Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).
Оценка 4.7

Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
23.01.2018
Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака. Раскрыть тему поэта и поэзии в его лирике, отметить философскую насыщенность его стихов, удивление поэта перед чудом бытия, тесную взаимосвязь человека и природы. Методические приёмы: лекция, работа с текстом, учебником, анализ стихотворений. Оборудование урока: фотографии Пастернака, репродукции картин и рисунков Л.О. Пастернака
pasternak.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Артемовского городского округа Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс) Л.А. Старовойтова,  учитель русского языка и  литературы МБОУ СОШ № 9 Артемовский городской округ Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака.  Раскрыть тему поэта и поэзии в его лирике, отметить философскую насыщенность его  стихов, удивление поэта перед чудом бытия, тесную взаимосвязь человека и природы. Методические приёмы: лекция, работа с текстом, учебником, анализ  стихотворений. Оборудование урока: фотографии Пастернака, репродукции картин и рисунков Л.О. Пастернака План урока: 1. Слово учителя. 2. Чтение и анализ лирических произведений. 3. Домашнее задание. Ход урока: 1. Слово учителя. Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29.01.1890 г. в семье талантливого  художника Леонида Пастернака и подающей большие надежды пианистки Розалии  Исидоровны Пастернак – Кауфман. В доме были часты музыкальные вечера, на которых  присутствовали художники: Левитан, В. Поленов, В. Серов. Бывали Л. Н. Толстой,  композитор Скрябин. Учась в гимназии и одновременно в консерватории, Пастернак отказался от  профессии композитора. В 1908 г. он поступил в Московский университет на философское отделения, а через  год перешёл на историко­филологический факультет. В 1912 г. уехал в Германию в  Марбург. Там посещает лекции по философии в университете. В 1913 г. окончил  университет. Выходит его первая книга «Близнец в тучах». Затем в 1914 г. вторая книга  «Поверх барьеров», третья книга «Сестра моя – жизнь». 1917 г. «Темы и вариации», «Детство Люверс». Активно участвует в создании Союза писателей. Смело отвечает на  критику, отстаивая своё мнение самостоятельного художника. С 1936 по 1940 гг.  занимается переводом Шекспира. 2. Чтение и анализ лирических произведений. Как достигается выразительность, импрессионистичность стихотворения «Февраль.  Достать чернил и плакать»? Во­первых, выразительность, ощущение записи мгновенного впечатления создаётся  особым синтаксисом: назывным и безличными предложениями. Во ­ вторых, инфинитивами. В – третьих, неожиданными эпитетами: «грохочущая слякоть», «чёрная весна»,  «сухая грусть», метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт». Кроме того,  стихотворение соединено «скрепами» ­ повторами: «плакать», «писать о феврале навзрыд»  ­ в конце; единством цветового решения: «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют». Несмотря на «чёрный» колорит, создаётся впечатление яркости, блеска, бликов.  Заканчивается стихотворение поэтической декларацией «И чем случайней, тем вернее  слагаются стихи навзрыд». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах:  подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души. Как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве?  «Быть знаменитым некрасиво». Автор убеждён в независимости искусства. Определить временные рамки сборника «Сестра моя – жизнь». (Время обозначено самим автором в подзаголовке – «Лето 1917». Казалось бы он  имеет чёткие временные границы. «До всего этого была зима» ­ этим стихотворением  открывается «Книга степи». Начавшись весной, в апреле («Из суеверья»), действие продолжается жарким летом («Степь», «Душная ночь»), и заканчивается осенью. Но  посвящение Лермонтову, эпиграфы из Лермонтова. Гоголя, Варлена, из мифологии (Троя,  Елена, Тристан и Изольда), введение в текст Байрона, Киплинга, Верлена, Эдгара По  делают временные рамки ненужными, а временное пространство безграничным. Учащиеся читают стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень». Каков образ природы у Пастернака, какими приёмами он создаётся? (Природа в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта.  Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает  словами действия, поступки природы. Природа может не только «очеловечиваться»:  «ветер лускал семечки, сорил по лопухам», но и трансформироваться в животное:  «Рассвет холодною ехидной вползает в ямы», в растения: «пахнет сырой резедой  горизонт», «Полуночь в полях назревает», приобретать немыслимые размеры:  «огромный сад тормошится в зале в трюмо…». Чаще всего поэт использует  метафоры, олицетворения, реже – сравнения: «ползла, как пасынок, трава в ногах у  ней». Широко используется звукопись, благодаря чему образ природы приобретает  свежесть и первозданность, становится слышимым и видимым).   В творчестве Пастернак черпает силы противостоять хаосу, стихии разрушения,  бушующей в мире. 3. Домашнее задание. Сделать разбор стихотворения «Во всём мне хочется дойти до сути»

Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).

Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).

Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).

Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).

Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).

Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).

Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).

Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018