Развитие познавательной деятельности на уроках физики с
использованием ИКТ
Предмет: физика
Класс: 7
Тема: «Архимедова сила»
Цели урока
Образовательная – сформировать понятие об архимедовой силе;
Развивающая – развивать умение учиться самостоятельно; развить умение
экспериментально определять силу Архимеда при изменении величин; развить умение
применять формулу для расчёта архимедовой силы;
Воспитательная – формировать положительную мотивацию к изучению физики,
приближая учебный материал к жизненным ситуациям;
воспитывать
самостоятельность с одной стороны и умение работать в команде с другой.
Тип урока: Введение нового материала с использованием ЭОР.
Методы:
По дидактическим целям и средствам обучения:
обучения – эвристический
преподавания – сообщающий
учения – частичнопоисковый, исследовательский
По источнику информации:
словесные беседа, рассказ;
наглядные демонстрация, организация наблюдения за процессом эксперимента;
практические – самостоятельная работа (экспериментальное исследование
зависимости Архимедовой силы, решение задач)
Необходимое техническое оборудование: компьютер с программой Adobe
Flash Player, мультимедийный проектор, экран, рабочие листы для оформления
результатов исследования.
Приборы и материалы: тела разной плотности (дерево, пенопласт, пластмасс,
металлическое), демонстрационный динамометр, пластиковый сосуд, измерительный
цилиндр, лабораторный динамометр.
Планируемые результаты обучения. На основе полученных знаний и изученных
примерах уметь объяснять появления Архимедовой силы, зависимости её от объёма
тела и плотности жидкости. Знать проявление Архимедовой силы в повседневной
жизни. Уметь экспериментально определять зависимость Архимедовой силы.
План урока
I. Актуализация знаний
II. Изучение нового материала
1. Введение в тему урока.
2. Сообщение темы урока.
3. Историческая справка.
4. Вывод формулы
5. Подготовка к исследовательской работе.
6. Исследовательская работа
7. Работа по группам
8 Выводы по результатам исследовательской работы
III. Закрепление изученного материала. Решение задач. IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Ребята, сегодня у нас урок физики, а мы отправимся в историческое путешествие в
Древнюю Грецию в III век до нашей эры. Именно в это время в Сиракузах, на острове
Сицилия проживал величайший математик и физик древности Архимед. Он
прославился многочисленными научными трудами, главным образом в области
геометрии и механики. В это время Сиракузами правил царь Гиерон. Он поручил
Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона
весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она
изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было
поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. Достоверно неизвестно
каким методом пользовался Архимед, но задачу, поставленную царём Гиероном
учёный решил. Сегодня мы с вами тоже будем решать эту задачу, следуя за
рассуждениями Архимеда. Начинаем рассуждать!
II. Изучение нового материала.
Слайд 1
Эпиграф «Знания дети удивления и любопытства» Луи де Бройль
1. Введение в тему урока.
Слайд 2
Почему тело всплывает?
Предполагаемые ответы:
Вода оказывает выталкивающее действие, на погруженное в неё тело, т.е. со стороны
воды на тело действует сила
Учитель. Верно. Будем называть ее выталкивающей силой.
Слайд 3
Действует ли выталкивающая сила в этом случае? Предполагаемые ответы:
На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила.
Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует.
Учся анализируют данный опыт и делают вывод.
Вывод: На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая тело
из жидкости.
2. Сообщение темы урока
Слайд 4 Слайд 5
Идея решения пришла к ученому внезапно, когда он, находясь в бане, погрузился в
наполненную водой ванну, его осенила мысль, давшая решение задачи. Ликующий и
возбужденный своим открытием, Архимед воскликнул: «Эврика! Эврика!», что
значит: «Нашел! Нашел!»
Слайд 6
Какая мысль пришла в голову учёному, при погружении в ванну?
Предполагаемый ответ: тело, находящееся в жидкости (или газе), вытесняет
столько жидкости (газа), сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном
телом
Слайд 7
Вывод формулы закона Архимеда.
Записать в тетрадь. 3. Работа в группах
Слайд 8
Именно с помощью данной силы Архимед решил задачу царя.
Опыт № 1
Погрузить пластмассовый шарик в воду. Тело «выпрыгивает» из воды.
Опыт № 2
Погрузить железный гвоздик в воду. Тело тонет в воде.
Опыт № 3
Тело подвешено на пружине со стрелкой – указателем.
При опускании тела в воду пружина сокращается.
Такое же сокращение пружины получается, если действовать на тело снизу вверх с
некоторой силой.
Приведите пример использования выталкивающей силы в жизни?
4. Решение задач
Выполнить задания по карточкам.
III. Закрепление изученного
1. Где в жизни вы встречаетесь с Архимедовой силой?
Зачем нужно знать закон Архимеда? Вопрос 1. Как Архимед нашёл выталкивающую силу?
Вопрос 2. Как Архимед определил объем короны?
Вопрос 3. Как Архимед определил плотность короны?
Объяснение: зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по
плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов.
4. Вывод: Мы с вами решили задачу Архимеда.
Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого
золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась
замечательным открытием.
Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться
вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление замечательного
сочинения «О плавающих телах», которое дошло до нас.
IV. Обобщение изученного
Какая информация на уроке была для Вас новой?
Какие открытия сделали?
Какие факты вызвали наибольший интерес?
Какие опыты вызвали наибольший интерес?
Предполагаемые ответы:
мы продолжили знакомство с темой «Архимедова сила»
решили задачу, поставленную перед Архимедом
подтвердили закон Архимеда
вывели формулу для Архимедовой силы
провели опыты по определению Архимедовой силы
V. Домашнее задание
1) §49, упр. 24 (1,2)
2) Проблемный вопрос: Почему небольшой металлический гвоздь
при погружении в воду тонет, а огромное судно, выполненное
из металла, держится на плаву?
VI. Итог урока. Рефлексия
Закончите фразу:
1) Сегодня на уроке я научился….
2) Было интересно узнать …
3) Было трудно …
FА = Р – Р1
Слайд 8
физика в весёлых
картинках
Слайд 9 вопросы__
Урок по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс, физика)
Урок по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс, физика)
Урок по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс, физика)
Урок по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс, физика)
Урок по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс, физика)
Урок по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.