Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)
Оценка 5

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
9 кл
18.02.2019
Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)
Представляю Вам разработку комбинированного урока по теме "Итоги ВОВ - цена Победы!" Тема актуальная, приближается юбилей Победы и вопросы, связанные с ценой Победы никогда не угаснуть. Можно спорить, доказывать, но нельзя забывать величайший героизм людей тыла, солдат, целой страны в Великой Победе над фашизмом. Учителю истории будет интересен представленный материал.
Итоги Великой отечественной войны - цена Победы.doc
«Итоги Великой Отечественной войны: цена Победы!» 1 Уважаемые ребята! Мы   закончили изучение   4   раздела истории России:  «СССР в период Великой Отечественной войны», поэтому сегодня  у нас 2  урока   обобщения  и систематизации  знаний с использованием комбинированной формы урока,   которая предполагает сочетание различных видов работы: в учебных подгруппах, индивидуальную – выступления с сообщениями. Фронтальная работа.   Свое  участие в уроке я бы определил, как педагог­фаселитатор.  Слово фаселите с английского обозначает – сопровождающий.    Тема   урока: «Итоги Великой  Отечественной  войны: цена Победы».  Для меня важно, чтобы  мы с вами  рассмотрели вопрос цены Победы не только с точки зрения историоведческой, но и с точки зрения   вашего,   третьего   послевоенного   поколения,   поэтому   на   уроке   будут     присутствовать проблемные  вопросы. Эпиграфами   урока   взяты  противоположные мнения о цене Победы.  Это слова Р.Рождественского и А.Солженицына Помните!… Покуда сердца стучатся – помните! Какой ценой завоевано счастье… Счастье жить под мирным небом.  Р.Рождественский «Нельзя гордиться  войной, в которой уложили в десятеро больше, чем враг». А.Солженицын Сегодня достаточно фактов, чтобы взвесить «за» и «против», что позволяет мне сформулировать рабочую гипотезу не только сегодняшнего, но и последующих наших уроков: «В итогах Второй мировой войны – истоки многих процессов и явлений современности». Это гипотеза подвержена корректировке.   Давайте мысленно перенесемся в 1945 г. 24 июня. Красная площадь. Парад Победы. Ровно в 10 часов утра из ворот Спасской башни в торжественной тишине на белом арабском скакуне появился командующий   парадом   маршал   Жуков.   Как   бы   Сталину   хотелось   быть   на   этом   месте,   но   по военному этикету принимать следует «верхом», а сноровка не та — на тренировке упал, вывихнул плечо. Хотя появление Жукова в этой роли весь мир  воспринял как должное, как признание его заслуг.   Посмотрите  кадры   кинохроники:   под   дробь   барабанов   солдаты   пренебрежительно   и   с гордостью бросают к подножью Мавзолея фашистские знамена.  Какая прекрасная режиссура, отмечал кинорежиссер Ст. Говорухин — это символ, который прочно закрепился   в   памяти   многих.   Но   другой   известный   кинорежиссер   Александр   Довженко, вернувшись домой, записал в дневнике потрясшее его открытие: 2 «В речи Жукова не было траурного марша. Красная площадь не встала на колени перед памятью миллионов погибших». Не отсюда ли нужно вести  отсчет того панического страха руководства страны перед цифрой жертв,  той удивительной метаморфозы со статистикой, той официальной фальсификации, которая преследует нас до сих пор? Давайте обрисуем контуры проблемы. Поднимите руку те, кто может с полной уверенностью считать: его  семья никоим образом не пострадала от войны? Кто из вас точно знает, что ваши родные, дедушки, бабушки, другие родственники погибли или умерли от ран, голода, бомбежек? Да, такие есть в классе.  Теперь   представьте,   что     класс   в   масштабах   всей   страны   —   лишь   малая   частица,   крупинка огромного общества. Это ли не показатель того, каковы размеры этой гуманитарной катастрофы?! Тема урока определила  цели, над реализацией которых мы будем совместно работать. 1. Обобщить и систематизировать знания по ВОВ. 2. Проанализировать в процессе урочной деятельности  общие итоги войны, составить таблицу. 3. Определить причины  Победы СССР  над Германией. 4. Выявить  цену Победы.           Тема урока обширная, это  никак не разговор на 2 урока, это тысячи страниц исследований, научных диссертаций,  но  несколько чукотских страниц (учитель работал в Чукотском АО) в книге под названием «ВОВ: цена Победы»  мы  с вами  сегодня  проанализируем и оценим. Вы получили групповые   проектные   домашние   задания: собрать и проанализировать основные события ВОВ с точки зрения потерь и отразить обобщенный материал в презентациях. Мы рассмотрим     несколько   работ,   остальные   на   научно­практической   конференции   отделения общего и довузовского образования в рамках проекта колледжа: «Довузовская весна». Тема будущей  конференции: «Этот день мы приближали, как могли».   22 июня 2006г. страна отметит скорбную дату начала   Великой   Отечественной   войны. Очевидцы утверждают, что тот воскресный день  41 года был необычно теплым и солнечным.  В   Магадане   в   торжественной   обстановке   открыли   городской   парк   культуры   и   отдыха,   в театре им. Горького проходила олимпиада детской художественной  самодеятельности… В Чукотском национальном округе, который административно входил в Камчатскую область Хабаровского края и к началу   войны состоял из     6 районов: Анадырского, Чукотского, Марковского,   Чаунского,   Восточно­Тундровского   (61года   –   Билибинский)   и   Западно­ Тундровского, который в 42г. будет передан Якутскую АССР – по воспоминаниям многих, выдался также солнечным.  Председатель окрисполкома Тевленто находился в Магадане на партийной конференции, в двух   средних   школах   –   Анадыре   и   Певеке   учащиеся   школы   отдыхали   после   выпускных вечеров. В том 41 году – 38 учащихся Чукотки получили аттестаты зрелости, из них 14 пошли на фронт, 9 – не вернулись. Ничто не предвещало той великой беды, которая так внезапно нагрянула на страну и накрыла ее своим черным крылом. 3 Пока же вглядитесь в счастливые, беззаботные лица  детей довоенного времени, прослушайте куплет самой знаменитой песни того времени «Рио­Рита». Календарная дата 22 июня 1941 года разделила их судьбы и миллионы других  на две половинки:  трудное, напряженное, но мирное  довоенное время и …   Война ­  горе и слезы, страдание Смертей придорожная тень, но война ­ это мужество и ожидание, И подвиг советских людей,  длинною в 1418 дней и ночей.     Страшное и жуткое лицо у войны. Давайте подумаем, что    в действительности хотел нам сказать  этими последними строками песни  поэт­фронтовик  Булат  Окуджава:   «Мы за ценой не постоим!»?  Прокомментируйте мне их устно. Ответы детей – записываю на доске.  Согласен с вами, что здесь имеются ввиду и материальный урон, и изменения границ, и новая политическая расстановка сил в мире. Но, согласитесь, самый страшный итог в любой войне — это   человеческие   жертвы,   не   случайно   официально   их   называют  «невосполнимые   людские потери». Никто и ничто не сможет вернуть к жизни миллионы военных и мирных граждан.   Уинстон Черчилль, премьер­министр Англии в период 40­х  годов,  подводя итоги войны в своих мемуарах, вынужден был признать, что «не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия».   Вспомним   основные   даты   и   события   Великой   Отечественной   войны.   Одна   группа   будет проходить тестирование в системе он­лайн через Интернет, вторая группа тест будет решать традиционно – в бумажном варианте.    Вы показали неплохие знания по истории ВОВ, которые окончательно закрепите пройдя в конце занятия он­лайн тестирование через систему Интернет. 9 мая в Карлхорсте, пригороде Берлина,  в двухэтажном здании офицерской столовой был подписан   акт   о   безоговорочной   капитуляции   Германии.   Страшные   дни   войны     оказались позади,   страна   возвращалась   к   мирной   жизни,   но,   к   сожалению,   и   до   сегодняшнего   дня некоторые   западные   историки   заявляют,   что   причинами   поражения   гитлеровской   армии явились   погодные   условия,   в   частности   холодные   зимы,   бездорожье,   численное превосходство советской армии, громадное тыловое обеспечение. Можем ли мы с этим согласиться? Хотелось бы услышать ваш краткий комментарий.  На прошлом уроке вы сказали, что главным итогом войны явилось  уничтожение германской армии. Но это  только один  из множества  итогов войны. Внимательно просмотрите   кадры кинохроники и назовите основные итоги Великой Отечественной войны, озвученные в фильме 4 Назовите  основные итоги ВОВ, прозвучавшие в фильме. Ответы детей записываю на доску. Итогов войны значительно больше, давайте дополним этот   список, работая   в группах с приложением № 1.  Выберите  два  наиболее важных, на ваш взгляд,  итога  войны и выделите их жирным шрифтом. Вам дается  одна  минута. Первая   группа   вам   слово,   остальные     внимательно   слушают,   наблюдают,   не   допуская повторений. Мы  составили перечень  наиболее важных итогов войны с вашей точки зрения.   (Вы упустили еще один важный итог войны – это    тыловое обеспечение.) (Я рад, что вы выделили  тыловое обеспечение, как один из важнейших итогов войны). Без поддержки тыла Победа бы не состоялась. Чукотка внесла  весомую лепту в приближение великой Победы над фашизмом. Тыл и фронт в годы войны работали как единый часовой механизм. Мы   предоставим   слово   ребятам,   которые   готовили   совместный   проект,   который   можно назвать: «Чукотка в годы ВОВ». Какой вывод мы можем с вами сделать, проанализировав  вклад  чукотчан   в общую Победу над Германией? Так каковы же основные итоги войны, пожалуйста, еще раз озвучьте их. Составим небольшую проблемную  таблицу, со второй частью которой работу вы продолжите  дома   Основные итоги войны Уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма  совместными усилиями АГК при решающей роли СССР АГК – основа для создания ООН Огромные людские потери и материальные разрушения Развитие военного искусства, вооружения Появление ядерного оружия Последствия Рост авторитета СССР и США, превращение их в сверхдержавы; Проведение   Нюрнбергского   процесса,   где впервые   нацизм   оказался   под   судом   на международном уровне; Созданы   условия   для   демократического развития стран; Начало распада колониальной системы. Возможность коллективной безопасности. Послевоенные   экономические   трудности, нарушение демографической ситуации. Американский   план   Маршалла   –   основа экономического раскола Европы. образования     системы 5 Какие   из   перечисленных   итогов   в   дальнейшем   привели   политической   и   международной напряженности, явились причинами послевоенной «холодной войны»? Давайте проанализируем, как восприняли Победу над Германией наши союзники.  Первая группа проанализирует выступление премьер­министра Великобритании У.Черчилля,  вторая – президента США – Г.Трумена,  третья – обращение к народу Й.Сталина.  Вопросы по анализу выступлений находятся у вас в приложении №3. У вас на подготовку ответов – две минуты.    Как вы думаете, если на Весы  Войны  на один лоток сложить  все материальные потери, а на другой ­  человеческие, какой  лоток  перевесит  эти Весы в свою пользу?  Человеческие? Почему вы так думаете? Вы совершенно правы,  человеческая жизнь бесценна.  Какова же цена победы? 27 миллионов погибло. Из 18­летних погиб каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек.   Если   бы   мы   решили   почтить   минутой   молчания   каждого,   то   нам   пришлось   бы молчать 38 лет. Используя эти данные, в последнее время историки говорят, что победа советского народа в Великой Отечественной войны была одержана главным образом, благодаря нашей готовности заплатить   за   нее   любую   цену.   Иными   словами,   побеждать   не   умением,   а   единственно   ­ “большой кровью”. Согласны ли вы, с этим утверждением?   Познакомьтесь с данными о потерях Красной Армии в 1944­1945 гг. Польша–600 тыс. чел. Австрия–26 тыс. чел. Чехословакия–140 тыс. чел. Норвегия–2 тыс. чел. Венгрия–140 тыс. чел. Румыния–69 тыс. чел. Финляндия–2 тыс. чел. Германия–100 тыс. чел. Югославия–8 тыс. чел.    Стоило ли нашим воинам, отдавать жизнь за освобождение этих стран? 6 Нам необходимо провести   небольшую мозговую экспертизу. Каждая группа получит свои вопросы, на которые ей надо дать ответы. К Нюрнбергскому процессу все страны — участницы войны, подвели итоги. Конкретных цифр мировая   общественность   ждала   и   от   Сталина.   Верховный   вызвал   к   себе   Вознесенского, председателя Госплана, в ведении которого находилась вся статистика и потребовал подготовить контрольные цифры.  Германия  свои потери обнародовала и они не вызывали сомнений.  По расчетам Вознесенского  общие человеческие потери СССР составили  15 миллионов человек. Эта цифра    несколько шокировало Сталина. Наркомат Обороны корректирует эту цифру и представляет другие данные ­7 млн. погибших военнообязанных. Сталин выдает миру эту цифру за общие  итоги потерь в войне. Учитель проецирует первую запись потерь через мультимедийный проектор потерь. В 56 году, во время 20 съезда партии Н.С.Хрущев  сообщает  потрясенной публике цифру в 20 миллионов человеческих потерь. В 90 году, во время празднования   45­летия Победы М.С.Горбачев сообщает новую цифру потерь – 27 миллионов, с которой более­менее многие согласны. Сталин: ? 15 млн. человек  ­ 7 млн. человек. Хрущев – 20 млн. Горбачев – 27 млн. Подумайте,   какими   мотивами   руководствовались   руководители   государства,   сообщая   разные данные о потерях.      Первая группа подумает   над   Сталинскими цифрами потерь, вторая ­ Хрущевскими, третья – Горбаческими.   I II вывод о вкладе СССР в Победу  Ш группа: оценить последствия потерь для страны. IV V группа: сформулировать возможные уроки из этой трагедии. группа (координационная): обобщить весь материал групп в итоговом постановлении. группа: дать оценку причинам значительных жертв в СССР. группа:  сравнить потери СССР с другими странами – участницами  войны и сделать На Западе распространено мнение, что СССР потерял во II Мировой около 50 млн. чел. Из чего складывается этот результат? У специалистов­демографов есть свои подходы, которые не очень любят историки. Но все же, небезынтересно с ними познакомиться. — Как увеличивалось бы население страны, если бы не было войны? 1939 г. — общая численность 194,1 средний прирост составляет +3 млн. в год. При этом к 1940 году в детородный возраст вступило поколение 1920­ 21 годов рождения (после гражданской войны, когда заметно возросла рождаемость), т.е. с 1941 по 1945г. следовало ожидать ежегодный прирост: 3­3,5 млн. человек. Будем ориентироваться на 1950 год, т.к. это первый послевоенный год, за который у демографов есть приблизительные данные о населении (Сталин намеренно оттягивал Всесоюзную перепись). С 1940 до 1950г. население при отсутствии войны должно было бы увеличиться на 30­35 млн. и таким образом к 1950 г. достичь ( 194,1 + 30 ) = 225­230 млн. Однако, реально к 1950 г. население составило 178,5 млн., т.е. на 45­50 млн. чел. меньше, чем при естественной рождаемости в мирное время. Тем  самым, если считать «нерожденных» детей (их называют косвенными потерями), цифры потрясают еще более. 7 V. Рефлексия.  Какие уроки можно вынести из этой войны? Спасибо  вам за урок. С вами было  приятно  поработать. Я уверен, что наш сегодняшний  разговор нашел   отклик в ваших   сердцах.  Аналитики оцените  работу своей и остальных групп. Учащиеся отвечают на вопросы:      Что понравилось на уроке?  Что не понравилось?  Как вы оцениваете свою работу и работу своей группы?  Ваши пожелания для дальнейшей работы.  VI. Резюме.  Сегодня мы провели большую работу по теме. Творчески отразили свое понимание трагичных и славных событий ВОВ. Вспомнили основные из них, систематизировали изученный материал в   схеме,   выделили   все   основные   термины,   изученные   по   теме.   Определили   трудности   и закрепили   свои   знания.   Не   могу   не   отметить   вашу   активность,   ваши   знания   по   истории Великой Отечественной войны, а главное ваше не равнодушие к данной теме. Так какой же главный итог нашего урока? К какому выводу вы пришли?  Война – это преступление против человечности, и человеческая жизнь бесценна. Посмотрите кадры из Беслана…Разжигание межнациональной   розни,   религиозной   конфронтации   –   это   опасные   симптомы   большой войны…Поэтому так важно помнить, какой ценой досталась нашему народу Великая Победа. В   конце   нашего   урока   я   хотел     бы   зачитать   слова   писателя,   участника   ВОВ,   Виктора Астафьева: “Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку   в   очередях,   тратиться   на   войны   и   раздоры,   –   почаще   вспоминайте:   это   мы, недоучившиеся,   не   успевшие   изведать   любви,   не   познавшие   многих   радостей   жизни, вытерпевшие   такую   неслыханную   боль,   такое   неслыханное   страдание,   такие   гонимые   и притесненные от спасенных нами вождей и родной партии, все же принесли мир на землю, уберегли   ее   от   кровожадных   безумцев,   а   России   подарили   такую   продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее­то мы заслужили”.   Трудно представить, что пройдет еще немного лет, и ваши собственные дети будут с удивлением спрашивать: «Как, ты видел настоящего живого ветерана Второй Мировой войны?» Для них это будет уже история, а мы с вами сегодня еще имеем уникальную возможность встречаться, общаться с живыми свидетелями той войны. 8   Тихо звучит песня «Аве­Мария». И будет так, неотвратимо будет: На сцену выйдет в орденах старик – Последний на планете фронтовик. И перед ним в порыве встанут люди, И голосом спокойным и усталым Солдат бывалый поведет рассказ. Как эту землю вырвал из металла, Как наше солнце сохранил для нас. И парни будут очень удивляться, Девчонки – будут горестно вздыхать: Как это можно умереть в семнадцать? Как можно в детстве маму потерять?! И он уйдет, свидетель битвы грозной, С букетом роз и маков полевых… Запоминайте их – пока не поздно, Пока они живут среди живых… Домашнее задание: параграф 21­24, подготовиться к контрольной работе в виде ЕГЭ по теме   «ВОВ»,   заполнить   таблицу   и   продолжить   работу   над   своими   проектами   к   научно­ практической конференции. 9

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)

Урок по истории по теме: "Итоги Великой отечественной войны: цена победы!" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019