Конспект урока. Действительные и страдательные причастия.doc
Кривенко Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №1
имени Героя Советского Союза В.Н.Тимонова
Карасукского района Новосибирской области
Тема: Действительные и страдательные причастия.
Тип урока: обобщение изученного материала
Вид урока: путешествие
Класс: 7
Цели урока:
повторить сведения о причастии как части речи, уметь опознавать их в
тексте и отличать от омонимичных прилагательных;
закрепить и совершенствовать умение учащихся образовывать
действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего
времени;
уметь употреблять учащимися в устной и письменной речи причастных форм
и конструкций; обогатить синтаксический строй речи при написании
творческих работ.
показать навыки работы учащихся с компьютером и интерактивной доской.
Оборудование: интерактивная доска, слайдпрограмма «Действительные и
страдательные причастия»,
интерактивное приложение «Причастие»,
компьютеры,
мультимедийное приложение к учебнику под ред.
М.М.Разумовской и П.А.Леканта «Русский язык 6 класс» (электронное
учебное издание) тема Причастие, раздел – Образование действительных и
страдательных причастий, миграционные карты карточки, сигнальные
карточки.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд №1
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Слайд №2.
Сегодня я приглашаю всех вас совершить путешествие по государству
Причастие, с посещением города Действительных и страдательных причастий.
Давайте запишем дату отправления в ваших тетрадях и пункт прибытия
Действительные и страдательные причастия. – запись на доске.
пограничный контроль. Слайд №3
При этом заполнить миграционную карту.
Но чтобы попасть в другое государство мы с вами должны пройти
Фамилия, имя __________________________________________
Миграционная карта №
1 Тест
Центр ДП
Центр СП
ФП
Исследовательский
Дом
Итог
центр
творчества
I
II
III
К.№1
I
II
III
I
II
К.№2
Знаете, ребята, что это такое?
(Это карта, которая выдается всегда при въезде в другую страну). Она
будет сохраняться у вас на протяжении всего путешествия.
Запишем фамилию и имя.
А теперь нам необходимо определить номер карты, для этого вам предстоит
вспомнить все сведения о причастии как части речи, выписав номера
правильных ответов теста. Слайд №4
• Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
1. Признаки существительного
2. Признаки прилагательного
3. Признаки глагола
4. Признаки наречия
• Какое слово в предложении является причастием?
Продолжаю прерванный мною рассказ
1. Первое
2. Второе
3. Третье
• Что обозначает причастие?
1. Признак предмета (качество)
2. Признак действия
3. Признак признака
4. Признак предмета по действию
• Какое утверждение является правильным?
1. Причастие изменяется по родам, числам и падежам, обладает краткой
формой (для некоторых типов причастия), согласуется с именем
существительным и выполняет роль определений или сказуемых.
2. Причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого,
сочетаясь с подлежащим, как глагол.
Какой номер у вас получился? Проверим. Слайд №5 (23241)
Отметьте в своей карте правильность выполнения задания:
правильно – 1 балл; 1 ошибка – 0,5; более – 0.
Слайд №6.
Итак, контроль пройден. Перед нами карта удивительного города, о котором
мы уже имеем представление. Давайте внимательно посмотрим на неё.
Семь удивительных сооружений находятся в городе и все закрыты. Нам же
предстоит открыть их и получить 7 золотых ключей.
2 А как вы думаете, какие задания нужно выполнить, чтобы получить ключи?
Конечно, раз это город Действительных и страдательных причастий, то и
задания будут направлены на отработку ваших знаний и умений по этой теме.
Вы готовы к путешествию? Тогда вперед!
Переключение на интерактивное приложение «Причастие»
(через гиперссылку на слайде№6).
SMART №1 Таможня
Так как город находится на границе, мы должны обязательно пройти
таможенный досмотр багажа (а это ваши знания), чтобы получить разрешение
на въезд. Готовы.
SMART №2
Ответственное задание. Отличите причастия от прилагательных, распределив
слова по двум группам: Прилагательное и Причастие. При этом вы
можете заработать дополнительные баллыжетоны в путешествии.
Ледяной, заросший, летучий, цветущая, глубочайший, унесённый,
висевший, худший, хороший, молотый, борющийся, стеклянный,
называемый, обрабатываемый, пригожий.
(учащиеся на доске перемещают слова в группы) – 4 ученика.
Какие здесь встретились причастия?
(действительные и страдательные).
Чем они отличаются друг от друга?
Назовите ДП, СП. – 7 жетонов.
Переключение на слайды
Слайд №7. Вот мы и заработали 1 ключ.
Слайд №8. Наше путешествие продолжается.
Мы в Центре Действительных причастий.
Какие суффиксы имеют ДП настоящего и прошедшего времени? Ответ
букву занесите в карту. Проверим.
Правильно – 1 балл; частично – 0,5; неправильно– 0.
Слайд №9.
От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего и
прошедшего времени.
Дремать
Гадать
Знать
Как они образуются? жетон
Проверим
Дремлющий
Гадающий
Дремавший
Гадавший
Знавший
3 Знающий
Выставляем баллы по числу правильно образованных форм.
Все правильно 6 баллов и т.д.
Слайд №10. Работа в парах по карточке (на столе у каждого карточка.)
Найдите в данных словосочетаниях действительные причастия настоящего
времени, выделите в них суффиксы, вставьте пропущенные буквы.
Знач..щийся в списках
Муч..мый жаждой
Трепещ..щий листок
Ожида..мая встреча
Завис..щий от природы
Ответ:
Значащийся в списках
Мучимый жаждой
Трепещущий листок
Ожидаемая встреча
Зависящий от природы
Выставим баллы в карте – правильно 5 баллов и т.д.
Слайд №11. Мы получили 2 золотой ключ.
Слайд №12.Следующий объект – это Центр
причастий. Укажите СС со страд. причастиями. Буквы отметьте в карте.
Страдательных
a) разбросанные вещи;
b) сшитое пальто;
c) выращенные цветы;
d) улыбающийся клоун
e)вертящийся мячик
Проверим правильность выполнения. Ответ abc.
Правильно 3 балла.
Слайд №13.
Ответьте на вопрос: Какие суффиксы имеют СПНВ и СППВ.
Ответ: c а.
Правильно – 1 балл; частично – 0,5; неправильно– 0.
Как образуются Страдательные причастия? – жетон
Слайд №14. Посоревнуемся.
От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего и
прошедшего времени (взаимопроверка)
4 Рисовать – рисуемый – рисованный
Видеть – видимый виденный
Выставляем баллы по числу правильно образованных форм. Все правильно 4
баллов и т.д.
Слайд №15. Образуйте все возможные формы причастий от данных
глаголов .
Читать
ДПНВ – читающий
ДППВ – читавший
СПНВ – читаемый
СППВ – читанный
Сидеть
ДПНВ – сидящий
ДППВ – сидевший
Выучить
ДППВ – выучивший
СППВ – выученный
Выставляем баллы по числу правильно образованных форм.
Все правильно 8 баллов
Слайд №16 Мы заработали 3 ключ и спешим в исследовательский
центр.
Слайд №17.Вам предстоит провести исследования в области образования
действительных и страдательных причастий. Для этого вам необходимо будет
занять место за компьютером в соответствии с номером вашей пары.
Учащиеся под №1 выполняют задания 1 варианта, при этом ребята с номером
2 проверяют, оценивают и выставляют баллы в карту. Затем наоборот.
Но перед этим я предлагаю всем получить заряд бодрости, рассказав
немного о себе. Я читаю стихотворение, а вы, если услышите ДП – хлопайте,
СП – топайте.
Вы самые любимые,
При этом все ранимые.
Дарящие тепло,
Кричащие назло.
Поющие, творящие,
Но иногда молчащие.
Вы самые красивые
От всяких бед хранимые.
К заданью приступайте
Отлично выполняйте.
Слайд №18 (компьютер и блокнот)
5 Учащиеся занимают место за компьютером и выполняют задания раздела
«Образование действительных и страдательных причастий» мультимедийного
приложения «Русский язык 6 класс».
Так как скорость выполнения работы у каждого ученика разная, то успешно и
быстро справившимся учащимся даётся дополнительное задание, которое
проверяется после завершения работы за компьютером.
Карточка с дополнительным заданием:
Назовите фразеологизмы, в состав которых входят причастия
прошедшего времени или образованные от них прилагательные.
1. Распределять между собой прибыль от предлагаемого, но ещё не
осуществлённого дела.
2. Удручённый, печальный.
3. О чёмлибо не имеющем никакого значения, не заслуживающем внимания.
4. День свободного доступа (с целью ознакомления с предприятием, учебным
заведением), преимущественно для желающих поступить на работу, учёбу.
Слайд №19 4й ключ.
Слайд №20 – Пятый объект – планетарий. После работы с компьютером
необходимо нашим глазкам отдохнуть. Расслабьтесь и погрузитесь в
космическое пространство.
Слайд №21 Немного отдохнули и получили 5й ключ.
Слайд №22. А сейчас мы с вами приближаемся к самой интересной
достопримечательности города. Это Дом творчества. Вам предстоит
выполнить достаточно непростое задание. Необходимо из предложенных
словосочетаний
1. Найти словосочетания с причастиями. – 1б
Если вы выполните следующие задания, то получите дополнительно 2,3
или 4б.
2. Составьте с СС предложения. – 2б
3. Составьте текст, используя данные словосочетания. 3б
4. Напишите стихотворение. 4б.
(заслушиваются несколько работ по уровню сложности).
Слайд №23. Мы получили 7й ключ и похвалу.
Слайд №24. Пока вы были в планетарии и совершали мысленно космическое
путешествие. Для вас был составлен Гороскоп с использованием ДП и СП.
Заканчивается I четверть.
Оставшиеся два дня потребуют от вас максимум усилий и терпения.
Начатые вами дела потребуют завершения. Оценки, выставленные за
четверть, многим принесут удовлетворение.
Полученные на уроках знания реализуйте в творческих работах, проектах.
Участвуйте в объявленных конкурсах.
6 В свободное время посетите выставки, концерты, обсудите увиденное.
Слайд №25 Домашнее задание: составьте прогноз погоды, используя
действительные и страдательные причастия.
Подведение итогов:
Слайд №26 – Мы получили 7 ключ и наше путешествие по городу Д и С
причастий подходит к концу. И хотелось бы подвести итог нашего
путешествия. Подсчитайте набранные баллы и жетоны, каждый из которых
приравнивается к 1 баллу.
Если вы набрали 43 > б. – «5»
40>б. «4»
35>б. «3»
30б. – «2»
Рефлексия: Завершая наше путешествие, мне хочется, чтобы мы проложили
мостик доверия друг к другу. Слайд №27.
Вопервых, подарили улыбки радости друг другу и ответили на
предложенные вопросы, выбрав для себя любой.
Слайд №28. Те, кто не ответил на ? поднимите карточку. Слайд №29
Слайд №30 . На этом наше путешествие по государству Причастие не
заканчивается впереди ещё неизведанные города. Сдайте свои миграционные
карты и творческие работы. Спасибо за урок.
7
Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.