Урок литературы в 11 классе "А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества"
Оценка 4.7

Урок литературы в 11 классе "А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
25.04.2020
Урок литературы в 11 классе "А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества"
План урока, изложение материала, работа в группах
А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества.docx

 

Дата:                                                                                                   Класс: 11  

Тема:  А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича» – обычный лагерный день глазами человека из народа.

Цель урока:  вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день Ивана Денисовича», увлечь учащихся прочтением повести

подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
Формировать умение создавать устное монологическое выступление;

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы.

пазлы

 

5 мин.

II. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью наводящих вопросов учитель подводит к теме урока.

Ученики демонстрируют свои знания.

 

 

20 мин.

III. Актуализация знаний.

 По методу «Подумать- сговориться- обсудить» проводит изучение новой темы.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то консерванта «омертвевших литературных традиций», то нарушителя основ художественности, то учителя жизни?
Ни одна из этих ролей ему не подходит.
Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист, и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы.
Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным. Рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка», роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы» и … принесли автору мировую известность. А в 1970 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось, что справедливость восторжествовала.
…Но в один из февральских дней 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Солженицын был насильственно выслан из России. В немецкий Франкфурт-на-Майне приземлился самолет с единственным пассажиром.
Солженицыну было 55 лет.

Одна группа пытается на основе произведения показать, что лагерь делает с человеком, а другая- как человек остается Человеком.

 Древнегреческий ученый Сократ  говорил, что людей много,  а найти человека среди них трудно.

- Ребята, а что значит быть настоящим Человеком?

 

- В результате наших раздумий на уроке мы заполним таблицу (на доске).

Задание для групп.

I группа

1.Как убивает лагерь Человека в Человеке? (Ответ: волю, человеческое достоинство, способность размышлять и думать, стойкость духа, превращает в раба).

2. Составьте синквейн на тему: «Лагерь»

 

Рассказ

Глубокий, правдивый

Открывает, учит, помогает

Надо стараться оставаться Человеком

Эпос

Лагерь

Бесчеловечный, гибельный

 

http://festival.1september.ru/articles/615389/img5.gif

                                    II группа 

1.Как человек противостоит лагерю? (Ответ: обращаются друг к другу по имени отчеству, человеческие отношения, спасение в работе, жажда жизни, не садиться за стол в шапке).

2. Составьте синквейн на тему: «Человек»

Задание для группы

Проблемный вопрос.

Всем ходом нашей работы мы должны ответить на вопрос: Кто кого: Лагерь-Человека? Человек – Лагерь?

3.Непосредственный анализ. 

- Солженицын описал лагерный мир одни днем. Каким? Обратимся к концу текста. (

-Это оценка прошедшего дня Шуховым.

-А теперь прочитаем авторскую оценку:

«Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». И от таких дней становится жутко.

- Автор, герои повести, а вслед за ними и мы в Особом лагере для политических заключённых. Итак, январь 1951 года.

- С чего начинался день? Почему Шухов никогда не просыпал подъёма?

- Побываем на кухне.: Сидеть в столовой холодно ). Как здесь лагерь побеждает человека, на что толкает?

- Выйдем на мороз и понаблюдаем  эпизод досмотра: Но крикнул что-то Волковой…   ) Смысл этого эпизода. (Нарушается закон, они не выносят прямого нравственного протеста).

- Выйдем со 104 бригадой на работу. Обратим внимание, как лагерники относятся к работе.

-Почему Солженицын так трогательно описывает работу Шухова?  

Пошла работа…)

( Цитата: «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху.»

- Чьими глазами мы увидели распорядок лагерной жизни? ( Шухов и автор).

  - В чём заключается своеобразие повествования?

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики  фиксируют его в тетрадях. В ходе работы можно совещаться с друзьями по микрогруппе.

 

 

Учебник

 

 

10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит закрепление урока.

Индивидуальные  задание для группы:
а) Детство А.И.Солженицына.
б) Солженицын и Великая Отечественная война.
в) Литературный дебют Солженицына.
 Беседа по рассказу «Один день Ивана Денисовича».
-Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?
-Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?

Учащиеся проявляют свои способности по данной теме.

 

5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии:

- О чем говорили на уроке?

- Что удалось без особых усилий?

- Что было трудно?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

 


 

Дата:

Дата:

Одна группа пытается на основе произведения показать, что лагерь делает с человеком, а другая- как человек остается

Одна группа пытается на основе произведения показать, что лагерь делает с человеком, а другая- как человек остается

Солженицын описал лагерный мир одни днем

Солженицын описал лагерный мир одни днем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020