Урок обществознания 9 класс. «Роль права в жизни человека, общества и государства»
Оценка 4.8

Урок обществознания 9 класс. «Роль права в жизни человека, общества и государства»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
обществознание
9 кл
23.04.2019
Урок обществознания 9 класс. «Роль права в жизни человека, общества и государства»
Конспект урока.docx

Урок обществознания 9 класс (ОБ-9/2018-2019уч.год)

Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства»

Цель урока: Установить основное назначение и ценность права в жизни человека, общества, государства.

Задачи:

*воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права, морали и др.

*усвоить основные понятия темы, приводить примеры действия правовых норм

*критически осмысливать информацию из разных источников

*собственную аргументированную позицию по вопросу

*приводить примеры действия правовых норм

 

Ход урока.

слайд

Информация для работы на уроке

С1

Тема урока: «Роль права в жизни человека, общества и государства»

  На слайде тема нашего урока.

- Как вы думаете, зачем людям нужно право?

- Пользуетесь ли вы уже сейчас какими-либо правами? Назовите их.

- Продолжите фразы.

На уроке я хочу узнать….

Мне хочется понять…

А почему…

*Запишите тему урока в  тетрадь.

 

С2

- Как связаны понятия,  представленные на слайде

Справедливость, конфликт, порядок,

свобода, правда, ответственность, управление

- Почему так считаете?

 

С3

На слайде представлены четыре определения термина право.

 -Какое из определений вы назвали бы универсальным, соответствующим современному толкованию?

    Для ответа на этот вопрос вам нужно проанализировать информацию со второго абзаца на с.65 и  до с.67 первый абзац. Для работы достаточно 3-х минут.

   Выбор определения и два приведенных верно аргумента – это возможность получить оценку.

- Выберите  универсальное определение. Аргументируйте свой ответ. (Опр.№ 2)

Оценка!!!

*Запишите определение в тетрадь.

 

С4

Перед вами фраза: «Люди рождаются свободными и равными»

Как вы понимаете ее значение. С каким смысловым значением права она связана.

Оценку может получить тот, кто назовет: право, что оно включает и как связано с государством.

*Оформите запись в тетрадь

Помощь для построения ответа на слайде и на с.66-67 учебника

Слушаем ответ. Оценка!!! Дети!!!

 

С5

Документы, содержащие нормы естественного права вы видите на слайде.

 

- Когда была принята действующая Конституция РФ?

 (Голосование состоялось 12 декабря 1993 года.

За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %.

Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.)

Откройте Конституцию РФ, найдите Главу 2.

- Какие статьи входят в эту главу.

                                              Читает ученик.

С6

- Можно предположить, что право устанавливает порядок и справедливость в обществе?

- Каким путем право устанавливает порядок и справедливость? (мера свободы людей)

- На с. 68 учебника (5-ый абзац ) познакомьтесь с теорией  немецкого философа Иммануила Канта о взаимосвязи прав, свобод и ответственности.

- Сравните точку зрения И.Канта и точку зрения Е.Н. Трубецкого.  Это документ на с.68-69.

Оценку за ответ может получить тот, кто выделить сходство в точках зрения Канта и Трубецкого.

 Слушаем ответ. Оценка!!! Дети!!!

 

С7.

- Что же служит границей внешней свободы отдельного человека?

- Кто устанавливает границы этой свободы, нормы права каждого человека?  (Закон, Конституция- основной закон, подзаконные акты)

На слайде предложена таблица. Проанализируйте информацию и установите соответствие между терминами и определением.

Нормы права – установленное и охраняемое государством  общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, поведение людей

Закон – нормативный акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо прямым волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения

Подзаконный акт – нормативный документ органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон; принимается только на основании и во исполнение законов

А2,Б3,В1

С8

Нормативные акты обладают разной юридической силой и взаимодействуют на основе соподчинения, т.е. иерархии

 Условная «иерархическая лестница» представлена на с.69 учебника.

Нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта.

Высшая юридическая сила законов объясняется тем, что их принимает ВЫСШАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ –

 В нашей стране это? ……парламент(Федеральное собрание) или народ путем реферндума.

Законы делятся на основные(конституция) и обыкновенные

Подзаконные акты издаются президентом(Указы), правительством(постановления), министерствами(приказы, инструкции и т.д.). Подзаконные акты не могут противоречить законам

 

С9

Подведем итог. Что такое право? Его роль и признаки?

Называют. Соотнесение информации со слайдом.

Вывод: Право - социальный регулятор

- Используя свой жизненный опыт, приведите примеры, докажите роль права и его ценность в качестве социального регулятора.

 

С10

- Чем нормы права отличаются от социальных норм? (обычаев, морали)

 Они не только закреплены в законе, но представляют собой систему нормативных актов, действующих в стране, т.е. систему законодательства (определение на слайде)

- Что относят к основным частям системы законодательства?

 

Эта система является базой для выработки новых законов. И подразделяется на отдельные большие группы прав – отрасли права. (определение на слайде)

 

Внутри отрасли права выделяют  небольшие группы взаимосвязанных норм- институты права.

 

С11

На слайде представлена таблица. Такая таблица есть и у каждого на парте.  Заполните эту таблицу используя информацию на с.71 учебника.

2 минуты работаем.

 

С12

Проверим таблицу.  

Какие отрасли права еще внесены в таблицу?

Сколько отраслей права в системе законодательства России?

 

Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части.

Отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.  Впишите это в свою таблицу.

Какая часть таблицы частное, какая публичное право?

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают? Учащиеся высказывают своё мнение.(учебник)

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

 Сделаем вывод.

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

С13

В начале урока вы определили.

На уроке я хочу узнать….

Мне хочется понять…

А почему…

А сейчас я предлагаю составить такие предложения

На уроке я узнал…

Я выяснил, что…

Мне стало понятно …

Роль права в жизни человека ……

Роль права в жизни государства ……

Роль права в жизни общества …… 

Работаем по цепочке. Озвучить можно любую фразу.

С14- С21

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

Проверка.

Критерии оценивания.

Максимальное количество баллов-  13 б.

Задание

1

2

3

4

5

Баллы

4

1

3

1

4

 

 

оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

баллы

13-12б.

11-10б.

9-7б.

6б и менее

 


 

Урок обществознания 9 класс (ОБ-9/2018-2019уч

Урок обществознания 9 класс (ОБ-9/2018-2019уч

С5Документы, содержащие нормы естественного права вы видите на слайде

С5Документы, содержащие нормы естественного права вы видите на слайде

С9Подведем итог. Что такое право?

С9Подведем итог. Что такое право?

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019