Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Оценка 5

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Оценка 5
Карточки-задания +2
doc
русский язык
7 кл
26.08.2017
Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Конспект урока. Действительные и страдательные причастия.doc
Кривенко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №1  имени Героя Советского Союза В.Н.Тимонова Карасукского района Новосибирской области Тема: Действительные и страдательные причастия. Тип урока: обобщение изученного материала Вид урока: путешествие Класс: 7 Цели урока:  ­  повторить   сведения   о   причастии   как   части   речи,   уметь   опознавать   их   в тексте и отличать от омонимичных прилагательных; ­   закрепить   и   совершенствовать   умение   учащихся   образовывать действительные   и   страдательные   причастия   настоящего   и   прошедшего времени; ­ уметь употреблять учащимися в устной и письменной речи причастных форм и   конструкций;   обогатить   синтаксический   строй   речи   при   написании творческих работ.   ­ показать навыки работы учащихся с компьютером и интерактивной доской. Оборудование:  интерактивная   доска,   слайдпрограмма   «Действительные   и страдательные   причастия»,   интерактивное   приложение   «Причастие», компьютеры,   мультимедийное   приложение   к   учебнику   под   ред. М.М.Разумовской   и   П.А.Леканта   «Русский   язык   6   класс»   (электронное учебное издание) тема ­ Причастие, раздел – Образование действительных и страдательных   причастий,   миграционные   карты   карточки,   сигнальные карточки.  Ход урока 1. Организационный момент. Слайд №1 Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Слайд №2.  Сегодня   я   приглашаю   всех   вас   совершить   путешествие   по   государству Причастие, с посещением города Действительных и страдательных причастий. Давайте   запишем   дату   отправления   в   ваших   тетрадях   и   пункт   прибытия ­Действительные и страдательные причастия. – запись на доске.   пограничный контроль. Слайд №3 При этом заполнить миграционную карту.   Но   чтобы   попасть   в   другое   государство   мы   с   вами   должны   пройти Фамилия, имя __________________________________________ Миграционная карта № 1 Тест Центр ДП Центр СП ФП Исследовательский Дом Итог центр творчества I II III К.№1    I II  III I II К.№2 Знаете, ребята, что это такое?  (Это карта, которая выдается всегда при въезде в другую страну). Она будет сохраняться у вас на протяжении всего путешествия.    Запишем фамилию и имя. А теперь нам необходимо определить номер карты, для этого вам предстоит вспомнить   все   сведения   о   причастии   как   части   речи,   выписав   номера правильных ответов теста. Слайд №4 • Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? 1. Признаки существительного 2. Признаки прилагательного 3. Признаки глагола 4. Признаки наречия • Какое слово в предложении является причастием? Продолжаю прерванный мною рассказ 1. Первое 2. Второе 3. Третье • Что обозначает причастие? 1. Признак предмета (качество) 2. Признак действия 3. Признак признака 4. Признак предмета по действию • Какое утверждение является правильным? 1. Причастие изменяется по родам, числам и падежам, обладает краткой  формой (для некоторых типов причастия), согласуется с именем  существительным и выполняет роль определений или сказуемых.        2.  Причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого,  сочетаясь с подлежащим, как глагол. ­ Какой номер у вас получился? Проверим. Слайд №5    (23241)  Отметьте в своей карте правильность выполнения задания:  правильно – 1 балл; 1 ошибка – 0,5; более – 0. Слайд №6.    Итак, контроль пройден. Перед нами карта удивительного города, о котором мы уже имеем представление. Давайте внимательно посмотрим на неё. Семь удивительных сооружений находятся в городе и все закрыты. Нам же предстоит открыть их и получить 7 золотых ключей.  2 А как вы думаете, какие задания нужно выполнить, чтобы получить ключи? Конечно,   раз   это   город   Действительных   и   страдательных   причастий,   то   и задания будут направлены на отработку ваших знаний и умений по этой теме. Вы готовы к путешествию? Тогда вперед!  Переключение   на   интерактивное   приложение   «Причастие» (через гиперссылку на слайде№6). SMART №1­ Таможня Так   как   город   находится   на   границе,  мы  должны   обязательно   пройти таможенный досмотр багажа (а это ваши знания), чтобы получить разрешение на въезд. Готовы. SMART №2  Ответственное задание. Отличите причастия от прилагательных, распределив слова по двум группам:  Прилагательное       и         Причастие.  При этом вы можете заработать дополнительные баллы­жетоны в путешествии. Ледяной,   заросший,   летучий,   цветущая,   глубочайший,   унесённый, висевший,   худший,   хороший,   молотый,   борющийся,   стеклянный, называемый, обрабатываемый, пригожий. (учащиеся на доске перемещают слова в группы) – 4 ученика. Какие здесь встретились причастия?  (действительные и страдательные).  Чем  они отличаются друг от друга?  Назовите ДП, СП. – 7 жетонов. Переключение на слайды Слайд №7. Вот мы и заработали 1 ключ. Слайд №8. Наше путешествие продолжается.  Мы в Центре Действительных причастий.  ­ Какие суффиксы имеют ДП настоящего и прошедшего времени? Ответ­ букву занесите в карту. Проверим. Правильно – 1 балл; частично – 0,5; неправильно– 0. Слайд №9.  ­ От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени.  Дремать ­  Гадать ­ Знать ­  Как они образуются?  ­ жетон Проверим  Дремлющий  Гадающий Дремавший Гадавший  Знавший  3 Знающий  Выставляем баллы по числу правильно образованных форм.  Все правильно­ 6 баллов и т.д. Слайд №10.  Работа в парах по карточке (на столе у каждого карточка.) Найдите   в   данных   словосочетаниях   действительные   причастия   настоящего времени, выделите в них суффиксы, вставьте пропущенные буквы. Знач..щийся в списках Муч..мый жаждой Трепещ..щий листок Ожида..мая встреча Завис..щий от природы          Ответ:  Значащийся в списках Мучимый жаждой Трепещущий листок Ожидаемая встреча Зависящий от природы Выставим баллы в карте – правильно­ 5 баллов и т.д. Слайд №11. Мы получили 2 золотой ключ. Слайд   №12.Следующий   объект   –   это   Центр   причастий. Укажите СС со страд. причастиями. Буквы отметьте в карте.  Страдательных a) разбросанные вещи; b) сшитое пальто; c) выращенные цветы; d) улыбающийся клоун  e)вертящийся мячик Проверим правильность выполнения. Ответ ­  abc.  Правильно ­ 3 балла. Слайд №13.  Ответьте на вопрос: Какие суффиксы имеют СПНВ и СППВ. Ответ: c а. Правильно – 1 балл; частично – 0,5; неправильно– 0. Как образуются Страдательные  причастия? – жетон Слайд №14. Посоревнуемся. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего и  прошедшего времени (взаимопроверка) 4 Рисовать – рисуемый – рисованный Видеть – видимый ­ виденный Выставляем баллы по числу правильно образованных форм. Все правильно­ 4 баллов и т.д. Слайд №15. Образуйте все возможные формы причастий от данных  глаголов .  Читать          ДПНВ – читающий ДППВ – читавший СПНВ – читаемый СППВ – читанный Сидеть  ДПНВ – сидящий ДППВ – сидевший  Выучить ДППВ – выучивший СППВ – выученный Выставляем баллы по числу правильно образованных форм.  Все правильно­ 8 баллов Слайд №16 Мы заработали 3 ключ и спешим в исследовательский  центр. Слайд   №17.Вам   предстоит   провести   исследования   в   области   образования действительных и страдательных причастий. Для этого вам необходимо будет занять место за компьютером  в соответствии с номером вашей пары. Учащиеся под №1 выполняют задания 1 варианта, при этом ребята с номером 2 проверяют, оценивают и выставляют баллы в карту. Затем наоборот.     Но перед этим я предлагаю всем получить заряд бодрости, рассказав  немного о себе. Я читаю стихотворение, а вы, если услышите ДП – хлопайте,  СП – топайте. Вы самые любимые, При этом все ранимые. Дарящие тепло, Кричащие назло. Поющие, творящие, Но иногда молчащие. Вы самые красивые От всяких бед хранимые. К заданью приступайте Отлично выполняйте. Слайд №18 (компьютер и блокнот) 5 Учащиеся занимают место за компьютером и выполняют задания  раздела «Образование действительных и страдательных причастий» мультимедийного приложения «Русский язык 6 класс».  Так как скорость выполнения работы у каждого ученика разная, то успешно и быстро     справившимся   учащимся   даётся   дополнительное   задание,   которое проверяется после завершения работы за компьютером.   Карточка с дополнительным заданием: Назовите  фразеологизмы,   в   состав   которых   входят   причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. 1.   Распределять   между   собой   прибыль   от   предлагаемого,   но   ещё   не осуществлённого дела. 2. Удручённый, печальный. 3. О чём­либо не имеющем никакого значения, не заслуживающем внимания. 4. День свободного доступа (с целью ознакомления с предприятием, учебным заведением), преимущественно для желающих поступить на работу, учёбу. Слайд №19­  4­й ключ. Слайд №20 –  Пятый объект – планетарий.  После работы с компьютером необходимо   нашим   глазкам   отдохнуть.   Расслабьтесь   и   погрузитесь   в космическое пространство. Слайд №21­ Немного отдохнули и получили 5­й ключ.   Слайд   №22.  А   сейчас   мы   с   вами   приближаемся   к   самой   интересной достопримечательности   города.   Это   Дом   творчества.   Вам   предстоит выполнить   достаточно   непростое   задание.   Необходимо   из   предложенных словосочетаний 1. Найти словосочетания с причастиями. – 1б Если вы выполните следующие задания, то получите дополнительно 2,3 или 4б. 2. Составьте с СС предложения. – 2б 3. Составьте текст, используя данные словосочетания.­ 3б 4. Напишите стихотворение.­ 4б. (заслушиваются несколько работ по уровню сложности). Слайд №23. Мы получили 7­й ключ и похвалу.  Слайд №24. Пока вы были в планетарии и совершали мысленно космическое  путешествие. Для вас был составлен Гороскоп с использованием ДП и СП. Заканчивается I четверть. Оставшиеся два дня потребуют от вас максимум усилий и терпения. Начатые вами дела потребуют завершения. Оценки, выставленные за четверть, многим принесут удовлетворение. Полученные на уроках знания реализуйте в творческих работах, проектах. Участвуйте в объявленных конкурсах. 6 В свободное время посетите выставки, концерты, обсудите увиденное. Слайд   №25   ­  Домашнее   задание:  составьте   прогноз   погоды,   используя действительные и страдательные причастия. Подведение итогов:  Слайд №26  – Мы получили 7 ключ и наше путешествие по городу Д и С причастий   подходит   к   концу.   И   хотелось   бы   подвести   итог   нашего путешествия. Подсчитайте набранные баллы и жетоны, каждый из которых приравнивается к 1 баллу.  Если вы набрали          43 > б. – «5»   40>б.  ­ «4»                                        35>б.  ­ «3»                                        30б. – «2» Рефлексия:  Завершая наше путешествие, мне хочется, чтобы мы проложили  мостик доверия друг к другу. Слайд №27.   Во­первых, подарили  улыбки радости друг другу и ответили на  предложенные вопросы, выбрав для себя любой.  Слайд №28. Те, кто не ответил на ? поднимите карточку. Слайд №29 Слайд   №30  .   На   этом   наше   путешествие   по   государству   Причастие   не заканчивается впереди ещё неизведанные города. Сдайте свои миграционные карты и творческие работы. Спасибо за урок.  7

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»

Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2017