Урок основная форма обучения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формы и методы обучения.В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. На сегодняшний день известны три основные формы организации педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система .
Иконка файла материала Урок основная форма обучения.doc
Урок   основная форма обучения Формы и методы обучения В   литературе   по   педагогике   часто   путают   понятия   метода   и   формы обучения. Дадим следующие определения: Форма  ­ характер   ориентации  деятельности.  В основе   формы  лежит ведущий метод. На   сегодняшний   день   известны   три   основные   формы   организации педагогического   процесса,   отличающиеся   одна   от   другой   количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой   руководства   учебно­воспитательным   процессом   со   стороны педагога. К ним относятся: 1)   индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно­урочная система, 3) лекционно­семинарская система1. Рассмотрим некоторые из форм обучения более подробно. Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав   учащихся,   определенные   рамки   занятий,   жесткая   регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это   позволяет   говорить   о   методическом   разнообразии   уроков,   которые, однако, могут быть классифицированы по типам: уроки­лекции (практически  ­ это монолог учителя на заданную 1.  тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ; 2.  посвящены отработке умений и навыков); лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно 1  Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2000, С. 274.3.  4.  уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме: ­ повторение   пройденного   ­   воспроизведение   учащимися   ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д. ­ освоение   нового   материала.   На   этом   этапе   новый   материал   либо   «добывается»   в   процессе излагается   учителем, самостоятельной работы учащихся с литературой. ­ отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего ­ решение задач по новому материалу); ­ выдача домашнего задания. 5. объединенные уроки. Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60­х   ­   начале   70­х   гг.   в   процессе   очередной   безуспешной   попытки реформировать   школьное   образование.  Эти   занятия   призваны   дать   более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми. Экскурсии ­ форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется   в   рамках   непосредственного   ознакомления   с   объектами изучения. Домашняя   работа  ­   форма   организации   обучения,   при   которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная   работа:   олимпиады,   кружки   и   т.п.,   должны способствовать   наилучшему   развитию   индивидуальных   способностей учащихся. *  Об этом типе урока мы поговорим позднее, когда будем рассматривать методические приемы, разработанные педагогами­новаторами.Метод ­ способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно­воспитательных задач2. Метод   осуществления   педагогического   процесса   расчленяется   на составляющие   его   элементы   (части,   детали),   которые   называются методическими   приемами.   Например,   составление   плана   изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы: 1.   Методы   организации   учебно­познавательной   деятельности.   К   ним относятся   словесные,   наглядные   и   практические,   репродуктивные   и проблемно­поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. 2.   Методы   стимулирования   и   мотивации   учебно­познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др. 3.   Методы   контроля   (устный,   письменный,   лабораторный   и   др.)   и самоконтроля в процессе обучения3. Система   общих   методов   осуществления   целостного   педагогического процесса имеет следующий вид: 1.   Методы   формирования   сознания   в   целостном   педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера). 2.   Методы   организации   деятельности   и   формирования   опыта   об­ щественного   поведения   (упражнения, воспитывающих   ситуаций,   педагогическое   требование,   приучение,   метод   создания   инструктаж, наблюдения,   иллюстрации   и   демонстрации,   лабораторные   работы, 2  Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2000, С. 296. 3  Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2000, С. 298.репродуктивные и проблемно­поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы). 3.   Методы   стимулирования   и   мотивации   деятельности   и   поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.). 4.   Методы   контроля   эффективности   педагогического   процесса (специальная   диагностика,   устный   и   письменный   опрос,   контрольные   и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.)4. 4  Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2000, С. 299.