Урок Памяти (4 класс)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Урок Памяти (4 класс)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
09.01.2017
• Закрепление материала, полученного на уроках русской грамоты. • Развитие мышления, умения отвечать. • Создав атмосферу удивления, восторга, развивать коммуникативные способности. • Повышать интерес к языку и чтению. • Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
Урок памяти.docx
Классный час «Урок Памяти» 4 «Б» класс Цель: патриотическое воспитание обучающихся Задачи: 1. Углубить представления  обучающихся о Великой Отечественной войне. 2. Воспитание чувства гражданственности, гордости за исторические свершения нашего народа. 3. Формирование умений у школьников вести поисковую работу, связанную с историей родных и близких, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Оборудование: 1. Видеоклип «С чего начинается Родина» 2. Кадры военной кинохроники. 3. Письмо капитана Масловского сыну (в  конвертах ­ треугольниках). 4. Воспоминания детей войны (карточки для работы в группах). 5. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку  На доске  тема и эпиграф  классного часа.  « Урок памяти».  Боль войны ­ неподъёмная кладь. И большая людская беда! Эту память у нас не отнять: Никому! Ни за что! Никогда!  Вступительное слово учителя: Эта память о прошлой войне Не даёт мне покоя давно. Наша жизнь дорога нам вдвойне, Когда войны мелькают в кино! ­ Какой теме посвящён наш классный час? О какой войне пойдёт речь? Великая Отечественная война ворвалась в жизнь мирного народа. Люди не жалели жизней и шли в смертельный бой.  ­Что так преданно они защищали?   (Дом, семью, детей, город,  Родину)  Кадры на экране о Родине.(видеоклип « С чего начинается Родина») Родина – улица наша и дом, Где ты играешь с любимым котом, Луг, чтоб бежать по траве босиком, Речка со светлым зелёным леском. Зимний денёк со снежком, Лёд под блестящим коньком, Садик и школа потом… Родина – ….. ­ Что значит для вас Родина? Наша Родина – Россия. Говорят, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить маму? Разве можно бросить ее в беде? Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, растят хлеб, учат детей. Здесь безграничны поля и необъятны равнины.  Все это, наверное, и создало русский характер. В нем широта души и долготерпение. Здесь всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду.  Поэтому и встали как один на защиту своей земли.   Основная   часть:  22   июня   1941   года   мирная   жизнь   нашей   страны   была   разрушена вероломным  нападением   фашистской  Германии.  И, чтобы  не  оказаться  в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. И рядом со взрослыми на защиту Родины встали дети. Мальчишки девчонки 1941 года. Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на себя равную со старшими меру ответственности. «За Россию, за народ, за все на свете». Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. Гордеев Д. Казалось, было холодно цветам И от росы они едва поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам Обшарили немецкие бинокли. Цветок в росинках весь к цветку приник. И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких­то пять минут осталось? Фрагмент кинохроники «Начало войны».  ­ Вы посмотрели реальные кадры начала войны. Какие чувства вы сейчас испытали?  (страх, растерянность, ненависть – т.к. фашисты пришли на нашу землю, мы ни на кого не нападали. Вов была освободительной.)  (Ответы детей) Учитель: На защиту Родины встал весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу. Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний. Так порой писали с фронта солдаты своим близким, давая наказ верности Отечеству.   До сих пор в музеях страны,   в нашем школьном музее сохранены солдатские   конверты,   которые   бережно   напоминают   нам   о   тех   людях,   их   заботах   и надеждах, их заповедях.  Кадры писем с фронта.  ­ У каждого на парте лежит солдатский треугольник. Давайте прочтём  его.  Лобанов Т.: В своем письме капитан Масловский обращался к сыну Юрию: «Ну вот, милый мой сын, ну вот мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое, не вернусь живым… Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к  смерти, но к победе. От выполнения моего задания  зависит жизнь  тысяч людей. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения. Без обмана: больше не жди   и   не   огорчайся,   что   оставляю   тебя.  Ты не один, с  тобой Родина!   Прощай   сын! Прощайте все! Любите Родину. Январь 1944 г.» ­Что вас взволновало в письме капитана Масловского? ­Какой наказ дал капитан своему сыну? ­ Какими качествами должен обладать человек, чтобы написать такое письмо своему сыну?  (Ответы детей: смелый, отважный, героический, храбрыми, мужественными, выносливыми. Патриот? Как вы понимаете: героизм, храбрость, мужественность, выносливость) героиз – отвага, совершение подвига мужество – храбрость, смелость, преодоление страха храбрость – решительность, отсутствие страха выносливость – способность многое преодолеть, вынести Как назвать человека, который идет на смерть за Родину? Патриот! Учитель: Да.   И   вместе   с   тем,   это   были   совсем   обычные   люди,   ничем   внешне   не   похожие   на богатырей. Все богатырское,   они носили в себе, в глубине сердца: горячий патриотизм, несгибаемое мужество, непреклонную стойкость. К   сожалению   совсем   мало   остаётся   тех,   кто   прошёл   всю   войну,   вынес   на   своих богатырских плечах все её тяготы. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет.   На экране кадры о детях войны. Малеренко С. Дети детство узнали в руинах домов, Эту память вовек не убить, Лебеда – их еда, а землянка – их кров, А мечта до Победы дожить. ­ У детей война отняла детство. Тысячи мальчишек и девчонок трудились в тылу врага наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам. Давайте прочитаем воспоминания детей о войне. (текст ­ на парте)  Фадеева А.:  «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый   год   войны   школы   не   работали,   но   мы   не   сидели,   сложа   руки.   Мы   собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы». Шевеляева А.: «Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941­1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…» Климов И.:  «900 дней продержался в блокаде город­герой Ленинград. «Ленинградские дети»…   До   какого­то   момента   мы   были   как   все   дети,   смешливыми,   веселыми, изобретательными.   Играли   осколками   снарядов,   коллекционировали   их   (как   до   войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем  рядом. А потом мы становились самыми тихими на земле детьми. Мы разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать». «Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка». Обсуждение детских воспоминаний о войне: ­ Что вас поразило в этих воспоминаниях?(Голод, смерть, потеря близких, страх, ) ­ Чем были заняты дети в годы войны? ­ Почему дети разучились улыбаться и смеяться? Учитель:  В   годы   Великой   Отечественной   войны   тысячи   детей   помогали   бороться   с фашистами на фронтах в партизанских отрядах, об их подвигах написаны песни, книги, сняты   фильмы.     За   особые   заслуги,   мужество   и   героизм,   проявленные   в   борьбе   с фашистами, они удостоились звания Героя Советского Союза, получали ордена, медали. Перед каникулами мы закончили чтение книги Александра Петровича Торопцева «Чтобы знали и помнили». Давайте вспомним  имена юных защитников Родины Зиновьев   Д.:  Леня   Голиков   не   раз   он   ходил   в   разведку,   приносил   важные   сведения   в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…  Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец,   сразил   его.   В   портфеле   оказались   очень   важные   документы,   штаб   партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб смертью храбрых 24 января 1944 года в неравном бою с фашистами. Ему были всего 16 лет. Рыбаков И.:  Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района   Хмельницкой   области.   Учился   в   школе   №   4   г.   Шепетовки,   был   признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями   решили   бороться   с   врагом.   Ребята   собирали   на   месте   боёв   оружие,   которое потом   партизаны   на   возу   с   сеном   переправили   в   отряд.   Присмотревшись   к   мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он   узнавал   расположение   вражеских   постов,   порядок   смены   караула.   Когда   в   городе начались   аресты,   Валя   вместе   с   мамой   и   братом   Виктором   ушел   к   партизанам.   С партизанами   совершали   диверсии   на   железной   дороге,   сжигали   немецкие   склады   с продовольствием.   Был   дважды   ранен.2   мая   1945   г.   Валя   Котик   посмертно   награждён орденом Отечественной войны 2­й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.  Долгова Я.:  Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она   приехала   на   каникулы.   Девочка   вступила   в   подпольную   молодёжную   организацию “Юные   мстители”.   Она   участвовала   в   дерзких   операциях   против   врага,   диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Однажды возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград   к   родителям.   …Но   она   молчала.   На   одном   из   допросов   Зине   подвернулся момент, и она схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили… Фашисты жестоко надругались над ней: выкололи глаза, отрезали уши  и выкрутили руки. Девочку расстреляли январским утром около невысокой сосны.  Учитель: А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не  упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.  Почему? (их подвиги не были детскими) Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством  взрослых.  1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашисты разрушили и сожгли 70 тысяч городов, сел и деревень, 84 тысячи школ, Враг не щадил ни стариков, ни женщин, ни детей. Война унесла более 27 миллионов жизней советских людей. Давно закончилась война, но в памяти нашей подвиги тех, кто   защищал нашу страну от фашизма. В этом году наша страна отмечает великую дату – 70 ­ летие Победы над фашизмом. Вы   готовили   исследовательские   работы  «Моя  семья в   истории  войны»  и  сейчас ребята расскажут о своих родственниках­участниках войны: (Читают свои сочинения ­ Баулин Д., Борисова С., Пырков Л.) ­ А что мы можем сделать сегодня для тех, кто защищал нашу Родину?  (Ответы детей) Самая главная наша задача ­ помнить о тех страшных годах, нести эту историю своим детям, внукам, бережно хранить ее!   Традиционно в канун Дня Победы мы поздравляем наших ветеранов. Я вам предлагаю оформить   открытку­треугольник.   Текст   поздравления   вы   составили   на   уроке   русского языка. Вам осталось завершить оформление. Приступайте к работе. Фоном видеоролик «Конец войны» (клип) Итог:  ­ Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для нас? ­Почему?   (помнили,   не   забывали,   гордились,   помнить   об   истории,   о   цене   победы,   о подвиге народа, помнить о ветеранах) ­   Я   думаю,   что   этот   разговор   мы   обязательно   продолжим.  На   экране   фотографии счастливого детства. (Фотографии из жизни  класса)
скачать по прямой ссылке