Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
08.02.2017
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака. Раскрыть тему поэта и поэзии в его лирике, отметить философскую насыщенность его стихов, удивление поэта перед чудом бытия, тесную взаимосвязь человека и природы.
Методические приёмы: лекция, работа с текстом, учебником, анализ стихотворений.
Оборудование урока: фотографии Пастернака, репродукции картин и рисунков Л.О. Пастернака
Пастернак.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Артемовского городского округа
Урок по литературе по теме:
«Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.
Размышления о жизни, о природе искусства»
(11 класс)
О.Г. Корытко,
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ № 9 Артемовский городской округ
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака.
Раскрыть тему поэта и поэзии в его лирике, отметить философскую насыщенность его
стихов, удивление поэта перед чудом бытия, тесную взаимосвязь человека и природы.
Методические приёмы: лекция, работа с текстом, учебником, анализ
стихотворений.
Оборудование урока: фотографии Пастернака, репродукции картин и рисунков Л.О.
Пастернака
План урока:
1. Слово учителя.
2. Чтение и анализ лирических произведений.
3. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Слово учителя.
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29.01.1890 г. в семье талантливого
художника Леонида Пастернака и подающей большие надежды пианистки Розалии
Исидоровны Пастернак – Кауфман. В доме были часты музыкальные вечера, на которых
присутствовали художники: Левитан, В. Поленов, В. Серов. Бывали Л. Н. Толстой,
композитор Скрябин.
Учась в гимназии и одновременно в консерватории, Пастернак отказался от
профессии композитора.
В 1908 г. он поступил в Московский университет на философское отделения, а через
год перешёл на историкофилологический факультет. В 1912 г. уехал в Германию в
Марбург. Там посещает лекции по философии в университете. В 1913 г. окончил
университет. Выходит его первая книга «Близнец в тучах». Затем в 1914 г. вторая книга
«Поверх барьеров», третья книга «Сестра моя – жизнь». 1917 г. «Темы и вариации», «Детство Люверс». Активно участвует в создании Союза писателей. Смело отвечает на
критику, отстаивая своё мнение самостоятельного художника. С 1936 по 1940 гг.
занимается переводом Шекспира.
2. Чтение и анализ лирических произведений.
Как достигается выразительность, импрессионистичность стихотворения «Февраль.
Достать чернил и плакать»?
Вопервых, выразительность, ощущение записи мгновенного впечатления создаётся
особым синтаксисом: назывным и безличными предложениями.
Во вторых, инфинитивами.
В – третьих, неожиданными эпитетами: «грохочущая слякоть», «чёрная весна»,
«сухая грусть», метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт». Кроме того,
стихотворение соединено «скрепами» повторами: «плакать», «писать о феврале навзрыд»
в конце; единством цветового решения: «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют».
Несмотря на «чёрный» колорит, создаётся впечатление яркости, блеска, бликов.
Заканчивается стихотворение поэтической декларацией «И чем случайней, тем вернее
слагаются стихи навзрыд». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах:
подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души.
Как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве?
«Быть знаменитым некрасиво».
Автор убеждён в независимости искусства.
Определить временные рамки сборника «Сестра моя – жизнь».
(Время обозначено самим автором в подзаголовке – «Лето 1917». Казалось бы он
имеет чёткие временные границы. «До всего этого была зима» этим стихотворением
открывается «Книга степи». Начавшись весной, в апреле («Из суеверья»), действие продолжается жарким летом («Степь», «Душная ночь»), и заканчивается осенью. Но
посвящение Лермонтову, эпиграфы из Лермонтова. Гоголя, Варлена, из мифологии (Троя,
Елена, Тристан и Изольда), введение в текст Байрона, Киплинга, Верлена, Эдгара По
делают временные рамки ненужными, а временное пространство безграничным.
Учащиеся читают стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень».
Каков образ природы у Пастернака, какими приёмами он создаётся?
(Природа в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта.
Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает
словами действия, поступки природы. Природа может не только «очеловечиваться»:
«ветер лускал семечки, сорил по лопухам», но и трансформироваться в животное:
«Рассвет холодною ехидной вползает в ямы», в растения: «пахнет сырой резедой
горизонт», «Полуночь в полях назревает», приобретать немыслимые размеры:
«огромный сад тормошится в зале в трюмо…». Чаще всего поэт использует
метафоры, олицетворения, реже – сравнения: «ползла, как пасынок, трава в ногах у
ней». Широко используется звукопись, благодаря чему образ природы приобретает
свежесть и первозданность, становится слышимым и видимым).
В творчестве Пастернак черпает силы противостоять хаосу, стихии разрушения,
бушующей в мире.
3. Домашнее задание.
Сделать разбор стихотворения «Во всём мне хочется дойти до сути»
Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс)
Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс)
Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс)
Урок по литературе по теме: «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства» (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.