Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица
Оценка 4.9

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Оценка 4.9
Презентации учебные +2
doc
чтение
3 кл
05.11.2017
Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица
Публикация является частью публикации:
Технологичеякая карта Басня Крылова Ворона и Лисица.doc
Технологическая карта урока учителя начальных классов Селиной Елены Викторовны Предмет: Литературное чтение Тема урока: И. А. Крылов «Ворона и Лисица» Программа «Школа России» Автор учебника: Л.Ф. Климанова  Тип урока Урок открытия новых знаний  Класс: 3 «г» Место урока по теме 41 урок. II четверть. Раздел «Великие русские писатели».  4­ый урок по И.А. Крылову и его басням. Формы, приемы, методы Беседа­диалог, анализ, рефлексия (синквейн), интервью. Метод «ситуации успеха» (на этапе мотивации), формирование  положительной учебной мотивации, иллюстрация, фронтальный опрос Цель урока понимание смысла басни (морали)  И. А. Крылова «Ворона и Лисица» и того, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основанием для поучения, обращённого к людям.   Задачи урока обучающие:   определять   структуру   басни,   отрабатывать   навык выразительного чтения; развивающие:   развивать   интеллект,   аналитическое   мышление, умение   делать   выводы,   давать   развернутый   аргументированный ответ; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен, их мораль.  воспитательные:   пробуждать   добрые   чувства;   воспитывать высокие   моральные   качества;   способствовать   развитию   умения анализировать свои поступки. предметные Учащиеся умеют: – объяснять авторское и собственное  отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль  произведения; – делить текст на смысловые части Понимают нравственный смысл басни,  характер героев. Планируемые  результаты метапредметные Овладение логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, обобщения, классификации по  родовидовым признакам, установления причинно­ следственных связей, построения рассуждений. личностные Воспитание художественно­ эстетического вкуса, эстетических  потребностей, ценностей и чувств на  основе опыта слушания и заучивания  наизусть произведений  художественной литературы. Оборудование: 1. Портрет И. А. Крылова 2. Проектор, экран, компьютер, презентация. 3. Карточки с заданиями для групповой работы. 4. Оценочные листы (Лист самооценки, оценка работы группы) 5. Материалы для групповой работы: 1 группа – пластилин, стеки, досочки; 2 группа – картон, цветная   бумага,   ножницы,   клей;   3   группа   –   учебники,   Памятка   «Как   приготовить выразительное чтение»; 4 группа – лист А3, краски, кисти, баночка с водой; 6 группа – лист интервью (с примерными вопросами). 6. Таблица­заготовка для Синквейна. Деятельность  учителя   Ход урока Деятельность учащихся Планируемые результаты Формы контроля/ оценивание Настраиваются  на активную и продуктивную работу. Учатся оценивать свое внутреннее  состояние, нацеливаются  на положительные результаты в работе, на  удержание учебной задачи 1 этап – Организационный (мотивации),  Миницель: создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность (1 ­2 мин.) «Вы талантливые, дети! Когда­нибудь вы сами  приятно поразитесь, какие вы умные, как много и  хорошо умеете, если будете постоянно работать  над собой, ставить новые цели стремиться к их  достижению…» (французский писатель и  философ Ж.Ж.Руссо)  ­ Прошу Вас поприветствовать гостей. Садитесь,  пожалуйста.  ­ Какое нужно настроение, чтобы урок получился  удачный?  ­ Я желаю вам сохранить хорошее настроение на  весь урок.  ­ На уроке будет групповая работа. Прошу вас  помнить о важных правилах работы в группе. 2 этап – Актуализация знаний, Постановка учебной задачи.  Миницель: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. (8 мин). ­ Какой раздел мы изучаем? ­ «Великие русские писатели». ­ Ивану Андреевичу Крылову. ­ Какому же великому писателю были посвящены  последние уроки литературного чтения?  ­ Почему мы считаем его великим? ­  Великий,  потому  что  известен   во  всем мире, потому, что его читают, изучают и в настоящее   время,   его   произведения актуальны   (то   ест,   хоть   он   и   писал   так давно,   проблемы,   о   которых   он   писал остаются  актуальными по сей день).  состоит  из   Басня   сюжетно­ ­   Басня  –   краткий   стихотворный   или прозаический   рассказ   нравоучительного характера,   имеющий   иносказательный смысл. ­ повествовательной части и морали. Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе. ­  Басни написаны близким к разговорному   Интересно   и языком. доступно.   Не обидно. Воздействуют – не хочется быть похожими на героев. Басни актуальны.)   Легко   запоминаются.   Поучительно. ­ Родился в г. Москва. ­   Более   30­ти   лет   проработал   в ­ А что такое басня? ­ Из каких структурных частей она состоит? ­ Что такое мораль? ­ Басни И. А. Крылова знают и любят все. Многие  строки его вошли в нашу жизнь как пословицы. Что  же сделало их такими популярными? В чем  особенности его басен, секрет их «вечной жизни»? Ответ – да/нет да ­ Что мы знаем об И. А. Крылове. Предлагаю  поиграть в игру «Да­нет». Высказывание/вопрос 1. И. А. Крылов родился 2 февраля 1769 года 2. Он родился в г.  Самара 3. Семья его жила  бедно. 4. Иван Андреевич  начал работать в  Петербурге. Нет Да Да Нет Да 5. Работал продавцом. 6. Выучил несколько  языков 7. Начал писать в 16 лет Нет 8. Крылатые фразы из  Да басен Ивана Андреевича Крылова стали  поговорками 9. В первой книге  Крылова были  рассказы? 10. Иван Андреевич  Крылов не любил людей, и поэтому высмеивал их пороки в своих баснях. ­ Для чего же он писал басни? Нет Нет Петербургской публичной библиотеке. ­   Крылов   очень   любил   и   уважал   людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают   не   людей,   а   их   пороки: жадность, наглую самоуверенность и др. глупость,     ­ Сегодня мы познакомимся с еще одной басней  Ивана Андреевича Крылова, а значит, снова узнаем  что­то новое и важное о себе и людях. 3 этап – Проблемно­диалогическое объяснение нового знания.  (Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания – 20 мин). Миницель: Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при работе с новой информацией, расширить,  активизировать словарный запас учащихся.  I. Работа над названием басни. ­ Расшифруйте название басни. (ребятам дается  ребус) ­ Что вы знаете об этих животных? Лиса – какая? Ворона   какая?   (Показ   изображений   животных   на экране – слова, характеризующие их на доске). ­ «Ворона и Лисица». Ворона Неуклюжая умная Лисица Коварная хитрая глупая красивая доверчивая бестолковая непонятливая догадливая неискренняя добрая льстивая честная  вкрадчивая открытая ­ Вопрос для тех, кто не знаком с басней.  Попробуйте предположить, о чем будет басня?  Какие человеческие пороки будут высмеиваться в  ней? (Прием прогнозирование). II. Словарная работа. ­ Прежде чем узнать, что рассказал о них И. А.  Крылов, для наилучшего понимания текста  проведем словарную работу. Домой я дала вам  задание (на карточках) – найти и записать  толкование слов/словосочетаний. Слова это были  непростые, а из новой басни. Прочтите, что вы  нашли. Слово/фраза Лесть Гнусный Не в прок Взгромоздитьс я Пленить  Плутовка Ангельский (голосок) Толкование (значение) Угодливое восхваление, лицемерие Отвратительный, омерзительный Не на пользу Неуклюже взобраться устроиться трудом на что­л. Очаровать, покорить чем­либо Хитрая,   ловкая обманщица, мошенница Нежный, добрый и с среди Главная птиц От   слова  вещунья ­ предсказательница Царь­птица Вещуньина (голова)  (с Источник помощью какого словаря нашли лексическое значение слов?): ­ … ­ «Лесть как человеческий порок, который высмеивает Иван Крылов в басне «Ворона и Лисица». («Лесть в басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»). Словосочетание Значение III. Первичное знакомство с басней. Стадия  осмысления («Разговор с текстом»). 1). Прослушивание аудиозаписи басни. ­ Понравилась вам басня? Какие эмоции у вас  возникли в ходе прослушивания басни?  ­ Какая же история приключилась с Вороной?  ­ Подтвердились ли предположения тех ребят, кто  не был до сегодняшнего дня знаком с басней? ­ Я специально сегодня в начале урока не спросила  вас и не стала напоминать о теме нашего урока.  Попробуйте сформулировать ее сейчас. 2) Словарная работа после первичного знакомства с  текстом. ­ Проверим, все ли слова и словосочетания из басни  вам понятны? На столах у вас таблица с  словосочетаниями из басни. Обсудите в группах и  соедините стрелками словосочетание с фразой,  выражающей его значение. Глаз не сводит На цыпочках  подходит Вскружилась  голова Во все горло Была такова Дыханье спёрло Бог послал Утратила  способность здраво  рассуждать Смотрит  пристально,  не  отрываясь Каркнула  очень  громко Подходит  тихо,  осторожно Нашёл  случайно,  без особого  труда Исчезла,  скрылась Трудно  стало  дышать 3) Повторное чтение («жужжащее чтение»). Оценка  героев, анализ их поступков. ­ Откройте учебники на стр. 137. Прочитайте  каждый басню «жужжащим чтением»  самостоятельно. ­ Почему Крылов говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие  слова? ­ Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её  доверчивой слушательницей стала Ворона? ­ Не зря Крылов назвал её так метко – плутовка.  Что это значит? Какие слова из басни  раскрывают  характер лисы? Найдите и прочитайте  подтверждение ваших слов. Плутовка   к   дереву   на   цыпочках  подходит;  Вертит   хвостом с   Вороны   глаз   не  сводит  И говорит так сладко, чуть  дыша… ­ Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (включить аудиозапись). ­ Неприятный, громкий, пронзительный.  Она не поёт, а каркает. ­ А что говорила о голосе Вороны Лиса? И,   верно,   ангельский   быть   должен  голосок! Спой, светик, не  стыдись! Что  ежели, сестрица,  При   красоте   такой   и   петь   ты  мастерица,  Ведь  ты  б  у  нас  была  царь  птица! ­ А можно ли назвать Ворону самой красивой  птицей? ­ Как подействовали на Ворону такие ласковые  слова Лисицы? Подтвердите словами из текста. ­ Для чего Лиса так расхваливала Ворону? ­ Догадывалась ли об этом ворона? ­ Если бы Лиса расхваливала так кого­либо еще, не  стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей  добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ. ­ Чтобы отнять у Вороны сыр. ­ нет. ­ Кого больше всего высмеивает Крылов в басне? ­ В каких словах заключена главная мысль басни? ­ Что  значит «уж  сколько  раз  твердили  миру»? ­ Сделайте вывод: чему учит эта басня? Физкультминутка­ игра « Я такой» ­ Встаньте, пожалуйста. Если я называю качества  характера, которые вы не хотели бы иметь,  вы  должны присесть и закрыть лицо руками. А если называю качества, которые вы  хотели бы   иметь,  то вы стоите, поднимаете руки вверх и  ­ Тщеславных людей. ­ В морали:  Уж  сколько  раз  твердили  миру,  Что   лесть   гнусна, вредна; но   только  всё  не  впрок,  И   в   сердце   льстец   всегда   отыщет  уголок.   ­ Говорили  не  раз. И. А. Крылов дает читателям возможность понять, что глупым оказывается не тот,  кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить  льстецам нельзя, лесть очень  привлекательна, но очень опасна (…  гнусна, вредна) Дети включаются в совместную  деятельность, учатся отличать положительные качества  характера   от отрицательных, делают нравственный выбор, укрепляют не только психическое, но и физическое  здоровье. быстро делаете два хлопка.  ­ Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый,  льстец, злой, завистливый, прилежный,  храбрый, лицемерный, аккуратный,  справедливый, эгоист, лживый, зазнайка,  ленивый,  неблагодарный, дружелюбный. 4 этап – Первичное закрепление, миницель: (10 мин). Групповая работа: 1 группа – Слепить героев басни. 2 группа – Создать портреты героев басни с  помощью техники обрывной аппликации. 3 группа – Приготовить выразительное чтение  басни по ролям. 4 группа – Нарисовать иллюстрацию к басне. 5 группа – Инсценировать ситуацию из реальной  жизни на тему лести. 6 группа – Изучить общественное мнение по  проблеме лести (взять интервью у гостей). ­ По завершению работы группы – прошу вас  оценить свою работу и работу группы в целом,  заполнив оценочные листы. Поставить +/­ напротив  критериев оценки. 5 этап – Итог урока. (Рефлексия. Домашнее задание). Миницель: способствовать формированию рефлексии, помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать  собственное отношение к нему. (5 мин). ­ Какие пороки осуждал И. А. Крылов? ­ Полезным для вас оказался урок? Чем?   излишняя   ­  Жадность,   глупость,   лень,  невежество, самоуверенность, ложь, неблагодарность,   эгоизм, зазнайство,   хвастовство,   назойливость, лесть и др.   скупость, ­   Составьте   в   каждой   группе   синквейн.   я себя, самих   ­   Крылов   в   своих   баснях   учил   людей узнавать   помогал обнаруживать   недостатки  и  подсказывал, как от них избавиться. И. А. Крылов учил мудрости   жизни.   Чтение   его   басен обогащает нас знанием жизни. ­ Чтобы не попасть в сети льстецов,   надо сохранять чувство собственного  достоинства, копировать только  хорошее поведение людей,  положительные черты характера.  Поступать всегда по совести. предложила   группам   разные   объекты   для   их составления: «Лисица», «Ворона», «басня», «И. А. Крылов», «мораль», «урок». ­ Послушаем, что у вас получилось. ­ Нужно ли изучать басни? ­ Чему они учат? ­   Каким   нужно   быть,   чтобы   не   попасть   в   сети льстецов? ­ Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвященного юбилею И. А. Крылова: Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни "Букварь" постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. ­ Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго  останутся слова Крылова, которые помогут стать  лучше. Домашнее задание на выбор (стр. 137 – 138) 1. Приготовить выразительное чтение по ролям; 2. Инсценировать басню с одноклассниками; 3. Выучить басню наизусть; 4. Создать диафильм к басне. Спасибо за урок!

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица

Урок по литературному чтению Басня Крылова Ворона и Лисица
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017