Формы и методы обучения.В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
На сегодняшний день известны три основные формы организации педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система .
Урок основная форма обучения
Формы и методы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы
обучения. Дадим следующие определения:
Форма характер ориентации деятельности. В основе формы лежит
ведущий метод.
На сегодняшний день известны три основные формы организации
педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным
охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм
организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и
спецификой руководства учебновоспитательным процессом со стороны
педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2)
классноурочная система, 3) лекционносеминарская система1.
Рассмотрим некоторые из форм обучения более подробно.
Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный
состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация
учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во
многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе
обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все
это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые,
однако, могут быть классифицированы по типам:
урокилекции (практически это монолог учителя на заданную
1.
тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают
характер беседы) ;
2.
посвящены отработке умений и навыков);
лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно
1 Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений. М., 2000, С. 274.3.
4.
уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
повторение пройденного воспроизведение учащимися ранее
пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и
письменный опрос и т. д.
освоение нового материала. На этом этапе новый материал
либо «добывается» в процессе
излагается учителем,
самостоятельной работы учащихся с литературой.
отработка навыков и умений применения знаний на практике
(чаще всего решение задач по новому материалу);
выдача домашнего задания.
5. объединенные уроки.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце
60х начале 70х гг. в процессе очередной безуспешной попытки
реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более
глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень
часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии форма организации обучения, при которой учебная работа
осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами
изучения.
Домашняя работа форма организации обучения, при которой
учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства
учителя.
Внеклассная работа: олимпиады,
кружки и т.п.,
должны
способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей
учащихся.
* Об этом типе урока мы поговорим позднее, когда будем рассматривать методические приемы,
разработанные педагогаминоваторами.Метод способ профессиональной совместной деятельности учителя и
обучаемого с целью решения образовательновоспитательных задач2.
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на
составляющие его элементы (части, детали), которые называются
методическими приемами. Например, составление плана изучаемого
материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и
т.п.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в
три основные группы:
1. Методы организации учебнопознавательной деятельности. К ним
относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и
проблемнопоисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной
деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и
самоконтроля в процессе обучения3.
Система общих методов осуществления целостного педагогического
процесса имеет следующий вид:
1. Методы формирования сознания в целостном педагогическом
процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты,
работа с книгой, метод примера).
2. Методы организации деятельности и формирования опыта об
щественного поведения (упражнения,
воспитывающих ситуаций,
педагогическое требование,
приучение,
метод создания
инструктаж,
наблюдения,
иллюстрации и демонстрации,
лабораторные работы,
2 Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений. М., 2000, С. 296.
3 Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений. М., 2000, С. 298.репродуктивные и проблемнопоисковые методы, индуктивные и дедуктивные
методы).
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,
поощрение, наказание и др.).
4. Методы контроля эффективности педагогического процесса
(специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и
лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.)4.
4 Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений. М., 2000, С. 299.