Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
11 кл
22.01.2019
Несмотря на многовековой интерес к познанию сущности эстетического восприятия мира, проблемы этики художественной речи, особенно в лингвистическом аспекте, изучены еще недостаточно.В статье рассказывается о наиболее часто встречающиеся в поэзии В. Маяковского средствах языковой выразительности. Приводятся примеры тропов, фигур, которые придают стихотворениям эмоционально-экспрессивную окраску.
Особенности средств выразительности в лирике Маяковского.docx
Феденко Лилия Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 19 Г.ДОНЕЦКА»
fan96@ukr.net
Особенности средств выразительности
в лирике В. Маяковского
Несмотря на многовековой интерес к познанию сущности эстетического
восприятия мира, проблемы этики художественной речи, особенно в
лингвистическом аспекте, изучены еще недостаточно. Обратимся к
творчеству В.В. Маяковского, в поэзии которого можно найти множество
примеров выражения чувств поэта, поиск нового в выражении своих эмоций.
В творчестве поэта прослеживаются четыре отличительные черты: обилие
гипербол, динамичность, направленность на эстраду и большое количество
авторских неологизмов.
Стихи Маяковского необычны, грандиозны, это ведущая черта его
поэзии. «Маяковский возобновил грандиозный образ, — писал Тынянов, —
гдето утерянный со времён Державина.» [1].
Его излюбленный приём — метафора, особенно гиперболическая,
построенная на преувеличении. Преувеличение помогало поэтуромантику,
поэтутрибуну мечтать о будущем, в котором не будет тех пороков,
свидетелем которых он был, это воодушевляло поэта, который ради
строительства этого будущего работал не покладая рук. При использовании в
тексте гипербол возникает комический эффект, так как усиливается
незначительный признак маленького предмета. «Из щей/ прусаки/ шевелят
усищами –/ хоть вылейте,/ хоть с тараканами лопайте!» («Важнейший совет
домашней хозяйке»). [2]. Маяковский умел шокировать публику: в его стихах встречаются
экспрессивные слова, часто грубые, неэстетичные. Этот прием помогает
иронию в отношении к явлению,
негативно
выразить сарказм,
воспринимающееся поэтом. В стихотворении «Нате!» читаем: «я захохочу и
радостно плюну, плюну в лицо вам…». [3]
«Футуристический язык В.В. Маяковского во многом обогащается за
счет слов, образованных от числительных. Именно они передают мысль поэта
весомо, грубо, зримо: «Ветер рванулся, рванулся и тише... Снова снегами
огреб тысячемиллионнокрыший Волжских селений гроб». [4].
Пропуски значительных слов (эллипсы) – нарушение норм языка дань
требованиям декларации футуристов. Но у Маяковского этот прием
применяется не как самоцель, а как «рождение новых смыслов».
Словами, стоящими на вершине эмоционального напряжения, могут
быть неологизмы. Одни из них вошли в состав общеупотребительных слов
(прозаседавшиеся), другие остались окказионализмами: рассоциализм,
разулыбьте.
Маяковского по праву считают мастером рифмовки. Но не всегда
читатель может уловить ее, так как каждый стих разбит на части за счет
написания их «лесенкой». «Ритм – основа всякой поэтической вещи,
проходящая через нее гулом… Размер получается у меня в результате
целевой установкой,…
покрытия ритмического гула словами,
контролируемыми высшим тактом, способностями, талантом». [5]. Такая
необычная разбивка строк подсказывает читателю и чтецу правильный выбор
темпа, пауз, интонации.
В заключении приведем высказывание критика В. В. Кожинова: «Поэт
стер границу между поэзией и жизнью в ее повседневном политическом
содержании. Когда он обрел возможность непосредственно участвовать в
революции, его деятельность вышла из границ поэзии, из рамок искусства. Его поэзия стремилась превратиться в диалог с миллионами, в громкий
— на весь мир — разговор с нами. И этот разговор не мог умещаться в
привычных рамках и формах литературы». [5].
Список литературы
1. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
2. Маяковский В. Стихотворения и поэмы. – М.: Просвещение, 1989.
3. Лыков А.В., Шуляк Л.И. Тропы В. В. Маяковского, включающие
числовые обозначения / Текст научной статьи по специальности
«Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»/. –
Таганрог: Вестник Таганрогского педагогического института, 2009
4. Эльзы Триоле. Маяковский.
Мемуары./1939https://libking.ru/books/nonf/nonfiction/308419elzatriole
mayakovskiyrusskiy poet.htmlarchive/136/6273/
5. Кожинов В. В., Робин И. Л., Тимофеева В. В. Примечания // Маяковский
В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Гос. издво худож. лит.,
1955—1961.
Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)
Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)
Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.