Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Оценка 4.7

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
01.04.2018
Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Цели урока: Образовательные. Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к личности Есенина. Развивающие. Обучить умению находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждения. Воспитательные. Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека. Эпиграфы: «От бесчинной и отравленной жизни, от серы больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей. Любовь ко всему родному…- это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики… Марк Щеглов. Оборудование: Портреты поэта, песни на стихи Есенина, презентации, фотография С.Есенина и его матери, томик стихов поэта.
открытый урок литературы в 11 классе встреча с есениным.doc
Открытый урок литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным». Цели урока:  Образовательные. Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к  личности Есенина. Развивающие.  Обучить умению находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать  текст рассуждения. Воспитательные. Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе  другого человека.                                                                                                                                                 Эпиграфы:                                                                                                                                                                                   «От бесчинной и отравленной                                                                                               жизни, от серы больших пропойц…                                                                                              горько и жалобно льнул он к миру                                                                                               близких и любимых людей. Любовь                                                                                               ко всему родному…­ это самая                                                                                                светлая, безнадрывная тема                                                                                                есенинской лирики…                                                                                                                                                                                                                           Марк Щеглов. Оборудование:    Портреты поэта, песни  на стихи Есенина, презентации, фотография С.Есенина и его матери, томик стихов поэта. Ход урока:  1. Вступительное слово учителя. Мир изменяется, его нельзя остановить. А  как обстоит дело с тем, что  однажды остановилось. С тем, что навсегда останется жестоко заключённым  между двумя датами, обозначавшими человеческую жизнь: 1895 – 1925. Даты  жизни С. Есенина.     Глядя на них, мы с горечью осознаём весь трагизм  мгновенности человеческого существования и радуемся тому, что время  неспособно поглотить неповторимое творчество поэта. Каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих это форма  учёбы, для кого­ то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни.  Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести  со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Встреча с  Есениным». Попытаемся проследить основные вехи короткой жизни С.  Есенина и получить первоначальное представление о его поэзии. 2.Фаза вызова. 1). Вопросы учащимся: ­ Каким представляете С. Есенина вы? ­ Каким вы его увидели в фильме»Есенин»? (непонятный, много пьющий, скандальный, глубоко любящий свою Родину,  очень талантливый и т. д.)           2).По вашим впечатлениям составить синквейн:                                                    Есенин                     Непонятный и великий            Пьёт, скандалит, творит            Вот задача: что за человек?!                                  Океан. (учащиеся читают свои синквейны).           3).Чтение статей о писателе и его творчестве.        Представьте, что вы никогда не читали стихотворения поэта. Что вы можете  высказать о нём как о гражданине, поэте, человеке на основании высказываний  современников. А. Ахматова: « Он был или только казался мне страшно открытым… Читая, Есенин был ещё  очаровательнее. Иногда он прямо смотрел мне в глаза, и в эти мгновенья я  чувствовала что он действительно «всё встречает, всё приемлет», и эту тревогу за  него я так и сохранила, пока он был с нами». Б. Пастернак:  « Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного,  естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин…Есенин был живым,  бьющимся комком той артистичности, которую мы зовём высшим моцартовским  началом. Есенин к  жизни своей отнёсся как к сказке. Он Иван – Царевичем на  сером волке перелетел океан и как жар – птицу поймал за хвост Айседору  Дункан..Он и стихи писал сказочным способом…записывал их кровью сердца». (Ответы). ( А.Ахматову поразила и встревожила в Есенине открытость..Б. Пастернак  синтезировал национально – романтический облик Есенина.) « Стихи свежие, чистые, голосистые»,­  запишет в 1915 году А. Блок. Это, можно  сказать, первый отзыв о Есенине. И в первых воспоминаниях возникает облик поэта. (Портрет показать). Ваше восприятие. Что можно сказать о человеке, глядя на портрет? (Ответы). «Детская прозрачность взора», « милое, влекущее, всегда улыбчивое лицо»,  «скромная и нежная приветливость ко всему и ко всем». Итак, послушаем рассказ о 30 – ти прожитых поэтом на этой земле лет. 3.Фаза осмысления. 1). Беседа по прочитанному:  ­ что уже знали о поэте? ­ что нового узнали о жизни Сергея Александровича Есенина? ­ что удивило? ­ что огорчило? 2).Просмотр эпизода фильма и его обсуждение. 3).Презентации учащихся. 4).В ходе обсуждения презентации учащиеся делают в тетради записи по форме  «продвинутая лекция» (таблица из двух граф: / ранее известное/ новое/ ). 5).Анализ стихотворения «Письмо матери»: Ученик читает стихотворение. Вопрос: Каким вы увидели Есенина в этом стихотворении? Ответы: ­ он любящий сын;  ­ остро чувствует тоску, боль матери; ­ с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет; ­ раскаивается:»Слишком раннюю утрату и усталость  испытать мне в жизни  привелось»; ­ нежно относится к матери:»Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя  умереть». Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке. В Есенине живут два начала: доброе и злое, чёрное и белое. (слайд »Символ гармонии»). Злое начало                                                                                  Доброе начало Горький пропойца                                                          Не такой уж горький я                                                                                                            пропойца,                                                                                             Чтоб тебя, не видя,                                                                                                       умереть.                                                                                                                                                                                                         Я по – прежнему                                                                                                            такой же       Кабацкая драка                                                                       нежный… Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала. Пропойца                   1.   …»в кабацкой драке саданул под сердце финский                                                    нож»                                                                             . 2.Слухи пошли: скандальный поэт.                                      3.Страдает мать от этого.                                      4.Муки совести.                                      5.»Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне                                         в жизни привелось».                                                                             Письмо матери…В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в  надежде быть услышанным, быть понятым. Письма…В век телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А  ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми  людьми. Письма…они  сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают  нас в любое время. Выводы: То, что Есенин пил, скандалил ­ это только внешняя маска. Под этой маской мы  увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать,  Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни – это страдание матери, самого близкого человека. Но  общение с нею даже в мыслях помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет:  Чёрный человек  На кровать ко мне садится, Чёрный человек  Спать мне не даёт. Как сказали, в человеке живут два начала: чёрное и белое. М. Горький сказал: « Нет  людей чисто беленьких, или чисто чёрненьких – люди все пёстрые» Главная  мудрость жизни – найти точку равновесия К каждому может прийти в гости  неожиданно чёрный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда чёрный  человек напоминает о себе. Но помни: ЖИЗНЬ – возможность, используйте её. ЖИЗНЬ – красота, восхищайтесь ею. ЖИЗНЬ – блаженство, вкусите его. ЖИЗНЬ – мечта, осуществите её. ЖИЗНЬ – вызов, примите его. ЖИЗНЬ ­ долг, исполните его. ЖИЗНЬ – игра. Сыграйте в неё. ЖИЗНЬ – богатство, дорожите им. ЖИЗНЬ – любовь, наслаждайтесь ею. ЖИЗНЬ – тайна, изучайте её. ЖИЗНЬ – шанс, воспользуйтесь им. ЖИЗНЬ – горе, превозмогите его. ЖИЗНЬ – борьба, выдержите её. ЖИЗНЬ – приключение, решитесь на него. ЖИЗНЬ – трагедия, проделайте её. ЖИЗНЬ – счастье, сотворите его. ЖИЗНЬ слишком прекрасна, не губите её, жизнь это жизнь. Боритесь за неё.                                                                                                      Мать Тереза.  (Слайды в презентации).    Предлагаю послушать стихотворения С. Есенина в исполнении С. Безрукова. Очень много стихотворений С. Есенина положено на музыку. Вот некоторые из них: ( запись песен в презентации). Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева « Есенина поют»: « Дальний плач тальянки, голос одинокий…»    Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина…Самого певучего  поэта! Неужто и мёртвого его отторгают локтями…Неужто и в самом деле его  страшно пускать к народу…Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а  вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из  мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучаться той мукой, которой не перенёс не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа… Я чувствую его таким себе близким и родным, что разговариваю с ним во сне,  называю его братом, грустным братом и всё утешаю, утешаю его… А где утешишь… Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над  Россией и тревожит нас вечной грустью… Смолкни , военная труба! Уймись велеречивый оратор! Не кривляйтесь,  новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята! Шапки долой, Россия! Есенина поют! 4.Фаза рефлексии. ­ Каковы ваши ассоциации, что поразило, удивило, вызвало недоумение? ­ Какую цель определите для себя, изучая творчество Есенина? ­ Что на уроке показалось интересным? ­ Что вызвало затруднения? ­ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Итог: оценки за урок.  Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные  люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по – своему.  Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта.  Пусть сегодняшняя встреча с ним не прерывается, пусть она перерастёт в  большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место. Домашнее задание: написать эссе « Мой Есенин». Образец жанра эссе – отрывок  из рассказа В. Астафьева « Есенина поют».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018