Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»
Цели урока:
- раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька»;
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И.Куприна;
- учить читать и чувствовать художественное произведение,
- продолжать учить составлять сравнительные характеристики персонажей,
- развивать словарный запас детей, учить анализировать поступки героев,
-испытывать удовольствие от чтения
- воспитывать доброе, внимательное отношение к животным;
-воспитывать чувство дружбы и верности.
Прогнозируемые результаты
Личностными результатами являются умения и качества:
• чувство любви и уважения к Отечеству, культуре, истории;
• чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
• умение осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать ;
• чувство любви к животным.
урок литературного чтения 3 класс.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Красногорская основная
общеобразовательная школа
Урок
литературного чтения в 3 классе
А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
Автор:
учитель начальных
классов
Долинина Наталья Владимировна Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»
Цели урока:
раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька»;
Задачи урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И.Куприна;
учить читать и чувствовать художественное произведение,
продолжать учить составлять сравнительные характеристики персонажей,
развивать словарный запас детей, учить анализировать поступки героев,
испытывать удовольствие от чтения
воспитывать доброе, внимательное отношение к животным;
воспитывать чувство дружбы и верности.
Прогнозируемые результаты
Личностными результатами являются умения и качества:
чувство любви и уважения к Отечеству, культуре, истории;
чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию
собственной речи;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих
людей;
умение осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и
сопереживать ;
чувство любви к животным.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД
Коммуникативные
УУД
Познавательные УУД
самостоятельно
формулировать тему урока,
цель своей деятельности;
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии
оценки и определять степень
успешности своей работы и
работы других в соответствии с
оформлять
свои мысли в устной
речи;
высказывать и
обосновывать свою
точку зрения;
извлекать
информацию;
перерабатывать и
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую. этими критериями.
работать в паре
и группе.
Предметными результатами являются:
самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
ознакомление с новыми жанрами произведений;
ознакомление с жизнью и творчеством А.И.Куприна.
Ход урока
Доска, экран
Деятельность учителя
1 Орг.момент
Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачной работы.
Улыбнитесь мне. Я желаю, чтоб вы получили за работу на
уроке «5» и «4». Удачи!
На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят изпод лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных
Бродячих псов всегда голодных.
Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке и о чём?
Кто будут героями урока?
Какой писатель писал произведения о животных?
Какова тема нашего урока?
Назовите задачи нашего урока.
Тема нашего урока: «Творчество Александра Ивановича Куприна
и произведение «Барбос и Жулька»
Как вы думаете, что это за жанр?
Что такое рассказ?
Слайд № 2 Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
2 Работа над пословицами
Соедините начало и конец пословицы.
Объясните их смысл.
Что объединяет
Почему именно эти пословицы я подобрала к уроку?
3 Немного о писателе
Фамилия Куприн происходит от названия речонки в тамбовской
области – Купры.
Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 года.
Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без
денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме,
мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский
пансион, а затем в военное училище.
Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним
из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете
и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.
Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов,
суфлером.
Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на
писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил
русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и
животных.
Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.
О ком он написал много рассказов?
Как вы думаете, кого называют друзьями?
Какими качествами должны обладать друзья?
Сегодня мы прочитаем рассказ о необычной дружбе. А о какой вы
узнаете почитав рассказ.
Поработав над текстом рассказа мы должны ответить на ряд
вопросов:
Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди?
Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?
Музыкальная физкультминутка.
4 Чтение текста
Читаем текст поочередно, с карандашом в руках. Все непонятные
слова подчеркиваем.
Вопросы после прочтения:
Понравился ли вам рассказ?
Какие чувства он вызвал у вас?
Что вас поразило, удивило?
Какое у вас настроение после прочитанного?
Для чего мы прочитали рассказ?
5 Словарная работа
Какие непонятные слова вам встретились в тексте?
Может ктото знает значение какихлибо слов?
Для чего нам нужно объяснять непонятные слова?
Словарная работа:
ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению;
2) маленький, низкий.
СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с
потолка пещеры, известковый нарост, образованный
просачивающимися каплями.
ФЛИРТ – любовная игра, кокетство.
ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор,
занавесок, отделки женского платья, белья.
ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти
животного.
ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный
лицемерия.
ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые
намерения.
ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы,
славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры
(пернос.) – пользоваться плодами успехов.)
КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.
РЕПЯХАМИ – репейник
ИСКОНИ – издавна
6 Проблемный вопрос
Попробуйте ответить на такой вопрос:
Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?
Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом.
7 Работа над композицией произведения
Любое произведение состоит из определенных частей:
Вступление
Завязка
Кульминация (самый напряженный момент)
Развязка
Слайд № 6 (выделенные слова –
клик – фотография)
Слайд № 7
ДОСКА (см.отдельный лист в
дополнении) Заключение
Я уже разбила рассказ на пункты, но они в нарушенном порядке.
Нам надо отнести их к определенным частям композиции
произведения.
Выберите пункты, которые входят во вступление:
1. Описание Барбоса
2. Описание Жульки
3. Характер собак
4. Дружба собак
Кто у нас главные герои рассказа?
Прочитайте как выглядел Барбос.
С чем сравнивается его шерсть?
А его уши?
Найдите описание Жульки.
Почему описание Жульки занимает 1 предложение, а описание
Барбоса целый абзац?
Эти собаки отличаются только внешностью?
Найдите описание их характера.
Вывод: внешность и характер собак различны!
Что же связывало таких разных собак?
Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а
затем снова большое внимание уделяет описанию разности
характеров?
К какому выводу он нас подталкивает?
Кто ворвался во двор? Как вел себя?
найдите этот эпизод, зачитайте его. Это завязка.
Найдите пункты плана для завязки:
1. появление бешеной собаки
Какой был самый напряженный момент рассказа? Найдите его,
зачитайте. Это называется кульминация. Найдите пункт.
1. подвиг Жульки
Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок
Выберите пункты плана для развязки.
1. болезнь Жульки
2. прощание собак
Как автор описывает болезнь собаки?
Чем она болела?
В чем это проявлялось?
Изменило ли Жульку появление бешеной собаки?
Чувствовал ли Барбос себя виноватым?
В чем это проявлялось?
Найдите описание прощания собак.
Заканчивая работу над композицией, найдем заключение.
1. Смерть Жульки
Прочитаем последний абзац.
Что же произошло?
Как все узнали о смерти Жульки?
Что же у нас получилось на доске?
Где его можно использовать?
Слайд № 8 – сводная таблица
внешности героев
Слайд № 9 – характер
Слайд № 10 А может ктото хочет изменить заключение? Предложите.
Рефлексия урока.
Вернемся к ключевым вопросам и ответим на них:
Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?
Могут ли дружить животные так же как люди?
Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?
Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?
( Обсудите в группе.)
Чему учит нас этот рассказ?
Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»
Кому на уроке было интересно?
Кто узнал для себя чтото новое?
Кто начал разбираться в композиции произведения?
Из каких частей состоит композиция?
Подведём итоги ваших знаний.
Выведите общую оценку за весь урок.
Поднимите карточки с оценкой.
Молодцы, вы прекрасно потрудились на уроке. Я вам очень
благодарна.
8 Домашнее задание
Выберите каждый себе задание.
Слайд 15
Урок литературного чтения 3 кл.
Урок литературного чтения 3 кл.
Урок литературного чтения 3 кл.
Урок литературного чтения 3 кл.
Урок литературного чтения 3 кл.
Урок литературного чтения 3 кл.
Урок литературного чтения 3 кл.
Урок литературного чтения 3 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.