Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)
Оценка 5

Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
11 кл
22.01.2019
Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)
Несмотря на многовековой интерес к познанию сущности эстетического восприятия мира, проблемы этики художественной речи, особенно в лингвистическом аспекте, изучены еще недостаточно.В статье рассказывается о наиболее часто встречающиеся в поэзии В. Маяковского средствах языковой выразительности. Приводятся примеры тропов, фигур, которые придают стихотворениям эмоционально-экспрессивную окраску.
Особенности средств выразительности в лирике Маяковского.docx
Феденко Лилия Александровна,  учитель русского языка и литературы  МОУ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ  ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 19 Г.ДОНЕЦКА» fan96@ukr.net Особенности средств выразительности  в лирике В. Маяковского  Несмотря на многовековой интерес к познанию сущности эстетического восприятия   мира,   проблемы   этики   художественной   речи,   особенно   в лингвистическом   аспекте,   изучены   еще   недостаточно.   Обратимся   к творчеству   В.В.   Маяковского,   в   поэзии   которого   можно   найти   множество примеров выражения чувств поэта, поиск нового в выражении своих эмоций. В   творчестве   поэта   прослеживаются   четыре   отличительные   черты:   обилие гипербол,  динамичность, направленность   на  эстраду и  большое  количество авторских неологизмов. Стихи   Маяковского   необычны,   грандиозны,   это   ведущая   черта   его поэзии. «Маяковский возобновил грандиозный образ, — писал Тынянов, — где­то утерянный со времён Державина.» [1]. Его   излюбленный   приём —  метафора,   особенно  гиперболическая, построенная   на   преувеличении.  Преувеличение   помогало   поэту­романтику, поэту­трибуну   мечтать   о   будущем,   в   котором   не   будет   тех   пороков, свидетелем   которых   он   был,   это   воодушевляло   поэта,   который   ради строительства этого будущего работал не покладая рук. При использовании в тексте   гипербол   возникает   комический   эффект,   так   как   усиливается незначительный   признак   маленького   предмета.   «Из   щей/   прусаки/   шевелят усищами –/ хоть вылейте,/ хоть с тараканами лопайте!» («Важнейший совет домашней хозяйке»). [2]. Маяковский   умел   шокировать   публику:   в   его   стихах   встречаются экспрессивные   слова,   часто   грубые,   неэстетичные.   Этот   прием   помогает   иронию   в   отношении   к   явлению,   негативно выразить   сарказм, воспринимающееся поэтом. В стихотворении  «Нате!» читаем: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам…».  [3] «Футуристический язык В.В. Маяковского во многом обогащается за счет слов, образованных от числительных. Именно они передают мысль поэта весомо,   грубо,   зримо:   «Ветер   рванулся,   рванулся   и   тише...   Снова   снегами огреб тысяче­миллионно­крыший Волжских селений гроб». [4]. Пропуски значительных слов (эллипсы) – нарушение норм языка ­ дань требованиям   декларации   футуристов.   Но   у   Маяковского   этот   прием применяется  не как самоцель, а как «рождение новых смыслов». Словами,   стоящими   на   вершине   эмоционального   напряжения,   могут быть неологизмы. Одни из них вошли в состав общеупотребительных  слов (прозаседавшиеся),   другие   остались   окказионализмами:   рассоциализм, разулыбьте. Маяковского   по   праву   считают   мастером   рифмовки.   Но   не   всегда читатель  может  уловить ее, так  как  каждый стих разбит на части  за счет написания   их   «лесенкой».  «Ритм   –   основа   всякой   поэтической   вещи, проходящая   через   нее   гулом…   Размер   получается   у   меня   в   результате   целевой   установкой,… покрытия   ритмического   гула   словами, контролируемыми   высшим   тактом,   способностями,   талантом».  [5].   Такая необычная разбивка строк подсказывает читателю и чтецу правильный выбор темпа, пауз, интонации. В заключении приведем высказывание критика В. В. Кожинова: «Поэт стер   границу   между   поэзией   и   жизнью   в   ее   повседневном   политическом содержании.   Когда   он   обрел   возможность   непосредственно   участвовать   в революции, его деятельность вышла из границ поэзии, из рамок искусства. Его поэзия стремилась превратиться в диалог с миллионами, в громкий —  на   весь   мир  —  разговор   с  нами.  И   этот   разговор   не  мог   умещаться   в привычных рамках и формах литературы». [5]. Список литературы 1. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. ­ М., 1977. 2. Маяковский В. Стихотворения и поэмы. – М.: Просвещение, 1989. 3. Лыков А.В., Шуляк Л.И. Тропы В. В. Маяковского, включающие  числовые обозначения / Текст научной статьи по специальности  «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»/. –  Таганрог: Вестник Таганрогского педагогического института, 2009 4. Эльзы Триоле. Маяковский.  Мемуары./1939https://libking.ru/books/nonf­/nonfiction/308419­elza­triole­ mayakovskiy­russkiy poet.htmlarchive/136/6273/  5. Кожинов В. В., Робин И. Л., Тимофеева В. В. Примечания // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Гос. изд­во худож. лит., 1955—1961.

Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)

Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)

Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)

Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)

Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)

Мини-исследование "Средства выразительности в лирике В. Маяковского" (11 класс, русская литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2019