Урок по истории Древнего мира "Возникновение человека" (5 класс, история Древнего мира)
Оценка 4.8

Урок по истории Древнего мира "Возникновение человека" (5 класс, история Древнего мира)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
история
5 кл
25.02.2019
Урок по истории Древнего мира "Возникновение человека" (5 класс, история Древнего мира)
Урок ФГОС Макагонова ТВ.docx

 

РАЗРАБОТКА УРОКА по истории Древнего мира

 

ТЕМА:  ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

 

Учителя МБОУ г. Астрахань «СОШ № 64»

Макагонова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Педагогические
цели

Сформировать представления о процессе выделения человека из мира природы, о его отличиях от животных, показать роль труда в развитии человека, создании первых коллективов, заложить основы умений осознанно воспринимать и фиксировать основной учебный материал урока.

Тип и вид урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые

результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Личностные
результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Метапредметные результаты

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками,
к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Основное
содержание
темы, понятия
и термины

Антропология, человеческое стадо, праобщина, стоянки человека, орудия труда (,каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина),  собирательство, охота, рыболовство, австралопитек, Человек разумный. Восточная Африка – прародина человечества. 2 млн лет назад – появление первого человека на Земле. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Каменный век.

Образовательные ресурсы

Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных» . Проектор , презентация.


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Повторение. Предлагает отгадать кроссворд  (на доске)  (см.Приложение)

 - Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Каковы наши цели? ОПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМУ УРОКА (слайд №1)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

 

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы

Предлагает к просмотру отрывок из мультфильма "Кот, который гуляет сам по себе" (34 сек),  формулирует проблемное задание

-О ком и о чем он?

-«Чем древнейшие люди отличались от животных?» - ПРОБЛЕМНОЕ задание, ответ на которое будет дан в конце урока

Слушают учителя; получают проблемное задание

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

 

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Древнейшие предки человека

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями,
беседа

Наводит детей на мысль УЧЕБНИК стр. 5

- Где появились первые люди?

- Почему именно здесь?

– Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок. (слайд №2)

 -  Что такое, по-вашему, прародина?

 Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

Прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе.

УЧЕБНИК стр. 6

- Ребята на стр. 6 учебника определите где в Восточной Африке впервые ученые обнаружили останки древнейшего человека?

На  поверхность интерактивной доски  снова проецируется  презентация – слайды №№ 3 (Олдувайское ущелье)  и 4 (Следы древних людей)  с комментарием учителя:

         «В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. В слое I тоже находили  орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет.  Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими.

     Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5).

В УЧЕБНИКЕ на стр. 6 в зеленой рамке предлагает найти определение науки АНТРОПОЛОГИИ    (работа в парах)

Характеризуют условия и образ

жизни древнейших

людей; сравнивают их с обезьянами. На основе ил-

люстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей, отвечают на вопросы

Работа в парах

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам, работа
с картой

Использование орудий труда как главное отличие людей
от животных

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

Слайд № 6 – Посмотрите на доску.

- Что вы видите?

 На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы.

-Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы?

-Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 7 – заостренный камень, слайд № 8– изготовление рубила,  слайд № 9 – отщепы).

 

 УЧЕБНИК ст.6  предлагает найти в тексте вывод.

- "Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку?

Что характеризует «человека умелого»?

 

УЧЕБНИК стр 7 (работа в парах) найти в учебнике определение понятию КАМЕННЫЙ ВЕК

Сказать о периоде человечества - каменный век (Слайд №10)

Называют характерные, существенные признаки «человека умелого»

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста

Работа с текстом, беседа по вопросам

Древнейшие способы добывания пищи: охота
и собирательство

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с ап-

пликацией

(слайдами), беседа

Давайте представим, что мы с вами – не 5Б класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. (Слайд № 11-12-13-14)

-Подумайте, какими способами  мы бы обеспечивали пищей свою группу?

Дополняет детей - о древнейших способах охоты.

В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

Характеризует собирательство Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота на крупного зверя, рыбная ловля.

Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ, работа
с иллюстрациями

-ПРЕДПОЛОЖИТЕ почему древние люди жили группами, а не поодиночке???

Опираясь на ответы детей говорит  почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами, а затем и праобщинами) (СЛАЙД  15)

Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и учебника стр. 8, иллюстраций

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа

Наблюдение

Овладение огнем

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный(слайды)

Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе:  молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством  и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его? Рассказать как человек поймал огонь. Выслушав ответы попросит детей потереть ладошки: "Что вы чувствуете? ТЕПЛО? Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого древа, они начали тлеть и постепенно появлялся огонь… Но этому человек научится еще не скоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра.

-Что давал огонь первобытным людям?

-Как они его сохраняли?

-Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

             (Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№ 16-17 с комментариями учителя).

Делают предположения о овладении огнем

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста

беседа

IV. Закрепление знаний и способов действий

Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный.

 

Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания

(см. Приложение2).

ТРИ группы по рядам, три задания.

 

Рассказывают устно об условиях
и образе жизни, занятиях древнейших людей

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест

V. Подведение итогов

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

–Область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка?

-«Чем древнейшие люди отличались от животных?» (СЛАЙД № 18)

Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Беседа по вопросам, работа
с картой

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Что вам понравилось больше всего
на этом уроке?

– Что было самым ценным из услышанного?

- Что нового вы узнали?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям?

- Ваше эмоциональное состояние?

(ВЫБИРАЮТ СМАЙЛИКИ НА ПАРТУ ПО ПАРАМ)

Отвечают на вопросы

v          Знакомая информация

+          Новая информация

--         Я думал (думала) иначе

?          Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

 

 

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание. (СЛАЙД 19)

§ 1 (п. 1–3), стр. 6-9 вопросы, основные понятия, термины.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Вопросы, основные понятия, термины,
задание
в рабочей тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд

Приложение 1

 

т

ы

с

я

ч

е

л

е

т

и

е

 

 

а

р

х

е

о

л

о

г

и

я

 

п

л

а

н

 

 

и

с

т

о

р

и

я

 

р

о

д

о

с

л

о

в

н

а

я

 

 

с

т

о

л

е

т

и

е

 

 

к

а

р

т

а

 

 

ВОПРОСЫ

1. Десять веков составляют? (тысячелетие)

2. Наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся памятникам? (археология)

3. Изображение на плоскости небольшой части территории? (план)

4. Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом? (история)

5. Наука, изучающая происхождения родов, семей, их родственные связи (генеалогия)? (родословная)

6. Сколько в веке лет (100) или другими словами? (столетие)

7. Изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества? (историческая карта)

 

 

Ресурсный материал к уроку

Приложение2

1-я группа. Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.

2-я группа. В период первобытной истории на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей?

3-я группа. Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?

 

 

 

 

 

 

 

1-я группа.

Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-я группа.

 В период первобытной истории на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-я группа.

Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РАЗРАБОТКА УРОКА по истории Древнего мира

РАЗРАБОТКА УРОКА по истории Древнего мира

Урок 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Урок 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный

Олдувай. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет

Олдувай. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет

УЧЕБНИК ст.6 предлагает найти в тексте вывод

УЧЕБНИК ст.6 предлагает найти в тексте вывод

Давайте представим, что мы с вами – не 5Б класс, а группа первобытных людей, проживающих в

Давайте представим, что мы с вами – не 5Б класс, а группа первобытных людей, проживающих в

Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см

Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см

VII. Информация о домашнем задании

VII. Информация о домашнем задании

Кроссворд Приложение 1 т ы с я ч е л е т и е а р х е о л о г и я п…

Кроссворд Приложение 1 т ы с я ч е л е т и е а р х е о л о г и я п…

Ресурсный материал к уроку Приложение2 1-я группа

Ресурсный материал к уроку Приложение2 1-я группа

Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека

Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека

В период первобытной истории на

В период первобытной истории на

Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами

Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019