государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр имени В.Н. Татищева» с. ЧелноВершины
муниципального района ЧелноВершинский Самарской области
Сценарий урока
по обществознанию
в 9 классе
по теме:
«Конституция»
Учитель истории
и обществознания:
Трофимова Т.В. 2018 год
« Конституция РФ»
Цель урока:
формирование правовой культуры учащихся и гражданского самосознания
учащихся через исследование Конституции Российской Федерации, как
нормативноправового акта, воспитание гражданской позиции.
Задачи:
узнать значение Конституции как документа, определяющего принципы
устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;
развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать
собственную точку зрения, отстаивать ее;
воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону
государства.
Материальнотехническое обеспечение:
1. ПК,
2. плазменная панель,
3. презентация по теме,
4. раздаточный материал (карточки с заданиями, схемы для заполнения,
выборочный текст Конституции, условные обозначения и фишки для
рефлексии трех цветов)
Подготовка к уроку
1. Размещение учащихся по 4 группам, для более продуктивной работы на
уроке в группах.
2. На партах расположен раздаточный материал: картинки с документами,
схемы для заполнения, выдержки из Конституции на раздаточных листах
разного цвета. Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: практический урок с элементами исследования.
План урока
1. Организационный момент.
а) организация начала урока,
б) приветствие.
2. Актуализация знаний учащихся.
Беседа о документах
3. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Ассоциации со словом «Конституция»: работа с кластером.
Значение слова «Конституция»
Экскурс в историю появления Конституций
Современная история Конституции РФ
«Мозговой штурм» исследование и анализ текста Конституции РФ
Конституционный строй РФ
Экспресс опрос
Ветви власти
3. Закрепление знаний.
синквейн
4. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Рефлексия.
3. Домашнее задание. ХОД УРОКА
1. Организационный момент
а) организация начала урока,
б) приветствие.
Здравствуйте. Рада вас приветствовать. Итак, мы начинаем наш урок.
(Учащиеся разделены на 4 группы для работы)
2. Актуализация знаний учащихся.
Вопросы к классу:
Ребята, у вас на партах лежат картинки с изображением различных
документов. (Паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке,
дневник) (слайд 1)
Скажите, пожалуйста, кому принадлежат эти документы? Какую
информацию можно извлечь из них извлечь.
(ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? И какой?
(да, Конституция) (слайд 2)
3. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Совершенно верно, таким документом является Конституция. А кто знает,
что это за документ? (нормативно – правовой акт, основной закон РФ). А
почему так важно знать основной закон? (там изложены наши права и
обязанности, знание закона помогает нам формировать свою собственную
гражданскую позицию) Ассоциации со словом «Конституция»: работа с кластером.
А с чем у вас ассоциируется это слово?
Давайте запишем их на кластере (примеры: власть, закон, права, президент и
др.) (Слайд 3)
Значение слова «Конституция»
Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Конституция – Основной Закон государства (слайд 4)
Экскурс в историю появления Конституций
Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая
Конституция? "Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и
гражданина 1793 г. Франция".
Вопрос: Когда и кто? в России поставил вопрос о введении Конституции?
Ответы с мест: "1. декабристы Конституция Муравьева; законопроект
Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г."
Современная история Конституции РФ
После 1917 года было 4 советских Конституции,
1918 г. – Конституция РСФСР
1924 г. – Конституция СССР
1936 г. – «сталинская» Конституция
1977 г. – «брежневская» Конституция.
Они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С
распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г.,
прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая
российская конституция.
Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.
Что это означает? Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны
противоречить Конституции РФ.
«Мозговой штурм»
Предлагаю вам провести «Мозговой штурм», используя текст Конституции
РФ (работа с текстом), исследовать и проанализировать данный документ и
ответить на вопросы, поставленные перед группами. Каждая группа получает
по 4 вопроса, на которые должна будет ответить, проанализировав некоторые
статьи Конституции. (Голубые листы) Задания в приложении.
Затем, каждая группа, внимательно прослушав все выступления, делает
выводы об основных направлениях, затронутых в конституции. (слайд 5)
Конституционный строй (схема) (слайд 6)
Молодцы, хорошо поработали, а теперь используя полученные знания, давайте
попробуем заполнить схемы о формах нашего государства. В этом нам
поможет первая глава Конституции РФ.
Но прежде, скажите, что входит в понятие «Форма государства»?
Форма государства
Форма правления Форма государственного Политический
устройства режим
Экспрессопрос
Какие существуют формы правления (Республика, монархия)
Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация,
конфедерация) Какие бывают формы правления политического режима (демократический,
тоталитарный, авторитарный)
Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11
ч.2,13 ч.3, (номера статей указаны у вас в раздаточных материалах) заполните
схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями
Конституции. На работу 5 мин.
Форма государства
Форма правления Форма государственного Политический
устройства режим
республиканская федеративная демократическая
(ст.1,3) (ст. 1,5,11)
(ст.1,2,3,10,13)
Режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов
демократического режима в республике является принцип разделения
властей.
Три ветви государственной власти (слайд 7)
Государственная власть
Законодательная Исполнительная Судебная
парламент
(ст.94,95)
правительство
суд
Закрепление
знаний.
Синквейн. (Слайд )
Составить синквейн. Синквейн
____________________________
1. Сущ.
__________________________________________________________
2. Прил. Прил.
__________________________________________________________
3. Гл. Гл. Гл.
__________________________________________________________
4. Предложение.
Итоговый контроль, подведение итогов
Подведение итогов работы. Выставление оценок. Рефлексия.
Рефлексия
Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока.
выбрать кружок:
Учащиеся могут
Обозначение мнений зафиксировано на доске.
Зеленый – “реально действующий основной закон страны”;
Синий – “пустая формальность”;
Желтый – “ рабочий документ, который следует периодически
пересматривать, приводя его в соответствие с требованиями времени ”.
Учащиеся высказывают свои мнения по поводу увиденного и услышанного.
Спасибо всем, что вы высказали свое мнение.
И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как
основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих
обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе
активную жизненную позицию.
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!
Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке вы
продолжите ее изучение.
Домашнее задание
§ 12 учебника.
Пояснительная записка.
«Мой лучший урок» по гуманитарному направлению урок
обществознания в 9 классе по теме «Конституция». Урок открытия нового
знания. Занятие проводилось с обучающимися 9 «А» класса в составе 20
человек. Социальный состав класса равный. Психологически дети настроены
на изучение нового материала. Учебный материал построен на основе
учебника Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. «Обществознание 9 класс», с
использованием отдельных выдержек из Конституции РФ.
Результаты урока: Проведенный урок по теме «Конституция» построен в
соответствии с современными требованиями, поставленные детьми цель и
задачи урока выполнены. На уроке дети изучали новую тему, знакомились с
понятием конституция и ее основными положениями. Элементы урока
выделены, но взаимосвязаны друг с другом. На всех этапах урока
осуществлялся деятельностный подход. Деятельность учащихся помогла
ребятам глубже узнать материал урока, а также использовать материал из
истории и соотнести с новой темой по обществознанию. Я постаралась создать
условия для того, чтобы ребята участвовали в целеполагании, максимально самостоятельно вышли на тему урока, смогли определить тему урока,
сформулировать понятия, а также использовать новые знания в «Мозговом
штурме» и игре синквейн. На уроке формировалось умение группировать,
находить главное, работать с источником информации. Дети вели себя
активно, постарались максимально продуктивно использовать время для
работы.
Приложения №1
1. Когда была принята Конституция РФ?
2. Может ли в Российской Федерации вся полнота государственной власти
принадлежать одному лицу?
3. На какие части делится парламент РФ?
4. Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие?
№2
1. На сколько глав разделена конституция РФ?
2. Возможно, ли на территории какого либо субъекта Федерации ввести другую
денежную единицу?
3. Какую ветвь власти представляет парламент?
4. Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о
среднем образовании, проживающий на территории РФ не менее 10 лет,
избираться на пост Генерального прокурора по представлению политической
партии? №3
1. Возможно, ли наше государство назвать унитарным?
2. Кто, согласно Конституции РФ, может баллотироваться на пост Президента
страны?
3. Кому принадлежит исполнительная власть в РФ?
4. Какой язык на территории России является государственным?
№4
1. Может ли Уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ?
2. Как называется Российский Парламент?
3. Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о
среднем образовании, проживающий на территории РФ не менее 10 лет, быть
избранным в Гос. Думу?
4. Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике
Российской Федерации субъектами РФ?
Синквейн
____________________________
1. Сущ.
__________________________________________________________
2. Прил. Прил.
__________________________________________________________
3. Гл. Гл. Гл.
__________________________________________________________
4. Предложение. Зеленый – “реально действующий основной
закон страны”;
–
“пустая
Синий
Желтый – “ рабочий документ, который
следует периодически пересматривать, приводя
формальность”;
его в соответствие с требованиями времени ”. ГБОУ СОШ (ОЦ) с. ЧелноВершины
Рецензия на урок обществознания по теме «Культура» в 9 классе
На уроке четко выражены этапы урока: организационный момент, изучение нового
материала, закрепление знаний, подведение итогов, рефлексия. На всех этапах урока
осуществлялся деятельностный подход. Этапы урока взаимосвязаны между собой, каждый
этап плавно переходит в другой, при этом каждый этап находит свое логическое
завершение. Время, отведенное на каждый этап урока, распределено целесообразно.
Деятельность педагога направлена на развитие умения общаться по заданной теме, умения
использовать изученный материал в современном обществе. Учитель подготовил
дифференцированные задания по теме для вовлечения в работу всех учащихся не зависимо
от их уровня подготовки. Все обучающиеся готовы к уроку, активно включились в деловой
ритм работы.
Во время изучения нового материала были использованы различные виды
деятельности. На уроке формировалось умение группировать, находить главное, работать с
источником информации, высказывать свою точку зрения, а также отстаивать в случае
расхождения с общим мнением.
Процесс закрепления происходит в непринужденной обстановке, в благоприятном
психологическом климате, построенном в результате совместной работы педагога и
учащихся. Учащиеся составили синквейн который, подытожил полученные знания в ходе
урока.
Проведена рефлексия, которая выявила отношение учащихся к Конституции, как
основному закону государства.
Информация о домашнем задании четко сформулирована, прописана на доске.
ВЫВОД: Ребята участвовали в целеполагании, максимально самостоятельно вышли на
тему урока, каждый этап урока оптимизирован с учетом социальных и личностных
потребностей учащихся. Время было использовано довольно эффективно, учитель успела
провести все этапы, которые планировала. Работа на уроке свидетельствует о достижении
поставленной цели в полном объеме. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне при
благоприятном психологическом климате, созданном совместными усилиями педагога и
учащихся. Задания предусмотрены дифференцированно, что обеспечивает работу всех
учащихся. Дружелюбное настроение позволило учащимся получить положительный заряд и
плодотворно поработать. Результатом работы стали положительные оценки.
Заместитель директора по УВР______________/Филиппова Л.М./
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.