Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Турумбет
муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
Урок-КВН
«Петр Великий»
Подготовила : учитель истории Ибракова Т.Г.
Турумбет-2016
Тема: Урок-КВН «Петр Великий »
Цель : - раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований, систематизировать и закрепить знания учащихся по пройденным темам, создать условия для формирования образного представления об эпохе Петра1 через изучение его личности;
- формировать учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода, расширить представление о роли и значении личности Петра 1 в истории ;
- развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе игровой деятельности;
Оборудование: плакаты : 1) « Петр 1 был представителем ,вождем своего народа в деле народном» С.М.Соловьев 2) «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» А.С.Пушкин; портрет Петра 1, карта «Россия в 18 веке», атласы, картины
План урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
3. Актуализация знаний по пройденным темам (Внутренняя и внешняя политика Петра 1)
4. Игра КВН
5. Закрепление .Лабораторная работа в группах.
6. Обобщение .
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Добрый день ! Я рада приветствовать вас в нашей игре КВН, которая посвящена деятельности великого правителя Петра 1.
2.Вступительное слово учителя
- Истоки одаренности и тем более гениальности выдающихся исторических деятелей – вечная загадка. Как становятся Великими? Какими чертами характера должен обладать реформатор? Насколько многогранна и противоречива личность Петра 1.
3.. Актуализация знаний по пройденным темам (Внутренняя и внешняя политика Петра 1)
- А теперь давайте поговорим непосредственно о реформах Петра 1. Петр 1 вошел в историю Российского государства как Величайший реформатор. Преобразования ,проводимые им, коснулись всех сторон жизни огромного государства и охватили все направления внутренней и внешней политики.
А) Назовите реформы . ( Класс делится на группы ( 5 групп))
Реформы Петра 1
Название реформы |
Содержание реформы |
Административная реформа |
|
Военная реформа |
|
Экономические реформы |
|
Церковная реформа |
|
Преобразования в области культуры и образования |
|
Б) Охарактеризуйте их значение.
- образование Российской империи;
- Развитие торговли, мануфактур;
-завоевание выхода в Балтийское море
- эффективная работа гос.управления
-окончательно оформляется абсолютизм;
Реформы Петра 1 сделали Россию Великой державой.
В) Охарактеризуйте Петра1 как историческую личность
- сведения о жизненном пути;
- личные качества;
-способы действия, средства достижения;
- круг друзей, единомышленников.
4. Игра КВН (учащиеся делятся на 2 команды) :
1 команда - АКАДЕМИЯ
2 команда - ФЛОТИЛИЯ
1. Приветствие команд.
2. Блиц- опрос
- Кто был руководителем Великого посольства? ( Франц Лефорт)
-Как называл Петр1 город Санкт-Петербург? ( парадиз)
-Мать Петра 1 ( Наталья Нарышкина)
-Как называется главная улица Петербурга? ( Невский проспект)
-Первая жена Петра1 ( Евдокия Лопухина)
-Назовите основные сражения Северной войны. ( Полтавская и тд.)
- Какие гвардейские полки образовались при Петре 1? ( Семен. и Преоб.)
-Из скольких разрядов состоит «Табель о рангах»? ( 14)
-Самый высший чин ( генералиссимус)
3. Назовите исторические портреты эпохи правления Петра1
- Король Швеции – ( Карл12)
- Генерал –прокурор Сената – ( Ягужинский)
- Русский дипломат,сенатор,которыйзанимался делом царевича Алексея
- Сестра Карла 12 ( Элеонора)
- Украинский гетман ( Мазепа)
- Король Речи Посполитой ( Август 2)
- Генерал-адмирал, командовавший русским флотом в сражении у мыса Гангут ( Ф.Апраскин)
-Вторая жена Петра1
4. Соревнование капитанов. Кто первый ?
1.Первая газета ( Ведомости)
2. Первый музей в Санкт-Петербурге ( Кунсткамера)
3. Первая воинская награда
5. Закрепление .Лабораторная работа в группах. ( 4 группы учащихся)
Раскройте свои рабочие материалы. Внимательно изучите. На основании этих материалов составьте портрет личности Петра 1.
Материалы для учащихся: иллюстрации картин «Петр 1», «Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петербурге», «Утро стрелецкой казни», «Петр в Полтавской битве»;
характеристики Петра 1,данные историками и современниками.
-Итак ,приступим к обсуждению результатов нашей работы.
Представители от групп выступают результатами своей работы.
Проблемный вопрос- Петр 1 – великий реформатор или великий тиран?
1 гр.- Петр 1 за свою жизнь ( 53 года) сделал много полезного и нужного для Отечества. Царь считал себя слугой народа, он служил народу. Цель своей службы Петр 1 представлял как достижение «общего блага». Он был убежден, что от него исходящее – для блага государственного, народного. Царь сам лично участвовал в сражениях, кораблестроении и тд. , «Живота своего не жалел». Всю жизнь стремился к новым знаниям, даже носил на руке перстень с надписью «Аз есмь в чину учимых и учащихся меня требую». Он владел 14 профессиями. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» высказывал о нем великий писатель А.С.Пушкин. А реформы велись по принципу «Перо и шпага». Своими реформами Петр1 стремился к усилению страны и к сближению ее к Западной Европе. Россия стала империей и вошла в концерн европейских мировых держав.
2 гр.- Но! Для претворения в жизнь замыслов Петра 1 нужно было много финансов. А основными налогоплательщиками были крестьяне. Все же тяжело жилось крестьянам в царствовании Петра 1. Их насильно сгоняли на строительство новых городов, крепостей, каналов. Тяжелые податные тягости привели к разорению простого населения. Ценой народа Россия возведена в ранг европейской державы.
Также нельзя забывать – казнь стрельцов, смерть царевича Алексея.
6. Обобщение . Слово учителя
Личность Петра 1 и его реформы – предмет острых споров. Результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Он развил бурную деятельность, сломал старые устои, нарушил традиции, и даже построил новую столицу. Мы сегодня увидели, насколько многогранна и противоречива личность Петра 1. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре 1, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: « То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствием , в борьбе со злом,; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение … пример страсти к знанию, преданности вере,что обещает народам долголетие».
7.Подведение итогов урока
Петр 1 является вождем в деле ,которое есть народное, а не личное. Петр Великий был представителем ,вождем своего народа в деле народном.
Выставление оценок. Домашнее задание. Написать эссе по теме :
1. «Личность Петра 1 в истории»
2. «Значение реформ Петра 1»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.