Урок по истории Древнего мира, 5 класс. Тема "Олимпийские игры"
Оценка 4.9

Урок по истории Древнего мира, 5 класс. Тема "Олимпийские игры"

Оценка 4.9
Домашнее обучение +1
docx
история
5 кл
24.03.2017
Урок по истории Древнего мира, 5 класс. Тема "Олимпийские игры"
Презентация для урока "Олимпийские игры в Древней Греции".
конспект урока Степанова Е.В,.docx

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназии № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:

Олимпийские игры в Древней Греции.

 

5 класс

(урок разработан для детей с ОВЗ,

проводился с учащимися 5 класса из разных населенных пунктов

с помощью программы Team Viwer)

 

 

 

 

 

Степанова Елена Валентиновна,

учитель истории и обществознания,

высшая категория, стаж работы 31 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2017

5 класс История Древнего мира

 

Тема урока: Олимпийские игры в древности.

 

 

Цель  урока: Дать общее представление об Олимпийских играх, познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями и выяснить их значение в жизни древних греков.

Задачи:

- образовательные

·         Изучить историю зарождения Олимпийских игр, причины появления, порядок и ход проведения, познакомить учащихся с Олимпийскими играми Древней Греции и их видами

·         Дать учащимся представление о первых олимпийских атлетах, чемпионах, современных участниках Олимпийских игр и познакомить с их достижениями в спорте

-развивающие

·         Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, с дополнительной литературой, заданиями ЭОР

·         Развитие исторического мышления и памяти, умения анализировать факты и делать выводы, составлять рассказ

-воспитательные

·         Воспитание у учащихся чувства толерантности, уважения к другим народам, показать значение, миротворческую роль Олимпийских игр в жизни Древней Греции и в современном мире

·         Пробудить интерес к занятиям физкультурой и здоровому образу жизни

·         Приобщение учеников к олимпийскому движению в рамках подготовки Российской Федерации к XXII Зимним Олимпийским играм 2014 года

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная практическая работа, групповая работа.

Основные понятия:  Олимпия, атлет, арена, ипподром, олимпионики,

Основные события:  776 год до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

 

1

Организационный момент

 

Приветствие учащихся. Формулирование темы урока и проблемного вопроса: «Почему Олимпийские игры были любимым праздником древних греков?» Постановка целей и задач.

 

Приветствие учителя.

2 мин

2

Актуализация опорных знаний

 

 Учитель задает вопросы по ранее изученной теме:

  1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет?
  2. Объясните значение слова «демос». Из кого состоял афинский демос?
  3. Чем был недоволен афинский демос в VII веке до н.э.?
  4. Что требовал демос?

Работа с картой (см. учебник стр. 116 и 111).

5 мин

3

Объяснение нового материала

ЭОР №1 «Олимпийские игры Древней Греции», ЭОР №2 «Олимпийские игры», ЭОР №4 «Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра».

Учитель объясняет новый материал, используя текст учебника и сведения ЭОР «Олимпийские игры Древней Греции» по плану:

1) История возникновения Олимпийских игр и их миротворческая цель

   2) Подготовка к играм

   3) «Пять незабываемых дней». Виды соревнований.

4) Легендарные рассказы о знаменитых участниках.

 

Записывает  основные понятия и имена: пятиборье, ипподром, Феаген, Милон, Полидам.

В ходе объяснения демонстрирует  презентацию ЭОР №2 «Олимпийские игры»7

В заключении объяснения говорит о значении спорта и здорового образа жизни для людей любой эпохи.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Знакомятся со слайдами презентации, фиксируют в тетрадь основные понятия.

15 мин

4

Закрепление материала

ЭОР №3 «Олимпийские игры».

Учитель предлагает учащимся выполнить на своих компьютерах практическое задание ЭОР «Олимпийские игры» под цифрами  1,2 и 3, направленное на закрепление изученной темы.

 

Выполняют задание индивидуально за компьютерами, вводя ответы при помощи клавиатуры, помещая картинки и таблички по изучаемой теме на правильные места.

10 мин

5

Анализ результатов практической работы

 

Анализирует работу учащихся, при необходимости исправляет,

комментирует.

 

Обсуждают полученные ответы, при необходимости вносят коррективы.

3 мин

6

Формулирование вопросов учащимися

 

Отвечает на вопросы учащихся

Задают вопросы учителю.

5 мин

7

Ответы учащихся на вопросы учителя

 

Задаёт вопросы учащимся:

1) Как появились Олимпийские игры?

2) Какие виды первых олимпийских состязаний вы узнали?

3) Какие современные виды состязаний прибавились в наше время?

Отвечают на вопросы учителя.

8

Формулирование выводов урока (подведение итогов)

 

Подводит итог урок урока, возвращается к проблемному вопросу, корректирует ответы учащихся.

Отвечают на проблемный вопрос, поставленный учителем.

4 мин

9

Домашнее задание.

ЭОР №3 «Олимпийские игры».

Записывает  домашнее задание и комментирует его (§33 учебника, ответить на вопросы + выполнить творческое задание (написать сочинение на тему Олимпийские игры

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

         После опроса учащихся проводится физкультминутка.

Мы с вами поработали и уже немного устали. Давайте проведем небольшую разминку.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
топают ногами
Качаем головой раз, два, три
головой вправо и  влево подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы спинки выпрямляем  и прямо так сидим
выпрямить спину и потянуться.

Руки вниз, головку на бок.
Разжимаем  кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем, помахали.
Улыбнулись, встрепенулись,
Вдох и выдох,
Ноги вместе, приступаем вновь к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

на тему: «Олимпийские игры в древности»

 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЭОР № 1 «Олимпийские игры Древней Греции»

Информационный, инвариативный

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1fe6c5f4-53d1-063e-43e2-27626f026f1e/1012076A.htm

 

 

 

 

 

2

ЭОР № 2  «Олимпийские игры»

Информационный, вариативный

Презентация с иллюстрациями

http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=42372

 

 

3

ЭОР № 3  «Олимпийские игры»

Карта Древняя Греция

Информационный, вариативный

Карта

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&p=1&text=карта древней греции 5 класс&noreask=1&pos=32&lr=13&rpt=simage&img_

 

4

ЭОР № 4 «Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра».

Информационный, инвариативный

Текст с иллюстрациями

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EB%E8%EC%EF%E8%E9%F1%EA%E8%E5_%E8%E3%F0%FB

 

5

ЭОР  № 5

Карта Древняя  Греция (область Аттика).

Информационный, инвариативный

 Карта

http://www.skif-chernigov.narod.ru/map_greece.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

         Работа с картой.

1. Ребята, а где располагалась Олимпия? (Этот город располагался на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)

2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).

-Какому богу были посвящены эти игры?

   У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав  Миф об основании Олимпийских игр. Почему эти игры были посвящены именно Зевсу?  Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с документом «Миф об основании Олимпийских игр» на странице 151   159 учебника.

Ребята ,  какие  версии вы знаете?

          Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

       Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге.

   По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. Олимпиадами называли четырехлетний промежуток времени - от одной олимпиады до другой олимпиады. Олимпийские игры проводились в первый год новой Олимпиады. В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся: ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Учитель: На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Древнегреческий автор Павсаний в книге "Описание Эллады" сообщал, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, с которой должны были сбрасывать женщин, проникших на священные Игры. Правда, это удалось только одной женщине. Речь идёт о легендарной Каллипатере или, как её многие называют, Ференике. Она, уроженка острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала своего сына Посейдора кулачному бою. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что юноша победит, Каллипатера хотела любой ценой увидеть его триумф. Облачившись в мужское платье, она смешалась с группой педотрибов (тренеры) и попала на стадион. Когда Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всём, перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его... но в стремительном беге потеряла мужской наряд. По закону, Каллипатеру следовало сбросить со скалы. Судьи помиловали женщину, поскольку она была дочерью олимпионика, сестрой олимпиоников и, наконец, матерью олимпионика. Дабы впредь подобное не повторилось, постановили: тренерам, находящимся в непосредственной близости от участников состязаний, присутствовать на Играх обнажёнными [5].

Учитель: Олимпийские игры длились 5 дней. Ребята, чему был посвящен первый день?

  1. Первый день – Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Во 2-й, 3-й и 4-й день игр проходили основные состязания: пятиборье, кулачный бой, бег с оружием и другие. Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний проходил на ипподроме – это гонки колесниц.

Работа с презентацией и текстом учебника.

       1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялось одному стадию - 191 м (отсюда наше слово -стадион) .Бегуны развивали невероятную скорость . Если верить древним писателям . один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой и сообщить о своей победе и вернуться в Олимпию чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал 100 км.

         2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка была обязательной для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм.

       3. Борьба - панкратион. Кто побеждал в борьбе? В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды противника бросал на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться. Нельзя было кусать, выбивать глаз.

-Почему , как вы думаете, греки боролись обнаженными?

Еще одна хитрость борцов, они старались вывалять в пыли  соперника, чтобы лучше обхватить его ведь перед схваткой они обмазывались оливковым маслом. Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача.

      4. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг. 

   5. Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряженное четверкой лошадей. Это состязание происходило на специально устроенном ипподроме - лошадиный бег. По сигналу трубы колесницы устремлялись вперед, чтобы сделать двенадцать кругов около 13 км. В двух местах ипподрома, имевшую овальную формы, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние  каждый стремился на повороте проехать как можно ближе к столбу. Нередко колесница, задев столб  переворачивалась, колесницы сталкивались возницы получали увечья и раны. Участвовать в гонках колесниц могли только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых лошадей стоило очень дорого. При этом владелец упряжки мог сам не управлять лошадьми в любом случае победа присуждалась ему, а не возничему. Но не меньшей славой пользовались и возницы. Возничий Полиамид мог удержать колесницу  и упряжку из четырех лошадей одной рукой т.к. у него другая рука была изувечена. И о нем слагали легенды как о победителе.

         Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывал кулачный бой, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение , а не грубую силу . Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы тоже получали серьезные увечья.

     5 -йдень Олимпиады . В этот  день игр перед храмом Зевса, в котором находилась знаменитая статуя, признанная современниками одним из семи чудес света. Созданная великим греческим скульптором Фидием из слоновой кости и золота, она поражала величием и красотой. Перед храмом  ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

 

Рассказ о знаменитых спортсменах.

     Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи теленка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. Теленок рос, но росли и силы Милона. В одной из Олимпиад он перенес 4-летнего быка весом в 500 кг с одного конца стадиона в другой. Он был увенчан олимпийским венком шесть раз. Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам принес в храм. Забавлялся он тем, что брал в пальцы гранатовое яблоко и предлагал его вырвать у него; никто не мог, а между тем держал он его так легко, что гранат оставался нераздавленным. Забавлялся он и тем, что обвязывал себе голову веревкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал веревку, не коснувшись ее руками. Забавлялся и тем, что протягивал руку дощечкой и предлагал отвести мизинец от других пальцев; никто не мог .  Он погиб, когда гулял в лесу и увидел дерево, расщепленное молнией; для потехи он решил разломать дерево надвое, но был уже стар, не рассчитал силы, руки его защемило в расщепе, и он не мог их вырвать; и когда пришел дикий лев и набросился на него, Милон оказался беззащитен.

    Другой атлет, Полидамант, с голыми руками ходил на льва, подражая Гераклу; хватая быка за ногу, он отрывал ему копыто; останавливал на бегу колесницу, запряженную четверней. Он погиб, когда сидел с товарищами в пещере и над ними вдруг треснул и стал обваливаться свод; товарищи бросились прочь, но Полидамант счел это позорным, остался, подпер обвал плечами и был засыпан .

 Атлет Феаген одержал 1400 побед. Это значит, что у него было 1400 побежденных соперников, и все они ему завидовали. Когда Феаген умер, один из них приходил по ночам к статуе Феагена (всем олимпийским победителям ставили статуи) и хлестал ее бичом. Статуя упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались моровые болезни; граждане обратились к оракулу, и прорицательница пифия велела им вернуть всех изгнанников. Граждане объявили всем изгнанникам дозволение вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на место, устроили в честь ее празднество, и все кончилось благополучно.

Участниками Олимпийских игр были известные вам по учебникам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ, математик Пифагор… Не нужно думать, что представители изящных искусств состязались только лишь в песнопениях и литературных сочинениях. Пифагор, например, стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою!

         ВЫВОД: Итак, Олимпийские игры заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. В 394 г. н.э., когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором Феодосием I.

 

         Закрепление изученного материала: Игра было или не было. Учащиеся слушают вопросы и отвечают (жестами): поднятая рука — да, опущенная рука — нет.

 

1. Первые Олимпийские игры были в  750-й году  до нашей эры.

2. Олимпийские игры греки посвящают богине Гере .

3. С наступлением  ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

5. Купив билет в первом ряду  на ипподроме, можно было наблюдать соревнования атлетов  в пятиборье.

6. Так как в этот день было холодно, атлеты  были в белых  шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.

7. Впервые на соревнования в Олимпии  победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9.      На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры.

 

На дом: § 33. Ответить на вопросы. Написать рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр.

 

Спасибо за урок. Вы хорошо сегодня поработали МОЛОДЦЫ.

 

 

Литература:

1.    Мифы народов мира. М.,: Советская энциклопедия, 1988, т 2, с. 252.

2.    Энциклопедия для детей.: Спорт.- М., 2001, т 20, с.25.

3.    Расланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М.,: Вако, 2004.

4.    А. А. Вигасин, Г. И. Годер.  История Древнего мира 5-кл, 2001 и 2012, Просвещение.

5.    Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя/ сост. Е. А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Физминутка

 

 

 

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
топают ногами
Качаем головой раз, два, три
головой вправо и  влево подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы спинки выпрямляем  и прямо так сидим
выпрямить спину и потянуться.
Руки вниз, головку на бок.
Разжимаем  кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем, помахали.
Улыбнулись, встрепенулись,
Вдох и выдох,
Ноги вместе, приступаем вновь к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Записи в тетради.

 

ОЛИМПИЯ -  город, расположенный в Южной Греции.

 

776 год до н.э. -  начало Олимпийских игр.

 

Атлет -  участник олимпийских состязаний, человек крепкого телосложения, силач,

 

Ипподром -  место конных состязаний.

 

Арена -  площадка для состязаний.

 

Пятиборье: 1. бег

                       2. прыжки в длину

                       3. метание диска

                       4. метание копья

                       5. борьба

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназии № 7 имени святителя

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназии № 7 имени святителя

История Древнего мира Тема урока:

История Древнего мира Тема урока:

Структура и ход урока Таблица 1

Структура и ход урока Таблица 1

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Анализ результатов практической работы

Анализ результатов практической работы

Качаем головой раз, два, три головой вправо и влево подвигать

Качаем головой раз, два, три головой вправо и влево подвигать

Приложение к плану-конспекту урока на тему: «Олимпийские игры в древности»

Приложение к плану-конспекту урока на тему: «Олимпийские игры в древности»

Работа с картой. 1. Ребята, а где располагалась

Работа с картой. 1. Ребята, а где располагалась

Правда, это удалось только одной женщине

Правда, это удалось только одной женщине

Милон в первого силача. 4

Милон в первого силача. 4

Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам принес в храм

Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам принес в храм

С наступлением ранней весны, где-то в марте, у подножия горы

С наступлением ранней весны, где-то в марте, у подножия горы

Приложение 1 Физминутка

Приложение 1 Физминутка

Приложение 2 Записи в тетради

Приложение 2 Записи в тетради
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017