х и 90х
к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева
(«Иваси») . К авторской песне примыкает также творчество А. Дольского и Тимура Шаова.
Изначально бардовскими называли песни непрофессиональных авторов. Но этот критерий
профессионализма слишком условен и обманчив. И многие бардовские песни можно причислить к
шедеврам песенного творчества, а их авторов к творцам в лучшем смысле этого слова .
Наиболее полная характеристика бардовской песни, как жанра, как особого направления
поэтического и музыкального искусства, приведена в работах Ю. А. Андреева, Н. Е.
Кутейниковой, Б. А. Савченко, Р. А. Шипова и др.. В чем же секрет растущего интереса к
бардовской песне не только в России, но и в странах Дальнего Зарубежья. Ведь не так давно сам
Булат Шалвович Окуджава публично высказывался, что бардовской песни, как жанра, больше не
существует. Неужели ошибся Мэтр? А как же тогда полные концертные залы, многотысячные
собрания любителей этого жанра на фестивальных полянах страны? И официальные власти
сегодня активно содействуют процессу, а не препятствуют ему, как это было раньше. И все
довольны. Народ – атмосферой праздника с элементами ностальгии, политики и власть –
возможностью предстать перед народом благодетелями, маститые барды – приличными
гонорарами за отработанные концертные программы и работу в жюри. Ну а если предположить,
что прав был Булат Шалвович? Что последняя бардовская песенка уже давно спета, что
дальновидных режиссеровидеологов от власти уже давно осенило, что контролировать такое не
предсказуемое явление, как бардовская песня, легче, если перехватить инициативу и возглавить все бардовское движение, определив пути его развития по заранее намеченному сценарию.
информация из интернет сообщества:
Бардовские песниэто песни, которые придумывает сам народ под обычную гитару. Обычно поют
на философские темы, но попростому, про жизнь, про быт, про любовь, про отдых. Короче про
все, пускай иногда коряво, но с душой. Душевностьнепременна и служит пропуском в клубы
самодеятельной песни, которые есть в каждом городе. Есть свои кумиры, есть Грушинский
фестиваль. Но это не фольк и не частушки.
Еще в 50е годы зародилась поэзия, которая, наверняка, вам знакома. Это авторская поэзия, когда
автор сочиняет слова, музыку и сам исполняет под гитару.
Что характерно для бардовской поэзии? Жанр поэтической песни стал очень популярным в 7080
е годы. Речь идет об "авторской песне" Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима,
Вероники Долиной. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с
магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических
сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Поэтыпесенники не
только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость
сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.
Кризис «громкой» поэзии: утрата надежды на обновление страны, исчерпанность чувств, утрата
веры.
Е. Евтушенко: «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта».
А.Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
2. Соотнесение старых и новых знаний каждый член группы работает со своим текстом, делает в
тетради необходимые записи (на работу с общим текстом – 78 минут, на поиск информации о
поэте и её обработку – 10 минут).
3. Критический и сравнительный анализ с помощью приема «Картография» позволяет быстро
систематизировать в хронологической последовательности биографию поэта и этапы творчества.
Задание для групп: рассмотреть жизнь и творчество поэтов – песенников. Составление
кластеров.
1 группа В. Высоцкий,
2 группа – Б. Окуджава,
3 группа – А. Розенбаум,
4 группа – песни об Афганистане);
в) выразительное чтение стихов.
Защита постеров каждой группой, выразительное чтение стихов.
г.)выступление независимых экспертов спикеров, которые подводят итоги работы своих
групп. «Рефлексия»
Письменно ответить на вопросы:
Нам больше всего удалось…
За что мы можем себя похвалить?
За что можем похвалить одноклассников?
Что приобрели?
Что нас удивило?
Для нас было открытием то, что…
Что на ваш взгляд удалось?
Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Наши достижения на уроке…
Оценивание групп
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
Ф.И.учеников
1Участвует в распределении
обязанностей в группе и
выполняет свои
обязанности.
2. Предлагает идеи
3. Активно участвует в
обсуждении группы
( развивает, обобщает
предложенные идеи,
информацию)
4. Помогает участникам
группы
5. Внимательно слушает и
задает вопросы
6. Умеет вести обсуждения
( вежливо возражает,
добивается согласия по
вопросам , вызвавшим
споры)
7. Работает в группе,
сосредоточившись на
поставленном учебном
задании. Общий балл
Урок на тему "Поэзия бардов"
Урок на тему "Поэзия бардов"
Урок на тему "Поэзия бардов"
Урок на тему "Поэзия бардов"
Урок на тему "Поэзия бардов"
Урок на тему "Поэзия бардов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.