КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
Оценка 4.7

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
01.04.2018
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
ТЕМА: «СУРОВЫЕ, ГРОЗНЫЕ ГОДЫ!». Методическая разработка на 2 урока изучения поэмы «Анна Снегина» Ход урока. Приемы 1. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы урока. Учитель. О поэме «Анна Снегина» Есенин сказал: «Это лучшее, что я написал». Это произведение, созданное в 1924-1925 гг., стало во многом итоговым для поэта. В этот период Есенин обратился к философскому осмыслению происходящих в стране событий, мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой «Анна Снегина», он писал: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину». Вступительное слово учителя о С. Есенине.
Конспект урока.doc
Голубева Ольга Леонидовна КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ. ТЕМА: «СУРОВЫЕ, ГРОЗНЫЕ ГОДЫ!». Методическая разработка на 2 урока изучения поэмы «Анна Снегина» Ход урока. Приемы 1. Организационный момент. Приветствие.  Объявление темы урока.  Учитель. О поэме  «Анна Снегина» Есенин сказал: «Это лучшее, что я написал». Это произведение, созданное в 1924­1925 гг.,  стало во многом итоговым для поэта. В этот  период Есенин обратился к философскому осмыслению происходящих в стране событий,  мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой «Анна Снегина», он  писал: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину». Вступительное слово учителя о С. Есенине. ­ Сергей Есенин – самый любимый читателями поэт из всех поэтов начала 20­го века. Но ведь и при жизни, и после смерти он был самым критикуемым, да и сам не скрывал своих недостатков. Почему же произведения Есенина до сих пор волнуют сердца читателей? В чем сила его  обаяния? Ответ на эти вопросы мы постараемся найти в поэме “Анна Снегина”.  Итак, тема нашего урока: «Суровые, грозные годы!» (поэма Сергея Александровича Есенина  «Анна Снегина»). Презентация1. Слайд №1. «Суровые, грозные годы!». Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, ­  Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли  С названьем кратким «Русь». Сергей Есенин «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в  моем творчестве» (С. А. Есенин). Презентация1. Слайд №2. Попробуйте ответить на вопрос: Почему поэма считается  главным итоговым произведением Сергея Есенина? Мотивация:  Сегодня нам предстоит осмыслить эту поэму, выявить мировосприятие Есенина, его позицию. (запись в тетради темы урока) Голубева Ольга Леонидовна Прочитайте эпиграф и попробуйте соотнести его с содержанием поэмы и нашим уроком. (вернуться к эпиграфу в конце урока)  Когда   вы   слышите   слово   родина,   что   вы   чувствуете?   Что   рождается   в   вашем воображении? Первичный обзор текста. Словестное рисование Представьте   что   в   художники   и   вам   нужно   создать   обложку   для   книги:   какие   краски   вы возьмете и почему? Как вы представляете себе деревню?  Давайте представим, что мы с вами не знаем автора поэмы? Как мы сможем его узнать, и может ли кто­то другой написать эту поэму? Презентация1. Слайд №3. • В основе лироэпической поэмы «Анна Снегина» (1925) лежат реальные события: два приезда поэта на Родину. Происходит встреча Сергея, теперь уже «известного  поэта», со своей первой любовью. Только прежних чувств нет. Она лишь напоминает поэту о его юности.  • Презентация1. Слайд №4. Все знают, что прототипом Анны Снегиной явилась Лидия Кашина – дочь помещика, хозяина  имения в Константинове. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не  покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву,  работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и  художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство  поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации. Лидия Кашина   после разгрома поместья никуда не уехала, работала в Рязани, в Москве, умерла в 1937 году от болезни  и похоронена по удивительному стечению обстоятельств на Ваганьковском  кладбище рядом с Есениным. Безусловно, у нее были отношения с Есениным, но мало кто знает, что прототипами являются  еще две женщины. Анна Сардановская напоминала девушку в белой накидке именем,  возрастом, чертами внешнего облика и тем, что полюбила другого и сказала ласково “нет”.  Писательница Ольга Снегина напоминает Анну Снегину позднего периода. Псевдоним Снегина  – перевод фамилии ее мужа англичанина Сно (в переводе ­ снег). Три возраста героини – это  три разных облика. Презентация1. Слайд №5. Неподалеку от мемориального дома­музея С.А. Есенина на противоположной стороне сельской площади в окружении кустов сирени, жасмина и парковых деревьев стоит «дом с мезонином»,  принадлежавший помещице Л.И. Кашиной, ­ музей поэмы «Анна Снегина», двери которого  широко открыты для многочисленных почитателей поэзии Сергея Есенина. Это здание – одно  из немногих, сохранившихся в селе со времен С.А. Есенина, и оно дорого тем, что с ним  связаны яркие страницы жизни и творчества поэта. Голубева Ольга Леонидовна Беседа с классом. ­ Какие впечатления и ощущения остались после прочтения поэмы? ­ Какие из слов, называющих наше эмоциональное состояние, подошли бы после знакомства с  текстом поэмы? (на доске слова: восхищение, изумление, преклонение, неверие, безмолвие, восторг, радость,  грусть, скорбь, сострадание, боязнь, ужас.) Учащиеся объясняют свой выбор. А сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Как Есенин отразил в своем творчестве  события революции? Работа с текстом. Как вы определите тему поэмы «Анна Снегина»? Революция, деревня, любовь. В поэме изображена частная жизнь людей и исторические события, коснувшиеся основных сословий России: дворянства и крестьянства. 1. Время действия в поэме… 1 глава: рассказ возницы о событиях лета1914 года, основное действие – весна 1917 года. 2 глава: весна 1917 года. 3 глава: лето 1917 года. 4 глава: осень (ноябрь) 1917 года. 5 глава: 1917 год + 6 лет = 1923 год, в 1920 году убит  деникинцами Прон, в апреле 1923 г. – письмо Анны, в мае – приехал Сергей.        Таким образом, в поэме изображена жизнь русской деревни с лета 1914 по лето 1923  года. Какие исторические события произошли в России за это время? Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война. Как называются произведения, изображающие жизнь народа в переломные  моменты истории?  Приведите примеры таких произведений. Эпопея: Л.Н. Толстой «Война и мир». Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо.  Разумеется, масштаб художественного изображения в поэме «Анна Снегина» иной,  чем в этих монументальных произведениях XIX века, но события этих 9 лет имели  огромное историческое значение как для всей России, так и для земляков поэта. Как живёт русская деревня накануне первой мировой войны?  Что вы узнали из 1 ­ 2 глав о главном герое поэмы?  Какова его биография, взгляды на жизнь, на природу?  Насколько история жизни главного героя поэмы – Сергея совпадает с реальной  биографией поэта Сергея Есенина? Лирический герой – Есенин, поэт, гуманный, независимый человек. Он способен  видеть красоту мира, верит в добро, любит людей. Он приехал к мельнику, а поэт приезжал к родным. Герой поэмы был на фронте, а  Есенин не успел. Имена одинаковые, одна профессия, но есть несоответствие – Голубева Ольга Леонидовна стихи про «кабацкую Русь» будут написаны Есениным значительно позже, чем о них  упоминает Анна. Подведём некоторые итоги. Произведение на эпическую тему, написано от имени героя,  который  во многом близок автору, выражает его мысли чувства (хотя бы в отношении к войне, природе).    Каковы отношения между Есениным и лирическим героем  поэмы? Как они соотносятся? Вспомните, как называется такое произведение? Лиро­эпическая, или лирико­эпическая поэма. Это важно, так как в поэме «Анна Снегина» действительно тесно связаны события личной жизни героев и исторические перемены, и все эти разломы проходят через  сердце поэта. Галерея образов (характеристика и цитаты). Беседа  2. Какая тема главная в поэме? 3. Какие новые черты поэзии Есенина нашли воплощение в этом произведении? 4. Кто главный герой поэмы? 5. Что изменилось в изображении русской деревни по сравнению с ранней лирикой поэта? 6. Каковы настроения земляков? 7. Какие вопросы волнуют мужиков? 8. Как изображается в поэме новая власть? 9. В какую сторону изменился тихий ход жизни крестьян с приходом революции? Стал ли  быт крестьян лучше богаче или наоборот? 10. Почему в конце поэмы поэту важно напомнить строки ее начала? Это абсолютный  повтор или что то меняется? Голубева Ольга Леонидовна Так мил моим вспыхнувшим взглядам      Состарившийся плетень.      Когда­то у той вон калитки      Мне было шестнадцать лет,      И девушка в белой накидке      Сказала мне ласково:  "Нет!"      Далекие, милые были.      Тот образ во мне не угас...      Мы все в эти годы любили,      Но мало любили нас.  Так мил моим вспыхнувшим взглядам      Погорбившийся плетень.      Когда­то у той вон калитки      Мне было шестнадцать лет.      И девушка в белой накидке      Сказала мне ласково:  "Нет!"      Далекие милые были!..      Тот образ во мне не угас.      Мы все в эти годы любили,      Но, значит,      Любили и нас. Плетень.  Воспоминания Деталь характеризующая деревню Судьбы людей Мы говорили, что прямых аналогий между романом  Пушкина «Евгений Онегин» и поэмой  «Анна Снегина» нет, но композиционное сходство несомненно. Жизнь героев – череда встреч и  разлук. «Чужой для всех», Онегин приезжает в Петербург и вновь встречает Татьяну. Герой  поэмы Есенина приезжает на родину, где он не  «чужой». Здесь он происходит его встреча с  первой любовью  ­ Анной. Прочитайте письмо Анны. Найдите в нём разгадку отношений героев? Родина, весна, юность, первая любовь – единственное и неповторимое в жизни человека. Кто же, по­вашему, главный герой поэмы? Как вы думаете, почему поэма о революции в деревне названа именем возлюбленной  Сергея? Лиро­эпический характер поэмы. Достоевский, например, считал, что в романе Пушкина  «Евгений Онегин» главный герой не Онегин, а Татьяна. В судьбе Анны Снегиной отозвались личные мотивы первой любви героя, его внезапно  вспыхнувшей страсти и конкретно­исторические приметы общей участи дворянского сословия, интеллигенции. Судьба Анны – это судьба тысяч русских людей оказавшихся в эмиграции.            Есенин одним из первых в литературе XX века заговорил об этой теме, отсюда, из   России, почувствовав их  трагедию, их любовь к покинутой Родине, тоску по ней.                                   Однако судьба  женщины, ставшей прототипом Анны, сложилась иначе. Голубева Ольга Леонидовна Пётр Кошель: «Это поэма­поэма характеров. На первом месте стоит характер самого  повествователя. Через него эпическая конструкция поэмы окрашена лирическими красками  порой светлыми порой мрачными. Характеры героев проявляются не только в каких­то  поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя». Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности… Он яркий  драматический символ непримиримого раскола старого с новым. Максим Горький.  Синквейн: 1.  Тема 2. 2 прилагательных 3. 3 глагола 4. фраза ­ 5­6 слов 5. предложение, синонимы. Любовь. Она была, и память о ней – это вечное и нерушимое чувство в душе человека. Прошли  не годы – десятилетия, отшумели войны и революции, но нетленные строки поэмы о любви –  всё­таки и о любви – звучат и звучат в нашей памяти: Но вы мне по­прежнему милы, Как родина и как весна. Вывод: любить ­ значит простить. Есенин верен своей Родине. Он простил все обиды и остался с  ней в трудные годы. Выводы. В поэзии С. Есенина с необычайной ясностью отразилась его глубинная связь с русской  поэтической традицией, с поэзией А.С. Пушкина. Эта связь отчётливо проступает в самых  серьёзных, трагических произведениях поэта, где он размышляет над важнейшими для себя и  нас вечными вопросами: о вечном и преходящем в жизни человека, о любви, родине, о месте  человека в непростом переменчивом мире. Голубева Ольга Леонидовна Голубева Ольга Леонидовна Презентация1. Слайд №10. Современная постановка поэмы Поэтический   спектакль   «Есенин­любовь»   ­   это   новая   версия   постановки   поэмы   «Анна Снегина». Режиссер и художественный руководитель студенческого театра «Переход» Г.Д. Кириллов расширил пространство спектакля стихотворениями С. Есенина разных лет.  Крепко обнявшись, словно соединившись в единое целое, выходят на сцену и начинают спектакль   пять   актеров   –   пять   ипостасей   личности   поэта   (С.   Шишов,   А.   Бабахин,   А. Николаев, Д. Шарпанов). Каждый уникален и своеобразен, каждому подвластна и тонкая задушевная интонация стиха («Не жалею, не зову, не плачу», «Заметался пожар голубой»), и   хулиганский   образ   гуляки­поэта   («Сыпь,   тальянка,   звонко»,   «Веселись,   душа молодецкая»), и затаенная внутренняя боль и тревога о судьбе Родины. Многоликим и неоднозначным     предстает   поэтический   мир   С.   Есенина   в   спектакле.   Ненавязчиво,   но ностальгически остро проступает сквозь ткань поэмы тема любви к Анне Снегиной (Анна Герасина), переплетаясь с темой коренных социальных изменений в России. В монологе жены   мельника   (Э.   Сарычева)   звучит   горькое   раздумье   об   ушедшей   в   прошлое патриархальной России, где теперь нет места ни Анне, эмигрировавшей в Лондон после разорения   поместья,   ни   единственной   настоящей   любви   поэта,   бесконечно   дорогой   и милой,  «как Родина  и как весна», но превратившейся  просто в воспоминание. Музыка Георгия Свиридова, сопровождающая спектакль, органично оттеняет тонкий лиризм игры актеров в спектакле. Презентация1. Слайд №11. Опера А. Холминова «Анна Снегина» (либретто А. Машистова) ставилась в  Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1967), в оперных  театрах г. Горького, Улан­Удэ, народном театре Астрахани, Югочешском театре из  Чешских Будейовиц (1976). По опере Г. Агафонникова «Анна Снегина» (либретто Г.  Шапиро) снят телефильм (1970). Голубева Ольга Леонидовна Презентация2. «Рисунки к поэме «Анна Снегина».     Слайд №1.  «Тебе, о родина, сложил я песню ту…» Сергей Есенин. Презентация2.     Слайд №2.  Иду голубою дорожкой      И вижу ­ навстречу мне      Несется мой мельник на дрожках      По рыхлой еще целине.      "Сергуха!  За милую душу!      Постой, я тебе расскажу!      Сейчас!  Дай поправить вожжу,      Потом и тебя оглоушу.      Чего ж ты мне утром ни слова?      Я Снегиным так и бряк:      Приехал ко мне, мол, веселый      Один молодой чудак.      (Они ко мне очень желанны,      Я знаю их десять лет.)      А дочь их замужняя Анна      Спросила:      ­ Не тот ли, поэт?      ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Ну, да, ­ говорю, ­ он самый.      ­ Блондин?      ­ Ну, конечно, блондин!      ­ С кудрявыми волосами?      ­ Забавный такой господин!      ­ Когда он приехал?      ­ Недавно.     «Анна Снегина». «Иду голубою дорожкой...» Презентация2.     Слайд №3.  Сегодня ко мне под вечер,      Как месяц, вкатился Прон.      "Дружище!      С великим счастьем!      Настал ожидаемый час!      Приветствую с новой властью!      Теперь мы всех р­раз ­ и квас! Голубева Ольга Леонидовна Мы пашни берем и леса.      В России теперь Советы      И Ленин ­ старшой комиссар.      Дружище!      Вот это номер!      Вот это почин так почин.      Я с радости чуть не помер,      А брат мой в штаны намочил.      Едри ж твою в бабушку плюнуть!      Гляди, голубарь, веселей!      Я первый сейчас же коммуну      Устрою в своем селе".  «Анна Снегина». «Приветствую с новой властью!» Презентация2.     Слайд №4.  Под вечер они уехали.      Куда?      Я не знаю куда.      В равнине, проложенной вехами,      Дорогу найдешь без труда.      Не помню тогдашних событий,      Не знаю, что сделал Прон.      Я быстро умчался в Питер      Развеять тоску и сон.  «Анна Снегина». «Под вечер они уехали». Презентация2.     Слайд №5.  Вскрываю... читаю...  Конечно!      Откуда же больше и ждать!      И почерк такой беспечный,     И лондонская печать.      "Вы живы?..  Я очень рада...      Я тоже, как вы, жива.      Так часто мне снится ограда,      Калитка и ваши слова.      Теперь я от вас далеко...      В России теперь апрель.      И синею заволокой      Покрыта береза и ель.      Сейчас вот, когда бумаге      Вверяю я грусть моих слов,      Вы с мельником, может, на тяге     Подслушиваете тетеревов.      Я часто хожу на пристань      И, то ли на радость, то ль в страх, Голубева Ольга Леонидовна Гляжу средь судов все пристальней      На красный советский флаг.      Теперь там достигли силы.      Дорога моя ясна...      Но вы мне по­прежнему милы,      Как родина и как весна".      . . . . . . . . . . . . . . . .      Письмо как письмо.      Беспричинно.      Я в жисть бы таких не писал.  «Анна Снегина». «Письмо как письмо». Презентация2.     Слайд №6.  По­прежнему с шубой овчинной      Иду я на свой сеновал.      Иду я разросшимся садом,      Лицо задевает сирень.      Так мил моим вспыхнувшим взглядам      Погорбившийся плетень.      Когда­то у той вон калитки      Мне было шестнадцать лет.      И девушка в белой накидке      Сказала мне ласково:  "Нет!"      Далекие милые были!..      Тот образ во мне не угас.      Мы все в эти годы любили,      Но, значит,      Любили и нас.      Январь 1925      Батум  «Анна Снегина». «Мы все в эти годы любили...» Презентация2.     Слайд №7.  Презентация2.     Слайд №8.  • Журнал «Красная новь» (май 1925 г.), в котором была опубликована поэма С.  Есенина «Анна Снегина».  • Автограф заключительных строф поэмы «Анна Снегина».  • Журнал «Город и деревня» (№ 5, 1925 г.), в котором была опубликована поэма  «Анна Снегина».

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018