Публикация является частью публикации:
Разработка урока физики по теме «Закон прямолинейного распространения света»
учителя физики ЛГ МБОУ «СОШ №2» г. Лангепаса
Кулешовой Марины Владимировны.
Пояснительная записка
Данный урок направлен на получение нового знания: «открытие» закона. Так как до этого учащиеся 8 класса только «создавали» понятие, - это предварительный этап формирования данного вида деятельности.
Это второй урок в теме «Световые явления», на первом уроке учащиеся познакомились с источниками света, их классификацией, понятием «луч».
На уроке используется сборник задач по физике для 7-9 классов, авторов В. И. Лукашика и Е. В. Ивановой.
Образовательная цель урока: подготовить учащихся, усвоивших знания:
∙ тень – это область пространства, в которую не попадает свет от источника;
∙ полутень – это область пространства, в которую попадает свет от части источника света или от одного из двух источников;
∙ в однородной среде свет распространяется прямолинейно.
Цель по развитию учащихся:
подготовить учащихся, овладевших видами деятельности:
∙ получение научных фактов, связанных с распространением света в однородной среде;
∙ открытие закона прямолинейного распространения света;
∙ построение области тени и полутени.
Ход урока
Действия учителя |
Действия учащихся |
|
1 |
2 |
|
Мотивационный этап. 2 мин. |
||
Учитель. в 1927 году этнограф Николай Афиногенов записал старинную легенду, распространенную в Поволжье: «И когда поднимается на востоке над Волгой солнце, становятся видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он, как в древности, и ждет, когда его богатства понадобятся людям. Люди знают, что во дворце этом живет княжна, которую Стенька Разин утопил в Волге. В подземельях дворца хранятся сокровища, награбленные Разиным. Столько здесь драгоценных каменьев, серебра да злата, что подземелья набиты до потолка» [1]. Как Вы думаете, о каком явлении идет речь в данном отрывке? А вы видели когда-нибудь мираж? Уверена, что – да. |
||
Организация деятельности учащихся по открытию закона прямолинейного распространения света. 13 мин. |
||
Верно. Почему образуется тень? Мираж?
То есть, тень образуется, так как свет распространяется прямолинейно (вдоль луча), образование миража связано с искривлением направления распространения света. То есть, свет может распространяться по-разному. На какой вопрос нужно ответить, чтобы изучить данное явление? Вопрос, который мы ставим перед собой будем называть познавательной задачей. Сформулируем ее точнее: От каких характеристик света и среды, в которой он распространяется, зависит характер распространения света. Ваши гипотезы.
Формулирование ПЗ: у нас получится 3 ПЗ: 1. Зависит ли характер распространения света от плотности среды? 2. Зависит ли характер распространения света от размеров источника? 3. Зависит ли характер распространения света от угла падения луча на поверхность среды? |
На обеих – результат, связанный с распространением света в воздухе.
Может быть, по-разному распространяется?
При образовании тени свет не попадает за предмет. А мираж – не знаю.
От чего зависит то, как распространяется свет?
От вещества, т.е. плотности среды в которой распространяется свет, от размера источника, от угла падения луча на поверхность среды.
|
|
Какой эксперимент можно поставить, чтобы решить поставленные ПЗ? При проведении исследования надо помнить, что все остальные условия должны быть одинаковы: одинаковые источник, угол падения лучей, плотность среды.
|
ПЗ1: направить свет на вещества, имеющие разную плотность и посмотреть, как он распространяется в них. ПЗ2: направить свет на одно вещество: 1 раз источник с щелью, 2 раз – без щели и посмотреть, как распространяется свет. ПЗ1: направить свет на одно и тоже вещество под разными углами и посмотреть, как он распространяется. |
|
Какое оборудование нам понадобиться? |
Лампа, источник света, ключ, щель, среды. |
|
Решение ПЗ 1-3 экспериментальным методом. |
Работа в группах (5 групп. ПЗ2 и ПЗ3 решаются для воды и стекла). Каждая группа, получив карточку, в которой написана задача и задание, выполняет эксперимент. |
|
Сформулируйте ответ на ваши ПЗ. |
ПЗ1. Свет распространяется прямолинейно и в воде, и в стекле. ПЗ2. Свет в воде распространяется прямолинейно и при наличии щели и без нее. Свет в стекле распространяется прямолинейно и при наличии щели и без нее. ПЗ3. Свет в стекле распространяется прямолинейно при любых углах падения луча. Свет в воде распространяется прямолинейно при любых углах падения луча. |
|
Проведем еще один эксперимент. У меня на столе подготовлена установка: Давайте в воду добавим раствор соли. (Раствор соли вливаем осторожно на дно сосуда). Теперь направим луч света на сосуд с водой. Что мы видим? |
Странно, распространяется не по прямой… Это потому, что там есть соленая вода! |
|
Чем отличаются среды, взятые в первой серии экспериментов и в эксперименте с раствором соли? |
Там везде одна среда. А здесь две.
|
|
Среды, имеющие одинаковую плотность по всему объему называют однородными. А вот в моем эксперименте была неоднородная среда. Для окончательного вывода примем во внимание, что эксперименты учеными были проведены не только в двух средах: воде, стекле, но и во многих других. Эксперимент повторялся несколько раз и всегда, если среда была однородной, свет распространялся прямолинейно. Давайте обобщим, полученные нами выводы. Запишите вывод в тетрадь. |
Свет в однородной среде распространяется прямолинейно. |
|
Данный закон можно применить для объяснения двух явлений, которые были на фотографиях в начале урока. Попробуйте это сделать сами.
Я вам говорила, что уверена - каждый из вас видел мираж. Посмотрите на картинку. Что Вы видите?
Как вы думаете, а почему воздух не однороден? Найдите ответ на этот вопрос, на следующем уроке мы с вами вернемся к теме миражей. |
Если свет распространяется в воздухе прямолинейно, т.е. воздух однороден – его плотность везде одинакова – образуется тень. А если воздух не однороден, свет распространяется не прямолинейно, появляется мираж.
Мокрый асфальт. Он не мокрый – он кажется мокрым. Значит воздух не однороден и свет распространяется не прямолинейно. |
|
Сегодня мы с вами самостоятельно вывели один из законов физики. Какие шаги мы для этого предприняли?
Уточню, после формулировки гипотез, сначала поставили ПЗ, а потом нашли способ их экспериментального решения. |
Сначала предположили почему свет по-разному распространяется. Потом подумали, как проверит наши гипотезы. Потом проверили в эксперименте свои гипотезы. И сделали выводы. |
|
Организация деятельности учащихся по изучению и отработке правил построения тени и полутени. 20 мин. |
||
1. Вернемся к рисунку тени. В начале урока вы сказали, что при образовании тени свет не попадает за предмет. На доске у меня изображены: точечный источник света, предмет и экран. Зная, что свет распространяется прямолинейно, начертите область тени на экране от предмета. Лучи падают от источника только в направлении предмета? А какие лучи не попадут на экран? Можно выделить крайние лучи, попадающие на экран? 2. Давайте повторим действия, которые мы совершили для построения. 3. Как построить область тени, если у нас два источника? У нас получились три области: область, куда не попадают лучи – тень, область, куда попадает свет частично. Ее называют полутень. 4. Выполните задание № 1506, проговаривая порядок действий. 5. Выполните задание № 1505, про себя проговаривая порядок построения. 6. Выполните задание № 1509. 7. На экране нарисованы положения Солнца, Земли и Луны при солнечном и лунном затмении. Покажите построением где будет область в которой будут наблюдаться затмения. 8. Выполните задание № 1500, 1502. |
1 ученик выходит к доске. Нет, во все стороны светит. Те, которые падают на предмет. Да, это лучи, касающиеся предмета. *Рисует лучи, доводит их до экрана. *Проговаривают.
От каждого построить тень. *Рисуют в тетрадях.
Наполовину тень.
*Выполняют задания.
|
|
Организация рефлексивной деятельности обучающихся и информирование о домашнем задании. 5 мин. |
||
Оцените, насколько хорошо вы поняли материал урока. Для этого у вас на столах лежат листы самоконтроля, которые прошу вас заполнить. |
Сначала предположили почему свет по-разному распространяется.
*Отмечают галочкой слово, которое выбрали. Если сомневаются, ставят галочку посередине.
*Слушают пояснения к домашнему заданию |
|
Лист самоконтроля: отметь верное |
||
На уроке я работал |
активно / пассивно |
|
Как открыть закон |
понял / не понял |
|
Как построить область тени |
научился / не научился |
|
Как построить область полутени |
научился / не научился |
|
У меня по теме |
есть вопросы / нет |
|
Домашнее задание: §62, упр. 29 №2, задание 12 (1 или 2). Кроме того, объяснить появление миража. |
Список источников информации:
1. Миражи в атмосфере. http://umeda.ru/mirage
2. Рисунок тени предмета. http://artatac.ru/wp-content/uploads/2012/05/shar_ball_11.jpg
3. Рисунок миража. http://www.travel-times.ru/images/article/2130/f8816.jpg
4. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.