Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Оценка 4.6
Презентации учебные
doc
математика
9 кл
03.12.2017
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс). На уроке рассматривается один из путей активизации познавательной деятельности школьников и повышения уровня их логического мышления: постановка проблемы поиска различных способов доказательства одной и той же теоремы.Даются методические рекомендации по организации этой работы.
Статья_Сазонова_Т.Ф..doc
Раздел:
Преподавание математики
Название статьи:
Различные способы
доказательства теоремы
Автор:
Преподаватель математики
ГБОУ лицей №1571
СЗАО города Москвы
Сазонова Татьяна Федоровна Обучение учащихся доказательству теорем нередко оказывается
недостаточно эффективным. Одна из причин этого, на мой взгляд, отсутствие
возможности показа авторами учебников различных способов доказательств
той или иной теоремы. Отсюда следует, что для активизации познавательной
деятельности учащихся и повышения логического уровня их мышления,
учителю необходимо ставить перед учащимися проблему поиска различных
способов доказательства одной и той же теоремы, учитель должен на примере
показать, как это делается.
Далее перед учителем возникает проблема побудить у учащихся желание
самостоятельно искать различные способы доказательства теорем.
Рассматриваемая деятельность будет эффективна в том случае, если учитель,
перед тем, как предложить ребятам доказать теорему, досконально изучит её
сам: отыщет способы доказательства и установит возможные связи её с
другими теоремами. Только тогда он понастоящему оценит познавательные
возможности теоремы и организует соответствующую работу с учащимися в
классе и на внеклассных занятиях. Особо это важно на начальном этапе
изучения геометрии в 7 классе – заронить потребность в поиске новых
доказательств на последующих этапах изучения геометрии.
В данной статье ставится цель поделиться опытом доказательства
некоторых теорем различными способами.
Рассмотрим несколько теорем из курса геометрии 711 классов.
Как доказываются эта теоремы в учебниках Л.С.Атанасяна и
А.В.Погорелова всем известно, поэтому я приведу менее известные
доказательства.
Теорема о сумме углов треугольника.
Сумма углов в треугольнике равна 180º.
Доказательство:
I c пособ.
N C M
В А
Рис.1
Отложим углы, соответственно равные углам А и В от сторон угла С: угол,
равный А откладывается от луча СА в ту полуплоскость относительно прямой СА, которая не содержит точку В (рис.1). Нужно доказать, что угол С равен
180º, т.е. является развернутым.
Из равенства внутренних накрест лежащих углов А и МСА следует
параллельность прямых СМ и АВ. Аналогично убеждаемся, что CN АВ.
Ссылаясь на аксиому параллельных, приходим к выводу, что прямые СМ и
СN cовпадают. Следовательно, МС∟ N = 180º.
║
II способ
D
F
С
А В
Рис.2
Проведём луч АС и CF АВ║
параллельных прямых CF и АВ и секущей АС. ∟В =
= ∟BCF как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых CF и АВ
и секущей ВС. ∟ACD = 180º, т.к. этот угол развернутый, значит:
∟А + ∟В + ∟С = 180º.
. ∟А = ∟DCF как соответственные при
III
способ
F
D
C M ∟
А В
Рис.3
∟DCF = ∟АСВ как
Проведем лучи ВС и АС и проведем СМ АВ.
∟FCM как соответственные при параллельных прямых
вертикальные, А =
CM и АВ и секущей АС. ∟В = ∟MCF как внутренние накрест лежащие при
параллельных прямых CF и АВ и секущей ВС. ∟FCM = 180º, т.к. этот угол
развернутый, значит:
∟А + ∟В + ∟С = 180º.
║
IV
способ.
С М
║
║
В А
Рис.4
∟А = ∟MCА как внутренние накрест лежащие при
Проведем СМ ВА.
∟ВСМ = ∟А + ∟С. ∟ВСМ + ∟В = 180º, т.к. эти углы
СМ ВА и секущей АС.
внутренние односторонние при параллельных прямых CM и ВА и секущей ВС,
значит:
∟А + ∟В + ∟С = 180º.
Теорема о зависимости углов треугольника от его сторон.
В треугольнике против большей стороны лежит больший угол.
Рассмотрим случай, когда в ∆ АВС АС>АВ. Проведем АМ – биссектрису
∟ВАС. Если построить точку Е = S AМ (В) (рис.5), то окажется, что ∟В =
∟АЕМ, но ∟АЕМ – внешний угол ∆ СЕМ. Поэтому ∟В = ∟АЕМ и ∟С <
∟В.
Доказательство аналогично, если построить точку D = S АМ (С).
А
Е С
В М
Рис.5
Есть и ряд других доказательств, использующих свойство биссектрисы.
А
B
D
E M
С Рис.6
Через точку М проведем прямую, перпендикулярную лучу АМ и
пересекающую прямые АВ и АС соответственно в точках D и Е (рис.6). Тогда
АD = AE и ∟ADM = ∟AEM; ∟АВС >∟ADM и ∟АЕМ >∟С как внешние
углы ∆ МВD и ∆ СЕМ. Значит ∟В >∟С.
Можно опустить перпендикуляры BT и CI на луч АМ (рис.7).
А
В
Т
М
I
С
Рис.7 Тогда выяснится, что ∟ABT = ∟ACI, но угол С – часть угла АСI, а угол
АВТ – часть угла АВС. Отсюда вытекает, что
∟В > ∟С.
Теорема о трех перпендикулярах.
Прямая теорема:
Если через основание наклонной провести прямую , перпендикулярную к ней,
то эта прямая будет перпендикулярна и проекции наклонной.
Обратная теорема:
Если через основание наклонной провести прямую , перпендикулярную к
проекции этой наклонной, то эта прямая будет перпендикулярна и самой
наклонной.
S
О В
t А
С
Рис.8
I c пособ
(Доказательство обратной теоремы)
Допустим, что SA не перпендикулярна прямой t. Проведем SB
SA > SB. Из прямоугольных треугольников SOA и SOB: OA2 = SA2
SO2, OB2 = SB2 SO2. Получаем: OA > OB. Между тем OA < OB, т.к. OA
┴ t по условию (рис.8).
┴ t , тогда
II c пособ.
(Доказательство обратной теоремы) S
O
M
t A
N Рис.9
Приведен в учебнике «Геометрия 910» А.Киселева.
От точки А отложим равные отрезки: AM = AN (рис.9). Точки M и N
cоединим с точками O и S. В ∆ MON
OA есть одновременно высота и
медиана, т.е. этот треугольник равнобедренный: OM = ON. Прямоугольные
треугольники OSM и OSN равны (по двум катетам). Из их равенства следует,
что SM = SN и SA – медиана равнобедренного треугольника MSN. Значит, SA
– высота этого треугольника, т.е. SA ┴MN.
III
(Доказательство обратной теоремы)
На прямой t возьмем произвольную точку B (рис.8) и соединим ее с
точками O и S. Из прямоугольных треугольников SOB, SOA и AOB:
способ.
SB2 = SO2 + OB2; SA2 = SO2 + OA2; OB2 OA2 = AB2
Вычтя из первого равенства второе, получим: SB2 SA2 = OB2 OA2.
Приняв во внимание третье равенство, будем иметь: SB2 SA2 = AB2, SB2 =
=SA2 + AB2. Согласно обратной теореме Пифагора SA
┴ AB, т.е. t
┴ SA.
n 2).
Теорема о сумме внутренних углов выпуклого nугольника.
Сумма внутренних углов выпуклого
n угольника равна 180º(
Когда у ребят выработается навык поиска доказательств теорем, при
изучении темы «Теорема о сумме внутренних углов выпуклого nугольника»,
можно провести следующую работу.
Учащиеся класса в зависимости от способностей делятся на группы.
Каждая группа «ищет своё доказательство» теоремы о сумме внутренних
углов выпуклого nугольника.
Ученики класса, члены математического кружка, доказывают эту теорему
методом математической индукции: при n = 3 формула 180º(n 2) в силу
теоремы о сумме углов треугольника; далее предполагается истинность
данной формулы при n = k и доказывается ее справедливость для n = k + 1. А именно: 180º(k + 1 2) = 180º(k 1) = 180º(n 1 1) = 180º(n 2). Вторая
группа учащихся проводит доказательство теоремы с опорой на рис.10.
Ребята замечают, что если n количество сторон многоугольника, то n – 2 –
количество образовавшихся треугольников. И т.к. сумма внутренних углов
треугольника равна 180º, то сумма внутренних углов выпуклого nугольника
равна 180º(n 2).
А1
А2
Аn
А3
Рис.10
Третья группа ребят находит доказательство теоремы, исходя из рис.11
сумма внутренних углов выпуклого nугольника 180ºn 360º = 180º(n 2)).
В
С
1 2
O 3
5 4
А D
E
Рис.11
И, наконец, четвертая группа учащихся, изучая рис.12 и выполняя
дополнительный рис.13 (рисуем углы с соответственно параллельными
сторонами для ∟1 ∟6), приходит к выводу: сумма внутренних углов
выпуклого nугольника равна 180ºn 360º = 180º(n 2).
6 1
2 1 2 3
5 6
5 4
3
4
Рис.12 Рис.13
Каждая группа учащихся тратит на поиск доказательства около 10 минут.
После этого представитель группы на доске демонстрирует классу найденное
доказательство теоремы.
Ограничиваясь приведенными примерами, надо отметить положительный
опыт систематического использования этого методического подхода в
преподавании геометрии. Приучая учащихся к самостоятельным поискам
доказательства, поощряя их работу в этом направлении (даже если найденное
доказательство сложнее известного), можно добиться более прочных и глубоких знаний, способствовать повышению математической культуры
учащихся.
Литература:
«Геометрия» учебник для 79 классов общеобразовательных учреждений/
А.С.Атанасян и др., Москва, «Просвещение», 2000.
«Геометрия» учебник для 79 классов общеобразовательных учреждений/
А.В.Погорелов и др., «Просвещение», АО, «Московские учебники», Москва,
2003.
«Геометрия» учебник для 1011 классов общеобразовательных учреждений/
А.В.Погорелов и др., «Просвещение», АО, «Московские учебники», Москва,
2003.
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Урок на тему "Различные способы доказательства теорем" (9 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.