Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)
Оценка 5

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Оценка 5
Презентации учебные +2
doc
окружающий мир
4 кл
02.09.2017
Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)
Технологическая карта урока по теме Самый большой орган чувств.doc
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»  Бийского района Алтайского края Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Самый большой орган чувств» (С использованием ТРКМЧП и ИКТ, а также ЦЛО) УМК «Перспективная начальная школа» Авторы учебника:  О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов. Наш мир. Учебник.  4 класс, М.: Академкнига/Учебник, 2012 г. Автор: учитель начальных классов Молчанова Наталья Николаевна, I квалификационная категория с. Первомайское, 2014 Тема урока Предмет Класс Автор урока (ФИО, должность) Организационная  информация Самый большой орган чувств Окружающий мир 4 Молчанова Наталья Николаевна, учитель начальных классов Образовательное учреждение МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2» Бийского района Республика/край  Алтайский край Методическая информация Представляю урок окружающего мира в 4 классе по теме «Самый большой орган чувств». Данный урок входит в систему уроков по разделу  «Человеческий организм». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно­деятельностный подход. Для реализации системно­деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются исследовательская, творческая деятельность:  учащиеся поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять. Это  способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую  работоспособность. В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у  обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах и в парах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира позволяет повысить интерес к предмету, повысить качество обучения,  отразить существенные стороны биологических объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности. Он имеет уникальную возможность вывода  информации с предметного столика на монитор компьютера, а также позволяет проектировать изображение на интерактивную доску с помощью  мультимедийного проектора. В таких модернизированных условиях изучаемый и исследуемый природный объект становится доступным для  обозрения и анализа одновременно для всего класса, что позволяет оптимизировать учебный процесс, поддерживать интерес к предмету у всего  класса. Учащиеся получают возможность исследовать микромир, скрытый от человеческого глаза. Урок проводится в форме исследования, цель которого – уточнить представления школьников о коже, ее строении.                      Перечень используемого на уроке учебного оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов № 1. 2. Наименование Презентация    Microsoft Office PowerPoint 2003 Цифровой микроскоп Демонстрация слайдов через компьютерный проектор Рассмотрение верхнего слоя кожи Назначение Технологическая карта изучения темы: «Самый большой орган чувств» Тема Тип урока Цель: Самый большой орган чувств урок открытия новых знаний создание условий для формирования представлений детей о строении  и функциях кожи. Дидактические задачи урока: 1) образовательные: формирование  представления об особенностях  формы, строения и функциях кожи человека; 2) развивающие: развитие  познавательного интереса к изучаемому предмету; умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; развивать критическое мышление;  способствовать  добыванию знания через исследования и поиска научных сведений в  справочниках, энциклопедиях; воспитательные: воспитание  потребности  заботиться о  своём  здоровье. 3) Планируемый результат ­ Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умению активно высказывать свою  точку зрения, аргументировать её. ­ Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий  на уроке;   работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в  соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта  характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. ­ Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о  правилах поведения и общения на уроке и следовать им. ­ Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке.              ­ Предметные УУД: знать строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой), знать, что кожа защищает организм от трения,  легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что  через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания,  уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа  помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании. Дерма, гиподерма, поры, эпидермис. железы анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.           цифровой микроскоп компьютер проектор презентация  стекло или зеркало лупа карточки для работы групп энциклопедия и научная литература  раздаточный материал (находится в конспекте): таблицы «ЗХУ», листочки с тестом Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. словесный, наглядный, деятельностный, исследовательский. технология деятельностного метода, ТРКМЧП, здоровьесберегающая технология.  Название используемого оборудования, программного обеспечения      Презентация   Microsoft Office  PowerPoint 2003 /  Слайд     1   / Деятельность ученика Деятельность учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа Формулировать  ответы на вопросы.  Работать с  информацией,  представленной в  форме   Настраивать  детей на работу,  Организовать  фронтальную  работу по  решению задач. ­   Свой   урок,   ребята,   я   хотела   бы   начать   словами   итальянского кинорежиссера   и   сценариста   Федерико   Феллини,   который   станет эпиграфом нашего урока: «Из всех приключений, уготованных  нам жизнью, самое важное  и интересное – отправиться в путешествие  во внутрь самого  себя, исследовать неведомую часть себя самого» Время  (мин) (1­2 мин) Основные понятия Мыслительные операции на  этапе проектирования: Ресурсы: ­ основные ­ дополнительные Формы организации учебно­ познавательной деятельности: Методы: Технологии обучения:  № Этап урока I  эта п.    Мотивация  (самоопределение) к  учебной деятельности  Цель: включение  учащихся в учебную деятельность на  личностно значимом  уровне посредством  перечисления изученных  систем организма  человека, повторения  алгоритма изучения  каждой системы органов; определение  содержательных рамок  урока.    Актуализация  и  систематизация знаний  Цель: подготовить  мышление учащихся к  последующим шагам  учебной деятельности и  организовать  фиксирование каждым из них индивидуального  затруднения в пробном  действии. Выявление места и  причины затруднения  Цель: организовать  анализ учащимися  возникшей ситуации и на  этой основе подвести их  к выявлению места и  причины затруднения. II  эта п III  эта п.   высказывания. ­ Как вы понимаете слова Феллини? ­ Почему важно исследовать «самого себя»?                         Феллини ­Каким   бы   вы   хотели   видеть   наш   сегодняшний   урок?   С   каким настроением   вы   его   начинаете?   «Просигнальте»   мне,   пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика.) Ответить на  вопросы Организовать  фронтальную   тестовую работу  ­Над каким разделом мы с вами работаем? (человеческий организм) ­ Какую тему изучили на прошлом уроке? (клетка) ­ Давайте выполним тест по теме «Клетка» и проверим, как вы усвоили эту тему? (5­7мин) ТЕСТ по теме «Клетка» Организовать  работу по  определению темы урока. ­ Определите по содержанию тему нашего урока. ( Самый большой  орган чувств)  ­ Какие органы чувств вы знаете?  ­ Соедините стрелочками органы чувств.  (4­5 мин)      Презентация   Microsoft Office  PowerPoint 2003 /  Слайд       2  / /  Слайд     3   / Участвовать в  обсуждении  проблемных  вопросов,  формулировать  собственное мнение  и аргументировать  его. IV  эта п.   Построение проекта  выхода из затруднения  (цель, тема, план,  способ, средство)       Презентация   Microsoft Office  PowerPoint 200    3 /  Слайд     4   / Цель: построить проект  выхода из затруднения.  На основе имеющихся  знаний учащиеся в  коммуникативной форме  строят проект будущих  учебных действий. Работать с  информацией,  представленной в  форме рисунка. Осуществлять  взаимный контроль  и оказывать в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь  (работать в паре). Участвовать в  обсуждении  проблемных  вопросов,  формулировать  собственное мнение  и аргументировать  его. Включить  учащихся  в обсуждение  проблемных  вопросов. ­ Как вы думаете, какой из них самый большой? (Кожа)   ­ Верно, сегодня мы посвятим наш урок органу осязания – коже.  (3­4 мин) Кожа ­ это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес  составляет примерно 4 кг. В некоторых местах кожа тонкая (веки), а в некоторых толстая ­ стопы, руки.  ­ Давайте определим область наших знаний по этой теме: что вы  уже знаете о коже? ­ Что бы вы хотели узнать? ­ Попробуйте сформулировать  учебную задачу. Приём ТРКМ:  таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» («ЗХУ») (Дети самостоятельно работают с таблицей) ь Узнал Хочу узна Знаю (Несколько человек озвучивают написанное в таблице). ­ Где мы можем найти информацию? ­ Сегодня мы проведем урок в научно­исследовательском  институте, где вы  в роли ученых сможете сами исследовать  строение и функции кожи. V  эта п Совместное открытие  знаний  Цель: реализовать  построенный проект  Осуществлять  взаимный контроль  и оказывать в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь  (работать  в парах). Оценивать  правильность  выполнения заданий. Цифровой  микроскоп      Презентация   Microsoft Office  PowerPoint 2003 /  Слайд       5  / /  Слайд       6  / Организовать  работу в парах,  обеспечить контроль за выполнением  задания. ­ О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе  чувств. А сейчас поговорим о коже как о самом большом  органе  человека. ­ Т.к. кожа – орган чувств, что же можно ощутить с помощью  этого органа? (боль, холод  и т.д)  Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз  и жару, боль и даже заменяет нам глаза. (10 мин) Исследование кожи: Давайте проведём небольшое исследование. Работать будем в парах. Результаты исследования каждая пара будет вносить в таблицу,  которая лежит у вас на столах.  (Слайд  5) Сравните свои наблюдения и выводы с приведёнными ниже  утверждениями. Обведите “ДА” или “НЕТ”. 1. На ощупь кожа мягкая и упругая 2. На стекле осталось пятно жира. Значит, кожа выделяет жир 3. На поверхности кожи видны волоски и поры. Через поры выделяется жир и пот. Да Нет Да Нет Да Нет 1.Начнём наше самонаблюдение с рассматривания кожи своей руки. Посмотрите   на   кожу   на   своей   руке.   Какого   она   цвета?   (бледно­ розовая, коричневая светлая). Попробуйте на ощупь. Сделай те вывод, какая она? (Мягкая  упругая). Сравните своё наблюдение с утверждением в таблице.  Если вы согласны, то обводите “ДА”, если не согласны, то “НЕТ”. 2.Посмотрите внимательно  на пальцы  рук и локти, что происходит  с кожей, когда мы сгибаем и разгибаем пальцы и руку? (кожа  растягивается и собирается в складки). Без складок на коже мы не  смогли бы сгибать и разгибать руки и ноги. 3. Посмотрите в зеркало, проведите пальцем по лбу. Затем  приложите палец к зеркалу. Что осталось на поверхности зеркала?  (Пятно) А что это за пятно? Как вы думаете? (Наверное, это жир).  Заполните таблицу. 4. Рассмотрите кожу с помощью лупы (у каждого на парте). Что вы  видите? Кто увидел маленькие отверстия? А как они называются?  (Поры) Работа с толковым словарем,  с. 158 ­ А как думаете, для чего они нужны? Вспомните, когда вы  приходите после душа, бани, какое вы испытываете ощущение?  (ощущение легкости, кожа дышит).  ­ Это верно, через поры в организм поступает кислород. Значит Организовать  работу с  ЦЛО. Создание  цифровых  фотографий  микроскопом. Лабораторная работа: Рассматривание и фотографирован ие кожи руки. можно сказать, что кожа ­ это орган дыхания? (Да) ­ А ещё что вы увидели? (волоски).  Для чего они нам нужны?   Заполните таблицу. ­ А теперь мы проведем эксперимент с помощью цифрового  микроскопа, его преимущество в том, что можно вывести  изображение на экран. Мне понадобится один помощник.   (Рассматриваем кожу с помощью цифрового микроскопа. ) ­ Что еще увидели?    (Слайд  6)  Инструктивная карточка Исследование. 1. Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым  микроскопом. 2. Рассмотреть под микроскопом верхнюю часть руки при  увеличении 10* и сделать фотографию. 3. Перевести микроскоп на увеличение 60* и 200* и рассмотреть.  Сделать фотографию.  Таким образом, опираясь на нашу таблицу, давайте сделаем вывод о том, что мы выяснили о коже?  (Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки  нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже ­  руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает  кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной. ) VI  эта п   Первичное закрепление  с проговариванием во  внешней речи       Презентация   Microsoft Office  PowerPoint 200    3 /  Слайд       7  / Цель: организовать  усвоение детьми нового  знания использованию  знаний о строении и  функционировании  организма человека для  сохранения и укрепления собственного здоровья. С проговариванием во  /  Слайд       8  / Работать с  информацией,  представленной в  учебнике. (самостоятельная  работа) Организовать  фронтальную  работу  по  учебнику. ­ Откройте учебник на с.14 и поближе рассмотрите схематический  рисунок слоев кожи. ­ Наша кожа состоит из трех слоев. Красным цветом выделены  названия слоев кожи. (Слайд 7) (4­5 мин) Включить  учащихся  в обсуждение  проблемных  вопросов. ­ Найдите в тексте, как называется верхний слой кожи  и для чего он служит? Карандашом подчеркните  опорные слова. (Слайд  8)  ­ Как называется верхний слой кожи? (Эпидермис) ­ Какие функции он выполняет?  (защитная) ­ Что еще узнали? внешней речи.  ­ Второй слой называется ДЕРМА­ это и есть сама кожа.  Прочитайте подробнее в учебнике. ­ Из чего состоит дерма? ­ Какую функцию выполняют нервные окончания? ­ Кровеносные сосуды? Сальные железы?      Потовые железы? ­  И третий слой ­ ГИПОДЕРМА ИЛИ ПОДКОЖНАЯ  ЖИРОВАЯ КЛЕТЧАТКА. Он состоит из «комочков» жира и служит «складом» питательных  веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов. Работа по учебнику с заполнением третьего столбца  таблицы  «ЗХУ». ФИЗМИНУТКА Раз, два, три, четыре, пять. Время ножкам побежать. Спинке бодро разогнуться. Ручкам кверху потянуться. Десять раз присесть и встать, Чтобы расхотелось спать. Десять раз вперед нагнуться, Десять раз назад прогнуться Нет нужней зарядки дела, Чтоб окрепли мышцы тела Чтоб здоровье сохранять, Будем органы тренировать. ­   Как   вы   думаете,   какое   свойство   кожи   нам   помогло   выполнить физминутку? (эластичность,  способность растягиваться) VII эта п Самоконтроль с  самостоятельной  проверкой по эталону       Презентация   Microsoft Office  PowerPoint 200    3 Работать с  информацией,  представленной   Организовать  работу   индивидуально,  Сообщения детей с демонстрацией по изучению нового  материала (Слайды  9­10) (5­6 мин) /  Слайд       9­10    / учащимися в виде  сообщений из  энциклопедий и  справочников. обеспечить контроль за выполнением  задания. Цель: организовать  самопроверку детьми на  основе сопоставления с  эталоном своего умения  применять новое знание в типовых ситуациях. ­ Наши ученые из информационного центра приготовили сообщения  о структуре каждого слоя и об их работе. (На партах энциклопедия  и научная литература)   Остальные ребята будут внимательно слушать и вносить  данные в таблицу строение и функции кожи.                                СТРОЕНИЕ  КОЖИ                                              /  Слайд       11­12    /       Эпидермис                       Дерма                    Подкожный слой                                              Сальные железы                      Жир                                          Потовые железы                                        Кровеносные сосуды                                                                               Нервные волокна.     ФУНКЦИИ                                                                        ЗАЩИТНАЯ ОСЯЗАНИЕ       ДЫХАНИЕ   ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ На доске заполняется кластер.  (Слайды 11­ 12)             Итак, кожа – это самый большой  и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет. Кожа – защитная оболочка, принимающая первые удары и ранения на себя. Таким образом, мы видим, что кожа – это не просто оболочка, а  сложный орган.              ­А сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. (Слайд  13­19) Проведем тест. Нужно выбрать только один ответ, записав на  листочек букву правильного варианта.        1)Из скольких слоев состоит кожа? а) 5  о)3  г)2 2) Кожа­это… ц) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это  обертка человека 3) можно ли кожу назвать органом дыхания? (7­8 мин)    VII I  эта п Включение нового  содержания в систему  знаний и повторение  Цель: выявить границы  применимости нового  знания и научить  использовать его в  системе изученных ранее  знаний; повторить  учебное содержание,  необходимое для       Презентация   Microsoft Office  PowerPoint 200    3     13­19    / /  Слайд   Ответить на  вопросы Организовать  фронтальную   тестовую работу  /  Слайд       20­21    / обеспечения  содержательной  непрерывности (знания о  строении и  функционировании кожи  человека для сохранения  и укрепления  собственного здоровья). а) нет     д) да   г) не знаю 4) Благодаря чему кожа всегда мягкая? ж) потовым железам   т) порам      м) сальным железам 5) Пот выделяется, когда человеку… з) холодно   и) просто так     л) жарко 6) Кожу надо мыть… о) по мере необходимости  р) 1 раз – вечером   е) можно и не мыть 7)Может ли человек обойтись без кожи? н) конечно    ы) нет        ю) может быть ­Посмотрите   на   буквы,   которые   вы   выписали,   какое   слово можно из них составить? (МОЛОДЦЫ) (слайды   20 ­21)         При проверке дети меняются листочками, оценивают работу соседа.                                                                                ­У кого получилось слово молодцы, справился с тестом, у кого не получилось не беда, значит необходимо ещё раз повторить внимательно данную тему дома. ­Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо. Х I  э т а п Рефлексия учебной  деятельности (итог  урока)       Презентация   Microsoft Office  PowerPoint 200    3 /  Слайд       22   / Цель: организация  рефлексии и  самооценки  учениками своей  учебной  деятельности на  уроке. /  Слайд       23­24    / Включить  учащихся  в обсуждение  вопросов. Участвовать в  обсуждении  вопросов,  формулировать  собственное мнение  и аргументировать  его. 1. Синквейн  (3­4 мин) Учитель: Заканчивая разговор о коже, я предлагаю вам написать об этом синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится. (Слайд  22) Дети:  Синквейн   –   своеобразное   стихотворение­миниатюра   из пяти строк, имеющее определенное строение.  Первая строка  ­  тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).  Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).  Третья   строка   –  характерные   действия   или   состояния предмета (три глагола). Четвертая   строка   ­  что   автор   думает?  (фраза   из   четырех 2. Подведение итогов слов).  Пятая   строка   ­  новое   звучание   темы   (синоним)  существительное в начальной форме). (имя ­ О чем говорили сегодня на уроке? ­ Какую цель ставили в начале урока? ­ Достигли ее? ­ Из каких слоев состоит кожа? ­ Какие функции выполняет? ­ Где мы можем применить полученные знания на уроке? Учитель:    С   каким   настроением   вы   его   заканчиваете   урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста.  (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика). 3. Домашнее задание (Слайд  23) учебник с. 23­24,  подготовить рассказ на выбор:   о первой помощи при ранах  о первой помои при ожогах  о первой помои при обморожениях  о закаливании Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов! (Слайд  24)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме  "Самый большой орган чувств" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017