Данный урок отличается тем, что на этапе мотивации учебной деятельности, для активизации познавательного интереса обучающихся, создается проблемная ситуация. Учащиеся просматривают видеоролик «Притча о спасительнице морских звезд», который останавливается на вопросе мужчины: «Зачем ты это делаешь, ты же не сможешь помочь им всем, их слишком много?». Учащиеся предполагают, что могла ответить девочка на этот вопрос, после чего видеоролик продолжается (учащиеся узнают ответ). Затем они размышляют над вопросом, что сделала девочка «добро» или «зло» и как по-другому можно назвать эти понятия (учащиеся предполагают тему урока). После того, как тема озвучена, ребята разбирают два понятия «добродетель» и «порок» (их значение). На протяжении всего урока идет работа по формированию знания об этих понятиях, посредством различного материала (притчи, стихотворения, видеоролики, рассказы, ситуации). Обучающиеся активно участвуют в ходе урока. Прослеживается связь с жизнью, дети рассказывают истории из своей жизни.
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Разработала
студентка 4 курса
группы ПНК – 4:
Лебедева Дарья Игоревна
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Место проведения: МБОУ СШ №23 класс 4 «Б»
Дата проведения: 12.10.2018
Проверили:
Методист: Беляева О. Л. _______
(подпись)
Учитель: Арзамаскина О. В. _______
(подпись)УМК: «Гармония»
Тема урока: «Добродетель и порок»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Дзержинск – 2018
Цель: формирование понятий о добре и зле, о добродетели и пороке.
Задачи:
Образовательные:
1. Содействовать формированию у обучающихся умения характеризовать понятия добро и добродетель, зло и порок.
2. Создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни.
3. Формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с окружающими.
Развивающие:
1. Развивать навыки устной речи, способности грамотно формулировать свои мысли.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление развивать в себе положительные качества, такие как добродетель, милосердие,
уважительное отношение к людям, наблюдательность и т.д.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) понимают, что такое добро и добродетель, зло и порок.
2) осознают ценность добродетели в человеческой жизни.
3) могут объективно оценить формы поведения во взаимоотношениях с окружающими.
Метапредметные:
Регулятивные:
1) овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности.2) осуществляют оценку своей деятельности и деятельности товарищей.
Коммуникативные:
1) совершенствуют умение вступать в диалог с учителем и сверстниками.
Личностные:
1) проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи,
способность к организации самостоятельной деятельности.
2) понимают важность воспитания в себе положительных качеств личности.
Оборудование:
Для учителя: учебник, презентация, видеоролики.
Для учащихся: учебник, карточкибабочки.
План урока:
1. Организационный момент (1 минута)
2. Актуализация знаний и умений (3 минуты)
3. Мотивация учебной деятельности (5 минут)
4. Усвоение новых знаний (31 минута)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 минут)Ход урока
Этап урока
Задача этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент
Проверить
готовность учащихся
к уроку
Здравствуйте,
ребята!
Садитесь! Меня зовут
Дарья Игоревна, сегодня я
буду проводить у вас урок
ОРКСЭ.
Дети
учителя.
приветствуют
2.Актуализация
знаний и умений
Обеспечить
воспроизведение
опорных знаний.
Создать условия для
повышения интереса
пред предстоящей
работой
с
Ребята,
какими
понятиями
вы
познакомились на прошлом
уроке?
Как вы понимаете слово
«добро»?
Добро и зло
ДОБРО – это нравственная
ценность,
которая
относится к человеческой
деятельности,
образец
поступков
людей и
отношений между ними.
Методы, приемы,
формы и средства
Формы:
Фронтальная форма
работы.
Средства:
Речь учителя.
Формы:
Фронтальная форма
работы.
Средства:
Речь учителя, слайд
презентации.
Формируемые УУД
КУУД:
Умение слушать и
понимать речь других.
РУУД:
Умение организовывать
свое рабочее место.
КУУД:
Умение выражать свои
мысли,
строить
речевые высказывания.
Дайте
понятию зло.
определение
ЗЛО – противоположность
добра, это то, что мораль
стремится устранить и
исправить.
Всё начинается с человека,
нельзя сразу стать добрым
или злым. Такими нас3.Мотивация
учебной
деятельности
Создать условия для
возникновения
внутренней
потребности
включения
деятельность
в
наше
делают поступки,
отношение к миру,
к
окружающим нас людям.
Жизнь постоянно ставит
нас перед нравственным
выбором между добром и
злом.
Ребята,
я
предлагаю вам посмотреть
«Притчу о спасительнице
морских звезд» и подумать,
как же девочка ответила на
вопрос.
сейчас
Как вы думаете, что
ответила девочка на вопрос
мужчины: «Зачем ты это
делаешь, ты же не сможешь
помочь им всем,
их
слишком много?»
Ребята, вы хотите узнать,
что же ответила девочка?
(Может быть, ответила
девочка, бросая в море
ещё одну морскую звезду
как можно дальше, но
для нее я сделала все!)
Как вы думаете, девочка
совершила «добро» или
«зло»? Объясните свой
Формы:
Фронтальная форма
работы.
Средства:
Речь учителя, слайд
презентации,
видеоролик, притча.
КУУД:
Умение выражать свои
мысли,
строить
речевые высказывания.
Смотрят притчу
Предполагают возможные
варианты ответа
Досматривают притчу
Девочка совершила добро,
она
что
возможно она не спасет
понимала,морские звезды, но она
хотя бы попыталась им
помочь.
Отвечают
Хорошие и плохие, добрые
и злые
Предполагают
ответ.
Ребята, а мужчина стал ей
помогать, после того как
она ответила на его
вопрос? Ответ объясните.
Спасибо за ваши ответы! Я
думаю, что мужчина стал
помогать девочке спасать
морские
ведь
желание делать добро мы
можем «зажигать» в людях
своими поступками!
звезды,
Ребята, на какие две
группы можно разделить
качества
личности
человека?
Ктонибудь из вас знает,
как мы их подругому
можем назвать?
Сегодня на уроке мы с
вами узнаем, что такое
добродетель, что такое
порок, и какого человека
мы можем
назвать
добродетельным.
Формы:
Фронтальная форма
работы.
Средства:
Речь
видеоролик,
презентации.
учителя,
слайд
4.Усвоение новых
знаний
Обеспечить
восприятие,
осмысление
первичное
закрепление знаний и
способов действий.
и
РУУД:
Умение принимать и
сохранять
учебную
задачу;
КУУД:
Умение выражать свои
строить
мысли,Добродетель и порок – это
две
противоположные
характеристики личности,
по которым ее оценивают
другие люди.
Ребята,
у вас есть
предположение, что же
такое добродетель? Через
какие
поступки
выражается?
добродетельный
это какой
А
человек,
человек?
Ребята, а что значит
делать добро?
речевые высказывания;
Умение вступать в
диалог со взрослыми и
сверстниками.
Умение слушать и
слышать собеседника.
ДОБРОДЕТЕЛЬ
–
стремление человека к
добру, стремление быть
похожим на нравственную
личность,
которая
является образцом
Делающий добро
Уметь
сочувствовать,
быть
трудолюбивым и т.п.
сопереживать,
помогать,
вежливым,
Работа в учебнике
На страницах учебника
представлены
люди,
которые делают добро.
Давайте откроем учебник
на странице 16.
Обратите внимание на
фотографию,
где
изображена девушка с
детьми. Её зовут Чулпан
Хаматова – это актриса, а
является
ещё
онас
фонда
основателем
«Подари жизнь».
Она
рассказывает людям о
детях
тяжелыми
заболеваниями,
которые
нуждаются в помощи.
Люди жертвуют деньги для
того, чтобы им помочь, а
Чулпан Хаматова честно
выполняет свое дело и
передает эти средства тем,
кто в них нуждается, тем
самым спасая жизни.
Она рассказывает нам о
тех, кому нужна помощь,
благодаря ей мы можем
сделать доброе дело.
Футбольный
советский футболист
вратарь,
Да, он защищал честь
нашей Родины, сражался на
воротах,
старался не
пропускать мяч в ворота
Ребята,
она и нам
помогает! Как вы думаете,
каким образом?
А кто из вас знает кто
такой Лев Яшин?
А можем мы его отнести к
добродетельным людям?
Почему?
спортсмены тоже
Да,
люди,
которые делают
добро! Они выступают на
олимпиадах, соревнованиях
защищая честь нашейстраны!
Ребята, а почему именно
Юрий Гагарин стал первым
космонавтом?
Посмотрите,
какая
замечательная у него
улыбка! О чем нам это
говорит, какой он человек?
Если бы вдруг он встретил
в космосе какихнибудь
разумных существ, какую
нибудь цивилизацию,
я
думаю,
они бы не
подумали, что он прилетел
к ним с чемто плохим!
Злого человека видно
сразу, он всегда угрюмый,
чемто недоволен, а добрый
человек,
и
приятен, он притягивает к
себе людей, с ним хочется
общаться!
улыбчив
А вот мальчик, который
переводит бабушку через
дорогу,
тоже
добродетельный человек?
Почему?
он
Он смелый,
выносливый и т.п.
сильный,
Открытый, добрый
Да, делает добро
А нужно ли ждать за
добрый поступок награду?
Нет, добрые дела должныделать с душой и от
сердца, а не ждать за них
награду
Нет,
совершают зло
иногда
люди
Да, верно! Но иногда за
совершенное доброе дело
награждают. Например, за
спасение когото из пожара
или за спасение тонущего,
таких примеров очень
много,
вы
наверняка слышали про
них.
я думаю,
Всегда ли люди совершают
добрые поступки?
иногда
людям
Да,
выбирать
приходится
между добром и злом, и
добро не всегда побеждает.
Сейчас я хочу вам
прочитать притчу, а вы
подумайте,
что хотел
сказать мудрец.
«Юноша обратился к
мудрецу: О, мудрейший,
возьми меня к себе в
ученики, я хочу познать
истину.
Умеешь ли ты лгать? –Предполагают
спросил мудрец.
Конечно, нет! – ответил
юноша.
А воровать?
Нет.
А убивать?
Нет…
Так иди, воскликнул
учитель, и познай все
это. А познав, не делай!»
Да к, что же хотел сказать
мудрец своим странным
советом?
Как вы думаете, должен
был юноша научиться
лгать, воровать, убивать?
Своим советом мудрец
хотел сказать то, что тот
кто не узнал и не пережил
зла не может быть по
настоящему добр и
совершать добродетельные
поступки.
Ребята, каждый из нас
хоть раз совершал плохойЛень, жадность, лживость,
хвастовство и т.д.
Высказывают свое мнение
Смотрят видеоролик
поступок. Плохие качества
личности человека принято
называть пороками.
–
это
ПОРОК
нравственный,
духовный
недостаток, отрицательное
моральное
качество
человека.
Ребята, как вы считаете,
что мы можем отнести к
порокам, какие качества
характера человека?
Нравственный человек
знает, что такое добро и
зло.
А как вы думаете, добро и
зло связано между собой?
Если да, то как?
посмотрим
Давайте
которая нам
притчу,
расскажет о том, как же,
всетаки, связаны два таких
противоположных
понятия .
Показ видеоролика «Два
волка»В каждом из нас есть
доброе и злое начало.
Порой мы даже не можем
представить себе,
как
поступим в той или иной
ситуации, но нам просто
необходимо
учиться
совершать добродетельные
поступки и избегать
порочных.
Ребята, первым шагом к
добродетельному
поведению
является
признание ценности других
людей. Что это значит,
признание ценности других
людей?
не
интересы
Да, в своих поступках
человек
может
ориентироваться только на
свои
и
он должен
убеждения,
уважать
интересы и
убеждения других людей,
прислушиваться к их
мнению.
Высказывают сове мнение
Нет, люди будут избегать
общения с ним, не захотятПуть к добродетели
трудный и долгий. Комуто
кажется, что проще жить
так, как хочется только
ему.
но будут ли
Ребята,
принимать в обществе
такого
эгоистичного
человека?
Ребята, вы знаете притчу,
которая называется «Все в
твоих руках»? Давайте мы
её вспомним!
«В одном городе жил
окруженный
мастер
учениками.
Однажды
один из них задумался, а
есть ли вопрос на
который наш мастер не
смог бы дать ответ? Он
пошел на цветущий луг,
поймал самую красивую
бабочку …»
Кто может продолжить
притчу?
с ним дружить и не будут
его любить
Продолжают «Он спрятал
её между ладонями.
Держа её, он думал, что
если мастер ответит,
что бабочка мертвая, он
тут же отпустит её и
мастер поймет,
что
ошибся. Если же он
ответит, что бабочка
живая, я сожму руки, и
она погибнет. Подойдя к
мастеру, ученик спросил:
какая
«Скажите,бабочка у меня в руках,
живая или мертвая?» Не
глядя, мастер ответил,
все в твоих руках!»
Все зависит от нас самих,
от того, какой путь мы
выбираем
Что же этим хотел сказать
мастер?
Я согласна с вами, все
зависит от нас и наших
поступков.
Мы можем много говорить
о добрых поступках, но не
совершать их в жизни, не
помогать
кто
нашей
нуждается
тем,
вЗначит,
помощи.
нет
смысла от наших слов.
Наши добрые слова и наши
добрые деяния должны
сопровождать нас на
протяжении всей жизни.
Совершая
хорошие
поступки, человек учится
быть добрым, становится
добродетельным.
Ведь
делать добро это здорово!
5.Подведение
итогов
Рефлексия.
урока.
Организовать анализ
и оценку качества
работы на уроке,
успешности
достижения цели.
Ребята, давайте обобщим,
о чем же мы сегодня с вами
говорили на уроке. Что
вспомнили? Что нового
узнали?
Что же такое добродетель,
кто может сказать?
А что такое порок?
Формы:
Фронтальная форма
работы.
Средства:
Речь учителя.
Прием:
Стихотворение.
РУУД:
Умение осуществлять
самоанализ
своей
деятельности.
–
Говорили о добре и зле.
Узнали о том, что хорошие
поступки
это
добродетель, а плохие –
пороки
ДОБРОДЕТЕЛЬ
–
стремление человека к
добру, стремление быть
похожим на нравственную
личность,
которая
является образцом
–
это
ПОРОК
нравственный,
духовный
недостаток, отрицательное
моральное
качество
человека
Ребята, к чему мы должны
Мы должны стремитьсябольше
совершать
добродетельных поступков
Пишут пожелание
стремиться?
Ребята, я думаю, не стоит
откладывать доброе дело,
которое
мы можем
совершить прямо сейчас! У
вас на партах лежат
бабочки, посмотрите на
своего соседа и пожелайте
ему чегонибудь доброго и
светлого!
Обменяйтесь бабочками,
чуть позже вы прочитаете,
что же вам пожелали!
У меня для вас тоже есть,
вот такое пожелание…
Когда по склонам вечной
суеты
Бежать от неудач
устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ
И радость помоги найти
комуто.
Ребята, спасибо вам за
урок! Мне было очень
приятно с вами поработать
Все в ваших руках!