План-конспект урока физики в 7 классе
Тема: Строение вещества. Молекулы.
Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы.»
Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
строение вещества.doc
Планконспект урока физики в 7 классе
Тема: Строение вещества. Молекулы.
1
Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового
материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества.
Молекулы.»
Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и
общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного
исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду,
положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать
воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: Урок повторение пройденного материала.
Форма проведения: Исследовательская работа.
Оборудование: Тарелка с водой, подсолнечное масло, 3 пробирки с водой, одна из
которых с подкрашенной водой, сосуд с горячей водой, демонстрационный
термометр.
Демонстрации:
1.Растекание капли масла по поверхности воды.
2. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.
План занятия:
1. Организационный этап. 1 мин.
2. Этап постановки целей и задач урока. 4 мин.
3. Этап повторения знаний. 8 мин.
4. Этап исследовательской работы учащихся. 15 мин.
5. Этап обобщения и закрепления изученного материала. (компьютерные модели)
13 мин.
6. Рефлексия. 2 мин.
7. Заключительный этап. 2 мин. Ход урока:
2
Эпиграф:
В одном мгновенье видеть вечность
Огромный мир – в зерне песка,
В едином миге – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
У. Блейк.
I. Организационный этап.
II. Этап постановки целей и задач урока.
Проблемная ситуация
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать
неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить
загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу
одушевленной,
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
писал русский поэт Ф.И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет
всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и
в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например,
предскажите, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если нагреть лед, то …; 3
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
*если капнуть каплю масла на воду, то … ;
*если опустить термометр в горячую воду, то …
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на
поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения
к ним.
Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными
знаниями, которые вы получили на предыдущих уроках. А теперь ответьте на
такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла,
помещенная на поверхность воды и на поверхность стола? Почему вы так
считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?». Еще один вопрос:
«Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его
изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?».
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне
строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и
чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям. Обратите
внимание на эпиграф нашего урока.
Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом,
получить представление о внутреннем строении вещества.
III. Этап получения новых знаний.
Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем окружающие нас предметы: столы,
стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся
сплошными или они на самом деле являются таковыми?
Ученик: Только кажутся?
Учитель: Тогда скажите, из чего они состоят?
Ученик: Из отдельных частичек.
Учитель: А что удерживает их друг возле друга?
Ученик: Притяжение.
Учитель: Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они
расположены вплотную друг к другу? Ученик: Есть.
Учитель: А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в
твердых телах или в газах?
4
Ученик: В газах.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ученик: Потому что они легче сжимаются.
Учитель: А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки
между ними?
Ученик: Промежутки.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1.Все тела состоят из отдельных частичек.
2.Между этими частичками существует притяжение.
3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков
между частичками.
IV. Этап исследовательской работы учащихся.
Учитель: Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы
ответить на вопрос: «Каков размер частиц и есть ли расстояние между ними?»
Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.
Исследовательская работа №1.
В первой пробирке окрашенная жидкость. Отлейте из сосуда половину
окрашенной жидкости в другую пробирку с чистой водой. Повторите эту
операцию 23 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в трех пробирках при
помощи цветовой шкалы и запишите результат и свои наблюдения в тетради.
Исследовательская работа №2.
Капнем каплю растительного масла на поверхность воды. Проследим за ее
поведением. Оценим размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о
размерах частиц масла. 5
Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней, после чего
делают доклад о проделанной работе и ее результатах.
Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.
V. Этап обобщения и закрепления нового материала.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод:
Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.
Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются?
Ученик: Молекулы.
Учитель: Как вы думаете, молекулы – самые маленькие частицы или они состоят
из более мелких частичек?
Ученик: Нет, молекулы также состоят из частиц.
Учитель: Как эти частицы называются?
Ученик: Атомы.
Учитель: Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего
зависит это количество?
Ученик: В состав молекулы может входить много атомов, это зависит от
вещества.
Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет?
Ученик: Нет.
Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?
Ученик: Да.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.
Учитель: Выводы
1.Молекулы состоят из атомов. 6
2.Молекулы различных веществ различны.
Работа в группах
1 группа: Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды? Как
изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и
охлаждении?
2 группа: Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали? Чем можно объяснить
увеличение длины проволоки при нагревании?
3 группа: Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его
молекул? Зачем на стыке между рельсами делается зазор, изза которого слышен
перестук колес?
Компьютерные модели: «Модель атома», «Молекулы в газах, жидкостях и
твердых телах».
VI. Рефлексия.
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и
обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по
разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне
комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и
понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Перед
каждым из вас
находится рисунок, с помощью которого вы должны отметить ваше настроение к
концу урока.
VII. Заключительный этап.
Учитель:
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок! Домашнее задание: § 5,6, ответить на вопросы после параграфов.
Творческое задание: Выполнить исследовательскую работу дома с родителями.
7
Урок по физике 7 класс: "Строение молекул"
Урок по физике 7 класс: "Строение молекул"
Урок по физике 7 класс: "Строение молекул"
Урок по физике 7 класс: "Строение молекул"
Урок по физике 7 класс: "Строение молекул"
Урок по физике 7 класс: "Строение молекул"
Урок по физике 7 класс: "Строение молекул"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.