Урок обществознания 9 класс (ОБ-9/2018-2019уч.год)
Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства»
Цель урока: Установить основное назначение и ценность права в жизни человека, общества, государства.
Задачи:
*воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права, морали и др.
*усвоить основные понятия темы, приводить примеры действия правовых норм
*критически осмысливать информацию из разных источников
*собственную аргументированную позицию по вопросу
*приводить примеры действия правовых норм
Ход урока.
слайд |
Информация для работы на уроке |
||||||||||||||||||||||
С1 |
Тема урока: «Роль права в жизни человека, общества и государства» На слайде тема нашего урока. - Как вы думаете, зачем людям нужно право? - Пользуетесь ли вы уже сейчас какими-либо правами? Назовите их. - Продолжите фразы. На уроке я хочу узнать…. Мне хочется понять… А почему… *Запишите тему урока в тетрадь.
|
||||||||||||||||||||||
С2 |
- Как связаны понятия, представленные на слайде Справедливость, конфликт, порядок, свобода, правда, ответственность, управление - Почему так считаете?
|
||||||||||||||||||||||
С3 |
На слайде представлены четыре определения термина право. -Какое из определений вы назвали бы универсальным, соответствующим современному толкованию? Для ответа на этот вопрос вам нужно проанализировать информацию со второго абзаца на с.65 и до с.67 первый абзац. Для работы достаточно 3-х минут. Выбор определения и два приведенных верно аргумента – это возможность получить оценку. - Выберите универсальное определение. Аргументируйте свой ответ. (Опр.№ 2) Оценка!!! *Запишите определение в тетрадь.
|
||||||||||||||||||||||
С4 |
Перед вами фраза: «Люди рождаются свободными и равными» Как вы понимаете ее значение. С каким смысловым значением права она связана. Оценку может получить тот, кто назовет: право, что оно включает и как связано с государством. *Оформите запись в тетрадь Помощь для построения ответа на слайде и на с.66-67 учебника Слушаем ответ. Оценка!!! Дети!!!
|
||||||||||||||||||||||
С5 |
Документы, содержащие нормы естественного права вы видите на слайде.
- Когда была принята действующая Конституция РФ? (Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.) Откройте Конституцию РФ, найдите Главу 2. - Какие статьи входят в эту главу. Читает ученик. |
||||||||||||||||||||||
С6 |
- Можно предположить, что право устанавливает порядок и справедливость в обществе? - Каким путем право устанавливает порядок и справедливость? (мера свободы людей) - На с. 68 учебника (5-ый абзац ) познакомьтесь с теорией немецкого философа Иммануила Канта о взаимосвязи прав, свобод и ответственности. - Сравните точку зрения И.Канта и точку зрения Е.Н. Трубецкого. Это документ на с.68-69. Оценку за ответ может получить тот, кто выделить сходство в точках зрения Канта и Трубецкого. Слушаем ответ. Оценка!!! Дети!!!
|
||||||||||||||||||||||
С7. |
- Что же служит границей внешней свободы отдельного человека? - Кто устанавливает границы этой свободы, нормы права каждого человека? (Закон, Конституция- основной закон, подзаконные акты) На слайде предложена таблица. Проанализируйте информацию и установите соответствие между терминами и определением. Нормы права – установленное и охраняемое государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, поведение людей Закон – нормативный акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо прямым волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения Подзаконный акт – нормативный документ органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон; принимается только на основании и во исполнение законов А2,Б3,В1 |
||||||||||||||||||||||
С8 |
Нормативные акты обладают разной юридической силой и взаимодействуют на основе соподчинения, т.е. иерархии Условная «иерархическая лестница» представлена на с.69 учебника. Нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта. Высшая юридическая сила законов объясняется тем, что их принимает ВЫСШАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – В нашей стране это? ……парламент(Федеральное собрание) или народ путем реферндума. Законы делятся на основные(конституция) и обыкновенные Подзаконные акты издаются президентом(Указы), правительством(постановления), министерствами(приказы, инструкции и т.д.). Подзаконные акты не могут противоречить законам
|
||||||||||||||||||||||
С9 |
Подведем итог. Что такое право? Его роль и признаки? Называют. Соотнесение информации со слайдом. Вывод: Право - социальный регулятор - Используя свой жизненный опыт, приведите примеры, докажите роль права и его ценность в качестве социального регулятора.
|
||||||||||||||||||||||
С10 |
- Чем нормы права отличаются от социальных норм? (обычаев, морали) Они не только закреплены в законе, но представляют собой систему нормативных актов, действующих в стране, т.е. систему законодательства (определение на слайде) - Что относят к основным частям системы законодательства?
Эта система является базой для выработки новых законов. И подразделяется на отдельные большие группы прав – отрасли права. (определение на слайде)
Внутри отрасли права выделяют небольшие группы взаимосвязанных норм- институты права.
|
||||||||||||||||||||||
С11 |
На слайде представлена таблица. Такая таблица есть и у каждого на парте. Заполните эту таблицу используя информацию на с.71 учебника. 2 минуты работаем.
|
||||||||||||||||||||||
С12 |
Проверим таблицу. Какие отрасли права еще внесены в таблицу? Сколько отраслей права в системе законодательства России?
Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права. Впишите это в свою таблицу. Какая часть таблицы частное, какая публичное право? Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают? Учащиеся высказывают своё мнение.(учебник) Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право» «Закон не всегда является правом» «Государство может принять несправедливый закон» «Несправедливый закон нельзя отнести к праву» Сделаем вывод. Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека. Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов. |
||||||||||||||||||||||
С13 |
В начале урока вы определили. На уроке я хочу узнать…. Мне хочется понять… А почему… А сейчас я предлагаю составить такие предложения На уроке я узнал… Я выяснил, что… Мне стало понятно … Роль права в жизни человека …… Роль права в жизни государства …… Роль права в жизни общества …… Работаем по цепочке. Озвучить можно любую фразу. |
||||||||||||||||||||||
С14- С21
|
Практическая часть. Проверка. Критерии оценивания. Максимальное количество баллов- 13 б.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.