Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
01.04.2018
Цели урока:
Образовательные.
Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к личности Есенина.
Развивающие.
Обучить умению находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждения.
Воспитательные.
Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.
Эпиграфы:
«От бесчинной и отравленной
жизни, от серы больших пропойц…
горько и жалобно льнул он к миру
близких и любимых людей. Любовь
ко всему родному…- это самая
светлая, безнадрывная тема
есенинской лирики…
Марк Щеглов.
Оборудование: Портреты поэта, песни на стихи Есенина, презентации,
фотография С.Есенина и его матери, томик стихов поэта.
открытый урок литературы в 11 классе встреча с есениным.doc
Открытый урок литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Цели урока:
Образовательные.
Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к
личности Есенина.
Развивающие.
Обучить умению находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать
текст рассуждения.
Воспитательные.
Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе
другого человека.
Эпиграфы:
«От бесчинной и отравленной
жизни, от серы больших
пропойц…
горько и жалобно льнул он к
миру
близких и любимых людей.
Любовь
ко всему родному… это
самая
светлая, безнадрывная тема
есенинской лирики…
Марк Щеглов.
Оборудование: Портреты поэта, песни на стихи Есенина, презентации,
фотография С.Есенина и его матери, томик стихов поэта. Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Мир изменяется, его нельзя остановить. А как обстоит дело с тем, что
однажды остановилось. С тем, что навсегда останется жестоко заключённым
между двумя датами, обозначавшими человеческую жизнь: 1895 – 1925. Даты
жизни С. Есенина. Глядя на них, мы с горечью осознаём весь трагизм
мгновенности человеческого существования и радуемся тому, что время
неспособно поглотить неповторимое творчество поэта.
Каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих это форма
учёбы, для кого то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни.
Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести
со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Встреча с
Есениным». Попытаемся проследить основные вехи короткой жизни С.
Есенина и получить первоначальное представление о его поэзии.
2.Фаза вызова.
1). Вопросы учащимся:
Каким представляете С. Есенина вы?
Каким вы его увидели в фильме»Есенин»?
(непонятный, много пьющий, скандальный, глубоко любящий свою Родину,
очень талантливый и т. д.)
2).По вашим впечатлениям составить синквейн:
Есенин
Непонятный и великий
Пьёт, скандалит, творит
Вот задача: что за человек?!
Океан.
(учащиеся читают свои синквейны).
3).Чтение статей о писателе и его творчестве.
Представьте, что вы никогда не читали стихотворения поэта. Что вы можете
высказать о нём как о гражданине, поэте, человеке на основании высказываний
современников.
А. Ахматова: « Он был или только казался мне страшно открытым… Читая, Есенин был ещё
очаровательнее. Иногда он прямо смотрел мне в глаза, и в эти мгновенья я
чувствовала что он действительно «всё встречает, всё приемлет», и эту тревогу за
него я так и сохранила, пока он был с нами».
Б. Пастернак:
« Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного,
естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин…Есенин был живым,
бьющимся комком той артистичности, которую мы зовём высшим моцартовским
началом. Есенин к жизни своей отнёсся как к сказке. Он Иван – Царевичем на
сером волке перелетел океан и как жар – птицу поймал за хвост Айседору
Дункан..Он и стихи писал сказочным способом…записывал их кровью сердца».
(Ответы).
( А.Ахматову поразила и встревожила в Есенине открытость..Б. Пастернак
синтезировал национально – романтический облик Есенина.)
« Стихи свежие, чистые, голосистые», запишет в 1915 году А. Блок. Это, можно
сказать, первый отзыв о Есенине. И в первых воспоминаниях возникает облик поэта.
(Портрет показать).
Ваше восприятие. Что можно сказать о человеке, глядя на портрет?
(Ответы).
«Детская прозрачность взора», « милое, влекущее, всегда улыбчивое лицо»,
«скромная и нежная приветливость ко всему и ко всем».
Итак, послушаем рассказ о 30 – ти прожитых поэтом на этой земле лет.
3.Фаза осмысления.
1). Беседа по прочитанному:
что уже знали о поэте?
что нового узнали о жизни Сергея Александровича Есенина?
что удивило?
что огорчило?
2).Просмотр эпизода фильма и его обсуждение.
3).Презентации учащихся. 4).В ходе обсуждения презентации учащиеся делают в тетради записи по форме
«продвинутая лекция» (таблица из двух граф: / ранее известное/ новое/ ).
5).Анализ стихотворения «Письмо матери»:
Ученик читает стихотворение.
Вопрос: Каким вы увидели Есенина в этом стихотворении?
Ответы:
он любящий сын;
остро чувствует тоску, боль матери;
с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет;
раскаивается:»Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни
привелось»;
нежно относится к матери:»Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя
умереть».
Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.
В Есенине живут два начала: доброе и злое, чёрное и белое.
(слайд »Символ гармонии»).
Злое начало Доброе начало
Горький пропойца Не такой уж горький я
пропойца,
Чтоб тебя, не видя,
умереть.
Я по – прежнему
такой же
Кабацкая драка нежный…
Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала.
Пропойца 1. …»в кабацкой драке саданул под сердце финский
нож» . 2.Слухи пошли: скандальный поэт.
3.Страдает мать от этого.
4.Муки совести.
5.»Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне
в жизни привелось».
Письмо матери…В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в
надежде быть услышанным, быть понятым.
Письма…В век телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А
ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма…они
сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают
нас в любое время.
Выводы:
То, что Есенин пил, скандалил это только внешняя маска. Под этой маской мы
увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать,
Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое
сделал Есенин в своей жизни – это страдание матери, самого близкого человека. Но
общение с нею даже в мыслях помогает Есенину преодолевать трудности жизни.
Поэт пишет:
Чёрный человек
На кровать ко мне садится,
Чёрный человек
Спать мне не даёт.
Как сказали, в человеке живут два начала: чёрное и белое. М. Горький сказал: « Нет
людей чисто беленьких, или чисто чёрненьких – люди все пёстрые» Главная
мудрость жизни – найти точку равновесия К каждому может прийти в гости
неожиданно чёрный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда чёрный
человек напоминает о себе. Но помни:
ЖИЗНЬ – возможность, используйте её.
ЖИЗНЬ – красота, восхищайтесь ею.
ЖИЗНЬ – блаженство, вкусите его.
ЖИЗНЬ – мечта, осуществите её.
ЖИЗНЬ – вызов, примите его. ЖИЗНЬ долг, исполните его.
ЖИЗНЬ – игра. Сыграйте в неё.
ЖИЗНЬ – богатство, дорожите им.
ЖИЗНЬ – любовь, наслаждайтесь ею.
ЖИЗНЬ – тайна, изучайте её.
ЖИЗНЬ – шанс, воспользуйтесь им.
ЖИЗНЬ – горе, превозмогите его.
ЖИЗНЬ – борьба, выдержите её.
ЖИЗНЬ – приключение, решитесь на него.
ЖИЗНЬ – трагедия, проделайте её.
ЖИЗНЬ – счастье, сотворите его.
ЖИЗНЬ слишком прекрасна, не губите её, жизнь это жизнь. Боритесь за неё.
Мать Тереза.
(Слайды в презентации).
Предлагаю послушать стихотворения С. Есенина в исполнении С. Безрукова.
Очень много стихотворений С. Есенина положено на музыку. Вот некоторые из них:
( запись песен в презентации).
Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева « Есенина поют»:
« Дальний плач тальянки, голос одинокий…»
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина…Самого певучего
поэта! Неужто и мёртвого его отторгают локтями…Неужто и в самом деле его
страшно пускать к народу…Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а
вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из
мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучаться той мукой, которой не перенёс не
пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа…
Я чувствую его таким себе близким и родным, что разговариваю с ним во сне,
называю его братом, грустным братом и всё утешаю, утешаю его…
А где утешишь… Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над
Россией и тревожит нас вечной грустью…
Смолкни , военная труба! Уймись велеречивый оратор! Не кривляйтесь,
новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!
4.Фаза рефлексии.
Каковы ваши ассоциации, что поразило, удивило, вызвало недоумение? Какую цель определите для себя, изучая творчество Есенина?
Что на уроке показалось интересным?
Что вызвало затруднения?
Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Итог: оценки за урок.
Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные
люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по – своему.
Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта.
Пусть сегодняшняя встреча с ним не прерывается, пусть она перерастёт в
большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.
Домашнее задание: написать эссе « Мой Есенин». Образец жанра эссе – отрывок
из рассказа В. Астафьева « Есенина поют».
Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.