Урок по истории России в 7 классе по теме: « Внешняя политика»
Оценка 4.8
Лекции +1
doc
история
7 кл
24.04.2017
Цели: выявить факторы, определяющие характер внешней политики;
- выявить основные её направления;
- выяснить, как изменились границы страны в XVII веке
- развивать умение пользоваться информацией в учебнике и добывать нужные знания.
Персоналии: Алексей Михайлович, М.Б. Шейн, Б.Хмельницкий, В.Голицын.
Ключевые понятия: быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки
Даты и события: 1632-1634 – Смоленская война, 1653 г. – решение Земского собора о включении Украины в состав России; 1654 – 1667 г – русско-польская война. 1677-1681 гг.- русско- турецкая война, 1687,1689 гг. – Крымские походы русской армии.
1) рассказ учителя
- Давайте вспомним, какое государство на протяжении большей части оставалось противником России? ( Польша)
- Почему?
- Чего хотели добиться польские руководители в России? ( посадить на престол королевича Владислава)
( сл. 3) Основным противником России после Смуты продолжала оставаться Речь Посполитая, не признававшая прав Михаила Фёдоровича и желавшая сделать московским царём Владислава.
Урок по истории России в 7 классе по теме.doc
1
Урок по истории России в 7 классе по теме: « Внешняя политика»
Цели: выявить факторы, определяющие характер внешней политики;
- выявить основные её направления;
- выяснить, как изменились границы страны в XVII веке
- развивать умение пользоваться информацией в учебнике и
добывать нужные знания.
Персоналии: Алексей Михайлович, М.Б. Шейн, Б.Хмельницкий,
В.Голицын.
Ключевые понятия: быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки
Даты и события: 1632-1634 – Смоленская война, 1653 г. – решение
Земского собора о включении Украины в состав России; 1654 – 1667 г –
русско-польская война. 1677-1681 гг.- русско- турецкая война,
1687,1689 гг. – Крымские походы русской армии.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проект,
карта
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Устный ответ
( сл.2) план урока
3. Сообщение темы и целей урока.
1. Смоленская война.
2. Воссоединение с Украиной.
3. Русско-польская война 9 1654 – 1667).
4. Русско-турецкая война ( 1676 – 1681 ).
5. Крымские походы.
6. Освоение Сибири.
4. Изучение нового материала
- Давайте вспомним, какое государство на протяжении большей части
оставалось противником России? ( Польша)
- Почему?
- Чего хотели добиться польские руководители в России? ( посадить на
престол королевича Владислава)
( сл. 3) Основным противником России после Смуты продолжала
оставаться Речь Посполитая, не признававшая прав Михаила
Фёдоровича и желавшая сделать московским царём Владислава.
- Какие нерешённые вопросы возникли между Россией и Польшей после
Смуты?
1) рассказ учителя
Работа с картой 2
- Давайте вспомним, какие русские территории находились под
влиянием Польши? ( Смоленск) ( сл. 4)
( сл.5) – карта
( сл. 6 ) Хронология Смоленской войны
- В трудных условиях Россия вынуждена была собирать силы для новой
войны и искать союзников. Свою поддержку в борьбе с Польшей
обещали Швеция и Турция.
- Как мы знаем, война никогда не начинается на пустом месте, для
этого всегда существуют причины.
-- Поводом к войне послужила смерть польского короля Сигизмунда
III.В речи Посполитой развернулась борьба за власть. В таких условиях
в июне 1632 г. на Земском соборе было принято решение начать войну
с Речью Посполитой за Смоленск.
- Возглавил русскую армию боярин Б. Шейн, осадивший Смоленск.
Однако ни Шейн. Ни Турция не подержали Москву. Тем временем в
Польше королём был избран Владислав.
( сл. 7)
Декабрь 1632 г.- 8-ми месячная осада Смоленска, город взять не
удалось
Август 1633 г. к Смоленску подошли основные силы польской армии во
главе с королём Владиславом, русские попали в окружение
Февраль1634 г. русские войска, не дождавшись помощи из Москвы,
капитулировали
Ликвидировав основные русские силы, Владислав двинулся на Москву.
На его пути встала крепость Белая, упорная оборона в которой
остановила польское наступление. Начались мирные переговоры.
В июне 1634 г. был подписан Поляновский мир, по которому Польша
сохраняла за собой Смоленские земли, но Владислав отказался от
претензий на московский престол
2. Воссоединение Украины с Россией.
- ( сл. 8)
- Русско-польские отношения ещё более обострились в условиях
начавшейся борьбы украинского народа за независимость.
- Как вы помните, украинская народность сформировалась в XV веке.
Украинцы, проживали на землях, входивших ранее в Древнерусское
государство.
- В Речи Посполитой украинцы испытывали тройной гнёт - феодальный,
национальный, религиозный.
- Как вы думаете, могла и Польша установить свои права на территории
Украины?
- Давайте об этом узнаем ( стр. 69 – 1 абзац со слов « Собственниками
земель были…»)
- Откройте рабочие тетради на стр. 26 и выполните самостоятельно
задание №3, пользуясь информацией учебника.
2) самостоятельная работа
3) работа по учебнику: 3
3. Русско-польская война ( 1654 – 1667 г.)
( сл. 9) Решение России принять в свой состав Украину означало новую
войну с Речью Посполитой, которая началась после решения земского
собора 1653 г. и длилась 15 лет с попеременным успехом.
( сл. 10) После смерти Б. Хмельницкого в его окружении началась
борьба за власть. Новый гетман Иван Выговский, а потом его преемник
Юрий Хмельницкий заключили с Речью Посполитой договоры о
признании её власти над Украиной.
- Украинский народ, считая себя подданными русского царя,
согласились с решением своего гетмана ( глава реестровых казаков) ?
- Конечно же не поддержали, началась война, которая истощила обе
стороны. В конечном итоге поляки вынуждены были пойти на
заключение в 1667 г. Андрусовского перемирия.
- Каков итог?
1) России передавались Смоленские и Северные земли
2) признавалась её власть над Левобережной Украиной и Киевом.
3) Запорожье оставалось под властью обеих государств
4) обещалось оказывать помощь в борьбе против постоянных
набегов турок и крымских татар.
4. Русско-турецкая война ( 1676-1681 гг.)
( сл. 11) На Украине столкнулись интересы не только России и Речи
Посполитой, но и Турции, которая оказывала некоторую помощь
Б.Хмельницкому.
- Сейчас вы самостоятельно прочитаете материал и ответите на
вопросы:
1) Что стало причиной первой русско-турецкой войны?
( сл. 12)
- атяжная война была крайне разорительной для обеих сторон. Её
завершением стало подписание в 1681 г. Бахчисарайского мирного
договора.
- Каков её итог?( Турция и Крым признали переход Левобережной
Украины т Киева в состав России)
5. Крымские походы ( самостоятельно прочитать и
Первый крымский поход
1687 г.
Второй крымский
поход
1689 г.
заполнить таблицу)
Характерист
ика
Дата
Количество
войск
командование
результаты
Историческое
значение 4
6. Освоение Сибири.
жителям?
- Прочитайте отрывок из документа и материал на стр. 73-74 и ответьте
на вопросы:
1. Что местные жители называли “Елюенэ”?
2. Какой была царская политика по отношению к местным
3. Что такое острог?
«Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану
и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для
проведыванья и для прииску и для приводу под государеву…
руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей)
сбирати… ласкою. А не жесточью…и к шерти (присяга: мусульман
- по Корану, язычников - по их обычаю) их… привесть…и ясачным
людем налоги и оскорбленья никакого не учинить, и от
государевы высокие руки их не отгонить…(коренных жителей
насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в 5
Москву не вывозить), чтоб Сибирская Ленская земля
пространялась, а не пустела.. (Крестившихся добровольно)
мужской пол устроивать в государеву службу («Новокрещенов»
зачисляли в служилые люди «по прибору» - казаки, стрельцы.
Пушкари и др.) и верстать их государевым денежным и хлебным
жалованьем…»
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 75
6. Домашнее задание:
определения.
§ 9, записи, вопросы, раб. тетрадь зад.1, 4,5, 6, повторить
«Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану
и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для
проведыванья и для прииску и для приводу под государеву…
руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей)
сбирати… ласкою. А не жесточью…и к шерти (присяга: мусульман
- по Корану, язычников - по их обычаю) их… привесть…и ясачным
людем налоги и оскорбленья никакого не учинить, и от
государевы высокие руки их не отгонить…(коренных жителей
насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в
Москву не вывозить), чтоб Сибирская Ленская земля
пространялась, а не пустела.. (Крестившихся добровольно)
мужской пол устроивать в государеву службу («Новокрещенов»
зачисляли в служилые люди «по прибору» - казаки, стрельцы.
Пушкари и др.) и верстать их государевым денежным и хлебным
жалованьем…» 6
«Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану
и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для
проведыванья и для прииску и для приводу под государеву…
руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей)
сбирати… ласкою. А не жесточью…и к шерти (присяга: мусульман
- по Корану, язычников - по их обычаю) их… привесть…и ясачным
людем налоги и оскорбленья никакого не учинить, и от
государевы высокие руки их не отгонить…(коренных жителей
насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в
Москву не вывозить), чтоб Сибирская Ленская земля
пространялась, а не пустела.. (Крестившихся добровольно)
мужской пол устроивать в государеву службу («Новокрещенов»
зачисляли в служилые люди «по прибору» - казаки, стрельцы.
Пушкари и др.) и верстать их государевым денежным и хлебным
жалованьем…»
Урок по истории России в 7 классе по теме: « Внешняя политика»
Урок по истории России в 7 классе по теме: « Внешняя политика»
Урок по истории России в 7 классе по теме: « Внешняя политика»
Урок по истории России в 7 классе по теме: « Внешняя политика»
Урок по истории России в 7 классе по теме: « Внешняя политика»
Урок по истории России в 7 классе по теме: « Внешняя политика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.