Урок по алгебре в 8 классе на тему "Теорема Виета"
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
математика
8 кл
02.05.2017
Урок - игра . Этот урок - урок закрепления материала . В течение урока ребята не только решают квадратные уравнения , но и знакомятся со многими интересными деятелями в алгебре и педагогике в целом . Ребята работают на карточках .
открытый урок! (1).docx
Ход урока
Мотивационноориентировочный этап.
Актуализация
1)Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок алгебры. На протяжении
нескольких последних уроков мы работаем над квадратными уравнениями.
Назовите общий вид квадратного уравнения?
Ученики: Уравнение вида ax2+bx+c=0 называется квадратным
уравнением.
Учитель: Чем являются a,b,c в это уравнении?
Ученики: Коэффициентами,
a−старшийкоэффициент,b−средний,аc−свободныйчлен.
Учитель: Отлично! С какими уравнениями мы ещё работали?
Ученики: С неполными.
Учитель: Дайте мне определение неполного квадратного уравнения.
Ученики: Неполным квадратным уравнением называется уравнение, в котором
хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю.
Учитель: Хорошо! На предыдущем уроке мы познакомились с ещё одним
интересным видом квадратного уравнения. С каким?
Ученики: Мы познакомились с приведёнными квадратными уравнениями.
Учитель: Пожалуйста, Полина, скажи мне определение приведённого
квадратного уравнения?
Ученики: Уравнение вида x2+bx+c=0 называется приведенным квадратным
уравнением .
2)Учитель: Хорошо. А теперь обратим внимание на доску.
На доске:
Среди данных уравнений найти приведённые квадратные уравнения:
x2+3x+4=0
3x2+11=0
4x4=x2
8x+x2−5=0
Учитель: А с какой теоремой мы ещё познакомились на прошлом уроке?
Ученики: С теоремой Виета.
Учитель: Хорошо! Сформулируйте мне теорему Виета.
Ученики: Если х1 и х2 корни приведённого квадратного уравнения
x2+bx+c=0 , то справедливы следующие равенства: {x1+x2=−b;
.
x1×x2=c,
Учитель: А еще мы изучали теорему, обратную теореме Виета. Как она
звучит, Катя?
Ученики: не помню.
Учитель: Я начну .Если х1 , х2 , в, с, такие числа, что верны равенства ..
Ученики: Если х1 , х2 , в, с, такие числа, что верны равенства {x1+x2=−b;
,
x1×x2=c,
то х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения x2+bx+c=0 .
Учитель: Я вам на перемене раздала карточки. Посмотрим в них. Я попрошу,
чтобы вы прокомментировали каждый решённый пример из карточки. Итак,
Влад начинает.
Карточка ( см. в приложении ).
Ученики: уравнение x2+3x−7=0 приведённое, так как оно удовлетворяет
определению приведенного уравнения, т. е. старший коэффициент равен 1.
Учитель: Хорошо! Влад, скажи определение приведённого квадратного
уравнения?
Ученики: Уравнение вида x2+bx+c=0 называется приведенным
квадратным уравнением .
Учитель: Хорошо, следующий пример, Юля.
Ученики: Составить приведённое квадратное уравнение, если x1=3,x2=4.
Решение: используя теорему Виета, получим, {x1+x2=−b;
{ x1+x2=7
x1×x2=12
{−b=7
, тогда искомое уравнение примет вид:
,тогда,подставивзаданныечисла,получим,
x1×x2=c, В нашем примере
,значит,{b=−7
c=12
c=12
x2−7x+12=0.
Ответ: x2−7x+12=0.
Учитель: В данном примере мы пользовались теоремой Виета. Сформулируй
её .
Ученики:
Учитель: перед тем, как комментировать третий пример, давайте обратим
внимание на алгоритм решения квадратных уравнений по теореме, обратной
теореме Виета. Предлагаю повторить формулировку теоремы, обратной
теореме Виета. Даша?
Ученики:
Учитель: Приступаем к алгоритму. Дима, читай. Ученики:
Алгоритм решения квадратных уравнений по теореме, обратной
теореме Виета:
1) Записать уравнение.
2) Выписать коэффициенты.
3) Записать теорему, обратную теореме Виета для нашего уравнения.
4) Подобрать корни уравнения
5) Записать ответ
Учитель: Отлично! А теперь, наконец, перейдём к третьему примеру.
Марина?
Ученики: Решить уравнение
x2−5x−6=0.
Учитель: Что значит, решить уравнение?
Ученики: Чтобы решить уравнение надо найти его корни или
доказать, что их нет.
Учитель: Верно! Продолжай!
Ученики: Решение: 1) Записываемуравнение.x2−5x−6=0;
2)Выписываем его коэффициенты: a=1, b=5,c=6;3)Записываем теорему,
обратную теореме Виета для нашего уравнения. { x1+x2=5;
4)Методом подбора корней, получаем, x1=6;x2=−1.
x1×x2=−6.
Ответ: x1=6;x2=−1.
Мотивация.
Учитель: Хорошо! молодцы! Итак, обратим внимание на доску и к себе в
карточку. На доске на магнитах прикреплены листы. На обратной стороне
этих листов есть слова. Перед вами представлены на карточках примеры. Вы
их решаете, а я открываю лист на доске. Полученное слово вы пишете в
карточку. Таким образом, открыв все слова, мы получим выражение, которое,
может быть вам известно, а , кому не известно, познакомятся с ним. Операционнопознавательный этап
Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем решать примеры на применение
теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета. Значит, какова цель
урока?
Ученики: Укрепить полученные знания на предыдущем уроке.
Учитель: Верно. Итак, открываем тетради, пишем число и тему. Тема:
« Теорема Виета, теорема, обратная теореме Виета».
Учитель: Решаем примеры по алгоритму. Ксюша, иди к доске решать первый
пример.
Ученик:
1) Записываем уравнение. x215x16=0
2)Выписываем коэффициенты. a=1, b=15,c=16
3) Записываем теорему, обратную теореме Виета для нашего уравнения
x1×x2=−16.
{ x1+x2=15;
4) Подбираем корни уравнения: x1=16,x2=−1 .
5) Записываем ответ.
На доске: 1)x215x16=0
2) a=1, b=15,c=16
x1×x2=−16.
3 { x1+x2=15;
4) x1=16,x2=−1 .
5)Ответ: x1=16,x2=−1 .
Учитель: Отлично. Итак, получили 2 корня x1=16,x2=−1 . Я вам открываю
первое слово. Оно звучит так: «УМСТВЕННЫЙ» (на доске появляется это
слово, а ученики записывают его в карточке).
Аналогично решаются остальные примеры, записанные в карточке. К доске
вызываются 2 человека одновременно. В итоге на доске и в карточке
открывается фраза: «Умственный труд на уроках математики пробный
камень мышления».
Учитель: На доске осталась закрытой ещё одна карточка. На этой карточке
написана фамилия человека, сказавшего эту фразу. Просто так я вам её тоже
не скажу. Вы решите мне №466 из учебника под цифрой 1, только потом
узнаете имя этого педагога. Катя, иди к доске. Прочитай задание. Что надо
сделать?
Ученик: Не решая уравнение 3x28x15=0 надо найти
1
x1
+ 1
x2
.
Учитель: Как ты будешь это делать?
Ученик: Не знаю.
Учитель: Хорошо, давайте отвлечёмся немного от квадратных уравнений.
Нам нужно сложить две дроби с разными знаменателями. Как мы это делаем?
Ученики: Надо привести к общему знаменателю и сложить.
Учитель: Верно. Давайте и в нашем случае сделаем то же. Только у нас
знаменатели не числа, а буквы.
Ученики: Получим тогда, что
x1+x2
x1x2
.
1
x1
+ 1
x2
=
Учитель: Что получилось в знаменателе? Что получилось в числителе?
Ученики: произведение корней, сумма корней. Значит можно воспользоваться
теоремой Виета.
Учитель: Сформулируй её.
Ученики: Если х1 и х2 корни приведённого квадратного уравнения
x2+bx+c=0 , то справедливы следующие равенства:
{x1+x2=−b;
.
x1×x2=c,
Учитель: А теорема Виета используется для каких уравнений?
Ученики: для приведённых, а наше уравнение не является приведённым.
Учитель: А можем мы его привести?
Ученики: Да! Поделив обе части уравнения на 3, т.е. на старший
коэффициент. Учитель: Верно, что получим?
Ученики: получим x28/3x5=0. Теперь можем применить теорему Виета для
нашего уравнения, подставим, получим: {x1+x2=8/3;
x1×x2=−5.
Учитель: А теперь посмотрим, что надо было вычислить?
Ученики: Мы привели к тому, что
подставить, получим, что
x1+x2
x1x2
=
надо вычислить. Теперь можно
x1+x2
x1x2
−8
3×5=
−8
15 .
Учитель: Вычислили, что от нас требовалось? У всех так получилось?
Ученики: Да! Да!
Учитель: Значит, записываем ответ.
На доске:
1)3x28x15=0
1
x1
+ 1
x2
=
x1+x2
x1x2
.
2)
3) x28/3x5=0.
4) {x1+x2=8/3;
−8
3×5=
x1×x2=−5.
x1+x2
x1x2
5)
=
−8
15
1
x1
+ 1
x2
=−8
15
.
6)
7)Ответ:
1
x1
+ 1
x2
=−8
15 .
Учитель: Всем понятно, как решали пример?
Ученики: Да!
Учитель: Давайте вспомним. Что мы делали первым действием?
Ученики: Привели к общему знаменателю.
Учитель: Потом.
Ученики: Привели уравнение к приведённому. Потом воспользовались
теоремой Виета, затем, подставили полученные значения вместо числителя и
знаменателя в дроби, получили и записали ответ.
Учитель: Молодцы! Вы получаете за этот пример имя педагога . Это М.А.
Сухомлинский.
М.А.Сухомлинский(19181970)педагог, заслуженный учитель. Он занимался
вопросами воспитания и обучения молодёжи. Рефлексивнооценочный этап.
Учитель: А теперь подведём итоги урока. Какова была наша цель?
Ученики: Углубить полученные знания.
Учитель: Достигли мы её?
Ученики: Да!
Учитель: Какими теоретическими фактами пользовались на уроке?
Ученики: Теоремой Виета, теоремой, ей обратной, определением
приведённого квадратного уравнения.
Учитель: Отлично! Сформулируйте теорему Виета.
Ученики: Если х1 и х2 корни приведённого квадратного уравнения
x2+bx+c=0 , то справедливы следующие равенства:
{x1+x2=−b;
.
x1×x2=c,
Учитель: Верно, а теорему обратную теореме Виета, кто мне может сказать?
Ученики: Если х1 , х2 , в, с, такие числа, что верны равенства {x1+x2=−b;
,
x1×x2=c,
то х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения x2+bx+c=0 .
Учитель: Вот мы везде пользуемся термином « приведенное квадратное
уравнение». Скажите определение этого термина.
Ученики: Уравнение вида x2+bx+c=0 называется приведенным
квадратным уравнением .
Учитель. Отлично! Вам понравился урок?
Ученики: Да!
Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание:
§29.
1) Записать квадратные уравнения, если их корни равны :
а) x1=−3,x2=4 .
в) x1=2,x2=−5 .
2)Решите уравнения:
x2+2x8=0.
x216x+48=0.
x28x+15=0. x27x8=0.
Спасибо за урок.
Урок по алгебре в 8 классе на тему "Теорема Виета"
Урок по алгебре в 8 классе на тему "Теорема Виета"
Урок по алгебре в 8 классе на тему "Теорема Виета"
Урок по алгебре в 8 классе на тему "Теорема Виета"
Урок по алгебре в 8 классе на тему "Теорема Виета"
Урок по алгебре в 8 классе на тему "Теорема Виета"
Урок по алгебре в 8 классе на тему "Теорема Виета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.