КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
01.04.2018
ТЕМА: «СУРОВЫЕ, ГРОЗНЫЕ ГОДЫ!».
Методическая разработка на 2 урока изучения поэмы «Анна Снегина»
Ход урока. Приемы
1. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы урока.
Учитель. О поэме «Анна Снегина» Есенин сказал: «Это лучшее, что я написал».
Это произведение, созданное в 1924-1925 гг., стало во многом итоговым для поэта. В этот период Есенин обратился к философскому осмыслению происходящих в стране событий, мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой «Анна Снегина», он писал: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину».
Вступительное слово учителя о С. Есенине.
Конспект урока.doc
Голубева Ольга Леонидовна
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11
КЛАССЕ.
ТЕМА: «СУРОВЫЕ, ГРОЗНЫЕ ГОДЫ!».
Методическая разработка на 2 урока изучения поэмы «Анна Снегина»
Ход урока. Приемы
1. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы урока.
Учитель. О поэме «Анна Снегина» Есенин сказал: «Это лучшее, что я написал».
Это произведение, созданное в 19241925 гг., стало во многом итоговым для поэта. В этот
период Есенин обратился к философскому осмыслению происходящих в стране событий,
мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой «Анна Снегина», он
писал: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину».
Вступительное слово учителя о С. Есенине.
Сергей Есенин – самый любимый читателями поэт из всех поэтов начала 20го века. Но ведь и
при жизни, и после смерти он был самым критикуемым, да и сам не скрывал своих недостатков.
Почему же произведения Есенина до сих пор волнуют сердца читателей? В чем сила его
обаяния? Ответ на эти вопросы мы постараемся найти в поэме “Анна Снегина”.
Итак, тема нашего урока: «Суровые, грозные годы!» (поэма Сергея Александровича Есенина
«Анна Снегина»).
Презентация1. Слайд №1. «Суровые, грозные годы!».
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Сергей Есенин
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в
моем творчестве» (С. А. Есенин).
Презентация1. Слайд №2. Попробуйте ответить на вопрос: Почему поэма считается
главным итоговым произведением Сергея Есенина?
Мотивация:
Сегодня нам предстоит осмыслить эту поэму, выявить мировосприятие Есенина, его позицию.
(запись в тетради темы урока) Голубева Ольга Леонидовна
Прочитайте эпиграф и попробуйте соотнести его с содержанием поэмы и нашим уроком.
(вернуться к эпиграфу в конце урока)
Когда вы слышите слово родина, что вы чувствуете? Что рождается в вашем
воображении?
Первичный обзор текста.
Словестное рисование
Представьте что в художники и вам нужно создать обложку для книги: какие краски вы
возьмете и почему? Как вы представляете себе деревню?
Давайте представим, что мы с вами не знаем автора поэмы? Как мы сможем его узнать, и может
ли ктото другой написать эту поэму?
Презентация1. Слайд №3.
• В основе лироэпической поэмы «Анна Снегина» (1925) лежат реальные события: два
приезда поэта на Родину. Происходит встреча Сергея, теперь уже «известного
поэта», со своей первой любовью. Только прежних чувств нет. Она лишь напоминает
поэту о его юности.
•
Презентация1. Слайд №4.
Все знают, что прототипом Анны Снегиной явилась Лидия Кашина – дочь помещика, хозяина
имения в Константинове. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не
покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в
усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву,
работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и
художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство
поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации. Лидия Кашина
после разгрома поместья никуда не уехала, работала в Рязани, в Москве, умерла в 1937 году
от болезни и похоронена по удивительному стечению обстоятельств на Ваганьковском
кладбище рядом с Есениным.
Безусловно, у нее были отношения с Есениным, но мало кто знает, что прототипами являются
еще две женщины. Анна Сардановская напоминала девушку в белой накидке именем,
возрастом, чертами внешнего облика и тем, что полюбила другого и сказала ласково “нет”.
Писательница Ольга Снегина напоминает Анну Снегину позднего периода. Псевдоним Снегина
– перевод фамилии ее мужа англичанина Сно (в переводе снег). Три возраста героини – это
три разных облика.
Презентация1. Слайд №5.
Неподалеку от мемориального домамузея С.А. Есенина на противоположной стороне сельской
площади в окружении кустов сирени, жасмина и парковых деревьев стоит «дом с мезонином»,
принадлежавший помещице Л.И. Кашиной, музей поэмы «Анна Снегина», двери которого
широко открыты для многочисленных почитателей поэзии Сергея Есенина. Это здание – одно
из немногих, сохранившихся в селе со времен С.А. Есенина, и оно дорого тем, что с ним
связаны яркие страницы жизни и творчества поэта. Голубева Ольга Леонидовна
Беседа с классом.
Какие впечатления и ощущения остались после прочтения поэмы?
Какие из слов, называющих наше эмоциональное состояние, подошли бы после знакомства с
текстом поэмы?
(на доске слова: восхищение, изумление, преклонение, неверие, безмолвие, восторг, радость,
грусть, скорбь, сострадание, боязнь, ужас.) Учащиеся объясняют свой выбор.
А сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Как Есенин отразил в своем творчестве
события революции?
Работа с текстом.
Как вы определите тему поэмы «Анна Снегина»?
Революция, деревня, любовь.
В поэме изображена частная жизнь людей и исторические события, коснувшиеся основных
сословий России: дворянства и крестьянства.
1. Время действия в поэме…
1 глава: рассказ возницы о событиях лета1914 года,
основное действие – весна 1917 года.
2 глава: весна 1917 года.
3 глава: лето 1917 года.
4 глава: осень (ноябрь) 1917 года.
5 глава: 1917 год + 6 лет = 1923 год,
в 1920 году убит деникинцами Прон,
в апреле 1923 г. – письмо Анны,
в мае – приехал Сергей.
Таким образом, в поэме изображена жизнь русской деревни с лета 1914 по лето 1923
года.
Какие исторические события произошли в России за это время?
Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война.
Как называются произведения, изображающие жизнь народа в переломные
моменты истории?
Приведите примеры таких произведений.
Эпопея: Л.Н. Толстой «Война и мир». Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо.
Разумеется, масштаб художественного изображения в поэме «Анна Снегина» иной,
чем в этих монументальных произведениях XIX века, но события этих 9 лет имели
огромное историческое значение как для всей России, так и для земляков поэта.
Как живёт русская деревня накануне первой мировой войны?
Что вы узнали из 1 2 глав о главном герое поэмы?
Какова его биография, взгляды на жизнь, на природу?
Насколько история жизни главного героя поэмы – Сергея совпадает с реальной
биографией поэта Сергея Есенина?
Лирический герой – Есенин, поэт, гуманный, независимый человек. Он способен
видеть красоту мира, верит в добро, любит людей.
Он приехал к мельнику, а поэт приезжал к родным. Герой поэмы был на фронте, а
Есенин не успел. Имена одинаковые, одна профессия, но есть несоответствие – Голубева Ольга Леонидовна
стихи про «кабацкую Русь» будут написаны Есениным значительно позже, чем о них
упоминает Анна.
Подведём некоторые итоги. Произведение на эпическую тему, написано от имени героя,
который во многом близок автору, выражает его мысли чувства (хотя бы в отношении к
войне, природе). Каковы отношения между Есениным и лирическим героем
поэмы? Как они соотносятся?
Вспомните, как называется такое произведение?
Лироэпическая, или лирикоэпическая поэма.
Это важно, так как в поэме «Анна Снегина» действительно тесно связаны события
личной жизни героев и исторические перемены, и все эти разломы проходят через
сердце поэта.
Галерея образов (характеристика и цитаты).
Беседа
2. Какая тема главная в поэме?
3. Какие новые черты поэзии Есенина нашли воплощение в этом произведении?
4. Кто главный герой поэмы?
5. Что изменилось в изображении русской деревни по сравнению с ранней лирикой поэта?
6. Каковы настроения земляков?
7. Какие вопросы волнуют мужиков?
8. Как изображается в поэме новая власть?
9. В какую сторону изменился тихий ход жизни крестьян с приходом революции? Стал ли
быт крестьян лучше богаче или наоборот?
10. Почему в конце поэмы поэту важно напомнить строки ее начала? Это абсолютный
повтор или что то меняется? Голубева Ольга Леонидовна
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Состарившийся плетень.
Когдато у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когдато у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Плетень.
Воспоминания
Деталь характеризующая деревню
Судьбы людей
Мы говорили, что прямых аналогий между романом Пушкина «Евгений Онегин» и поэмой
«Анна Снегина» нет, но композиционное сходство несомненно. Жизнь героев – череда встреч и
разлук. «Чужой для всех», Онегин приезжает в Петербург и вновь встречает Татьяну. Герой
поэмы Есенина приезжает на родину, где он не «чужой». Здесь он происходит его встреча с
первой любовью Анной.
Прочитайте письмо Анны. Найдите в нём разгадку отношений героев?
Родина, весна, юность, первая любовь – единственное и неповторимое в жизни человека.
Кто же, повашему, главный герой поэмы?
Как вы думаете, почему поэма о революции в деревне названа именем возлюбленной
Сергея?
Лироэпический характер поэмы. Достоевский, например, считал, что в романе Пушкина
«Евгений Онегин» главный герой не Онегин, а Татьяна.
В судьбе Анны Снегиной отозвались личные мотивы первой любви героя, его внезапно
вспыхнувшей страсти и конкретноисторические приметы общей участи дворянского сословия,
интеллигенции.
Судьба Анны – это судьба тысяч русских людей оказавшихся в эмиграции. Есенин одним
из первых в литературе XX века заговорил об этой теме, отсюда, из России, почувствовав их
трагедию, их любовь к покинутой Родине, тоску по ней. Однако судьба
женщины, ставшей прототипом Анны, сложилась иначе. Голубева Ольга Леонидовна
Пётр Кошель: «Это поэмапоэма характеров. На первом месте стоит характер самого
повествователя. Через него эпическая конструкция поэмы окрашена лирическими красками
порой светлыми порой мрачными. Характеры героев проявляются не только в какихто
поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя».
Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности… Он яркий
драматический символ непримиримого раскола старого с новым. Максим Горький.
Синквейн:
1.
Тема
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. фраза 56 слов
5. предложение, синонимы.
Любовь. Она была, и память о ней – это вечное и нерушимое чувство в душе человека. Прошли
не годы – десятилетия, отшумели войны и революции, но нетленные строки поэмы о любви –
всётаки и о любви – звучат и звучат в нашей памяти:
Но вы мне попрежнему милы,
Как родина и как весна.
Вывод: любить значит простить. Есенин верен своей Родине. Он простил все обиды и остался с
ней в трудные годы.
Выводы.
В поэзии С. Есенина с необычайной ясностью отразилась его глубинная связь с русской
поэтической традицией, с поэзией А.С. Пушкина. Эта связь отчётливо проступает в самых
серьёзных, трагических произведениях поэта, где он размышляет над важнейшими для себя и
нас вечными вопросами: о вечном и преходящем в жизни человека, о любви, родине, о месте
человека в непростом переменчивом мире. Голубева Ольга Леонидовна Голубева Ольга Леонидовна
Презентация1. Слайд №10.
Современная постановка поэмы
Поэтический спектакль «Есенинлюбовь» это новая версия постановки поэмы «Анна
Снегина». Режиссер и художественный руководитель студенческого театра «Переход» Г.Д.
Кириллов расширил пространство спектакля стихотворениями С. Есенина разных лет.
Крепко обнявшись, словно соединившись в единое целое, выходят на сцену и начинают
спектакль пять актеров – пять ипостасей личности поэта (С. Шишов, А. Бабахин, А.
Николаев, Д. Шарпанов). Каждый уникален и своеобразен, каждому подвластна и тонкая
задушевная интонация стиха («Не жалею, не зову, не плачу», «Заметался пожар голубой»),
и хулиганский образ гулякипоэта («Сыпь, тальянка, звонко», «Веселись, душа
молодецкая»), и затаенная внутренняя боль и тревога о судьбе Родины. Многоликим и
неоднозначным предстает поэтический мир С. Есенина в спектакле. Ненавязчиво, но
ностальгически остро проступает сквозь ткань поэмы тема любви к Анне Снегиной (Анна
Герасина), переплетаясь с темой коренных социальных изменений в России. В монологе
жены мельника (Э. Сарычева) звучит горькое раздумье об ушедшей в прошлое
патриархальной России, где теперь нет места ни Анне, эмигрировавшей в Лондон после
разорения поместья, ни единственной настоящей любви поэта, бесконечно дорогой и
милой, «как Родина и как весна», но превратившейся просто в воспоминание. Музыка
Георгия Свиридова, сопровождающая спектакль, органично оттеняет тонкий лиризм игры
актеров в спектакле.
Презентация1. Слайд №11.
Опера А. Холминова «Анна Снегина» (либретто А. Машистова) ставилась в
Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1967), в оперных
театрах г. Горького, УланУдэ, народном театре Астрахани, Югочешском театре из
Чешских Будейовиц (1976). По опере Г. Агафонникова «Анна Снегина» (либретто Г.
Шапиро) снят телефильм (1970). Голубева Ольга Леонидовна
Презентация2. «Рисунки к поэме «Анна Снегина».
Слайд №1.
«Тебе, о родина, сложил я песню ту…»
Сергей Есенин.
Презентация2.
Слайд №2.
Иду голубою дорожкой
И вижу навстречу мне
Несется мой мельник на дрожках
По рыхлой еще целине.
"Сергуха! За милую душу!
Постой, я тебе расскажу!
Сейчас! Дай поправить вожжу,
Потом и тебя оглоушу.
Чего ж ты мне утром ни слова?
Я Снегиным так и бряк:
Приехал ко мне, мол, веселый
Один молодой чудак.
(Они ко мне очень желанны,
Я знаю их десять лет.)
А дочь их замужняя Анна
Спросила:
Не тот ли, поэт?
Ну, да, говорю, он самый.
Блондин?
Ну, конечно, блондин!
С кудрявыми волосами?
Забавный такой господин!
Когда он приехал?
Недавно.
«Анна Снегина». «Иду голубою дорожкой...»
Презентация2.
Слайд №3.
Сегодня ко мне под вечер,
Как месяц, вкатился Прон.
"Дружище!
С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Приветствую с новой властью!
Теперь мы всех рраз и квас! Голубева Ольга Леонидовна
Мы пашни берем и леса.
В России теперь Советы
И Ленин старшой комиссар.
Дружище!
Вот это номер!
Вот это почин так почин.
Я с радости чуть не помер,
А брат мой в штаны намочил.
Едри ж твою в бабушку плюнуть!
Гляди, голубарь, веселей!
Я первый сейчас же коммуну
Устрою в своем селе".
«Анна Снегина». «Приветствую с новой властью!»
Презентация2.
Слайд №4.
Под вечер они уехали.
Куда?
Я не знаю куда.
В равнине, проложенной вехами,
Дорогу найдешь без труда.
Не помню тогдашних событий,
Не знаю, что сделал Прон.
Я быстро умчался в Питер
Развеять тоску и сон.
«Анна Снегина». «Под вечер они уехали».
Презентация2.
Слайд №5.
Вскрываю... читаю... Конечно!
Откуда же больше и ждать!
И почерк такой беспечный,
И лондонская печать.
"Вы живы?.. Я очень рада...
Я тоже, как вы, жива.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова.
Теперь я от вас далеко...
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта береза и ель.
Сейчас вот, когда бумаге
Вверяю я грусть моих слов,
Вы с мельником, может, на тяге
Подслушиваете тетеревов.
Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх, Голубева Ольга Леонидовна
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
Теперь там достигли силы.
Дорога моя ясна...
Но вы мне попрежнему милы,
Как родина и как весна".
. . . . . . . . . . . . . . . .
Письмо как письмо.
Беспричинно.
Я в жисть бы таких не писал.
«Анна Снегина». «Письмо как письмо».
Презентация2.
Слайд №6.
Попрежнему с шубой овчинной
Иду я на свой сеновал.
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когдато у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Январь 1925
Батум
«Анна Снегина». «Мы все в эти годы любили...»
Презентация2.
Слайд №7.
Презентация2.
Слайд №8.
• Журнал «Красная новь» (май 1925 г.), в котором была опубликована поэма С.
Есенина «Анна Снегина».
• Автограф заключительных строф поэмы «Анна Снегина».
• Журнал «Город и деревня» (№ 5, 1925 г.), в котором была опубликована поэма
«Анна Снегина».
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В 11 КЛАССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.