Методическая разработка к уроку
по теме:
по теме « Влажность и её измерение»
Григорьева Ольга Васильевна,
учитель физики ГБОУ г. Москвы
Гимназия №1506
Аннотация
Урок изучения нового материала по теме «Влажность и её измерение».
Материал этой методической разработки содержит подробный план работы на уроке.
На уроке вводится понятие о влажности воздуха как о физической величины, ознакомление с приборами для измерения влажности воздуха, проводится мини эксперимент, решение задач на определение влажности воздуха.
Основная цель урока: сформировать знания об абсолютной и относительной влажности воздуха, о способах их измерения; сформировать умения определять влажность воздуха.
На уроке просматриваются выполнение мини экспериментов, решение качественных задач. Учебные исследования, проводимые учащимися позволяют осуществить свободный поиск информации, самостоятельно работать. Урок проводится с применением компьютерной техники, которая позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким и насыщенным.
Дисциплина: Физика
Учитель: Григорьева Ольга Васильевна
Тема урока: «Влажность и её измерение»
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: формирование новых знаний и умений
Цели урока:
Обучающая:
Сформировать знания об абсолютной и относительной влажности воздуха, о способах их измерения; сформировать умения определять влажность воздуха.
Задачи:
1.Подготовка учащихся к работе на уроке (рабочее место, организация внимания).
2. Организация самостоятельной работы по изучению учебного материала.
3. Организация мини эксперимента для отработки навыков измерения влажности.
4. Организовать самоконтроль и взаимоконтроль.
Развивающая:
Развивать способности видеть физические явления в окружающем мире, развивать воображение, наблюдательность, умения выделять цели и способы деятельности, умение анализировать, развивать навыки и культуру проведения физического эксперимента и умение делать выводы по его результатам, развивать самостоятельность.
Задачи:
1. Вовлечение учащихся в постановку целей и задач урока.
2. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.
3. Организация обсуждения результатов эксперимента.
4. Вовлечение учащихся в рефлексивную деятельность.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение учащихся к изучаемому материалу,
способствовать дальнейшему формированию нравственных норм поведения в коллективе.
Задачи:
1. Мотивация деятельности учащихся.
2. Воспитание аккуратности в работе, бережного обращения с приборами.
Методы и приёмы обучения: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, частично-поисковый метод, метод сравнения, самоконтроль, взаимоконтроль, демонстрация слайдов, рефлексия, решение проблемных ситуаций.
Форма организации учебной деятельности:
Фронтальная;
Индивидуальная;
Парная;
Групповая.
Структурно – логические связи:
1. Внутрипредметная связь: с темой «Насыщенный пар».
2. Межпредметная связь: с предметом «География» - круговорот воды в природе; «Химия» - состав воздуха, «Математика» - выполнение расчётов на % содержание влаги в воздухе, «Товароведение пищевых продуктов» - влияние относительной влажности воздуха на сохранность продуктов.
Материально техническое оснащение:
1. Оборудование: психрометр, гигрометр, термометр, мультимедийная доска;
2.Дидактические средства обучения: опорный конспект, карточки - задания, психрометрическая таблица
Литература:
Основная:
• Касьянов, В.А. Физика. 10 класс: Учебн. Для общеобразоват.учреждений. – 5-е изд., дораб. – Дрофа, 2003. – 416с.– ISBN 5-7107-7157-0.
• Мякишев, Г.Я. Физика. 10 класс: учебн.дляобщеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни/
Дополнительная:
Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений.
Шамшина Е.А., Гуреева Е.М. Интегрированный урок «Влажность воздуха» (физик и литератор)//www.openclass.ru/io/10/shamshina//Интернет и образование Июль, Том 2009, № 10.
ЦОРы:
festival.1September.ru
Ход урока.
I. Организационно – мотивационный этап (4- 5 мин.)
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке (рабочее место, организация внимания, мотивация)
- проверка явки учащихся
- проверка готовности кабинета и учащихся к уроку.
- сообщение о ходе предстоящего занятия.
Учитель: Одной из проблем людей, путешествующих по пустыне, является нехватка воды. Запасы воды в песках быстро заканчиваются и люди погибают от обезвоживания. Хотя, если знать физику, от жажды в пустыне не умрешь. Как же добыть воду в пустыне? (Выслушиваются ответы студентов).
Ученик: Воду можно добыть из воздуха.
Учитель: Если вам придется остаться в песках без капли воды, расстелите на земле полиэтиленовую пленку или брезент и насыпьте на нее камней. На утренней заре камни покроются капельками воды, и вы сумеете собрать хотя бы несколько глотков живительной влаги.
Учитель: Как вам известно, воздух состоит из смеси различных газов и некоторого количества водяных паров. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим. Перечислите откуда берётся водяной пар?
Ученик: За счет осадка
Ученик: За счет испарения растений, животных, людей
Учитель: Правильно, итак, с поверхностей морей, океанов, озер и рек, растений, животных и людей происходит непрерывное испарение воды в атмосферу.
В природе что существует?
Ученик: Круговорот воды.
Вовлечение студентов в формулировку темы, целей и задач урока.(5 мин)
Учитель: Тему сегодняшнего урока предлагаю вам самим определить, для этого предлагаю угадать о каком природном явлении идёт речь?
1)Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака).
2)А сейчас послушайте стихотворение Льва Толстого.
Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» (Роса).
3) Он бывает и слепой, и моросящий, и ливневый. Что это такое? (дождь)
4)Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо-мостик подвесной. (Радуга)
5) «Под голубыми небесам
Великолепными коврами
Блестя на солнце…» (…снег лежит)
6) Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)
Учитель: Как вы думаете, увиденные явления как- то связаны между собой, что объединяет эти явления?
Ученик: Связаны, их объединяет вода, во всех веществах вода имеется, влажность, влага.
Учитель: Все эти явления объединяет вода, которая содержится в атмосфере.
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока « Влажность воздуха и её измерение», Запишите тему урока.
Следующее задание вам, а что именно мы можем узнать о влажности воздуха, какие вопросы можем поставить:
Предполагаемые ответы учеников:
1. Что такое влажность, дать определение влажности?
2. В чем причина появления влажности?
3. Какие приборы имеются для измерения влажности воздуха?
4. Какие величины её характеризуют?
5. Единицы измерения?
6. На что она влияет и как проявляется?
7. Значение влажности для человека?
Учитель: Тем самим мы с вами определили цели урока:
1) Изучить что такое влажность?
2) Научиться определять влажность воздуха
3) Узнать какое значение и в каких областях деятельности человека с этим явлением мы с вами встречаемся.
Учитель: как вы думаете, водяной пар в атмосфере является насыщенным?
Ученик: Атмосфера – это открытый сосуд.
Учитель: Дело в том, что перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты на данный момент испарение воды преобладает над конденсацией, а в других местах наоборот преобладает конденсация.
Учитель: Влажность – это содержание водяного пара в различных местах атмосферы. Это очень важная метеорологическая характеристика. Нормальная влажность воздуха для человека в пределах от 40-60%. Для здоровья человека вредны, как чрезмерная сухость воздуха, так и большая влажность.
Если в воздухе содержится мало водяных паров, далек от насыщения, то мы будем испытывать определенный дискомфорт, сухость во рту, одежда будет электризоваться, липнет к телу.
Если в воздухе содержится наоборот много водяных паров, почти насыщен, то при малейшем понижении температуры будем наблюдать образование росы, и всё покрывается капельками росы, появляется туман, а зимой иней.
ІІ. Изучение нового материала (20-25мин)
Учитель: Итак, влажность воздуха важное понятие и мы должны её изучить.
Организация самостоятельной работы студентов.
Учитель: Сейчас переходим к самостоятельной работе, раздам вам вопросы, отвечаем на вопросы (в течении5 минут изучить материал, внимательно читать, ровно через 5 минут начинам работу по обмену информации, в ходе которого работаем с опорным конспектом, учебником)
(учащиеся читают опорный конспект, учебник, отвечают на поставленные вопросы).ю
Учитель: Вопрос 1: Чем вызывается влажность? Ответ: испарением
Вопрос 2: Какие величины характеризуют влажность? Ответ: абсолютная и относительная влажность. Точка росы.
Вопрос 3: Что называется абсолютной влажностью? Ответ: Абсолютная влажность - величина, численно равная массе водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха (плотность водяного пара в воздухе при данных условиях).
Учитель: Какой воздух теплый или холодный вместит в себя меньшее количества воды и почему?
Ученик: Холодный воздух плотнее теплого, следовательно, вместит в себя меньшего количества воды.
Учитель: значит, и давление водяного пара в этом случае будет небольшим.
Вопрос 4: Что называется относительной влажностью
Ученик: Относительная влажность воздуха это - отношение парциального давления водяного пара в воздухе к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах.
φ = р/рн.п •100%. (1)
Относительной влажностью можно считать отношение плотности ρ водяного пара, находящегося в воздухе, к плотности ρ0 насыщенного пара при данной температуре, выраженное в процентах.
(2)
Относительная влажность воздуха это - отношение концентрации водяного пара в воздухе к концентрации насыщенного пара при той же температуре.
φ=n/n н.п. *100% (3)
Учитель: Иногда определение относительной влажности дают через концентрацию. Т.к. плотность и концентрация тесно связаны между собой. Запишем в тетрадях все формулы
Вопрос 5: Что называется точка росы
Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере становится насыщенным, называется точкой росы.
Учитель: По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы, появляется иней. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%.
Учитель: В начале урока вы говорили, что влажность можно измерить с помощью ряда приборов. Это гигрометры и психрометры.
Ученик: Волосной гигрометр. Принцип действия волосного гигрометра основан на свойстве обезжиренного волоса (человека или животного) изменять свою длину в зависимости от влажности воздуха, в котором он находится. Волос натянут на металлическую рамку. Изменение длины волоса передаётся стрелке, перемещающейся вдоль шкалы. Волосной гигрометр в зимнее время являются основным прибором для измерения относительной влажности.
Ученик: Конденсационный гигрометр представляет собой металлическую коробку, передняя стенка которой хорошо отполирована. Внутрь коробки наливают легко испаряющуюся жидкость и вставляют термометр. Пропуская через коробку воздух с помощью резиновой груши, вызывают сильное испарение эфира и быстрое охлаждение коробки. По термометру замечают температуру, при которой появляются капельки росы на полированной поверхности стенки. Давление в области, прилегающей к стенке, можно считать постоянным, так как эта область сообщается с атмосферой и понижение давления за счет охлаждения компенсируется увеличением концентрации пара. Появление росы указывает, что водяной пар стал насыщенным. Зная температуру воздуха и точку росы, можно найти парциальное давление водяного пара и относительную влажность. С его помощью определяют точку росы. Это наиболее точный способ измерения относительной влажности.
Учитель: Рассмотрим устройство и принцип работы психрометра.
Ученик: Название прибора произошло от греческого слова «психрос», что означает «холодный». Он состоит из двух термометров: один сухой термометр, другой увлажняющий (влажный), обмотан тканью и опущен в воду (поскольку вода испаряется, то термометр охлаждается).
Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный — температуру испаряющейся воды. При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальным психрометрическим таблицам.
Учитель: На психрометре присутствует психрометрическая таблица, и на пересечении столбцов показаний сухого термометра по вертикали и по горизонтали разности показаний сухого и влажного термометра можно определить относительную влажность.
ІІІ. Закрепление и применение знаний – 10 мин.
Работа по вариантам.
Учитель: попробуем выполнить задания по вариантам. Определить значение влажности.
Первому варианту даны, температура сухого термометра 180С, температура влажного 80С.
Второму варианту температура сухого термометра 260С, температура влажного 250С
Учитель: Какой у вас прогноз на значение влажности, что вы можете сказать.
Ученик: относительная влажность 20% (вариант1), не будет осадка.
Ученик: относительная влажность 92 % (вариант2), будет осадок, возможен дождь.
Самоконтроль.
Работа в паре. Эксперимент.
Учитель: Подумайте, как можно определить относительную влажность воздуха при помощи приборов, которые у вас есть. Озвучим правильный ответ
Ученик: У нас на столе имеются два термометра: один - сухой, а другой – влажный. Снимаем показания:
1.показание сухого термометра,
2. показания влажного термометра,
3. найдем разность показаний t = t cух – t влаж,
4. по психрометрической таблице определим относительную влажность воздуха.
Учитель: все, верно, определяем влажность воздуха в кабинете. Проводим эксперимент. Работаем в паре. (Ученики измеряют влажность воздуха в кабинете. Учитель измеряет влажность воздуха на психрометре, стоящем вблизи окна).
Обсуждение полученных результатов.
Решение проблемных ситуаций при получении одинаковых и/или разных результатов.
-Возможна ли ситуация, при которой влажность воздуха в разных местах кабинета, комнаты будет различна? Объяснить почему.
- Можно ли использовать психрометр на сквозняке
Предполагаемые ответы студентов:
1. Да. Показания будут разные за счет интенсивного испарения.
2: Нет на сквозняке, вблизи окон.
Дополнительный учебный материал.
Выступления учащихся о значении влажности в технологических процессах.
[Сообщения учащихся могут быть примерно такого содержания ]:
Косметолог: Я косметолог и знаю, что каждый человек хочет выглядеть привлекательно, долгое время оставаться молодым и красивым. Первая проблема, с которой сталкиваются люди – это появление морщин. Немалую роль в развитии морщин у молодых людей играют различные внешние влияния, в том числе избыточно сухой или влажный воздух. Находясь в условиях постоянно повышенной влажности воздуха, наша кожа впитывает воду и растягивается. Подвергаясь длительному растяжению, она не может быстро сократиться, отвисает и покрывается морщинами. Под воздействием сухого воздуха кожа становится бледной, сухой, начинает шелушиться, появляется раздражение исключение. Для поддержания нужного уровня влажности можно вывешивать мокрые полотенца или ставить на батарею ванночку с горячей водой.
Врач: Наш организм на две трети состоит из воды, поэтому влажность воздуха влияет на здоровье и самочувствие. Чем меньше влажность, тем быстрее испарение при дыхании, что способствует охлаждению тела. Сухой воздух приводит к ослаблению иммунной системы в целом, обостряет кожную аллергию. Для того чтобы связать мелкие частицы пыли, нужно либо ежедневно выполнять влажную уборку, либо установить в комнате увлажнитель воздуха.
Эколог: Нам, экологам, также необходимо знать влажность воздуха, так как она является одним из элементов характеристики климата земной поверхности и определяет собой количество атмосферных осадков. Конденсируясь в мельчайшие капельки тумана или в частицы снега, воздушная влага создает помутнение атмосферы, из-за чего происходит задержка солнечного света, вследствие поглощения и рассеивания световых лучей. В крупных промышленных центрах санитарные мероприятия по увеличению солнечной радиации сводятся к борьбе с дымом, т.к. водяные пары в виде тумана и облаков собираются вокруг мельчайших частиц воздушной пыли – центров конденсации.
Агроном: Для нормального роста и развития растений должны создаваться определенные благоприятные условия. В частности к ним относится и влажность воздуха. Например, для огурцов влажность воздуха должна быть 60 %, при меньшей влажности огурцы становятся горькими. У томатов же при такой влажности не могут завязаться плоды, и растение сбрасывает цветки.
Продавец. В магазинах влажность воздуха регулируют. При повышенной влажности торговые помещения проветривают, отапливают, используют влагопоглощающие средства, при пониженной — воздух увлажняют (моют полы, разбрызгивают воду пульверизатором).
Учитель: Мне хочется добавить, что влажность воздуха необходимо знать и тем, кто работает в музеях, архивах, где хранятся книги или произведения искусства, кинопленки или музыкальные инструменты, а также тем, кто отвечает за сохранность урожая зерна или овощей в специальных хранилищах, в кулинарии, в кондитерском цеху, при хранении пищевых продуктов.
Учитель: Итак, каким образом можно регулировать влажность.
Ученик: Влажность воздуха в помещении можно изменить для повышения используют увлажнители, а для понижения кондиционеры, осушители.
Ученик: растения посадить, подручные средства
Учитель: Итак, значение влажности, влажность влияет на самочувствие человека, на органы, на погоду, комфортно при влажности от 40-60%.Влажность является причиной природных явлений: осадки, туман иней, то, что вы видели в начале урока.
Задачи на закрепление (работа в группе)
Учитель: А сейчас подумайте над следующими задачами, которые приводятся у вас на листочках
1 группа:
Относительная влажность воздуха вечером при 160С равна 55%. Выпадет ли роса, если ночью температура понизится до 8 0С.
2 группа
Найти относительную влажность воздуха в комнате при 180С, если при 100С образуется роса.
3 группа
В 4 м3 воздуха при температуре 16 0С находится 40г водяного пара. Найти относительную влажность.
4 группа.
Парциальное давление водяного пара в воздухе при 190С было 1.1 кПа. Найти относительную влажность. ( Ученики объясняют решения задач).
Решим качественные задачи (устно).
1. Когда зимой быстрее сохнет белье: в морозную погоду или в оттепель?
Ответ. Белье быстрее сохнет в морозную погоду, так как при морозе воздух менее влажный, что способствует лучшему испарению воды с поверхности белья.
2. Почему зимой оконные стекла запотевают, если в комнате много людей?
Ответ. Большое скопление людей повышает содержание водяного пара в комнате. При соприкосновении с охлажденным стеклом происходит конденсация этого пара.
3. Объясните причину того, что в городе туман бывает чаще, чем за городом.
Ответ. В городском воздухе содержится большое количество частичек пыли, которые при охлаждении этого воздуха служат центром конденсации водяных паров, содержащихся в атмосфере.
4. Объясните, почему роса бывает обильнее после жаркого дня. Ответ. В жаркий день испаряется больше воды, и содержание влаги в воздухе увеличивается. Поэтому при понижении температуры происходит конденсация водяного пара и выпадает обильная роса.
ІV Заключительный этап – 2-3 мин.
- подведение итогов урока.
- оценка деятельности обучающихся
- рефлексия;
Вопросы для проведения рефлексии:
В начале урока мы с вами определили цели:
1)Изучить влажность воздуха, что такое влажность
2)Научиться определять влажность воздуха
3)Узнать какое значение и в каких областях деятельности человека с этим явлением мы с вами встречаемся
- Мы изучили, что такое влажность?
- Мы научились определять влажность?
- Мы узнали о значении влажности?
- Что Вы нового узнали на уроке?
- Что Вас удивило на уроке?
- Что ещё хотелось бы узнать?
V. Домашнее задание – 1-2 мин.
- Параграф, ответить на вопросы.
- Сделать презентации о значении влажности.
- Можете выполнить творческое задание: изготовить приборы, я могу предложить несколько вариантов: гигрометр их еловой шишки, гигрометр их фильтровальной бумаги (кто заинтересуется, я оставлю на компьютере.
Приложения.
Психрометрическая таблица
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.