Урок- основная форма организации занятий гимнастикой в школе

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1.Общие требования к уроку гимнастики и методические аспекты. Урок (занятие) физической культуры с гимнастической направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних образовательных школ. Включение в содержание учебной деятельности по физической культуре в начальных классах общеобразовательной школы упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся.1.Общие требования к уроку гимнастики и методические аспекты. Урок (занятие) физической культуры с гимнастической направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних образовательных школ. Включение в содержание учебной деятельности по физической культуре в начальных классах общеобразовательной школы упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся.
Иконка файла материала statya_gimnastika.doc
Урок­ основная форма организации занятий  гимнастикой в школе. 1.Общие требования к уроку гимнастики и методические аспекты. Урок (занятие) физической культуры с гимнастической  направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих  критериев, отражающих уровень профессионально­педагогической  подготовленности специалистов физического воспитания для средних  образовательных школ. Включение в содержание учебной деятельности по физической  культуре в начальных классах общеобразовательной школы упражнений  общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный  моторный опыт и формировать двигательно­координационные способности  учащихся. В общеобразовательной школе основной формой занятий физической  культурой является урок физической культуры. Это объясняется тем, что  именно урочная форма организации двигательной активности, позволяет  наиболее эффективно формировать у учащихся основной фонд жизненно  важных двигательных умений и навыков, способствует достижению  необходимого для активной жизнедеятельности уровня развития физических  способностей и овладению специальными физкультурными знаниями. Основные задачи урока. На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные,  образовательные, воспитательные и прикладные задачи: 1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому  развитию, закаливание, формирование правильной осанки. 2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области  гимнастики. Формирование гигиенических навыков, прицчение к  самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение  новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным  опытом. Формирование организаторских умений и навыков,  обучение правилам общения с окружающими людьми. 3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладение  гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми,  профессиональными, военно­прикладными двигательными  умениями и навыками. 4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде  всего добросовестного, глубокого осознанного отношения кучебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду,  чувства товарищества, коллективизма, патриотизма. Условием качественного проведения урока является  целесообразность его построения. Структура и методические особенности  проведения урока должны соответствовать его содержанию, которое  определяется в первую очередь решаемыми педагогическими задачами,  контингентом занимающихся и условиями проведения. В свою очередь,  содержание урока должно основываться на закономерностях  функционирования основных систем организма, положенных в основу общих  и специфических принципов физического воспитания. При построении урока  эти принципы конкретизируются следующими методическими положениями,  главными из которых являются комплексность решения образовательных,  воспитательных и оздоровительных задач, стимулирование сознательной  активности занимающихся, конкретность постановки задач и их  преемственность с задачами предыдущих занятий, системность  прогрессирования учебных заданий и периодичность его обновления,  сопряжение изучаемого материала с другими общеобразовательными  уроками, оптимизацию физических нагрузок с учётом индивидуальных  способностей учеников. В связи с последним, для получения развивающего эффекта занятия  Я.М.Коц рекомендовал использовать нагрузки, превышающие, так  называемые, «пороговые», характерные для обыденной, повседневной  деятельности, что способно вызывать необходимые адаптационные изменения  в соответствующих системах организма. Очевидно, что в этом случае эти  системы, да и весь организм в целом, должны быть заблаговременно  подготовлены к предстоящему воздействию. Данное утверждение нашло своё отражение в общепринятой в  настоящее время структуре урока физической культуры, который делится,  хотя и несколько условно по признанию Л.П. Матвеева, на три части:  подготовительную, основную и заключительную, следующих друг за другом и  тесно взаимодействующих между собой. Каждая часть имеет свои  специфические, связанные с общей логикой урока, задачи и содержание. В общеобразовательной школе в связи с небольшим количеством  занятий и многогранностью программ физического воспитания чаще всего  проводятся уроки с выделением в основной части разделов, направленных на  последовательное решение различных задач. Для таких уроков характерна  неоднородная структура с большим количеством различных упражнений и  достаточно чётко выраженными разделами ­ обучающим и развивающим. В  первом преимущественно решаются задачи, связанные с обучением  двигательным действиям, а во втором ­ с совершенствованием двигательных  способностей. При этом рекомендуется опираться на следующие  методические положения: основную часть урока следует начинать с  2разучивания координационно­сложных действий, требующих концентрации  внимания и высокой работоспособности, при этом задачи по воспитанию  физических качеств и закреплению ранее сформированных навыков могут  решаться в дальнейшем на фоне утомления; при совершенствовании  функциональных свойств организма в основной части урока скоростные и  силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на выносливость,  что обусловлено эффектом последствия, благодаря которому силовые  упражнения, следующие за скоростными и, наоборот. Скоростные, следующие за силовыми выполняются более эффективно, а утомление, вызываемое ими,  повышает эффективность упражнений «на выносливость»; Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям: а) он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи; б) на уроке соблюдаются единство в решении оздоровительных зада,  образовательных и воспитательных задач (триединство урока); в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения  им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых  различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической  подготовленности, особенностей психических и личностных свойств; г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно­ воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется  взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений; д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная  руководящая роль учителя. 2. Виды уроков. Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам  разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки  совершенствования и повторения изученного; комбинированные (смешанные)  уроки; контрольные уроки. С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них  учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся,  раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для  учителя средств и методов можно определить степень развития двигательных  и психических способностей, необходимых для успешного овладения  школьной программой по гимнастике: изучаются личностные качества  3учеников, главным образом их отношение к занятиям гимнастикой и др. Без  этих данных нельзя грамотно строить учебный процесс.  На уроках изучения нового материала задачи ставятся более  развернуто. Изучение нового материала сопровождается сообщением  теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий и т.п. Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и  совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут  предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются  творческие задания. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью. Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее  распространение в школе и сочетают изучение, повторение и  совершенствование ранее освоенных упражнений. Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела  программного материала, а также по окончании курса гимнастики и  направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На  таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений,  комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и степенью развития двигательных, психических способностей. 3. Части урока. Как и любой другой урок в школе, урок гимнастики имеет три  взаимосвязанные части: 1. Подготовительная; 2. Основная; 3. Заключительная. Деление урока на части в большей степени связано с фазовым  характером динамики работоспособности. В динамике работоспособности  выделяют зоны, каждая из которых характеризуется перестройками в  функционировании организма, обеспечивающими наилучшие условия  использования энергии в процессе работы: 1 ­ зона предрабочих сдвигов  («предстартовая»); 2 — зона врабатывания; 3 ­ устойчивого состояния; 4 ­  снижения работоспособности (утомления); 5 ­ восстановления. Нередко  утомление в одном виде двигательной деятельности не исключает высокой  работоспособности в другом.. 3.1. Подготовительная часть. Содержание подготовительной части обеспечивает организацию  учащихся, активизацию их внимания, подготовку организма к физическим  нагрузкам. Форма этой части может иметь варианты, но, как правило, урок  начинается вводным ритуалом ­ построением, рапортом, сообщением о  4задачах урока и последовательности прохождения учебного материала, что  способствует мотивации учащихся на решение задач урока. После этого  проводится комплекс упражнений последовательно готовящий системы  организма к решению главных задач урока. Эти упражнения могут быть как  обще ­ так и специально ­ подготовительного характера. Обще — подготовительная часть включает упражнения,  неспецифические по отношению к главным задачам урока. Её цель ­  активизировать системы организма, вызвать сдвиги, способствующие  эффективному проявлению двигательных возможностей. В качестве средств  используются хорошо освоенные и легко дозируемые упражнения, не  требующие длительного времени на подготовку и выполнение, позволяющие  воздействовать на отдельные группы мышц, суставы и связки.  Последовательность упражнений обусловлена как физиологическими  закономерностями, так и логическими связями между упражнениями. Специально ­ подготовительная часть направлена на активизацию  систем организма, ответственных за решение главных задач урока. Она  включает в себя упражнения, сопряжённые по координации, динамике и  энергетике упражнениям основной части урока. Поэтому выбор средств для  этой части занятия ограничен и зависит от содержания основной части урока. Для организации деятельности занимающихся в подготовительной  части урока, как правило, используется фронтальный способ, позволяющий  минимизировать непродуктивные потери времени и максимально усилить  эффект педагогического воздействия на занимающихся. Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной  части урока, условно объединяются в три большие группы: физиологические  (оздоровительные), образовательные и воспитательные. В группу физиологических задач входят: ­подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся  к интенсивной работе; ­разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению  предстоящих упражнений; ­подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим больших  амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости. Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка не допустимы в этой части  урока, оптимальным увеличение нагрузки к концу подготовительной части­  160­180 уд/мин. К образовательным задачам относятся: ­обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о  возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и  спортивных целях; ­формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих,  прикладных, спортивно­гимнастических упражнений, правильной осанки,  красивой манеры движений, походки; 5­обучение гимнастической манере выполнения упражнений, передвижениям в  соответствии с требованиям строевого устава Российской Армии; ­развитие психомоторных способностей. Воспитательные задачи: ­привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного  отношения к занятиям гимнастикой; ­приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к красоте движений; ­воспитание чувства собственного достоинства, скромности, трудолюбия,  старательного выполнения поручений учителя, уважительного отношения к  товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся  в ней; ­развитие целеустремленности, настойчивости в достижении цели,  решительности и смелости; ­приучение к коллективным действиям, взаимовыручке; ­воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при  выполнении заданий; ­приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений, к  самостраховке в случае неудачного исполнения упражнения. Основными средствами решения педагогических задач служат строевые  (обычно они выполняются в самом начале занятия) и общеразвивающие (ими  обычно заканчивается подготовительная часть урока) упражнения,  разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры в  сочетании со словом педагога, а также упражнения нетрадиционных видов  гимнастики. Проведение общеразвивающих упражнений осуществляется  следующими способами: раздельным (обычным), расчлененным, поточным,  проходным, «по показу», «по рассказу», игровым способом. 3.2. Основная часть. Основная часть занятия занимает преобладающую долю, в общем,  времени занятия. В ней решаются главные задачи урока, требующие для  своего решения продолжительного отрезка времени. Чем меньше задач  решается в основной части урока, тем более эффективно может быть решена  каждая из них. В зависимости от содержания, структура этой части может быть  однородной либо неоднородной. Однородная структура характеризуется  построением основной части без деления на разделы. Она типична для  занятий, в которых главная задача решается преимущественно с помощью  одного двигательного задания, например, кроссового бега. В основной части урока решаются следующие задачи: 1. Повышение функциональных возможностей организма, физической  подготовленности и работоспособности занимающихся. 62. Обучение занимающихся новым упражнениям с целью доведения уровня их  выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретических сведений. 3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отношения к занятия  гимнастикой, к учебе, труду, чувства собственного достоинства и др. Успешное решение задач этой части урока во многом зависит от его  плотности, которая определяется отношением полезно затраченного времени  ко всему времени урока:        t Р= —100%       T Р­плотность урока; t­полезно затраченное время; Т­общее время урока. Плотность урока можно повысить применением следующих  методических приемов: а) выполнение некоторых упражнений по два человека одновременно на одном снаряде; б) увеличение количества снарядов; в) организация дополнительных мест для выполнения подводящих и  подготовительных упражнений и др.; г) проведение основной части урока методом круговой тренировки с  индивидуализацией двигательных заданий и др. Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько удачно по  количеству и степени сложности подобраны упражнения. Нагрузка,  испытываемая занимающимися в основной части урока, и их  работоспособность в значительной мере зависят от правильного чередования  работы и отдыха во время выполнения упражнений. Особенно важно знать,  какая степень восстановления от предыдущего выполнения упражнения  является оптимальной и как ее определить для данной категории  занимающихся. Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью  следующих методических приемов: 1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом  снаряде, на втором­ может совершенствоваться техника исполнения  ранее изученных упражнений, на третьем­ повторяется пройденное,  развиваются двигательные способности. 2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с  упражнениями в упоре. 3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы  обучение одному упражнению способствовало овладению последующим упражнениям или не оказало бы отрицательного влияния. 4. Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от  правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от  чередования режима работы и отдыха. 73.3. Заключительная часть. В этой части осуществляется завершение урока и решаются следующие  задачи: ­постепенное снижение физической и психологической нагрузки; ­подведение итогов урока; ­задание для самостоятельной работы. Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды  упражнений: 1. Успокаивающие: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком  дыхании и на расслабление, в потряхивании, самомассаж. 2. Отвлекающие: на внимание, спокойные игры, упражнения под  музыкальное сопровождение. 3. Повышающие эмоциональное состояние: игры, эстафеты, танцы и  пляски, ходьба с песней. Содержание подготовительной и заключительной частей урока  определяются содержанием его основной части. 4.Организация учебного труда на уроке, критерии качества урока. Учебный труд занимающихся на уроке может быть организован  фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым способами. Фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной,  заключительной и редко в основной частях урока. При этом способе  применяются несложные по техник е исполнения или ранее хорошо изученные упражнения, не требующие помощи и страховки. Его вариантами являются: ­одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися; ­попеременное выполнение упражнений, при котором одни выполняют  упражнение, а другие смотрят, оценивают, устраняют ошибки, оказывают  помощь, соревнуются на лучшее исполнение. Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока.  Каждая группа выполняет упражнения на определенном снаряде, а затем по   команде педагога меняются местами. При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое задание  самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему рабочем  месте.  Круговой способ предусматривает последовательное выполнение  упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой  группы. Примерные критерии качества урока. 81. Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методических  приемов и к их планированию; успешность решения поставленных перед уроком задач. 2. Способность учителя давать систему знаний о вновь изучаемых  упражнениях. 3. Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортивной  тренировки. 4. Хорошая организация урока, полноценное решение задач урока. Список литературы. 1.Гимнастика.под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. 2008г.,М  2. Менхим Ю.В., Менхим А.В. Оздоровительная гимнастика. Теория и  методика. Ростов н/Дону: Феникс, 2002.  3.Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.­ М.: Владос,  2000.  4.Теория и методика физической культуры. / Под ред. проф. Ю.Ф.  Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. 9