Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")
Оценка 5

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
17.01.2019
Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")
На уроке ведется подробный анализ повести. Особое внимание уделяется образу Матрены. Раскрытие образа главного героя дается через описания действий героини. Рассматривается вся жизнь Матрены Васильевны: замужество, смерть шестерых детей, пропажа мужа, работа в колхозе, помощь односельчанам, колхозу, родным, ее нелепая смерть.
мат двор.docx
ТЕМА УРОКА:  «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКИЙ» (по рассказу                           А.И.Солженицына              «Матрёнин двор»). Тип урока: урок­исследование ЦЕЛИ УРОКА:  помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.  «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала   суровые   испытания   жизни   и   сумела   сохранить   добрую   и отзывчивую душу;  выяснить,   какие   качества   позволили   автору   назвать   героиню «праведницей земли Русской».                         МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:  рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;  музыкальное сопровождение;  памятка по созданию литературного образа героя;  печатная таблица «Способы создания образа героя».                                                          ХОД УРОКА.      Эпиграф:                                                          До конца,                                                            До тихого креста                                                        Пусть душа                                                       Останется чиста!                                                                              Н. Рубцов      1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке. Слово учителя под медленную композицию.(музыка моря и чаек) Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках. ­ Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? ­ спросили они у него. ­ Я ищу человека, ­ ответил Демосфен. Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же. ­ Человека, ­ снова ответил Демосфен.    ­ Человека? Это кого: меня, его, а может быть,       жители Афин. ­ Я ищу человека…     вон того.., ­ засмеялись    ­ Так кого же, по­вашему, искал Демосфен с фонарем в руках? ­ Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Чело­век  с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже. 2. Сообщение темы и целей урока  Запишем дату и тему урока: Двадцать третье марта  Тема:«ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКИЙ» (по рассказу                           А.И.Солженицына              «Матрёнин двор»). Цель:   выяснить,   какие   качества   позволили   автору   назвать   героиню «праведницей земли Русской». (Калашникова В.) Работа с эпиграфом (записать на доске).                                               До конца,                                   До тихого креста                                      Пусть душа                                   Останется чиста!                                                     Н. Рубцов.                               ­ А что такое эпиграф? Для чего он нужен?     Ученик:   (Эп графии  (от греч. επιγραφή —   «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. (Андреева Ек) ­  В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги. 3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.   ­Итак,   вам   было   дано   задание:   изучить   жизнь   и   творчество Александра Солженицына и прочитать рассказ «Матренин двор»  ­ Послушаем сообщение о писателе. (Ефремова Т.) ­Какова же история написания рассказа «Матренин двор»? ­   Ученик:   В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ   «Матренин   двор».  Жизнеописание   русской   женщины   увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый   мир".   Первоначальное   его   название   "Не   стоит   село   без праведника",   по   совету   А.Т.   Твардовского,   во   избежание   цензурных препятствий,   было   изменено.   По   этим   же   причинам   год   действия   в рассказе 1956 заменен автором на 1953, события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели. Рассказ полностью автобиографичен и   достоверен.   Жизнь   Матрены   ­Васильевны   Захаровой   и   ее   смерть воспроизведены как были. (Семенова А.) Жанр данного произведения? А что такое рассказ? Рассказ­это…… (Пандакова) 4. Работа с текстом произведения.   Учитель: Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу. ­ С чего начинается рассказ?    ­ Ученик:  Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (Рябинина О.) Записываем значение данных слов в тетради:  Словарная     работа – нутряной –   внутренний; кондовый –   исконный, сохранивший старые обычаи, устои.  ­ Учитель:С кем свела судьба нашего героя?    ­ Ученик:  И   судьба сводит его с Матреной  Васильевной Григорьевой. (Устинова Н.) ­ Учитель: Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца?  ­   Ученик:   Для   жителей   села   Матрена   –   никудышная   хозяйка,  не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. (Пахинова А.)   _Учитель:  Чем   же   старая   крестьянка,   простая   труженица   привлекла внимание рассказчика?   Ученик:   Но   герой­повествователь   вдруг   чувствует,   что   эта   жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены. (Пахинова А.)  Учитель: Познакомимся с ней поближе.   ­ Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы. Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир «Мертвых душ»   в   поэме     «Мертвые   души»   был   описан   Гоголем   через   их   дома;   с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.(музыка села ) ­ Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич? Прочтите, пожалуйста, про себя со слов «Дом Матрены     ….» и до слов « А  избу бы мне не жалко, живите» ­На какие эпитеты, сравнения, ВЫРАЖЕНИЯ  вы обратили внимание?   Ученик :«…однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда –то могучие и проредилась…» (Пандакова И.) ­ Учитель: Что можем сказать мы о хозяйке  по описанию дома? ­Семенов Андрей, пожалуйста? ­ Ученик: Значит, и сама хозяйка когда­то была молодая, могучая, крепкая, а теперь постарела.  ­  Учитель: Найдите предложения, где описывается ее молодая смелость Ученик:  «Раз   конь   с  испугу   сани   понёс   на   озеро,  мужики   отскакали,   а  я, правда, за узду схватила, остановила». ­ Учитель: Значит, она та русская женщина, которая коня на скаку остановит, в горящую избу войдет ­ А далее Солженицын пишет «…просторная  изба».   Это словосочетание по отношению к Матрене о чем говорит? ­     Ученик:   У   нее   глубокая,   просторная   душа.   Там   всем   найдется   место. (Александров) ­ Учитель: Но все­таки в Матрёниной избе мир особый. Живёт ли она она в  ладу с природой.?  Ученик: (Калашникова ) Человек и природа тесно взаимосвязаны. Эту связь поддерживает добрая,  милая Матрёна. Главное её богатство – колченогая кошка, криворогая коза и  толпа фикусов и кактусов.  Матрёна подобрала кошку из жалости. Здесь мы видим её глубокую  внутреннюю доброту, её неозлобленность несмотря на тяжёлую жизнь.  Фикусы заполнили её одиночество «безмолвной, но живой толпой». Она не  падала духом и с одиночеством умела бороться. Я считаю, что Матрёна  Васильевна не только добрая, но и сильная. Эти качества помогали ей  выживать. У неё особый мир, мир, наполненный светом и притом ярким,  лучистым.  Учитель: Эта художественная деталь помогает нам лучше понять образ  главной героини рассказа. Матренин двор – некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа ­ Учитель: Есть ли в рассказе развернутый портрет героини?  ­ Ученик: Развернутого портрета нет. ­     Учитель:   На   каких   портретных   деталях   сосредоточено   внимание писателя?  Находим детали описания Матрены: ­ «Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица…» ­ «Лицо Матрены складывалось в извиняющую полуулыбку…» ­«..  в неярких своих глазах» : На чём? На своём на добром? – обезоруживала она меня лучезарной  улыбкой. И простодушно глядя блекло­голубыми глазами, спрашивала: ­  Ну, а к ужоткому что вам приготовить?» «…в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная,  со своей доброй улыбкой». «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко  сеней, теперь укороченных,­ и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей  всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».  Учитель: О чем говорит ее извиняющаяся полуулыбка? Андреева Екат.: Извиняющаяся полуулыбка говорит о её стыдливости,  скромности; лучезарная улыбка, добрая улыбка – о её доброте, широте души,  о том, что она, Матрёна Васильевна озаряет всех , согревает всех, как луч  солнца. ­ Учитель :А почему у нее лицо хорошее?   Пандакова Ирина: А лицо у неё было хорошее, потому что совесть у неё  чиста. Ни разу в своей жизни не пошла против своей совести, не перешагнула  через неё.  Учитель: Этими деталями – доброй лучезарной улыбкой,  лучистыми глазами – Солженицын подчёркивает не внешнюю красоту, а её  внутренний свет. В тоже время Солженицын пишет, что много обид было в ее жизни.  ­ Расскажите о жизни Матрены? Ученик(Рябинина): Много горя и несправедливости пришлось ей  хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря  мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне,  тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все  силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки, и  даже ей урезали огород. Но удивительное дело! Не обозлилась на этот мир  Матрена, сохранила чувство радости и жалости к другим, по­прежнему  лучезарная улыбка просветляет ее лицо.  ­  И она помогает всем? Найдите эти строки и прочитайте. Ученик (Александров) читает :  Но когда её звали на работу, всегда приходила к назначенному сроку.  Попросит у неё соседка «картошку докапывать», Матрёна составляла все  свои дела и шла к ней. «Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж  очень упорно, жена председателя приходила к Матрёне. Она была тоже  женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным  взглядом как бы военная. ­ Та­ак, ­ раздельно говорила жена председателя. – Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! … ­Кому часу приходить­то? …поутру она уходила со своими вилами. Учитель: О чем говорит ее поступок? Ученик (Семенов А.): Она готова помочь каждому. Учитель: Пережить то, что пришлось пережить Матрёне Васильевне, и  остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не  озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную  улыбку» ­ какие же душевные силы нужны для этого. ­Какое верное средство было у Матрены, чтобы сохранять доброе  расположение духа? Ученик (Семенова) отвечает: Автор пишет: «у нее было верное средство  вернуть себе доброе расположение духа – работа». За четверть века в колхозе  наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и  бревна. И все это – «не за деньги, за палочки трудодней в замусоленной  книжке учетчика». Тем  не менее, пенсии ей не полагалось, потому что   работала не на заводе – в колхозе. И на старости лет Матрена не знала  отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно­белой козы, то отправлялась с другими бабами  воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Зла на колхоз  Матрена не держала. Более того – по первому же указу шла помогать  колхозу, не получая, как и прежде, ничего за  работу. Да и любой дальней  родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти»  рассказывала постояльцу о богатом урожае картошки у соседки. Никогда не  была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена  никогда». Учитель: Как же относились к Матрене  соседи по деревне,  родственники? – Как складывались ее отношения с окружающими? Что общего в судьбе  рассказчика и Матрены? Кому рассказывают герои о своем прошлом? Ученик (Пандакова И.): Сестры, золовка, приемная дочь Кира,  единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок  Матрене. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по­видимому, что  Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену. Что  смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи  дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить  мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти  Матрены, тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли  сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных  рублей». Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил  Матрену в этой деревне», – в слезах прибежавшая с трагическим известием,  тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены,  чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту  и сердечность, говорила об этом «с подозрительным сожалением». Нещадно  пользовались все окружающие Матрениной добротой, простодушием и  бескорыстием. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она  одинока внутри большого общества и, что самое страшное, – внутри малого –  своей деревни, родных, друзей.  Значит, неладно то общество, система  которого подавляет лучших. Вот об этом – о ложных нравственных  основаниях общества – бьет тревогу автор рассказа. Матрена и Игнатич (рассказчик) о своем прошлом рассказывают друг другу.  Их сближает неустроенность и сложность жизненных судеб. Только в избе  Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая  Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу ­ Учитель: Как характер Матрены раскрывается в её речи? ­  Ученик (Ефремова): Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её  речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие  просторечной, диалектной лексики (приспею, к ужоткому, летость, молонья:)  Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои  «доброжелательные слова». «Они начинались каким­то низким тёплым  мурчанием, как у бабушек в сказках».      ­Учитель: Речь Матрены плавная, певучая, исконно русская.   Язык рассказчика предельно близок к народному языку, литературный в своей основе, он наполнен выразительными диалектизмами и просторечиями (цельно­ обмокнутое, лопотно, доброжилая, доточно, менело, беспрритульная и пр.)  Нередко в речи автора попадаются слова, подслушанные у Матрены. ­Учитель: Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к   православной   вере?   Найдем   строки   и   перечитаем,   пожалуйста, Пахинова :«Сколько жил я у нее ­ никогда не видел ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась А дело всегда начинала « с Богом» и мне всякий раз« с Богом» говорила, когда я шел в школу  ­ По  каким христианским заповедям живет героиня?  Ученик   (Устинова):   Матрёна   обладает   бесконечным   смирением,   не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.  Учитель: И здесь, ребята, обратите внимание: Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.  Она жила с богом в душе и поступала по­божески — Учитель: Давайте прочитаем финал рассказа   ­Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны? Ученик: Матрёна — праведница. Она не стяжательница, не накопительница.  Учитель: Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль   и   ржа   истребляют   и   где   воры   подкапывают   и   крадут.   ...Ибо,   где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).                                           До конца,                                   До тихого креста                                      Пусть душа                                   Останется чиста!                                                     Н. Рубцов.                               Учитель: А теперь еще раз обратимся к эпиграфу? Ребята, каких людей мы можем назвать праведниками? Ученик: Человека с чистой душой! Учитель: Матрена –праведница? Конечно, безусловно.   А как надо жить, что быть праведником, на этот вопрос нам поможет ответить  завещание Ивана  Яковлевича Яковлева чувашскому народу. ­ Каковы причины гибели Матрёны? Вот и не стало Матрёны.   «Убит родной человек, »(стр.276) ­ не скрывает своего горя рассказчик. ­ Как относятся к её смерти в деревне? И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по­ человечески   не   оплаканная.   Автор   признаёт,   что   и   он,   породнившийся   с  Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И   рассказ   –   это   своего   рода   авторское   покаяние,   горькое   раскаяние   за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. 8. Анализ финала рассказа. Читаю сама финала рассказа .( стр.282­ 283) ­ Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»?  Кстати,   первоначальное   название   рассказа,   данное   самим   Солженицыным, звучало   так:   «Не   стоит   село   без   праведника»  Это   потом,   по   цензурным соображениям, он был переименован.  Матрёна (лат.) — мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.         Пережить   то,   что   пережила   Матрёна,   и   остаться   человеком бескорыстным,   открытым,   деликатным,   отзывчивым,   чутким,   не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” — какие же душевные силы нужны для этого! — Что   же   позволяет   писателю   назвать   Матрёну   праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны? ­   Можем   ли   мы   назвать   нашу   героиню   праведницей?   (Какая   запись получилась у вас в таблице? )  Слово   учителя. Послушаем,   как   на   этот   вопрос   отвечает   доктор филологических   наук,   профессор   Московской   духовной   академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?” Матрёна — праведница. Она не стяжательница, не накопительница. Откроем   Новый   Завет.   “Не   собирайте   себе   сокровищ   на   земле,   где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21). “Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв). Есть ценностей незыблемые скалы Над скучными ошибками веков.                                                                                                       О.Мандельштам Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя:   ­ Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье — не состояться, успех — прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой. ­ Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини? ­ Нужны ли, по­вашему, такие праведники в нашей жизни? Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын. Дом. Задание. 9. Дом.   задание   вы   получили;   ответственные   в   группах   оценивают работу своего коллектива, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке. 10. Итог урока. ( музыка села) Релаксация.

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 11 классе. Тема "Праведница земли русской"( по повести А.И. Солженицына "Матренин двор")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2019