1.Общие требования к уроку гимнастики и методические аспекты.
Урок (занятие) физической культуры с гимнастической направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних образовательных школ.
Включение в содержание учебной деятельности по физической
культуре в начальных классах общеобразовательной школы упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся.1.Общие требования к уроку гимнастики и методические аспекты.
Урок (занятие) физической культуры с гимнастической направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних образовательных школ.
Включение в содержание учебной деятельности по физической
культуре в начальных классах общеобразовательной школы упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся.
Урок основная форма организации занятий
гимнастикой в школе.
1.Общие требования к уроку гимнастики и методические аспекты.
Урок (занятие) физической культуры с гимнастической
направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих
критериев, отражающих уровень профессиональнопедагогической
подготовленности специалистов физического воспитания для средних
образовательных школ.
Включение в содержание учебной деятельности по физической
культуре в начальных классах общеобразовательной школы упражнений
общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный
моторный опыт и формировать двигательнокоординационные способности
учащихся.
В общеобразовательной школе основной формой занятий физической
культурой является урок физической культуры. Это объясняется тем, что
именно урочная форма организации двигательной активности, позволяет
наиболее эффективно формировать у учащихся основной фонд жизненно
важных двигательных умений и навыков, способствует достижению
необходимого для активной жизнедеятельности уровня развития физических
способностей и овладению специальными физкультурными знаниями.
Основные задачи урока.
На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные,
образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому
развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области
гимнастики. Формирование гигиенических навыков, прицчение к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение
новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным
опытом. Формирование организаторских умений и навыков,
обучение правилам общения с окружающими людьми.
3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладение
гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми,
профессиональными, военноприкладными двигательными
умениями и навыками.
4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде
всего добросовестного, глубокого осознанного отношения кучебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду,
чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Условием качественного проведения урока является
целесообразность его построения. Структура и методические особенности
проведения урока должны соответствовать его содержанию, которое
определяется в первую очередь решаемыми педагогическими задачами,
контингентом занимающихся и условиями проведения. В свою очередь,
содержание урока должно основываться на закономерностях
функционирования основных систем организма, положенных в основу общих
и специфических принципов физического воспитания. При построении урока
эти принципы конкретизируются следующими методическими положениями,
главными из которых являются комплексность решения образовательных,
воспитательных и оздоровительных задач, стимулирование сознательной
активности занимающихся, конкретность постановки задач и их
преемственность с задачами предыдущих занятий, системность
прогрессирования учебных заданий и периодичность его обновления,
сопряжение изучаемого материала с другими общеобразовательными
уроками, оптимизацию физических нагрузок с учётом индивидуальных
способностей учеников.
В связи с последним, для получения развивающего эффекта занятия
Я.М.Коц рекомендовал использовать нагрузки, превышающие, так
называемые, «пороговые», характерные для обыденной, повседневной
деятельности, что способно вызывать необходимые адаптационные изменения
в соответствующих системах организма. Очевидно, что в этом случае эти
системы, да и весь организм в целом, должны быть заблаговременно
подготовлены к предстоящему воздействию.
Данное утверждение нашло своё отражение в общепринятой в
настоящее время структуре урока физической культуры, который делится,
хотя и несколько условно по признанию Л.П. Матвеева, на три части:
подготовительную, основную и заключительную, следующих друг за другом и
тесно взаимодействующих между собой. Каждая часть имеет свои
специфические, связанные с общей логикой урока, задачи и содержание.
В общеобразовательной школе в связи с небольшим количеством
занятий и многогранностью программ физического воспитания чаще всего
проводятся уроки с выделением в основной части разделов, направленных на
последовательное решение различных задач. Для таких уроков характерна
неоднородная структура с большим количеством различных упражнений и
достаточно чётко выраженными разделами обучающим и развивающим. В
первом преимущественно решаются задачи, связанные с обучением
двигательным действиям, а во втором с совершенствованием двигательных
способностей. При этом рекомендуется опираться на следующие
методические положения: основную часть урока следует начинать с
2разучивания координационносложных действий, требующих концентрации
внимания и высокой работоспособности, при этом задачи по воспитанию
физических качеств и закреплению ранее сформированных навыков могут
решаться в дальнейшем на фоне утомления; при совершенствовании
функциональных свойств организма в основной части урока скоростные и
силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на выносливость,
что обусловлено эффектом последствия, благодаря которому силовые
упражнения, следующие за скоростными и, наоборот. Скоростные, следующие
за силовыми выполняются более эффективно, а утомление, вызываемое ими,
повышает эффективность упражнений «на выносливость»;
Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:
а) он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;
б) на уроке соблюдаются единство в решении оздоровительных зада,
образовательных и воспитательных задач (триединство урока);
в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения
им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых
различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической
подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;
г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно
воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется
взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;
д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная
руководящая роль учителя.
2. Виды уроков.
Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам
разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки
совершенствования и повторения изученного; комбинированные (смешанные)
уроки; контрольные уроки.
С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них
учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся,
раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для
учителя средств и методов можно определить степень развития двигательных
и психических способностей, необходимых для успешного овладения
школьной программой по гимнастике: изучаются личностные качества
3учеников, главным образом их отношение к занятиям гимнастикой и др. Без
этих данных нельзя грамотно строить учебный процесс.
На уроках изучения нового материала задачи ставятся более
развернуто. Изучение нового материала сопровождается сообщением
теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий и т.п.
Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и
совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут
предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются
творческие задания. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.
Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее
распространение в школе и сочетают изучение, повторение и
совершенствование ранее освоенных упражнений.
Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела
программного материала, а также по окончании курса гимнастики и
направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На
таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений,
комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и
степенью развития двигательных, психических способностей.
3. Части урока.
Как и любой другой урок в школе, урок гимнастики имеет три
взаимосвязанные части:
1. Подготовительная;
2. Основная;
3. Заключительная.
Деление урока на части в большей степени связано с фазовым
характером динамики работоспособности. В динамике работоспособности
выделяют зоны, каждая из которых характеризуется перестройками в
функционировании организма, обеспечивающими наилучшие условия
использования энергии в процессе работы: 1 зона предрабочих сдвигов
(«предстартовая»); 2 — зона врабатывания; 3 устойчивого состояния; 4
снижения работоспособности (утомления); 5 восстановления. Нередко
утомление в одном виде двигательной деятельности не исключает высокой
работоспособности в другом..
3.1. Подготовительная часть.
Содержание подготовительной части обеспечивает организацию
учащихся, активизацию их внимания, подготовку организма к физическим
нагрузкам. Форма этой части может иметь варианты, но, как правило, урок
начинается вводным ритуалом построением, рапортом, сообщением о
4задачах урока и последовательности прохождения учебного материала, что
способствует мотивации учащихся на решение задач урока. После этого
проводится комплекс упражнений последовательно готовящий системы
организма к решению главных задач урока. Эти упражнения могут быть как
обще так и специально подготовительного характера.
Обще — подготовительная часть включает упражнения,
неспецифические по отношению к главным задачам урока. Её цель
активизировать системы организма, вызвать сдвиги, способствующие
эффективному проявлению двигательных возможностей. В качестве средств
используются хорошо освоенные и легко дозируемые упражнения, не
требующие длительного времени на подготовку и выполнение, позволяющие
воздействовать на отдельные группы мышц, суставы и связки.
Последовательность упражнений обусловлена как физиологическими
закономерностями, так и логическими связями между упражнениями.
Специально подготовительная часть направлена на активизацию
систем организма, ответственных за решение главных задач урока. Она
включает в себя упражнения, сопряжённые по координации, динамике и
энергетике упражнениям основной части урока. Поэтому выбор средств для
этой части занятия ограничен и зависит от содержания основной части урока.
Для организации деятельности занимающихся в подготовительной
части урока, как правило, используется фронтальный способ, позволяющий
минимизировать непродуктивные потери времени и максимально усилить
эффект педагогического воздействия на занимающихся.
Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной
части урока, условно объединяются в три большие группы: физиологические
(оздоровительные), образовательные и воспитательные.
В группу физиологических задач входят:
подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся
к интенсивной работе;
разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению
предстоящих упражнений;
подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим больших
амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости.
Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка не допустимы в этой части
урока, оптимальным увеличение нагрузки к концу подготовительной части
160180 уд/мин.
К образовательным задачам относятся:
обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о
возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и
спортивных целях;
формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих,
прикладных, спортивногимнастических упражнений, правильной осанки,
красивой манеры движений, походки;
5обучение гимнастической манере выполнения упражнений, передвижениям в
соответствии с требованиям строевого устава Российской Армии;
развитие психомоторных способностей.
Воспитательные задачи:
привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного
отношения к занятиям гимнастикой;
приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к
красоте движений;
воспитание чувства собственного достоинства, скромности, трудолюбия,
старательного выполнения поручений учителя, уважительного отношения к
товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся
в ней;
развитие целеустремленности, настойчивости в достижении цели,
решительности и смелости;
приучение к коллективным действиям, взаимовыручке;
воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при
выполнении заданий;
приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений, к
самостраховке в случае неудачного исполнения упражнения.
Основными средствами решения педагогических задач служат строевые
(обычно они выполняются в самом начале занятия) и общеразвивающие (ими
обычно заканчивается подготовительная часть урока) упражнения,
разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры в
сочетании со словом педагога, а также упражнения нетрадиционных видов
гимнастики.
Проведение общеразвивающих упражнений осуществляется
следующими способами: раздельным (обычным), расчлененным, поточным,
проходным, «по показу», «по рассказу», игровым способом.
3.2. Основная часть.
Основная часть занятия занимает преобладающую долю, в общем,
времени занятия. В ней решаются главные задачи урока, требующие для
своего решения продолжительного отрезка времени. Чем меньше задач
решается в основной части урока, тем более эффективно может быть решена
каждая из них.
В зависимости от содержания, структура этой части может быть
однородной либо неоднородной. Однородная структура характеризуется
построением основной части без деления на разделы. Она типична для
занятий, в которых главная задача решается преимущественно с помощью
одного двигательного задания, например, кроссового бега.
В основной части урока решаются следующие задачи:
1. Повышение функциональных возможностей организма, физической
подготовленности и работоспособности занимающихся.
62. Обучение занимающихся новым упражнениям с целью доведения уровня их
выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретических сведений.
3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отношения к занятия
гимнастикой, к учебе, труду, чувства собственного достоинства и др.
Успешное решение задач этой части урока во многом зависит от его
плотности, которая определяется отношением полезно затраченного времени
ко всему времени урока:
t
Р= —100%
T
Рплотность урока; tполезно затраченное время; Тобщее время урока.
Плотность урока можно повысить применением следующих
методических приемов:
а) выполнение некоторых упражнений по два человека одновременно на одном
снаряде;
б) увеличение количества снарядов;
в) организация дополнительных мест для выполнения подводящих и
подготовительных упражнений и др.;
г) проведение основной части урока методом круговой тренировки с
индивидуализацией двигательных заданий и др.
Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько удачно по
количеству и степени сложности подобраны упражнения. Нагрузка,
испытываемая занимающимися в основной части урока, и их
работоспособность в значительной мере зависят от правильного чередования
работы и отдыха во время выполнения упражнений. Особенно важно знать,
какая степень восстановления от предыдущего выполнения упражнения
является оптимальной и как ее определить для данной категории
занимающихся.
Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью
следующих методических приемов:
1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом
снаряде, на втором может совершенствоваться техника исполнения
ранее изученных упражнений, на третьем повторяется пройденное,
развиваются двигательные способности.
2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с
упражнениями в упоре.
3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы
обучение одному упражнению способствовало овладению последующим
упражнениям или не оказало бы отрицательного влияния.
4. Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от
правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от
чередования режима работы и отдыха.
73.3. Заключительная часть.
В этой части осуществляется завершение урока и решаются следующие
задачи:
постепенное снижение физической и психологической нагрузки;
подведение итогов урока;
задание для самостоятельной работы.
Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды
упражнений:
1. Успокаивающие: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком
дыхании и на расслабление, в потряхивании, самомассаж.
2. Отвлекающие: на внимание, спокойные игры, упражнения под
музыкальное сопровождение.
3. Повышающие эмоциональное состояние: игры, эстафеты, танцы и
пляски, ходьба с песней.
Содержание подготовительной и заключительной частей урока
определяются содержанием его основной части.
4.Организация учебного труда на уроке, критерии качества урока.
Учебный труд занимающихся на уроке может быть организован
фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым способами.
Фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной,
заключительной и редко в основной частях урока. При этом способе
применяются несложные по техник е исполнения или ранее хорошо изученные
упражнения, не требующие помощи и страховки. Его вариантами являются:
одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися;
попеременное выполнение упражнений, при котором одни выполняют
упражнение, а другие смотрят, оценивают, устраняют ошибки, оказывают
помощь, соревнуются на лучшее исполнение.
Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока.
Каждая группа выполняет упражнения на определенном снаряде, а затем по
команде педагога меняются местами.
При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое задание
самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему рабочем
месте.
Круговой способ предусматривает последовательное выполнение
упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой
группы.
Примерные критерии качества урока.
81. Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методических
приемов и к их планированию; успешность решения поставленных перед
уроком задач.
2. Способность учителя давать систему знаний о вновь изучаемых
упражнениях.
3. Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортивной
тренировки.
4. Хорошая организация урока, полноценное решение задач урока.
Список литературы.
1.Гимнастика.под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. 2008г.,М
2. Менхим Ю.В., Менхим А.В. Оздоровительная гимнастика. Теория и
методика. Ростов н/Дону: Феникс, 2002.
3.Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М.: Владос,
2000.
4.Теория и методика физической культуры. / Под ред. проф. Ю.Ф.
Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004.
9