Дата: Класс: 11 |
|||
Тема: А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича» – обычный лагерный день глазами человека из народа. |
|||
Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день Ивана Денисовича», увлечь учащихся прочтением повести подвести
учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. |
|||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. |
Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. |
пазлы
|
5 мин. |
II. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью наводящих вопросов учитель подводит к теме урока. |
Ученики демонстрируют свои знания.
|
|
20 мин. |
III. Актуализация знаний. По методу «Подумать- сговориться- обсудить» проводит изучение новой темы. Кто
же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему
в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то консерванта
«омертвевших литературных традиций», то нарушителя основ художественности, то
учителя жизни? Одна группа пытается на основе произведения показать, что лагерь делает с человеком, а другая- как человек остается Человеком. Древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно. - Ребята, а что значит быть настоящим Человеком?
- В результате наших раздумий на уроке мы заполним таблицу (на доске). Задание для групп. I группа 1.Как убивает лагерь Человека в Человеке? (Ответ: волю, человеческое достоинство, способность размышлять и думать, стойкость духа, превращает в раба). 2. Составьте синквейн на тему: «Лагерь»
Рассказ Глубокий, правдивый Открывает, учит, помогает Надо стараться оставаться Человеком Эпос Лагерь Бесчеловечный, гибельный
II группа 1.Как человек противостоит лагерю? (Ответ: обращаются друг к другу по имени отчеству, человеческие отношения, спасение в работе, жажда жизни, не садиться за стол в шапке). 2. Составьте синквейн на тему: «Человек» Задание для группы Проблемный вопрос. Всем ходом нашей работы мы должны ответить на вопрос: Кто кого: Лагерь-Человека? Человек – Лагерь? 3.Непосредственный анализ. - Солженицын описал лагерный мир одни днем. Каким? Обратимся к концу текста. ( -Это оценка прошедшего дня Шуховым. -А теперь прочитаем авторскую оценку: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». И от таких дней становится жутко. - Автор, герои повести, а вслед за ними и мы в Особом лагере для политических заключённых. Итак, январь 1951 года. - С чего начинался день? Почему Шухов никогда не просыпал подъёма? - Побываем на кухне.: Сидеть в столовой холодно… ). Как здесь лагерь побеждает человека, на что толкает? - Выйдем на мороз и понаблюдаем эпизод досмотра: Но крикнул что-то Волковой… ) Смысл этого эпизода. (Нарушается закон, они не выносят прямого нравственного протеста). - Выйдем со 104 бригадой на работу. Обратим внимание, как лагерники относятся к работе. -Почему Солженицын так трогательно описывает работу Шухова? Пошла работа…) ( Цитата: «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху.» - Чьими глазами мы увидели распорядок лагерной жизни? ( Шухов и автор). - В чём заключается своеобразие повествования? |
Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя. Ученики фиксируют его в тетрадях. В ходе работы можно совещаться с друзьями по микрогруппе.
|
Учебник
|
10 мин. |
IV. Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит закрепление урока. Индивидуальные
задание для группы: |
Учащиеся проявляют свои способности по данной теме. |
|
5 мин. |
V. Итог урока. Этап рефлексии: - О чем говорили на уроке? - Что удалось без особых усилий? - Что было трудно? |
Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
стикеры |
2 мин. |
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.