МОУ «Амвросиевская школа №6»
ДНР
Учитель высшей категории Никитюк Лариса Петровна
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: Согласные звуки [з], [з']. Буквы З з .Закрепление.
Задачи урока:
- совершенствование навыков работы со звуками [з], [з'] и буквой, которая их обозначает;
- формирование навыка правильного, сознательного, плавного, выразительного чтения слогов, слов;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие связной устной речи учащихся.
Формируемые УУД:
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные карточки с заданиями.
Х о д у р о к а
I .Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
И друзей себе нашли.
- А друзья – это мы. Друзья хорошо знают друг друга. Проверим это.
1.Работа с лентой букв.
- Зачем нам нужно знать буквы?
(Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).Слайд №1
2. Артикуляционная гимнастика Слайд №2
Упражнение №1. Лошадка
Упражнение №2.Вкусное варенье
Упражнение №3.Хомячок
Упражнение №4.Трубочка
.II. Актуализация знаний.
1. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и определение темы урока. – Ребята, отгадайте загадку.
2.
" В ней всегда
конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка- ежка у окна...
Догадайтесь, кто она? "(Сказка)
-Сегодня в гостях у нас сказка.
- О чём будем говорить на уроке? Будем читать…(слоги, слова, предложения , в которых есть буква «з»).Вспомним сказки и сказочных героев.
-К нам в гости пришел сказочный герой. Отгадайте как его зовут?
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? ( Буратино )
-Молодцы, ребята! А как называется эта сказке?
3. Работа с детской книгой. ( Выставка книг)
-Назовите, какие сказки вы знаете?
- Какие вы сказки любите?
- Какая изученная буква есть в слове сказка?
3. Слого-звуковой разбор слова «сказки».
СКА-ЗКА
- Назовите все гласные звуки. А теперь согласные. Сравните произношение с написанием. Что заметили? Как называются звуки [з], [с]? Как проверять при письме?
III.Работа по теме урока.
1. Работа с парными звонкими и глухими согласными. ( Чтение слогов. Сопоставление звуков [з] и) [с] )
- Мы знаем, что согласные могут быть парными. Что такое пара? Приведите примеры. З и С – пара. Запись на доске: коза – коса, роса – роза, Сима - Зина
- Чем отличаются слова? На какой вопрос отвечают? Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные), что? (неодушевленные).
- Чем они различаются в парах? А в столбиках? Почему слова в 3-м столбике написаны с заглавной буквы? (Имена собственные).
- Какие еще слова относятся к именам собственным? Приведите примеры.
- Парные согласные часто одинаково произносятся, а пишутся по-разному.
Отгадайте:
Он зимой нам щиплет нос
Потому что он ….(мороз).
- Назовите слова-рифмы. Какой звук слышим в конце? А на письме :нос – мороз. Проверим. Назовите к данным словам родственные.(нос- носик, носовой; мороз – морозный,…) Какие звуки слышали?
Вывод. Парный согласный в словах надо проверять, чтобы не допустить ошибки при письме
-Приближается зима, наступают холода. А что нужно, чтобы сберечь свое здоровье? ( ответы детей)
-И не переутомляться.
Физминутка для глаз. ( Слайд №3)
2. Работа в парах.( 1 ряд )
Работа с карточками.
*Зонтик, корзинка ,козлик ,капуста, роза.
Задание: подчеркните в словах букву з: там, где она обозначает мягкий звук – зеленым цветом, а там, где она обозначает твердый звук – синим цветом. С каким словом вы не работали? Почему? ( в слове капуста нет буквы з )
Проверка.( Слайд №4)
Работа в парах (2, 3 ряд )
Работа с карточками.
Дом, зима, дымок, ,кот, зонт, коза.
Задание: разделить слова на две группы.
Проверка.( Слайд №5)
3. Работа с текстом, стр.94
- Прочитайте тексты.
- Как их можно озаглавить?
Работа в парах. – Задайте друг другу вопросы по содержанию.
Работа со словами. Стр.94
-На какой вопрос отвечают эти слова?
Стр.94 Соотнесите рисунки и слова.
4.Чтение учителем стихотворения.
-Послушайте стихотворение.
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок.
Если ВСЕ: и Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ.
Если МЫ сорвем цветы.
- О чем стихотворение?
Вывод: цветы надо беречь, цветы украшают жизнь человека.
Беседа о лекарственных цветах.
.-С приходом холодов участились простудные заболевания и в борьбе с болезнью нам помогут лекарственные цветы. Отвар из цветов и травяной чай полезен для здоровья.
- Приведите примеры лекарственных цветов. (Ландыш, ромашка, пион, календула и др.)
Вывод. ( О пользе цветов). Помни – береги здоровье, а при заболевании используй натуральные отвары из цветов.
Работа со словами. (Слова стр.94)
КАКТУС ПИОН ИРИС
АСТРА РОЗА МАК
-Каких цветов не хватает? (роза, пион) (Слайд №6)
5. Слого-звуковой анализ, схемы слов. Самостоятельная работа по карточкам со словами роза, пион..
-На каком уроке мы изучали цветы?
.-Какие цветы растут на клумбе? Какой цветок растет на подоконнике?
.Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
6. Продолжение работы по теме урока. Развитие речи.
Стр.95 Чтение текста.
Дайте название.
- Какие сказки знает Лиза? Зина? Вера?
- А вы их знаете? Проверим.
7.Работа по иллюстрациям.
-Из каких сказок эти герои?
« Конек-горбунок», «Красная шапочка», «Кот в сапогах».
Составьте предложения к иллюстрациям. ( Фронтальная работа с классом. Запись схем на доске.)
- О каком герое эти строки? (Слайд №7 )
Вдруг из
маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
качает головой:
"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
_ Молодцы, ребята, к нам в гости пришел Мойдодыр. Кто написал эту сказу?
_ Чему учит эта сказка?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- О какой букве говорили на уроке? Какие звуки она обозначает? Где может стоять в словах?
- Что нового узнали?
Итак: Главное в жизни человека – это ……(здоровье).
Помним: Здоровье …..(надо беречь)
- Давайте закончим наш урок словами из сказки «Мойдодыр».
(Слайд№8 )
Давайте же
мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
-Ребята, вы очень хорошо работали и за отличную работу на уроке я всем вам дарю закладку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.