Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины". Межпредметная связь двух дисциплин обоснована тем, что на основе знаний учащихся о причинах возникновения пожара в жилище, актуализируются правила безопасного поведения человека в жилых зданиях. Урок разработан с целью получения новых знаний с использованием проблемного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Учитель с помощью вопросов и заданий приводит к осуществлению вывода о необходимости соблюдений правил пожарной безопасности в доме. Учащиеся работают в группах, что способствует формированию коммуникативных навыков работы у учащихся.Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Этот урок.docx
ОБЖ: «Пожарная безопасность» 5 класс;
Литература: «Мифы Древней Греции», 6 класс.
Межпредметная связь двух дисциплин обоснована тем, что на основе знаний
учащихся о причинах возникновения пожара в жилище, актуализируются правила
безопасного поведения человека в жилых зданиях. Урок разработан с целью получения
новых знаний с использованием проблемного подхода. Форма урока выбрана не
случайно. Учитель с помощью вопросов и заданий приводит к осуществлению вывода о
необходимости соблюдений правил пожарной безопасности в доме. Учащиеся работают
в группах, что способствует формированию коммуникативных навыков работы у
учащихся.
Цель урока:
Создание условий для овладения правилами пожарной безопасности в доме.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать понятия «Пожар», «Миф»;
2. Рассмотреть особенности мифов
3. Рассмотреть причины пожаров в жилище;
4. Формировать у учащихся умение предвидеть и избегать возникновения пожаров в
доме.
Развивающие:
1. Развивать умения работать с дополнительными источниками.
2. Устанавливать причинноследственные связи, строить логической цепи
рассуждений;
3. Формировать умения у учащихся предвидеть и избегать опасные ситуации;
4. Проводить
рефлексию способов и условий действий, контролировать и
оценивать результат своей деятельности на уроке.
Воспитательные:
1. Воспитывать у школьников ответственности за собственную жизнь, а также за
жизнь и здоровье окружающих;
2. Формировать познавательный интерес к изучаемому материалу и к предметам
литературы и ОБЖ в целом;
3. Развивать умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, обобщать,
развивать чувство самоконтроля и взаимоконтроля;
4. Продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группе.
После изучения темы учащиеся должны:
1 а) знать:
Понятие миф и его особенности;
об основных причинах пожара;
условия необходимые для возникновения пожаров;
об основных мерах пожарной безопасности в быту.
б) уметь:
сравнивать и анализировать различные ситуации, связанные с пожарами;
осуществлять самооценку и взаимооценку.
Технические средства обучения:
ПК
Презентация («Пожарная безопасность»)
Фрагмент видеофильма «Прометей»
Тип урока: Интегрированный урок ОБЖ и литературы
использованием ИКТ с элементами:
Исследования;
Проблемного обучения;
Использованием ИКТ ресурсов.
в 5 классе
с
Оборудование:
мультимедийный проектор;
обучающая презентация;
Раздаточный материал (Приложения IIIV)
учебники ОБЖ5 кл., литература 6 класс.
Структура урока
I. Мотивационноориентировочный этап.
Постановка цели и задач урока.
II. Операционноисполнительский этап.
Понятие миф и его особенности;
Понятие о пожаре;
Причины пожаров в жилых зданиях;
Правила пожарной безопасности
III. Оценочнорефлексивный этап.
Контроль и самоконтроль: фронтальный опрос, выводы, домашнее задание.
Мотивационноориентировочный этап.
I.
Создание проблемной ситуации.
2 Учитель ОБЖ:
Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, т.к. его будут проводить
для вас сразу два учителя (называет ФИО учителей)
Учитель литературы:
Ребята, вы знаете, что такое миф? (выслушать ответы учащихся).
Учитель литературы:
Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно герои мифа
существа сверхъестественные, а значит, мифы истории выдуманные. Однако
часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления
природы.
Мифы это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы.
Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Презентация, слайд 1).
Учащиеся:
Древняя Греция.
Учитель литературы:
Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих
греков зовётся она Элладой (слайд 2). Вот так представляли древние греки свою
страну.
В древние времена это было большое государство. Много веков назад
трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины,
Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и
наследниками величайшей эллинской культуры.
Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и
героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами
страницы удивительной жизни. (Приложение
I. Просмотр фрагмента
мультфильма «Прометей»).
Учитель литературы:
О каком мифологическом герое вы посмотрели фильм?
Учащиеся:
О герое греческого мифа – о Прометее.
Учитель литературы:
Что сделал Прометей для людей? Почему о нем помнят и слагают мифы?
Учащиеся:
Он подарил людям огонь.
3 Учитель литературы:
Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по
образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться,
считать, писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс
отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в
стебле тростника и принес людям.
Учитель ОБЖ:
Скажите, ребята, а почему Прометей отдал огонь людям?
Учащиеся:
Ему стало людей жалко.
Учитель ОБЖ:
Почему?
Учащиеся:
Людям нужно было согреваться от холода, готовить пищу, для того, чтобы не
испытывать голода и отпугивать диких животных и т.д.
Учитель ОБЖ:
Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдает
необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное обращение с
огнем?
Учащиеся:
К пожару.
Учитель ОБЖ:
Правильно! Соответственно тема нашего урока: Пожары в жилых зданиях, их
причины (слайд 3).
II. Операционноисполнительский этап.
Учитель ОБЖ:
Ребята, а кто может дать определение пожара?
Ответы детей: __________
Учитель ОБЖ:
А сейчас мы с вами проверим, правильно ли мы сформулировали определение
пожар.
Откройте учебник ОБЖ на странице 58 прочитайте и запишите в тетрадь
определение пожара.
4 Пожар – это неконтролируемы процесс горения, уничтожающий материальные
ценности и создающий опасность для жизни и здоровья людей. Пожар в доме – это
большая беда (слайд 4). Для того, что бы возник пожар, необходима причина его
возникновения.
Назовите основные причины пожаров в доме.
В центральной части доски располагается слово «Пожар». Учащиеся выходят
к доске, называют причины пожаров и записывают слова, обозначающие основные
причины пожаров (Приложение II).
Учитель ОБЖ:
А какие условия необходимы для возникновения пожара? Что нужно для того,
чтобы начался пожар?
Учащиеся:
Огонь.
Учитель ОБЖ:
А какие условия необходимы для того чтобы возник огонь?
Учащиеся:
Горючий материал, источник огня, кислород.
Учитель ОБЖ:
Правильно, это все без чего огня быть не может. И если хоть одной составляющей
не будет – не будет и пожара (слайд 5).
Что может быть источником огня в квартире?
Учащиеся:
Источником огня в квартире может быть искра, спичка, окурок, оставленные без
присмотра электроприборы и т.д.(слайд 6).
Учитель ОБЖ:
Какие материалы могут быть горючими?
Учащиеся:
Бумага, ткань, книги, обои и т.д. (слайд 7).
Учитель литературы:
Сейчас мы поработаем в группах. Групп будет шесть. Каждая группа получит
фрагмент из различных литературных произведений о пожарах в доме. Прочитайте
и заполните таблицу «Причины пожаров в доме. Правила пожарной безопасности»
(Приложение III).
Работа учащихся в группах.
5 Учитель ОБЖ:
Почему случился пожар в доме?
Учащиеся:
Группа № 1: мальчик Петя решил испытать самодельную пушку, наполнил ее
порохом и положил на горячую печь.
Группа № 2: главные герои произведения кошка и кот провожали гостей и
перестали наблюдать за топившейся печью.
Группа № 3: лисички взяли спички и баловались с ними, поджигали все вокруг.
Группа № 4: Лена приоткрыла печку.
Группа № 5: девочка, осталась дома одна и, наверное, баловалась со спичками,
или не правильно использовала газовое оборудование и т.д.
Группа № 6: строители проводили сварочные работы на чердаке и нарушили
правила безопасности.
Учитель ОБЖ:
Что стало причиной пожара?
Учащиеся:
Детская шалость с огнем, оставленные без присмотра печи, неправильная
эксплуатация печного и газового оборудования, нарушение правил пожарной
безопасности при проведении сварочных работ.
Учитель ОБЖ:
Какое правило безопасности нарушили главные герои?
Учащиеся:
Правила пожарной безопасности и т.д.
Учитель литературы:
Какие еще рассказы, стихи о пожарах в жилых зданиях вы можете назвать?
Учащиеся:
«Куда спешат пожарные машины» Т. Фетисов
« Пожарные собаки» Л. Толстой
« Приключения пожарного» В. Гальченко
« Про огонь добрый и огонь злой» Е. Градов
« Пожарный» Л. Куклин
«Красная машина» К. Оленев
«Как Огонь Воду замуж взял» Е. Пермяк
6 Учитель литературы:
А сейчас мы с вами проведем графический диктант. Я буду читать высказывания
и если вы с ними будете согласны, то поставите «+», если не согласны, то
поставите «»:
1. Миф это повествование, основанное на реальных фактах ()
2. Греция является родиной мифов (+)
3. Бог Зевс вернул людям огонь ()
4. Чтобы белье быстрее высохло, суши его над плитой. ()
5. Уходя из комнаты, выключай все электроприборы (+)
6. Зажигай бенгальские огни только у Новогодней елки ()
7. Спичками можно пользоваться только под присмотром своих одноклассников.
()
8. Топить печку детям строго запрещается (+)
9. Если почувствовал запах газа, зажигай спичку и проверяй, не у тебя ли это.()
10.Почувствовал запах дыма, горелой бумаги, резины – сразу сообщи взрослым (+).
III. Оценочнорефлексивный этап. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Взаимопроверка, работа в парах.
Учитель литературы:
А теперь воспользуемся приемом «Синквейн» (Приложение IV).
Учащиеся составляют синквейн и озвучивают его, например:
Пожар
Опасный, коварный, разрушительный
Жжет, уничтожает, отравляет
Человеку не обходим, при неосторожном отношении опасен
Безопасность.
Учителя литературы и ОБЖ:
Что нового узнали на уроке? (Ответы учащихся: что такое миф, пожар, о
причинах пожара, правилах пожарной безопасности)
Какой материал мы повторили? (Ответы детей: литературные произведения, в
которых рассказывается о пожарах в жилых зданиях, о том, что огонь может быть
помощником человека, а может быть и разрушителем).
Каково же наше настроение мы увидим, проведя рефлексию. Учащиеся
продолжают предложения, высказывают свое мнение о прошедшем уроке:
(Приложение V).
Домашнее задание: ОБЖ: §2,5, ответить на вопросы. Составить памятку
«Правила пожарной безопасности».
Литература: найти пословицы и поговорки о пожарах и их последствиях.
7 Литература
1. Миткалёва Е.М. Сб. сценариев по основам безопасности жизнедеятельности –
М.: Айрис – пресс,2006. – 96с.: ил. – (методика)
2. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: Учеб. Пособие. – Челябинск:
Юж.Урал. кн. изд – во, 1995. – 352 с.
3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. Для
общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т.
Смирнова. – 8е изд. – М.: Просвещение, 2011
4. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
5. Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий,
внеклассные мероприятия/ авт. – сост. С.В. Виноградова. – Волгоград: Учитель,
2007. – 130 с.
6. Якущенко В.В. Лукошко добрых дел для взрослых и детей: Сб. сценариев, 2007.
– 327 с.
7. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Внеклассное мероприятие – М.: ВАКО,2004 – 176с.
– (Мозаика детского отдыха).
8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры
предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных
ситуациях/Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.
Интернет – ресурсы:
образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП),
1. Электронный
издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
3. Единая коллекция http://collection.crossedu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f45b76
f453552f31d9b164
4. Детские электронные книги и презентации http://viki.rdf.ru/
5. http
6. Фотографии для презентации:http://saratov.promportal.su/board_827.htm,
http://ug.ria.ru/actual/pavodok/index2.html, http://www.kz.all.biz/g16737/,
http://toohimservis.satu.kz/p82523azotnayakislota157.html,
:// festival. 1 september.ru
8 http://photo.i.ua/user/4547656/280851/8095905/ , http://www.ratemydrawings.com;
Приложения
Причины пожаров
Приложение II
ПОЖАР
Причины пожаров
Электроприборы
Печь.
9
Использование
бензина Спички
ПОЖАР
Газ
Лакокрасочные
материалы.
Легковоспламеняющиеся
жидкости
Сушка белья
над газом
Таблица «Причины пожаров в доме.
Правила пожарной безопасности»
Приложение III.
Произведение
Причины
Правила пожарной
безопасности
Б.С. Житков
«Пожар»
Произведение
С. Михалков
«Дядя Степа»
Произведение
С. Михалков
«Рассказ о
неизвестном
герое»
1.
2.
1.
2.
1.
2.
Причины
Правила пожарной
безопасности
Причины
Правила пожарной
безопасности
10 Произведение
Причины
Правила пожарной
безопасности
К Чуковский
«Путаница»
Произведение
С.Я. Маршак
«Пожар»
Произведение
С. Маршак
«Кошкин дом»
1.
2.
1.
2.
1.
2.
Причины
Правила пожарной
безопасности
Причины
Правила пожарной
безопасности
Б.С. Житков «Пожар»
Петя с мамой и сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже
жил учитель. Вот раз мама с девочками пошла купаться. А Петя остался
один стеречь квартиру.
Когда все ушли Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она
была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади было
отверстие, чтобы зажигать порох. Но сколько Петя не старался, он не
мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошел на кухню.
Наложил в плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и
зажег: «теперь, небось, выстрелит!»
Огонь разгорелся, загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел! Да
такой, что весь огонь из плиты выкинуло!
Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто
ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть,
само потухнет. А ничего не потухло. И еще больше разгорелось.
11 Учитель шел домой и увидал, что из верхних окон идет дым. Он
позвонил пожарным и сообщил им о пожаре.
Прибывшие по вызову пожарные принялись заливать огонь водой из
пожарных рукавов. Они приставили лестницы к окнам и полезли в дом,
чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было.
Пожарные начали выносить вещи.
Петина мама прибежала когда вся квартира уже была в огне.
Милиционер никого не пускал близко, чтобы не мешали пожарным.
Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их
Петиной маме.
А Петина мама все плакала и говорила, что, наверное,Петя сгорел,
потому, что его нигде не видно.
А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его
увидели и насильно привели.
Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не
сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель
пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.
С. Михалков «Дядя Степа»
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Уважали дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы дядя Степа —
Видно было за версту.
Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
12 Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Степе говорят:
— Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?
Дядя Степа с тротуара
Достает до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его рука.
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними — воробей.
Все Степану благодарны:
Спас он птиц, и потому
Стать немедленно пожарным
Все советуют ему.
Но пожарникам в ответ
Говорит Степанов: — Нет!
Я на флот служить пойду,
Если ростом подойду.
Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»
Ехал
Один
Гражданин
По Москве
Белая кепка
На голове,
Ехал весной
На площадке трамвая,
Чтото под грохот колес
Напевая...
Вдруг он увидел
Напротив
В окне
Мечется ктото
В дыму и огне.
13 Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
К. Чуковский «Путаница»
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.
Третий этаж,
И четвертый,
И пятый...
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал
Под капустою лежал,
По заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:
"Кому велено чирикать
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать
14 Не чирикайте!
Но весёлые зверята
Поросята, медвежата
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.
Тушат, тушат не потушат,
Заливают не зальют.
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать
И потухло.
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
15 С. Маршак «Пожар»
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг
На север,
На юг,
Не виден ли дымок.
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал дает,
И сейчас же в миг единый
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
В пять минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемет.
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьмапожарный
Вынес Лену из окна.
Вдруг на крыше изпод балки
Чейто крик раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.
Сунул голову в окошко,
Поглядел... Да это кошка!
Пропадешь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!..
Ищет в пламени дорогу,
Кличет младших на подмогу,
И спешат к нему на зов
Трое рослых молодцов.
Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат.
Черным облаком густым
Под ногами вьется дым.
Вот уж бревна почернели...
Злой огонь шипит из щели:
Пощади меня, Кузьма,
Я не буду жечь дома!
Замолчи, огонь коварный!
Говорит ему пожарный.
Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!
На скамейке у ворот
Лена горько слезы льет.
16 С. Маршак «Кошкин дом»
Тилитилитилибом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А кругом широкий двор,
С четырех сторон забор.
К богатой кошке гость пришел,
Известный в городе козел
С женой, седой и строгой,
Козою длиннорогой.
Петух явился боевой,
За ним пришла наседка,
И в мягкой шали пуховой
Пришла свиньясоседка.
Друзья, постойтека немножко!
Уже темно, пора нам в путь,
Хозяйке надо отдохнуть.
Хозяйка и Василий,
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.
Словечко за словечком
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним
И вдруг заголосили:
Пожар! Горим! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тилитили,
Тилитили,
Тилитили, тилибом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросенок с решетом
И козел с фонарем.
Тилибом!
Тилибом!
Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо!
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.
Поскорей, без проволочки,
Наливайте воду в бочки.
Тилитилитилибом!
Загорелся кошкин дом!
17 Приложение IV
Синквейн
Как писать синквейн
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза – кульминация
5 строка – вывод Приложение V
Сегодня я узнал (а)
Было интересно
Было трудно
Я выполнял (а) задания
Я понял (а), что
Теперь я могу
Я почувствовал(а), что
Я приобрел (а)
Я научился (ась)
У меня получилось
Я смог (ла)
Я попробую
Меня удивило Урок дал мне для жизни
Мне захотелось
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Урок ОБЖ в 5 классе "Пожары, их причины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.