Урок по биологии (10 класс)
Оценка 4.8

Урок по биологии (10 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
05.01.2017
Урок по биологии (10 класс)
Урок биологии "Бактерии, строение" позволит актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями. Тип урока: урок введения нового материала.Урок биологии "Бактерии, строение"
Бактерии строение.docx

Тема.Бактерии: строение и жизнедеятельность, значение.

Цели урока: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

I. Актуализация знаний

Вспомните

У каких организмов тело не состоит из клеток?

На какие царства организмов делят живой мир?

Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?

II. Мотивация к учебной деятельности        вспомнить известные сведения о бактериях.

III. Формулирование темы урока, постановка цели 

   Именно с них начинается история развития жизни на Земле

   Более того, почти 2 миллиарда лет они господствовали на нашей планете

   Да и сейчас они неплохо освоились в современных условиях

   Французский ученый 19 века Луи Пастер (именно он придумал пастеризацию) сказал о них: «…этим бесконечно малым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе»

   Человек использует их в производстве масла, сыра, различных кисломолочных продуктов, квашеной капусты и других продуктов

   Эти организмы помогают очищать загрязненную воду

   И в то же время они вызывают опаснейшие заболевания – дизентерию, брюшной тиф, сальмонеллез и другие

Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь?                         --О бактериях

 Проблема: почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях?

IV. Изучение нового материала 

1. Общая характеристика бактерий.

Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.

Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.

Схема “Формы бактерий.

http://festival.1september.ru/articles/637418/img1a.gif

После заполнения схемы учащиеся анализируют текст  о выносливости и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях существования.

2. Строение бактериальной клетки.

http://festival.1september.ru/articles/637418/img2.gif

найти информацию  о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий.

Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.

Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.

3. Процессы жизнедеятельности бактерий.

 

Типы питания бактерий

Автотрофы

Гетеротрофы

используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии.

используют органические соединения для построения органических веществ бактерии.

Могут использовать энергию солнечного света (цианобактерии).

Могут использовать энергию неорганических веществ (серобактерии, железобактерии).

Сапрофиты
извлекают питательные вещества из мёртвых тел.

Паразиты
питаются органическими веществами живых тел.

Условия жизни бактерий

Аэробные

Анаэробные

живут в воздухе

живут в бескислородной среде

Способны к дыханию кислородом –
наиболее эффективный способ получения энергии.

Энергию получают в результате брожения –
древний и энергетически маловыгодный процесс.

 бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.

V. Закрепление нового материала 

 VI. Контролирующее задание 

Учащиеся работают индивидуально, выполняя тестовые задания по двум вариантам

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

VIII. Домашнее задание 


 

Тема . Бактерии: строение и жизнедеятельность , значение

Тема . Бактерии: строение и жизнедеятельность , значение

Строение бактериальной клетки. найти информацию о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий

Строение бактериальной клетки. найти информацию о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017