Интегрированный урок (биология, химия, экология). На данном уроке подробно рассмотрен один из экологических проблем - парниковый эффект. Так как загрязнение атмосферы - дело рук человека, и все это происходит в течение длительного времени, урок получил такое название. В ходе урока обучающиеся изучают причины возникновения данной проблемы и вместе решают как можно уменьшить воздействие человека на природу.
природа время человек.docx
Интегрированный урок (химия, биология, экология)
«Природа. Время. Человек»
Подготовила: учитель биологии и химии МБОУ
«Вутабосинская СОШ» Малова О. В.
Цель урока: изучение последствий деятельности человека на Землю, установление
межпредметных связей.
Задачи:
показать влияние деятельности человека на биосферу, выявить причины таких влияний;
подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как
пути сохранения экологического равновесия в биосфере; формировать умения и навыки
самостоятельной работы, умение выделять главное, устанавливать причинноследственные
связи;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
1. Подготовительный этап.
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы,
определяет место урока в системе предмета, задачи урока.
2. Ознакомительный этап.
На данном этапе происходит ознакомление учащихся с экологическими проблемами.
Информация для осмысления.
Учитель биологии.
Давнымдавно, около 5 миллиардов лет назад у матери Вселенной родилась
дочь — назвали ее Земля. Ее отец — Космос на радостях устроил пир на весь мир и
позвал в гости все Галактики и созвездия. Каждый, кто приходил, приносил ей разные
подарки. Отец подарил ёй Солнце. Фея Аква подарила ей чистую, прохладную воду.
Фея Аэра невесомое бледноголубое покрывало с тонким слоем озона, чтобы он не
пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. Фея Нейча подарила Земле
растения и животных, украсила ее наряд цветами и бабочками. И только злая
колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и
решила отомстить. Не один миллион лет прошел, и, наконец, она придумала.
Поселила на 3емле человека.
Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», — думала она, Много у меня
богатства на всех хватит». А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет
долгой, и, наконец, дождалась.
Пришла както Вселенная в гости к своей дочер и и н е узнала ее.
Почему Вселенная не узнала свою дочь? (Обсуждается вопрос с детьми).
Формируется тема урока.
2.1 Информационный материал.
Данным материалом может являться учебник , электронные учебники или сеть Интернет
(если есть компьютерный или мобильный класс), готовый напечатанный текст об
экологических проблемах, слайды из презентации, видеофрагменты. 3. Основной этап (изучение новой темы).
3.1. Первый этап.
1) вступительное слово учителя;
3.2. Индивидуальная работа (обсуждение и запись информации)
Обсуждаются проблемы, созданные человеком за период пребывания его на Земле.
Делаются совместные выводы и записываются в брошюрку (Приложение 1)
Человек за свою короткую жизнь создал много проблем для Земли:
1 Уничтожение видов растений и животных
2 Сокращение полезных ископаемых
3 Проблемы мирового океана
4 Загрязнение атмосферы
5 Разрушение озонового слоя
6 Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов
3.3 Решение задачи
Учитель химии.
На сегодняшнем уроке более конкретно рассмотрим одну из перечисленных проблем
загрязнение атмосферы. Атмосфера — газовая оболочка Земли, масса которой составляет
5,15*10 т. Главными составными частями атмосферы являются азот (78,08%), аргон
(0,93%), диоксид углерода (0,03%), а остальные элементы находятся к весьма малых
количествах: водород — 0,3*10 %, озон — 3,6*10 % и т,д. Роль атмосферы дли биосферы
Земли огромна, так как она своими физикохимическими свойствами обеспечивает
важнейшие жизненные процессы у растений и животных.
Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и
свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных,
состояниерастенийиэкосистем.
Загрязнение атмосферы может быть естественным (природным) и антропогенным
(техногенным). Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами. К ним
относятся вулканическая деятельность, выветривание горных пород, ветровая эрозия,
массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др. Антропогенное
загрязнение связано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности
человека. По своим масштабам оно значительно превосходит природное загрязнение
атмосферного воздуха.
На данном уроке разберем по пунктам такую проблему как парниковый эффект. Может
ктото знает что это за явление? (диалог с детьми и просмотр видеофильма «Парниковый
эффект»).
Учитель биологии.
Давайте запишем, что же это такое – парниковый эффект. Парниковый эффект – это
повышение температуры поверхности земли по причине нагрева нижних слоев атмосферы
скоплением парниковых газов. В результате температура воздуха больше, чем должна быть, а это приводит к таким необратимым последствиям, как климатические изменения
и глобальное потепление. Несколько веков назад эта экологическая проблема
существовала, но не была такой явной. С развитием технологий с каждым годом
увеличивается количество источников, которые обеспечивают парниковый эффект в
атмосфере.
Учитель химии.
А теперь разберем действие парникового эффекта на климат и живые организмы. У кого
есть какието предположения? (идет обсуждение с детьми) Рассматривая результаты
парникового эффекта, можно определить, что основной из них – это климатические
изменения. Поскольку ежегодно возрастает температура воздуха, воды морей и океанов
интенсивнее испаряются. Некоторые ученые прогнозируют, что через 200 лет станет
заметным такое явление, как «высыхание» океанов, а именно значительное понижение
уровня воды. Это одна сторона проблемы.
Другая же заключается в том, что повышение температуры приводит к таянию ледников,
что способствует повышению уровня вод Мирового океана, и приводит к затоплению
берегов континентов и островов. Увеличение количества потопов и затопления
прибережных районов свидетельствует о том, что уровень океанических вод с каждым
годом увеличивается.
Повышение температуры воздуха приводит к тому, что территории, которые мало
увлажняются атмосферными осадками, становятся засушливыми и непригодными для
жизни. Здесь гибнут урожаи, что приводит к продовольственному кризису населения
данной местности. Также животным не находится пропитания, поскольку изза недостатка
воды вымирают растения.
Учитель биологии.
Как вы думаете, в чем причина данной проблемы? (обсуждение с детьми).
Причины:
использование горючих полезных ископаемых в промышленности – угля, нефти,
природного газа, при сжигании которых в атмосферу выделяется огромное
количество углекислого газа и других вредных соединений;
транспорт – легковые и грузовые автомобили выделяют выхлопные газы, которые
также загрязняют воздух и усиливают парниковый эффект;
вырубка лесов, которые поглощают углекислый газ и выделяют кислород, а с
уничтожением каждого дерева на планете увеличивается количество СО2 в воздухе;
лесные пожары – еще один источник уничтожения растений на планете;
увеличение населения влияет на возрастание спроса продуктов питания, одежды,
жилища, и чтобы это обеспечить, растет промышленное производство, которое все
интенсивнее загрязняет воздух парниковыми газами;
агрохимия и удобрения содержат различное количество соединений, в результате
испарения которых выделяется азот – один из парниковых газов; разложение и горение мусора на полигонах способствуют увеличению парниковых
газов.
Просмотр видеофрагмента «Углекислый газ»
Учитель химии.
Для того чтобы представить масштабы выделения в атмосферу разных газов давайте решим
задачу. Хорошо известно, что легковой автомобиль загрязняет воздух вредными
выбросами: на каждые 10 км пути с его выхлопными газами в атмосферу попадает 7 моль
оксида углерода (II), 15 моль оксида углерода (IV), 1 моль оксида азота (II). Какая масса
этих веществ попадает в атмосферу при автомобильной поездке на дачу, которая
расположена в 80 км от дома? (дети сами решают задачу, потом все это решается и
сверяется у доски)
Учитель биологии.
Как можем минимизировать парниковый эффект? (обсуждение и запись в брошюру)
Зная, как возникают парниковые газы, необходимо устранить источники их возникновения,
чтобы остановить глобальное потепление и другие негативные последствия парникового
эффекта. Даже один человек может чтото изменить, а если к нему присоединятся
родственники, друзья, знакомые, они покажут пример остальным людям. Это уже гораздо
большее количество сознательных жителей планеты, которые будут направлять свои
действия на сохранение окружающей среды.
В первую очередь нужно прекратить вырубку лесов, сажать новые деревья и кустарники,
поскольку они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Используя
электромобили, сократится количество выхлопных газов. Кроме того, можно с машин
пересаживаться на велосипеды, что удобней, дешевле и безопасней для экологии. Также
ведутся разработки альтернативного топлива, которое, к сожалению, медленными темпами
внедряется в нашу повседневную жизнь.
4. Закрепление изученного материала. Задания учащиеся выполняют на отдельных
листчках.
4.1 Можно ответить на вопросы, выполнить тестовые задания.
4.2 Выполнение творческих работ.
Использование изделий из полимеров для приготовления поделок. (Кормушки, цветы и
т.д.)
5. Итоговый этап.
в паре создадим плакат в стиле «Люша»;
демонстрирует изготовленные плакаты и объясняет смысл работы.
Плакаты создаются под песню «Прости Земля».
Приложение 1.
Человек за свою короткую жизнь создал много проблем для Земли:
1. …
Влияние парникового эффекта на климат. Рассматривая результаты парникового эффекта, можно определить, что основной из них –
это климатические изменения. Поскольку ежегодно возрастает температура воздуха, воды
морей и океанов интенсивнее испаряются. Некоторые ученые прогнозируют, что через 200
лет станет заметным такое явление, как «высыхание» океанов, а именно
_________________________________________________________. Это одна сторона
проблемы.
Другая же заключается в том, что повышение температуры приводит к таянию ледников,
что способствует повышению уровня вод Мирового океана, и приводит к затоплению
берегов континентов и островов. Увеличение количества потопов и затопления
прибережных
о
том,
что______________________________________________________________
свидетельствует
районов
. Причины парникового эффект
Масштабы данной проблемы.
Хорошо известно, что легковой автомобиль загрязняет воздух вредными выбросами: на
каждые 10 км пути с его выхлопными газами в атмосферу попадает 7 моль оксида углерода
(II), 15 моль оксида углерода (IV), 1 моль оксида азота (II). Какая масса этих веществ
попадает в атмосферу при автомобильной поездке на дачу, которая расположена в 80 км от
дома?
Как минимизировать парниковый эффект?! (пути решения данной проблемы)
1.
….
Приложение 2.
Принципы и правила создания плакатов в стиле «Люша»
1. Слоганы несут в себе креативность, позитивную критику, идеи и мысли, затрагивающие
актуальные темы. Обратите внимание, что Люша не поучает, она подбрасывает какуюто
неоконченную мысль, которая вызывает у читателя поток других мыслей. Фразы не должны
быть похожи на мораль, быть циничными или агрессивными, учить жить или звучать
заумно.
2. Текст считается удачным, если обладает одним или несколькими из следующих
признаков. Он запоминается, его можно прочитать поразному, он заставляет задуматься,
он похож на здоровую критику, а не на нытьё или мораль, он вызывает улыбку.
3. Главный принцип оформления текстов простота. Чёрнобелый лист с коротким, пусть
даже необычным и «цепким» текстом визуально может сам по себе иногда выглядеть
немного скучно, но на фоне навязчиво ярких рекламных плакатов он сразу обращает на
себя внимание и не сливается с их общей массой.
4. Слоганы всегда создаются в группах, а не индивидуально, так как разные люди помогают
друг другу обогащать идеи и смотреть на одну и ту же проблему с разных сторон.
5. Для создания текстов используется техника «Мозговой штурм». Это значит, что все
участники в группе накидывают абсолютно любые идеи, их никто не критикует и ктото
один записывает. 6. Где же взять идеи? Здесь перечислено несколько приёмов. Ассоциации – что первое
приходит на ум в связи с этой темой. Что значит для вас это слово? На какие мысли
наводит? Какие чувства вызывает? Отвечая на эти вопросы, можно найти очень интересные
повороты сюжета
Урок на тему "Природа. Время. Человек"
Урок на тему "Природа. Время. Человек"
Урок на тему "Природа. Время. Человек"
Урок на тему "Природа. Время. Человек"
Урок на тему "Природа. Время. Человек"
Урок на тему "Природа. Время. Человек"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.