Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русская литература
11 кл
05.10.2017
Отпадание от религии стало к XIX веку характернейшим процессом эпохи, захватило широчайшие слои русского образованного общества. Этот процесс стимулировался бурным развитием естественных наук, успехами промышленности и техники и небывалым ростом авторитета опытного знания. Так возник новый духовно-мировоззренческий контекст эпохи, суть которого точно передала формула Ницше: «Бог - умер». Смерть Бога в сознании людей породила тупиковую духовную ситуацию, поэтому поэт А.А. Блок обращается к образу Христа в своем творчестве.
Урок-обозрение по поэме _Двенадцать_ А. Блока.doc
Урокобозрение
« Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
(Проблемнотекстуальная работа по ранней лирике и
завершающей главе поэмы «Двенадцать»)
Цель:
1) Помочь увидеть, как представлял себе А. Блок духовное возрождение
России через религиозные идеалы и культуру.
2)
Попытаться расширить представления духовнонравственных
ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике.
3) Совершенствовать выразительное чтение лирических произведений;
продолжить обучение анализу поэзии, будем учиться видеть в ней
философский смысл.
4) В ходе проблемнотекстуального анализа поэтических произведений
сделать еще один шаг к тому, чтобы стать вдумчивыми читателями.
Оформление класса:
Ветхий Завет, Евангелие, Новый Завет,
музыкальные произведения И.С. Баха (орган), свеча, плакат с эпиграфом к
уроку: «Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я
вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К
сожалению, Христос». А. Блок.
Ход урока.
Ребята, сегодня у нас с вами будет интересный урок по творчеству
замечательного поэта А.А. Блока. Это будет урокобозрение. И тема его
необычна. Открыли тетради, запишем число и тему: «Духовное возрождение
России в поэзии А.А.Блока» (Проблемнотекстуальная работа по ранней
лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»). Что подразумевает
«Проблемнотекстуальная работа»?
Цели нашего урока таковы:
1.
Мы должны увидеть, как представлял себе Блок духовное
возрождение России через религиозные идеалы и культуру. 2.
Попытаемся расширить представления духовнонравственных
ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике.
3.
Совершенствуем навыки выразительного чтения лирических
произведений, продолжим обучение анализу поэзии; будем учиться видеть в
ней философский смысл.
Эпиграфом к уроку предлагаю слова А.А. Блока (зачитываю с плаката):
«Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я
вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К
сожалению, Христос». А. Блок. Запишем и его.
Слово учителя.
Отпадание от религии стало к XIX веку характернейшим процессом
эпохи, захватило широчайшие слои русского образованного общества. Этот
процесс стимулировался бурным развитием естественных наук, успехами
промышленности и техники и небывалым ростом авторитета опытного знания.
Так возник новый духовномировоззренческий контекст эпохи, суть которого
точно передала формула Ницше: «Бог умер».
Смерть Бога в сознании людей породила тупиковую духовную ситуацию.
Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, считал
Достоевский, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить
человечество?
«Я объявляю, настаивал великий гуманист, что любовь к человечеству
даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры
в бессмертие души человеческой.
Эта мысль не давала покоя писателюпровидцу, пришедшему к выводу,
что если нет Бога, то нет и добродетели и тогда «всё» позволено». Вот что по
этому поводу говорит его герой Иван Карамазов: «... уничтожьте в
человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас иссякнет не только любовь,
но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того, тогда
уже ничего не будет безнравственно, всё будет позволено ...»
2 Ребята, как вы думаете (показываю рукой на эпиграф), почему поэт
обращается к образу Христа в своем творчестве? Возможно, ответ на этот
вопрос мы вместе с вами найдем немного позже.
Давайте вспомним, каким было домашнее задание к этому уроку:
1. Продемонстрировать самый важный момент судьбы А. Блока.
2. Подготовить сообщение на тему: «Религиозные мотивы в ранней
лирике А. Блока» на основе стихотворения по выбору.
3. Используя дневниковые записи самого поэта в творческой форме
напомнить основные этапы создания поэмы «Двенадцать» (это было
групповое задание).
4. Быть готовыми к полемике на тему: «Значение образа Христа в поэме
«Двенадцать».
5. И небольшое задание: отыскать и записать в тетрадях высказывания
известных людей по обсуждаемой теме.
Итак, во время наших прошлых уроков мы обозначили с вами всё
творчество Блока как роман, посвященный любви, религии и женщине.
И центром его творений как раз и становится душа женщины или женское
начало во всем и во все времена.
Не только в лирических произведениях, но и в личной жизни А. Блок
преклонялся перед женщиной. Всю жизнь образ его жены Л.Д. Менделеевой
оставался для него идеалом.
«Подруга вечная», «София Премудрость Божия», «Вечная
женственность», «Жена, облеченная в солнце» ласково называет он ее». Эта
любовь принимает характер возвышенного служения молитв, возносимых уже
не простой женщиной, а владычицей Вселенной.
Давайте из большого фильма «Жизнь Блока» восстановим один из
важнейших моментов их первую встречу. (Приглашаю желающих).
Звучит музыка. На виду портрет Л.Д. Менделеевой и А. Блока.
«Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый
3 цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на
скамье статную девушку в розовом платье с тяжелой золотой косой.
Очевидно, ее спугнул неожиданно раздавшийся топот лошади, потому что она
быстро встала, и краска залила ее щеки; она побежала в глубь сада, оставив
меня смотреть, как за вьюгой лепестков мелькало ее розовое платье».
В описаниях ее и его почти ничего общего. У нее масса житейских
подробностей, таких, которые любят составители подробных биографий и
жизнеописаний. У него всадник, девушка на скамейке и мелькающее розовое
платье, и облетающий яблоневый цвет. У нее вехи биографии, у него
судьба.
Это действительно была судьба. В это лето их отношения с Любовью
Дмитриевной полны неопределенности. Тайное взаимное расположение и
очень сдержанное общение. Она чувствует, что Блок окружает ее «кольцом
внимания», но боится о своих чувствах «проговориться» даже взглядом; «Я
смотрела всегда только внешне светски, и при первой попытке встретить по
другому мой взгляд уклоняла его». Ему кажется, что Любовь Дмитриевна
холодна и равнодушна.
Учитель: Но лето 1898 года принесло не только чистую юношескую
любовь, но и дружбу. Любовь и дружбу на всю жизнь.
Ребята, вспомните, что все творчество Блока дореволюционного периода
мы определили с вами как поэзию Вочеловечения и торжества трех начал:
Веры, Надежды, Любви.
Я вас просила еще раз обратиться к ранней лирике Блока и выбрать те
произведения, в которых бы вы нашли союз поэта и религии.
Напоминаю, что предварительным заданием к сегодняшнему разговору
было следующее:
1. Обратиться к ранней лирике Блока.
2. Подготовить выразительное чтение избранных стихотворений с
вариантами возможных моноспектаклей.
4 3. Быть готовыми к обсуждению нравственнодуховных воззрений поэта,
связанных с концепцией христианской религии.
Итак, какие стихотворения привлекли ваше внимание и почему?
Ученик: Я обратился к сборнику Блока «Стихи о Прекрасной Даме»
(стихотворному молитвеннику раннего Блока).
Учитель: А что ты смог усмотреть в столь зашифрованном цикле?
Ученик: Из сборника мне очень понравилось стихотворение «Я, отрок,
зажигаю свечи». Можно, я его прочитаю.
Включает музыку. Зажигает свечу, читает стихотворение наизусть
Имеющий невесту есть жених;
а друг жениха, стоящий и внимающий ему,
радостью радуется, слыша голос жениха.
От Иоанна 111.29.
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.
Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутноголубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
5 Забрезжит брачная заря.
7 июля 1902.
Учитель: Какую философию ты почувствовал и понял, прочитав его?
Ученик: Прочитав его, я понял, что для молодого Блока образы рыцаря
и монаха почти неразделимы. Читая это стихотворение, я представил
обстановку церкви или храма, и понял, что действующих лиц здесь должно
быть вое это «я» лирический герой и «она» героиня, находящаяся в
недоступности для Блока. Я понимаю, что поэт пишет: «Люблю вечернее
моленье ...»
Мне показалось, что глагол Блока «люблю» в этом стихотворении
объединяет три мира трехединства через три цвета: белый это цвет
религии, красный (здесь намек на него слово «предзакатное»), цвет
человеческого мира и страдания Христа. Цвет голубой цвет взаимопо
нимания
Таким образом, в этом произведении я увидел тесную связь
мировоззрения поэта с реалиями праздничными и жестокими, которые
преподносит нам сама жизнь.
Учитель: Спасибо. Какое стихотворение созвучно по настроению и
времени только что услышанному?
Ученик: Это стихотворение «Я их хранил в приделе Иоанна».
Учитель: Давайте обратимся к его тексту:
Я их хранил в приделе Иоанна,
Недвижный страж, хранил огонь лампад.
И вот Она, и к Ней моя Осанна –
Венец трудов превыше всех наград.
Я скрыл лицо, и проходили годы
Я пребывал в Служеньи много лет.
И вот зажглись лучом вечерним своды,
Она дала мне Царственный Ответ
Я здесь один хранил и теплил свечи.
Один, пророк, дрожал в дыму кадил.
И в Оный День один участник Встречи –
6 Я этих Встреч ни с кем не разделил.
Ноябрь, 1902.
Учитель: Я думаю, ребята, параллель проведена достаточно ярко. Не
так ли, Илья?
Ученик: Да. Но данное стихотворение одно из самых зашифрованных.
А смысл его кроется в простой знаковой схеме: «Я храм Она».
Учитель: Здесь нам не поможет никакой анализ, а нужен комментарий
Очевидно, здесь рассказывается о чемто необычайно важном и
торжественном: Л.Д. Менделеева, которую Блок совершенно искренно
принимал за одно из воплощений Софии, дала ему согласие на брак.
Лирический герой, таким образом, оказывается накануне мистического акта
соединения со своим божеством.
А теперь о приделе Иоанна. Видимо, речь идет об Иоанне Предтече ведь
и себя герой считает предтечей новой религии религии Прекрасной Дамы,
герой скромно хранит огонь лампад.
Ребята, какое еще стихотворение, повашему, достойно анализа на
сегодняшнем уроке, исходя из темы?
Поднимаю учащихся, они отвечают: «Это стихотворение «Вхожу я в
темные храмы».
Учитель: Я предлагаю остановиться на этом стихотворении.
Скажите, с чем связано религиозное воззрение Блока, его мировоззрение,
исходя из содержания этого стихотворения?
Ученик: Это его соотношение ценностей жизни, нравственных идеалов с
Вечной Женственностью. Потому что только женские начала, к примеру,
Вера, Надежда, Любовь способны сыграть особую роль в мировых судьбах.
Учитель:
Хорошо, а если вам настолько понравилось это
стихотворение, то кто сможет прочитать его наизусть?
Я вижу, что это стихотворение всем понравилось. Но послушать каждого
сейчас нет возможности. Прочитаем его эстафетой.
7 Включаю органную музыку Баха. Дети читают с места 4 человека: Илья
Б., Миша П., Дима П., Сергей У.
Учитель: Попробуем разобраться: Каков облик Прекрасной Дамы в
этом произведении?
Ученик: Я думаю, что он не доступен для поэта. Так как всетаки она
существо надмирное, религиозное.
Учитель: В чем вы увидели религиозное прозрение Блока?
Ученик: В том, что выбранная истина в женских началах должна стать
для человечества надеждой к примирению и созиданию. Мне кажется, что в
последней строчке «... Но я верю: Милая Ты» он обращается именно к своей
Надежде.
Учитель: Конечно, ребята, стихотворение «Вхожу я в темные храмы»
глубоко философское. И у каждого есть право на индивидуальное его
осмысление и восприятие. Но я вам очень благодарна за то, что вы уловили
главное: Религия для Блока это она Вера, Надежда, Любовь.
Учитель: Блока не случайно причислили к великим духовидцам, его
видения подобны видениям знаменитых мистиков.
Образ его «Подруги Вечной» светится красками зорь, в его обращении к
Ней часты «огненные» эпитеты. Часто он и самим именем подчеркивает Её
лучезарность: «Дева Заря Купина».
В каком стихотворении это отражено?
Ученик: Верю в Солнце Завета.
Учитель: Читаем это стихотворение. Пожалуйста, Надя.
Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли.
Всё дышавшее ложью
Отшатнулось, дрожа.
Предо мной к бездорожью
8 Золотая межа.
Заповеданных лилий
Прохожу я леса
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса.
Непостижного света
Задрожали струи.
Верю в Солнце Завета,
Вижу очи Твои.
22 февраля 1902.
Учитель: Не случайно Блок использовал слова из «Апокалипсиса»: «И
Дух и Невеста говорят: Приди». О каком приходе идет речь?
Ученик: Он ждал не только революции, но именно «вселенского света»,
крушения старого мира. А то, что перемены неизбежны, говорило само
явление:
Непостижного света
Задрожали струи
Верю в Солнце Завета
Вижу Очи твои.
Учитель: Хочу вам напомнить эпиграф к сегодняшнему уроку (читаю)
и спрашиваю: «Давайте подумаем, к какому изученному произведению Блока
мы сейчас с вами обратимся?»
Ученик: Я думаю, что к поэме «Двенадцать».
Ученик: Мое мнение такое же. Это будет поэма «Двенадцать».
Учитель: Верно, к поэме «Двенадцать» Это главное и самое сложное
произведение в творчестве поэта, которое имеет много концепций
толкования.
Обратимся к созданию поэмы самим автором. Каков же творческий
календарь поэмы «Двенадцать»? Календарь сомнений, находок.
Перелистаем его страницы в хронологической последовательности.
10 учащихся зачитывают творческий календарь (на столе листочки): 3
9 января, 8 января, 11 января, 15 января, 22 января, 25 января, 27 января, 28
января, 29 января, 18 февраля: «... Что Христос идет перед ними
несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять
Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого ?»
Учитель: Какой из дней оказал решающую роль для появления 12
главы?
Творческий календарь поэмы «Двенадцать» основывается на
материалах 56й записной книжки.
«3 января...К вечеру ураган (неизменный спутник переворотов)».
«8 января...Весь день «Двенадцать».
«11 января...Нет уж, не то время, не та музыка. Музыка какая (если...
желтое)?»
«15 января... Мои « Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. Неужели
дело в Луначарском или, даже, в Ленине? Это же «конец исторического
процесса». Дело также не в Румынии, не в Финляндии, не в Украине».
«22 января... Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России»
в Тенишевском зале. Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и
моему: «изменники». Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на
меня страшно. Статья «искренняя», но «нельзя» «простить». Господа, вы
никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет».
«25 января...Думы, думы и планы, столько, что мешает приняться за
чтолибо прочно. А свое бы писать (Иисус)».
«27 января...Пишу о «Праматери» в издательстве Сабашниковых.
«Двенадцать»».
«28 января. «Двенадцать»». «29 января...Сегодня я гений».
«18 февраля...Что Христос идет перед ними несомненно. Дело не в
том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого
пока нет; а надо Другого ? Я както измечен». Верно, этот день 18
10 февраля. Мы еще к нему вернемся.
Нам с вами необходимо рассмотреть христианские убеждения Блока в
поэме. Давайте еще раз обратимся к самому тексту завершающей главы в
поэме «Двенадцать» для того, чтобы воссоздать ту картину, которой Блок
заканчивает произведение. Читаем 12 главу.
Позвольте, начну я:
Вдаль идут державным шагом.
Кто еще там? Выходи!
Это ветер с красным флагом
Разыгрался впереди ...
Продолжайте в том порядке, как сидите.
Впереди сугроб холодный,
Кто в сугробе выходи!..
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади ...
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались поколочу!
Скалит зубы волк голодный
Хвост поджал не отстает –
Пес холодный пес безродный ...
Эй, откликнись, кто идет?
Кто там машет красным флагом?
Приглядиська, эка тьма!
Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Трахтахтах! И только эхо
Откликается в домах ...
11 Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах...
Трахтахтах!
Трахтахтах!
Так идут державным шагом –
Позади голодный пёс,
Впереди с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди Иисус Христос.
Январь, 1918.
Учитель: Ребята, давайте порассуждаем: «Почему А. Блок так часто
обращался к образу Творца и сам финал поэмы считает невозможным без его
присутствия. Каково ваше мнение: Почему Христос. Каково твое мнение,
Жанна?
Ученик: Мне кажется, что современники Блока и сам он воспринимали
образ Христа как попытку освятить дело революции, другие как кощунство.
Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего,
справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый
«в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».
Учитель: Вы заметили, что в 12 главе очень ярко прослеживается
антитеза «Позади голодный пёс, впереди Иисус Христос». Что бы это
значило? Подтвердите это словами из текста 12 главы.
Ученик: Ответ находим во 2 и 6 строфах главы:
Впереди сугроб холодный,
Кто в сугробе выходи!..
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади ...
12 Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
Эй, товарищ, будет худо,
Выходи стрелять начнем.
Учитель: О чем говорят эти строки? Каково отношение поэта к старому
миру?
Ученик: Между строк поэт не оставляет шансов на выживание старому
миру.
Учитель: Картина, нарисованная в последней главе поэмы, 12
красноармейцев, за которыми ковыляет голодный пёс, всегда охотно
воспроизводилась тогда, когда надо было подтвердить, что Блок прославил
поход победителей. Однако в первую очередь эта картина показывает, что
поэт прекрасно понимал: прошлое и будущее неразрывно связаны между
собой, неотделимы друг от друга на таких крутых поворотах истории, как
революции. Отсюда и их совместный путь в последней главе.
Последняя строфа поэмы апогей этого шествия. (Зачитать последнюю
строфу).
Любопытно проследить за «расстановкой» героев. Какова же она?
Ученик: Расстановка героев такова: «Позади голодный пёс, центр
группы «двенадцать», а впереди них, впереди старого мира, невидимый ими
как они считают абсолютно им не нужный Иисус Христос.
Учитель: Случайно ли появление Христа в поэме?
Ученик: Появление Христа нельзя считать неожиданностью. Начиная с
первой же строфы поэмы образ Творца постоянно присутствует в ней.
Учитель: Необходимо обратится к творческому календарю поэмы от 18
февраля. Настя, напомни этот день (читает).
Почему поэту «страшно», что опять Он с ними. Ваше мнение?
Ученик: Изначально христианство религия обездоленных, стремящихся
к лучшей судьбе. Вероятно, можно говорить о том, что та революция, которая
13 вихрем пронеслась по России и принесла столько горя, это «конец
исторического процесса», конец когдато начатого именем Христа похода.
Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути ибо не принес
ни мира, ни добра похода.
Учитель: Что значит «Надо Другого?» О ком это? Почему он
обязательно нужен?
Ученик: Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки
кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он неволен в
самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение
человека наедине с тем миром злобы, которой этим же человеком и создан ...
Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что
смута и тьма в душах людских уступит миру света, добра ... Без него такой
надежды быть не может. Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного
цвета («Черный вечер») заканчивается всетаки белым: «В белом венчике из
роз» ...
Учитель: Есть ли желающие еще высказаться по этому вопросу?
Ученик: Да, действительно, «Христос» в поэме антитеза «псу» как
воплощение зла, центральному «знаку» старого мира, самая светлая нота
поэмы, традиционный образ добра и справедливости.
Учитель: Ребята, вся творческая концепция Блока строилась на
традициях и опыте прошлого русского народа. Какие мысли вы можете
высказать в связи с этим в продолжение полемики?
Ученик: Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а
народного, незамутненного церковью и государством представления о
бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим
заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую
преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа?
Учитель: А показалось ли вам неожиданностью обращение к этому
14 образу?
Ученик: Мне кажется, что любой русский человек в обстановке хаоса,
разрушения ценностей, созданного веками, начинает искать помощи и совета у
сил извне. Поэтому я думаю: именно Христос стал для Блока символом
стабильности и гармонии, которой он мечтал для России.
Учитель: Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как
попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком
выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он
полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к
этой же мысли. Чего, как мы видим в поэме «Двенадцать» и не произошло.
Они не породнились, потому что произошло отпадание религии, уничтожение
веры.
Учитель: К каким авторитетным оценкам и отзывам об этом
произведении вы считаете в данный момент уместно обратиться?
Ученик: На мой взгляд, очень удачны слова Петра Струве: «Но всетаки
«Двенадцать» величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолен
романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком
и Достоевским. С Бальзаком в объективном, достигающем грандиозности
изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, в духовном,
пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со
святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а
только какаято чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет в живой
человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол,
Мадонна и Содом».
Учитель: Миша, откуда эти слова, из какого источника?
Ученик: Это я выписал из публицистическикритического сборника
Петра Струве: «Скорее за дело».
Взяв «Ветхий Завет» в руки говорю:
15 Поэту без песни торжества трех начал, провозглашенных Ветхим
Заветом. Веры, Надежды и Любви никогда не суждено сбыться. Это понимал,
чувствовал и осознавал такой тонкий лирик, как А. Блок. Поэтому Блок был и
есть часть России.
Мне кажется, сегодня на урок
Неслышными шагами вошел Блок
Сел молчаливо у окна:
Осанка гордая видна.
Открытый взгляд добрейших глаз
Всех согревал сегодня нас.
Он опечален нашим днем,
Ведь в сложном мире мы живем.
В минуту трудную помочь
Спешил души боль превозмочь
Испить поэзии родник
Волшебный, чудный, светлый миг.
А мысль его необычайна:
Мираж, непостижимость, тайна.
Ее завесу приоткрыли
И этим счастливы мы были,
Что он вселяет веру в нас,
Чтобы добра свет не угас.
Он, как маяк, ведущий к миру,
Благодарим за это лиру.
Проходят годы, век за веком.
Но отозвался в человеке
Его божественный зов:
Надежда, Вера и Любовь.
Пусть же гимном этому негаснущему имени в русской литературе
прозвучит романс «Гори, гори, моя звезда». А звездой в его жизни и
творчестве была всегда Надежда, Вера и любовь. Слушая этот романс,
оживите в своей памяти страницы его биографии. Всякий раз, обращаясь к
ней, находишь чтото новое.
После того, как прозвучит романс
Учитель: Я не думаю, что этот прекрасный романс не оставил в вашей
душе никакого следа. Как вы думаете, созвучен ли он с жизнью поэта.
16 Ученик: Созвучен, конечно. Потому что и жизнь, и творчество поэта
трагичны. И всетаки в них присутствует оптимизм.
В день первой встречи с Блоком юная поэтесса Елизавета Кузьмина
высказала Блоку то, что чувствовала не только она: «Перед гибелью, перед
смертью Россия сосредоточила на вас все свои самые страшные лучи. И вы»
Учитель: Да, в душе любого человека всегда найдется место Доброму и
Святому. Пример этому слова любимого мною поэта Е. Евтушенко: России
внутренняя ценность не в реставрации церквей, а чтобы в нравственность, как
в церковь, водили мы своих детей.
Безнравственность уже не русскость. Но если нравственность жива
Россия выстоит ...
Е. Евтушенко продолжает мысль Блока из поэмы. Он тоже верит в
возрождение духовности и спасение веры. Несмотря ни на что.
Подтверждением тому восстановление из пепла и руин храмов по всей
Земле русской.
Ребята, с чем можно согласиться и что можно отрицать?
Ученик: Отрицать чтолибо невозможно, а в своих взглядах на духовные
ценности России и нашего народа Е. Евтушенко прав. И гдето он является
продолжателем,
последователем воззрения на духовные ценности
представителя Серебряного века в русской культуре А.А. Блока.
Учитель: Мне трудно чтолибо возразить. Но интересно услышать,
какие высказывания вы выписали к сегодняшнему разговору?
Учащиеся отвечают:
1.
Саша Киселев. Я выписал слова Николая Гавриловича
Чернышевского: «Бог это совесть, живущая внутри нас».
2. Катя Логинова. Меня заинтересовал диалог Иешуа и Волонда:
«Христос это великая сила, не позволяющая вживаться в нашу кровь
мертвечине подлости и соблазна».
17 3.
Лена Зорина. А мне понравились слова Михаила Юрьевича
Лермонтова: «Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть
зло? Если есть зло, то, как может быть бог?»
Учитель: Спасибо. Прекрасные слова. Какое из этих высказываний вам
понравилось более всего?
Иди, Лена, твоя находка оказалась ярче всех. Запиши эти слова на доске.
А мы с вами, ребята, занесем их в тетрадь.
Учащиеся записывают
Дорогие ребята, у вас впереди целая жизнь и еще много времени на
раздумья и переоценки всего сказанного, а я хочу поблагодарить вас за работу
и оценить ее.
Сегодня всем ставлю отличные оценки.
Домашнее задание к следующему уроку будет таким. Запишите его,
пожалуйста. Создать авторскую иллюстрацию к завершению поэмы
«Двенадцать». Работы могут быть групповыми.
На этом урок завершен. Спасибо.
18
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Урок-обозрение « Духовное возрождение России в поэзии А. А. Блока.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.