Урок по литературному чтению на тему: Урок 4. Первопечатник Иван Федоров. (3 класс)
Оценка 4.6

Урок по литературному чтению на тему: Урок 4. Первопечатник Иван Федоров. (3 класс)

Оценка 4.6
Работа в классе +2
docx
чтение
3 кл
11.11.2018
Урок по литературному чтению  на тему: Урок 4. Первопечатник Иван Федоров.  (3 класс)
Документ Microsoft Word.docx

Урок 4. Первопечатник Иван Федоров.

 

 Цели: ознакомить учащихся с деятельностью первопечатника Ивана Федорова; закрепить знания о рукописных книгах Древ­ней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; провести подготовку к со­ставлению сообщения на основе статьи учебника; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представ­ление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста; обобщать полученную информацию по истории создания книги; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сооб­щение на тему «Первопечатник Иван Федоров».

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

—  Прочитайте медленно жужжащим способом.

Книга — учитель, книга — наставница,

Книга — близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота — набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признает.

Книга — советчик, книга — разведчик,

Книга — активный борец и боец,

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец...

В. Боков

(Затем проводят коллективное плавное чтение, выразительное чтение, беседу после прочтения.)

—  О чем это стихотворение?

—  Какие главные мысли заключены в нем?

—  Как автор называет книгу?

III. Повторение пройденного

—  С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? (С рукописными книгами Древней Руси.)

—  Как выглядели рукописные книги?

—  Кто их обычно писал и переписывал?

—  О чем рассказывалось в летописях?

—  До какого времени рукописные книги были единственными книгами в России?

—  Когда в нашей стране появилась первая печатная книга? (В 1564 г.)

IV. Работа по теме урока

—  Сегодня вы узнаете, как печатались первые книги. Открой­те учебник на с. 8—9.

Что вы видите  на этих страницах? (Старинные книги; людей, работающих на станках; памятник.) Как вы думаете, кому поставлен этот памятник? (Ивану Фе­дорову.)

Что вы о нем узнали? ( и есть дети, подготовившие сообщения, им дается слово.)

—  Прочитайте задание (с. 8), выполните его с другом.

V. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Первичное чтение. Словарная работа

—  Прочитаем текст на с. 10—12.

—  Найдите значение выделенных слов в словаре.

Посох - длинная и толстая трость.

Друкаръ — типограф, печатник.

Напраслина - ложное обвинение.

(Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.)

2. Работа над текстом после чтения

—  Что нового вы узнали об истории создания книг?

—  Чем отличается рукописная книга от печатной?

—  Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?

—  Какие слова помогают понять, что царю понравилась ра­бота Ивана Федорова?

3. Чтение в лицах диалога первопечатника и царя

—  Как вел себя Иван Федоров при встрече с Иваном Грозным?

—  Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении на­строение, чувства героев.

—  Проверьте себя по вопросам.

1. Кто приказал строить государев печатный двор?

2. Где он был построен?

3. Кто создавал первую печатню?

4. Сколько месяцев печатали первую книгу?

5. Как называлась первая книга?

6. Как были напечатаны заглавные буквы?

7. Когда была напечатана первая книга?

Ответы: 1) царь Иван Васильевич; 2) близ Кремля, в районе Китай-города; 3) Иван Федоров и его помощник Петр Тимофеев; 4) десять месяцев; 5) «Апостол»; 6) красной краской — киноварью; 7) 1 марта 1564 г.

VII. Подведение итогов урока

Как звали первопечатника?

—  В каком году вышла первая печатная книга в нашей стране?

VIII. Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия

Учитель раздает детям распечатки текста Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок» без указания автора. Дети читают 2 минуты, подсчитывают количество слов, сдают листы учителю. На отдель­ных листах или в тетради отвечают на вопросы по содержанию, записанные заранее на доске.

Текст для проверки техники чтения см. в приложении.

Домашнее задание (по выбору)

Подготовить краткий рассказ о первых книгах или рассказ об Иване Федорове.

 

 

 

 


 

Урок 4. Первопечатник Иван Федоров

Урок 4. Первопечатник Иван Федоров

Напраслина - ложное обвинение

Напраслина - ложное обвинение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018