РАЗРАБОТКА УРОКА по истории Древнего мира
ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Учителя МБОУ г. Астрахань «СОШ № 64»
Макагонова Т.В.
Урок 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Педагогические |
Сформировать представления о процессе выделения человека из мира природы, о его отличиях от животных, показать роль труда в развитии человека, создании первых коллективов, заложить основы умений осознанно воспринимать и фиксировать основной учебный материал урока. |
Тип и вид урока |
Урок изучения нового материала. |
Планируемые результаты |
Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные |
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты |
Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, |
Основное |
Антропология, человеческое стадо, праобщина, стоянки человека, орудия труда (,каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина), собирательство, охота, рыболовство, австралопитек, Человек разумный. Восточная Африка – прародина человечества. 2 млн лет назад – появление первого человека на Земле. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Каменный век. |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных» . Проектор , презентация. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика
|
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Повторение. Предлагает отгадать кроссворд (на доске) (см.Приложение) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Каковы наши цели? ОПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМУ УРОКА (слайд №1) |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы |
Предлагает к просмотру отрывок из мультфильма "Кот, который гуляет сам по себе" (34 сек), формулирует проблемное задание -О ком и о чем он? -«Чем древнейшие люди отличались от животных?» - ПРОБЛЕМНОЕ задание, ответ на которое будет дан в конце урока |
Слушают учителя; получают проблемное задание |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Древнейшие предки человека |
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ
учителя, работа с картой, иллюстрациями, |
Наводит детей на мысль УЧЕБНИК стр. 5 - Где появились первые люди? - Почему именно здесь? – Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок. (слайд №2) - Что такое, по-вашему, прародина? Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места. Прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе. УЧЕБНИК стр. 6 - Ребята на стр. 6 учебника определите где в Восточной Африке впервые ученые обнаружили останки древнейшего человека? На поверхность интерактивной доски снова проецируется презентация – слайды №№ 3 (Олдувайское ущелье) и 4 (Следы древних людей) с комментарием учителя: «В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5). В УЧЕБНИКЕ на стр. 6 в зеленой рамке предлагает найти определение науки АНТРОПОЛОГИИ (работа в парах) |
Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе ил- люстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей, отвечают на вопросы Работа в парах |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Беседа по вопросам, работа |
Использование орудий труда как главное отличие людей
|
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа |
Слайд № 6 – Посмотрите на доску. - Что вы видите? На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы. -Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? -Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 7 – заостренный камень, слайд № 8– изготовление рубила, слайд № 9 – отщепы).
УЧЕБНИК ст.6 предлагает найти в тексте вывод. - "Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку? – Что характеризует «человека умелого»?
УЧЕБНИК стр 7 (работа в парах) найти в учебнике определение понятию КАМЕННЫЙ ВЕК Сказать о периоде человечества - каменный век (Слайд №10) |
Называют характерные, существенные признаки «человека умелого» |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста |
Работа с текстом, беседа по вопросам |
Древнейшие способы добывания пищи: охота |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с ап- пликацией (слайдами), беседа |
Давайте представим, что мы с вами – не 5Б класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. (Слайд № 11-12-13-14) -Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? Дополняет детей - о древнейших способах охоты. – В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей? Характеризует собирательство Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота на крупного зверя, рыбная ловля. |
Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Беседа по вопросам |
Человеческое стадо – древнейший коллектив людей |
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ,
работа |
-ПРЕДПОЛОЖИТЕ почему древние люди жили группами, а не поодиночке??? Опираясь на ответы детей говорит почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами, а затем и праобщинами) (СЛАЙД 15) |
Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и учебника стр. 8, иллюстраций |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа |
Наблюдение |
Овладение огнем |
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный(слайды) |
Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его? Рассказать как человек поймал огонь. Выслушав ответы попросит детей потереть ладошки: "Что вы чувствуете? ТЕПЛО? Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого древа, они начали тлеть и постепенно появлялся огонь… Но этому человек научится еще не скоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. -Что давал огонь первобытным людям? -Как они его сохраняли? -Почему потеря огня считалась большим несчастьем? (Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№ 16-17 с комментариями учителя). |
Делают предположения о овладении огнем |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста |
беседа |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный.
|
Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение2). ТРИ группы по рядам, три задания.
|
Рассказывают устно об условиях |
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Коммуникативные: умеют работать в группе |
Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест |
V. Подведение итогов |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой |
Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. –Область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка? -«Чем древнейшие люди отличались от животных?» (СЛАЙД № 18) |
Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей |
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Беседа по вопросам, работа |
VI. Рефлексия |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что вам понравилось больше всего – Что было самым ценным из услышанного? - Что нового вы узнали? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? - Ваше эмоциональное состояние? (ВЫБИРАЮТ СМАЙЛИКИ НА ПАРТУ ПО ПАРАМ) |
Отвечают на вопросы v Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
|
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества |
Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. (СЛАЙД 19) § 1 (п. 1–3), стр. 6-9 вопросы, основные понятия, термины. |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Вопросы, основные понятия, термины, |
Кроссворд
Приложение 1
|
т |
ы |
с |
я |
ч |
е |
л |
е |
т |
и |
е |
|
||||||||||||||||||||||
|
а |
р |
х |
е |
о |
л |
о |
г |
и |
я |
||||||||||||||||||||||||
|
п |
л |
а |
н |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
и |
с |
т |
о |
р |
и |
я |
|
||||||||||||||||||||||||||
р |
о |
д |
о |
с |
л |
о |
в |
н |
а |
я |
|
|||||||||||||||||||||||
|
с |
т |
о |
л |
е |
т |
и |
е |
|
|||||||||||||||||||||||||
|
к |
а |
р |
т |
а |
|
||||||||||||||||||||||||||||
ВОПРОСЫ
1. Десять веков составляют? (тысячелетие)
2. Наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся памятникам? (археология)
3. Изображение на плоскости небольшой части территории? (план)
4. Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом? (история)
5. Наука, изучающая происхождения родов, семей, их родственные связи (генеалогия)? (родословная)
6. Сколько в веке лет (100) или другими словами? (столетие)
7. Изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества? (историческая карта)
Ресурсный материал к уроку
Приложение2
1-я группа. Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.
2-я группа. В период первобытной истории на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей?
3-я группа. Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?
1-я группа.
Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.
2-я группа.
В период первобытной истории на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей?
3-я группа.
Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.