Рабочая программа обществознанию для 9 класса составлена на основе:
• Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
• Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната № 67 Пушкинского района Санкт-Петербурга;
• Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание» 5 - 9 класс Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. М.: «Просвещение»,2015 г.
9 РП общ.docx
1.1. Рабочая программа обществознанию для 9 класса составлена на основе:
1. Пояснительная записка.
Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденных приказом Министерства
образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения школыинтерната № 67 Пушкинского района СанктПетербурга;
Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание» 5 9 класс Боголюбов
Л.Н., Городецкая Н.И. и др. М.: «Просвещение»,2015 г.
1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 9 классе 34 часа
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы за четверти.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки, а также применение
следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой. Виды и приёмы контроля могут быть: письменные, устные, беседы, устное
тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради.
1.3. Психологопедагогическая характеристика 9 класса. Учёт особенностей вида образовательного учреждения и контингента обучающихся.
В классе обучается 13 учеников: 9 мальчиков и 4 девочки. В классе преобладает низкая социальная мотивации успеха, безразличное отношение
к учёбе, игнорирование школьных правил. Мотивы посещения школы – пообщаться с друзьями, преобладает «внеучебная» мотивация. Эмоциональный
фон неустойчивый. Показатели самостоятельности на среднем уровне, слегка повышенный уровень тревожности. Способность к планированию,
прогнозированию целенаправленной деятельности снижена. Волевое усилие затруднительно. Очень низкая способность к согласованию усилий по
достижению общей цели. Лишь несколько обучающихся имеют сформированный учебнопознавательный мотив.
В работе с обучающимися будет применяться индивидуальный подход при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным
особенностям детей, будут учитываться возможности работоспособности детей при выборе форм и методов освоения материала, которые должны
соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям. В изучении нового и закреплении изученного материала будет учитываться
дефицит и медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение
главного), плохая память.
1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета в 9 классе.
Личностные результаты:
2 мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной
действительности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания выпускник должен
знать/понимать:
3 основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Конституция РФ –основной закон страны;
основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социальнодеятельное существо; основные
социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
различать в социальной информации факты и мнения;
объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
характеризовать смысл основных понятий по курсу;
анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Уметь:
1.5.Используемые педагогические технологии.
Для реализации программы используются следующие технологии:
Классно – урочная технология обучения – обеспечивает системное усвоение учебного материала и накопление знаний умений и навыков.
Игровая технология – способствует освоению новых знаний на основе применения знаний умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
На уроках используются ролевые, компьютерные, дидактические игры.
Здоровьесберегающая технология обеспечивает возможность сохранения здоровья, формирует необходимые знания умения и навыки по
здоровому образу жизни.
Личностноориентированная технология нацелена на раскрытие и развитие личностных качеств ребёнка.
4 Технология ИКТ обеспечивает использование Интернетресурсов, электронных дисков, создание и защиту презентаций.
Тестовая технология – используются как форма контроля знаний на разных этапах получения знаний
1.5 Используемый учебнометодический комплект
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 69 класс. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,
2012 г.
Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012 г.
Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 9кл. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2012г.
Интернетресурсы по обществознанию 9 класс
1. http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
2. http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации
3. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации
4. http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни
5. http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов
6. http://www.hpo.opg Права человека в России
7. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://powerp.ru/load/obshhestvoznanie/11
8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
9. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://antm.ucoz.ru
10. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru
11. Интернетпортал «Рrо школу.ru». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727
12. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/013
13. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm
14. Справочноинформационный интернетпортал. – Режим доступа : http://www.gramota.ru
1. Право.
2. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
3. Международное гуманитарное право.
Электронные ресурсы, созданные самостоятельно:
2. Содержание учебного предмета, курса.
Введение 1 час.
Тема 1. Политика и социальное управление (11ч.)
5 Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный
суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие
в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства
массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (21ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативноправовой акт. Виды нормативноправовых актов.
Система законодательства. Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ.
Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод
и обязанностей. Всеобщая декларация прав человекаидеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав
и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права
ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные
виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего
работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей
и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и
институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях
вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере
образования.
Итоговое повторение 1 ч.
№
Разделы
Введение
Политика.
Право.
1.
2.
3.
4. Учебнотематический план.
Количество
часов
1
10
22
6
Тесты
3
5 4.
5.
Итоговое повторение.
Итого
1
34
1
9
5. Календарнотематическое планирование.
Тема урока
Требование к уровню подготовки учащихся.
Форма контроля
Обучающийся должен знать
Обучающийся должен уметь
Оборудование урока
(ЭСО, ТСО,
эксперимент,
наглядные пособия).
Коли
чество
часов
№ урока
Фак
ти
чес
ки
С
на
чала
года
По
те
ме
Дата
По
учеб
но
му
плану
04.09
11.09
18.09
25.09.
1
2
1
1
1
1
Введение
Политика и власть.
34
23
2
Государство.
Знание терминов за курс 8 класса,
формирование общих представлений
об обществознании. Знакомство с
учебником
Уметь делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения.
Беседа.
Учебник.
тетрадь. Схемы.
Рабочая
Право. 10 часов
Понятие «политика». Роль политики в
жизни общества. Что входит в сферу
политики. Сущность любой власти.
Особенности политической власти.
Влияние средств массовой
информации на политическую жизнь.
Происхождение государства. Признаки
государства. Внутренние и внешние
функции государства. Виды
республик: президентская,
парламентская. Монархия абсолютная
и конституционная. Государства
унитарные и федеративные. Понятие
«гражданство».
Понятие «политический режим.
Основные
виды политических
7
Уметь анализировать,
отвечать на вопросы,
собственную точку зрения.
делать выводы,
высказывать
Беседа.
Презентация.
Умение описывать основные политические
объекты,
выделяя их существенные
признаки, анализировать, обобщать, делать
выводы, выполнять проблемные задания.
Беседа. Задания в
рабочей тетради.
Рабочая
Схемы.
тетрадь.
Уметь работать с текстом учебника,
выделять главное. Умение анализировать,
обобщать, работать со схемой, отвечать на
Беседа.
Презентация.
Схема.
02.10
5
4
1
Политические режимы. 09.10
16.10
67
56
2
Правовое государство.
23.10
8
7
1
Гражданское общество
и государство.
06.11
9
8
1
Участие граждан в
политической жизни.
проблемные вопросы.
Знать признаки и сущность правового
государства.
Умение анализировать, обобщать,
делать выводы, выполнять проблемные
задания
Знать причины появления гражданского
общества, его признаки и особенности.
Умение анализировать, обобщать, делать
выводы, выполнять проблемные задания.
Выполнение
заданий в рабочей
Рабочая
Учебник.
тетрадь.
тетради.
Решение
практических
задач. Беседа.
Рабочая
Учебник.
тетрадь.
Власть в правовом
Принципы (признаки)
режимов: тоталитарный, авторитарный,
демократический.
Развитие
демократии в современном мире.
Понятие правового государства. Идея
соединения силы и справедливости в
правовом
государстве.
государстве.
правового государства.
Понятия «общество» и «гражданское
Основные признаки
общество».
гражданского
Роль
гражданского общества в отношении
личности и государства. Общественные
организации –основа гражданского
общества. Формы
осуществления
местного самоуправления.
общества.
Уметь анализировать, обобщать, работать со
схемой, отвечать на проблемные вопросы,
участвовать в дискуссии.
Беседа.
Работа со схемой.
Рабочая
Учебник.
Презентация.
тетрадь.
Схема.
на
власть
Выборы и референдум – возможность
Способы
влияния на политику.
воздействия
в
демократическом обществе. Степень и
ограничения
оправданность
политических
Условия
сознательного участия
человека в
политической жизни. Сущность и
проявления
политического
экстремизма.
свобод.
13.11
10
9
1
Политические партии и
движения.
20.11
11
10
1
27.11
04.12
12
2
12
13
Урок обобщения и
систематизации знаний
по теме «Политика»
Право, его роль в
жизни общества и
государства.
Причины возникновения общественно
политических
движений и их
сущность.
Признаки политической
партии. Многопартийность.
Знать основные положения темы
«Политика».
Право. 22 часа
Что такое «право»? Основные
назначения права в обществе.
Естественное право. Норма права.
Отличительные особенности нормы
8
Знать причины возникновения, признаки и
особенности партий.
Уметь работать с текстом учебника, схемой,
задавать и отвечать на вопросы, участвовать
в дискуссии.
Умение сравнивать, обобщать, рассуждать.
Знать смысловое значение понятия права,
особенности норм права.
Умение
прогнозировать, рассуждать.
сравнивать,
обобщать,
Беседа.
Работа со схемой.
тетрадь.
Рабочая
Учебник.
Презентация.
Выполнение
теста.
ЭСО
Беседа.
тетрадь.
Рабочая
Учебник.
Презентация1 11.12
14
3
1
Правоотношения
субъекты права.
и
18.12
25.12
45
2
15
16
Правонарушение
юридическая
ответственность.
и
15.01
17
6
1
Правоохранительные
органы.
22.01
29.01
78
2
18
19
Конституция
Российской Федерации.
Основы
конституционного
строя РФ.
05.02
12.02
20
21
2
9
10
Права и свободы
человека и гражданина.
19.02
26.02
22
23
2
11
12
Гражданские
правоотношения.
права. Виды законов. Система
законодательства. Право и закон.
Сущность и особенности
правоотношений. Субъекты
правоотношений. Понятия
«Дееспособность» и
«правоспособность».
Виды
Преступление и
Виды юридической
уголовная.
дисциплинарная,
Признаки правонарушения.
правонарушений.
проступок.
ответственности:
Административная,
гражданская.
Государственные правоохранительные
органы: функции, цели и задачи.
Принципы
Суд.
правосудия.
Прокуратура. Адвокатура.
Конституция закон вышей
юридической силы. Базовые ценности
Конституции: нравственные, ценности
демократии, ценности патриотизма,
ценности международного
сотрудничества, ценности социального
мира. Основные задачи Конституции.
Конституционный строй современной
России. Основные принципы
конституционного строя. Основы
статуса человека и гражданина.
Права человека – высшие ценности
человеческой цивилизации. Что такое
права человека. Естественные и
неотчуждаемые права человека.
Общечеловеческие правовые
документы. Классификация прав,
закрепленные в Конституции РФ.
Юридические гарантии и система
защиты прав человека. Права ребенка.
Сущность гражданского права.
Особенности гражданских
правоотношений. Договоры и сделки.
9
Умение сравнивать, обобщать, рассуждать,
участвовать в дискуссии,
решать
проблемные.
Уметь
работать с текстом учебника,
схемой, задавать и отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения.
Уметь анализировать,
отвечать на вопросы.
делать выводы,
Знать основные положения Конституции РФ,
принципы основного закона жизни.
Использовать приобретенные знания для
полноценного выполнения типичных для
подростка социальных ролей Умение
работать с текстом учебника, схемой,
задавать и отвечать на вопросы.
Беседа.
Выполнение
заданий в рабочей
тетради.
Беседа.
Выполнение
заданий в рабочей
тетради.
Беседа.
Выполнение
заданий в рабочей
тетради.
Беседа. Работа с
документом.
Рабочая
Учебник.
Рабочая
Учебник.
тетрадь.
тетрадь.
Рабочая
Учебник.
тетрадь.
Конституция России.
Символы
государства.
Видеофильм.
Презентация2
Знать, что права являются высшей
ценностью человека, классификация прав
человека. Уметь сравнивать, обобщать,
рассуждать. Умение работать с текстом
Конституции, схемой, отвечать на вопросы.
Беседа.
Рабочая тетрадь.
Конституция РФ.
Использовать приобретенные знания для
общей ориентации в актуальных
общественных событиях и процессах.
Решение
практических и
познавательных
Гражданский кодекс
РФ. 05.03
24
13
1
Право на
Трудовые
правоотношения.
труд.
12.03.
25
14
1
Семейные
правоотношения.
19.03
02.04
09.04
26
15
27
28
16
17
1
2
Административные
правоотношения.
Уголовноправовые
отношения.
16.04
29
18
1
Социальные права.
Гражданская дееспособность
несовершеннолетних. Защита прав
потребителей.
Что означает право на труд. Трудовые
правоотношения. Трудовой договор –
основа трудовых правоотношений.
Права и обязанности работников.
Значение дисциплины труда. Льготы
для совмещающих работу с учебой.
Суть юридических понятий семьи и
брака: фактическое и юридическое
понимание. Предпосылки
возникновения семьи. Условия и
порядок заключения брака. Сущность
и особенности семейных
правоотношений. Правоотношения
супругов, родителей и детей. Законные
и договорный режим имущества
супругов
Основные черты административного
права,
административные
правонарушения и наказания.
Что такое уголовное право.
Особенности уголовноправовых
отношений. Понятие преступление.
Признаки преступления.
Квалификация преступлений.
Преступление в соучастии.
Обстоятельства,
исключающая уголовную
ответственность: необходимая
оборона, крайняя необходимость.
Понятие «социальное государство».
Социальная политика государства.
Условия для успешного решения
социальных задач. Социальные права
граждан РФ: право на жилище, на
социальное обеспечение, на охрану
здоровья
10
Умение работать с текстом учебника,
схемой, задавать и отвечать на вопросы.
задач. Беседа.
Уметь работать с текстом учебника, схемой,
отвечать на вопросы. Уметь анализировать,
обобщать, работать со схемой, отвечать на
проблемные вопросы.
Беседа.
Видеофильм.
Конституция
РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Знать основы семейных правоотношений
Умение составлять таблицы, работать с
текстом учебника, работать в малых
группах, составлять таблицу, проводить
сравнительный анализ
Беседа.
Групповые
задания.
Конституция РФ и
Семейный кодекс РФ.
Уметь анализировать, делать выводы,
отвечать на вопросы.
Знать основы уголовноправовых отношений
Решать познавательные и практические
задачи на изученный материал. Умение
анализировать, обобщать, работать со
схемой, отвечать на проблемные вопросы.
Беседа.
Групповые
задания.
Выполнение
заданий. Беседа.
Административный
кодекс РФ.
Уголовный кодекс
РФ,
Знать социальные права граждан РФ,
особенности и сущность социальной
политики.
Уметь работать с текстом учебника,
работать в малых группах.
Беседа.
Презентация.
Конституция РФ. 23.04.
30.04
30
31
2
19
20
Международно
правовая защита жертв
вооруженного
конфликта.
07.05
32
21
1
14.05
33
22
1
Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования.
Повторительно
обобщающий урок по
теме «Право».
21.05
34
1
1
Итоговое повторение
Предпосылки создания
международного гуманитарного права.
Принципы и сущность международного
гуманитарного права. Методы и
средства ведения войны, запрещенные
международным гуманитарным
правом. Особенности и значение
международного гуманитарного права.
Сущность правового регулирования в
сфере образования. Право и
обязанность. Сущность права на
образование. Гарантии государства в
праве на получение образования.
Основные понятия по теме. Проблемы
правоотношений в обществе.
Уметь работать с текстом учебника,
составлять таблицу, проводить
сравнительный анализ, отвечать на
проблемные вопросы.
Беседа.
Выполнение
заданий.
Документы.
Презентация 3
Работать с текстом учебника, работать в
малых группах, составлять таблицу.
Беседа.
Видеофильм.
Документы.
Умение анализировать, обобщать, работать
со схемой, выполнять тестовые задания.
Задания и тесты.
Презентация
викторина
Итоговое повторение 1 ч.
Обобщение и систематизация знаний
по курсу обществознания за 9 класс
Умение анализировать, обобщать, работать
со схемой, выполнять тестовые задания.
Задания и тесты.
Презентация
викторина
Лист корректировки рабочей программы (календарнотематического планирования (КТП) рабочей программы)
Предмет «Обществознание»
Класс 9
Учитель
№
урока
Даты по
осн. КТП
Даты
проведения
Тема
Количество часов
по плану
дано
Причины корректировки
Способ
корректировки
2018/2019 учебный год
11 «____» _________________________201___
Учитель __________________ ( )
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школыинтерната №67 _____________________ Чернелевская М.А.
«____» ________________________201___
12
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.