Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой. Литературное чтение: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
Программа направлена на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
- развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- формировать умение воссоздавать художественные образы;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- обеспечивать достаточно
глубокое понимание содержания произведений различного уровня
сложности:
- обеспечивать развитие речи школьников;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
ученикам:
· Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. - Литературное чтение. 3класс.Учеб. для общеобразоват. Организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1,2 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224с.: ил. – (Школа России).
учителю:
· Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. - Литературное чтение. 3класс.Учеб. для общеобразоват. Организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1,2 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224с.: ил. – (Школа России).
· Логинова О.Б. ,Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы – М.: Просвещение, 2011.
· О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова Тексты по проверки техники чтения
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с образовательной программой школы и учебным планом школы, рабочая программа по литературному чтению в 3 классе рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели)
Общая характеристика учебного предмета, курса «Литературное чтение»
Общая характеристика курса.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы басни, драматические произведения.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам, обеспечивающих развитие литературно-творческих способностей учащихся; расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др. Подготовка проектов осуществляется детьми вместе с родителями под руководством учителя. Важно, чтобы учащиеся во 2 классе научились из большого количества информации выделять главное, необходимое. Проект выполняется во внеурочное время индивидуально, в парах или в группах. На уроках проводится защита проектов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты
личностные УУД
- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
-восприятия литературного произведения как особого вида искусства;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории , культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимани
У третьеклассников продолжиться формирование
Метапредметных результатов
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, -определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Познавательные УУД:
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД:
– готовность слушать собеседника и вести диалог;
– признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы
монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
– описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Предметные результаты:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений э Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание курса литературное чтение 3 класс (102 ч)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (10 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь (9 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (20 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (5ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (6 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (6 ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (11 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (10ч)
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (6 ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (4 ч)
1. Храбрый Персей»; 2. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
•
читать вслух
сознательно, правильно и выразительно целыми словами
(малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), в темпе 60 - 70
слов в минуту;
• владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности чтения;
• осознанно читать про себя;
• определять смысл событий и поступков героев, выражая своё отношение к ним;
• устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описываемые в тексте;
• пересказывать, прочитанное подробно и сжато;
• сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст, сказки на основе прочитанного;
• самостоятельно выбирать и читать детскую книгу в соответствии с темой урока, пользуясь рекомендательным списком;
• самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.
Учащиеся должны знать:
• фамилии 3 -4 (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
• знать наизусть 8-10 стихотворений.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2014. — (Стандарты второго поколения).
2. Анащенкова С.В., Бантова М.А и др. «Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. –М.: Просвещение, 2011.
4. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 частях.-М.: Просвещение, 2011.
5. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2010).
6. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. - Литературное чтение. 3 класс.Учеб. для общеобразоват. Организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1,2 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224с.: ил. – (Школа России).
7. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс. - М.: ВАКО, 2012.
8. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению.3 класс. - М.: ВАКО, 2015.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства:
Персональный компьютер,
мультимедийный проектор,
интерактивная доска
Печатные пособия
Словари по русскому языку: орфографический, крылатых выражений, (кабинет) толковый словарь, словарь фразеологизмов (библиотека)
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей
Тематическое планирование по чтению 3 класс (102 ч)
№ п/п |
Кол- во часов |
Тема урока |
Знакомство с учебником (1 ч) |
||
1 |
1
|
Введение. Знакомство с учебником.
|
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (3 ч) |
||
2 |
1 |
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения. |
3 |
1 |
Первопечатник Иван Фёдоров. |
4 |
1 |
Урок –путешествие в прошлое. |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ч) |
||
5 |
1 |
Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. |
6 |
1 |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
7 |
1 |
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
8 |
1 |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». |
9, 10 |
2 |
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». |
11,12 |
2 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
13 |
1 |
КВН Обобщающий урок по разделу»Устное народное творчество» |
14 |
1 |
Проект: «Сочиняем волшебную сказку».Оценка достижений |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (9 ч) |
||
15 |
1 |
Знакомство с названием раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. |
16 |
1 |
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». |
17 |
1 |
Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». |
18 |
1 |
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» |
19 |
1 |
И. С. Никитин «Полно, степь моя...» |
20 |
1 |
И.С. Никитин «Встреча зимы» |
21 |
1 |
И. 3. Суриков «Детство». |
22 |
1 |
И. 3. Суриков «Зима». |
23 |
1 |
Оценка достижений Путешествие в литературную страну
|
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (20 Ч) |
||
24 |
1 |
Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». |
25, 26 |
2 |
А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». |
27 -28 |
2 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». |
29 |
1 |
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков |
30 |
1 |
И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника. |
31 |
1 |
И.А. Крылов. Мартышка и очки. |
32 |
1 |
И.А. Крылов. Зеркало и обезьяна. |
33 |
1 |
И.А. Крылов. Ворона и лисица. |
34 |
1 |
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. |
35 |
1 |
М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» |
36 |
1 |
М.Ю. Лермонтов. «Утес», «Осень» |
37 |
1 |
Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. |
38 |
1 |
Л.Н. Толстой. «Акула.» |
39 |
1 |
Л.Н. Толстой. «Прыжок» |
40 |
1 |
Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» |
41 |
1 |
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». |
42 ,43 |
2 |
Оценка достижений Литературный праздник (обобщение по разделу «Великие русские писатели») |
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч) |
||
44 |
1 |
Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. |
45 |
1 |
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
46 |
1 |
К. Д. Бальмонт «Золотое слово» |
47 |
1 |
И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений |
48 |
1 |
Оценка достижений. Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь – 2») |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (6 ч) |
||
49 |
1 |
Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин -Сибиряк «Алёнушкины сказки». |
50 |
1 |
Д. Н. Мамин –Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
51 |
1 |
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
51 -52 |
2 |
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». |
53 |
1 |
Оценка достижений. Контрольная работа. КВН по 1 части учебника. |
БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (6 ч) |
||
54 |
1 |
Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». |
55 - 56 |
2 |
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
57- 58 |
2 |
А. И. Куприн «Слон». |
59 |
1 |
Оценка достижений. Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы» |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ- 1 (5 ч)
|
||
60 |
1 |
Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утенка?» |
61 |
1 |
С.Черный «Воробей», «Слон» |
62 |
1 |
А. А. Блок. Картины зимних забав. |
63 |
1 |
С. А. Есенин «Черёмуха» |
64 |
1 |
Оценка достижений. Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1» |
ЛЮБИ ЖИВОЕ (11 ч) |
||
65 |
1 |
Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. |
66 |
1 |
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
67-68 |
2 |
В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». |
69- 70 |
2 |
В. Бианки «Мышонок Пик». |
71- 72 |
2 |
Б. С. Житков «Про обезьянку». |
73 |
1 |
В. П. Астафьев «Капалуха». |
74 |
1 |
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». |
75 |
1 |
Оценка достижений. Урок-конференция «Земля- наш дом родной» |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (6 ч) |
||
76 |
1 |
Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» |
77 |
1 |
А. Л. Барто «Разлука». «В театре». |
78 |
1 |
С. В. Михалков «Если». |
79 |
1 |
А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». |
80 |
1 |
«Крестики – нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» |
81 |
1 |
Оценка достижений.
|
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (10 ч) |
||
82 |
1 |
Знакомство с названием раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». |
83- 84 |
2 |
А. П. Платонов «Цветок на земле». |
85, 86 |
2 |
А. П. Платонов «Ещё мама». |
87 |
1 |
М. М. Зощенко «Золотые слова». |
88 |
1 |
М. М. Зощенко «Великие путешественники». |
89 |
1 |
Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». |
90 |
1 |
Н. Н. Носов «Телефон». |
91 |
1 |
Оценка достижений.Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок». |
По страницам детских журналов ( 6 ч) |
||
92 |
1 |
Знакомство с названием раздела. |
93 |
1 |
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. |
94 |
1 |
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» |
95 |
1 |
Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». |
96 |
1 |
Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». |
97 |
1 |
Р. Сеф «Весёлые стихи».
|
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ч) |
||
98 -99 |
2 |
Знакомство с названием раздела. Храбрый Персей. Мифы Древней Греции. |
100, 101 |
2 |
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
|
102 |
2 |
Оценка достижений.»Брейн –ринг» обобщающий урок за курс 3 класса. |
Чтение 136 ч
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Водный урок по курсу литературного чтения (1ч) |
||
1. |
Введение. Знакомство с учебником.
|
1 |
Самое великое чудо на свете (4ч) |
||
2 |
Знакомство с названием раздела. |
1 |
3 |
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщений.
|
1 |
4 |
Первопечатник Иван Фёдоров.
|
1 |
5 |
Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. |
1 |
|
Устное народное творчество (14ч) |
|
6 |
Знакомство с названием раздела. |
1 |
7 |
Русские народные песни.
|
1 |
8 |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
1 |
9 |
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
|
1 |
10 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
1 |
11 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
1 |
12 |
«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. |
1 |
13 |
«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. |
1 |
14 |
«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. |
1 |
15 |
“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.
|
1 |
16 |
“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.
|
1 |
17 |
Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин |
1 |
18 |
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») |
1 |
19 |
Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. |
1 |
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) |
||
20 |
Знакомство с названием раздела. |
1 |
21 |
Проект «Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского»
|
1 |
22 |
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» |
1 |
23 |
«Листья» Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» |
1 |
24 |
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой» |
1 |
25 |
И.С. Никитин «Полно, степь моя» |
1 |
26 |
И С. Никитин «Встреча зимы» |
1 |
27 |
И.З. Суриков «Детство» |
1 |
28 |
И.З. Суриков «Зима» Сравнение как средство создания картины в лирическом стихотворении |
1 |
29 |
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь1») |
1 |
30 |
Оценка достижений |
1 |
Великие русские писатели (24ч) |
||
31 |
Знакомство с названием раздела. |
1 |
32 |
А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» |
1 |
33 |
А.Пушкин. лирические стихотворения.
|
1 |
34 |
А. Пушкин «Зимнее утро» |
1 |
35 |
А.Пушкин «Зимний вечер», |
1 |
36-39 |
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». |
3 |
40 |
Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки. |
1 |
41 |
И.Крылов Подготовка сообщения о и.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове |
1 |
42 |
И. А. Крылов. «Мартышка и очки». |
1 |
43 |
И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна».
|
1 |
44 |
И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». |
1 |
45 |
М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. |
1 |
46 |
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». |
1 |
47 |
М. Ю. Лермонтов. «Утёс». «Осень». |
1 |
48 |
Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. |
1 |
49 |
Л. Н. Толстой. «Акула». |
1 |
50 |
Л. Н. Толстой. «Прыжок». |
1 |
51 |
Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». |
1 |
52 |
Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов |
1 |
53 |
Оценка достижений |
1 |
54 |
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») |
1 |
|
Поэтическая тетрадь 2 (6ч) |
|
55 |
Знакомство с названием раздела. |
1 |
56 |
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». |
1 |
57 |
Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». |
1 |
58 |
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». |
1 |
59 |
И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.
|
1 |
60 |
Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»). |
1 |
Литературные сказки (8ч) |
||
61 |
Знакомство с названием раздела.
|
1 |
62 |
Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». (присказка)
|
1 |
63 |
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
|
1 |
64 |
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».
|
1 |
65 |
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». |
1 |
66 |
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
|
1 |
67 |
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
|
1 |
68 |
Обобщающий урок. КВН. (обобщающий урок по первой части учебника). |
1 |
Были- небылицы (10ч) |
||
69 |
Знакомство с названием раздела.
|
1 |
70 |
М. Горький. «Случай с Евсейкой». |
1 |
71 |
М. Горький. «Случай с Евсейкой».
|
1 |
72 |
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».
|
1 |
73 |
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».
|
1 |
74 |
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».
|
1 |
75 |
А. Куприн. «Слон».
|
1 |
76 |
А. Куприн. «Слон».
|
1 |
77 |
А. Куприн. «Слон».
|
1 |
78 |
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». |
1 |
Поэтическая тетрадь 1 (6ч) |
||
79 |
Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..»,
|
1 |
80 |
Саша Чёрный. «Воробей», «Слон».
|
1 |
81 |
А. Блок. «Ветхая избушка».
|
1 |
82 |
А. Блок. «Сны», «Ворона».
|
1 |
83 |
С. Есенин. «Черёмуха». |
1 |
84 |
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1».
|
1 |
Люби живое (16ч) |
||
85 |
Знакомство с названием раздела.
|
1 |
86 |
М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста
|
1 |
87 |
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».
|
1 |
88 |
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».
|
1 |
89 |
В. И. Белов. «Малька провинилась» |
1 |
90 |
В. И. Белов. «Ещё раз про Мальку».
|
1 |
91 |
В. Бианки. «Мышонок Пик». |
1 |
92 |
В. Бианки. «Мышонок Пик». |
1 |
93 |
В. Бианки. «Мышонок Пик». |
1 |
94 |
Б. С. Житков. «Про обезьянку». |
1 |
95 |
Б. С. Житков. «Про обезьянку». |
1 |
96 |
Б. С. Житков. «Про обезьянку». |
1 |
97 |
В. П. Астафьев. «Капалуха».
|
1 |
98 |
В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится»
|
1 |
99 |
Урок-конференция «Земля – наш дом родной». |
1 |
100 |
Оценка достижений |
1 |
Поэтическая тетрадь 2. (8ч) |
||
101 |
Знакомство с названием раздела.
|
1 |
102 |
С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». |
1 |
103 |
А. Барто. «Разлука»
|
1 |
104 |
А. Барто. «В театре». |
1 |
105 |
С. В. Михалков. «Если». «Рисунок»
|
1 |
106 |
Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок» |
1 |
107 |
«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») |
1 |
108 |
Оценка достижений. |
1 |
|
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (12ч) |
|
109 |
Знакомство с названием раздела.
|
1 |
110 |
Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
1 |
111 |
А.Платонов. «Цветок на земле» |
1 |
112 |
А.Платонов. «Цветок на земле»
|
1 |
113 |
А. П. Платонов. «Ещё мама». |
1 |
114 |
А. П. Платонов. «Ещё мама».
|
1 |
115 |
М. Зощенко «Золотые слова» |
1 |
116 |
М. Зощенко «Великие путешественники». |
1 |
117 |
М. Зощенко «Великие путешественники». |
1 |
118 |
Н. Носов. «Федина задача», |
1 |
119 |
Н. Носов. «Телефон». |
1 |
120 |
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений. |
|
|
По страницам детских журналов (8ч) |
|
121 |
Знакомство с названием раздела.
|
1 |
122 |
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» |
|
123 |
Ю. Ермолаев. «Проговорился»
|
1 |
124 |
Ю Ермолаев «Воспитатели», |
1 |
125 |
Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». |
1 |
126 |
Г. Остер. «Как получаются легенды».
|
1 |
127 |
Р. Сеф. «Весёлые стихи».
|
1 |
128 |
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений. |
1 |
|
Зарубежная литература (8ч) |
|
129 |
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
|
1 |
130 |
Мифы Древней Греции. |
1 |
131 |
Мифы Древней Греции.
|
1 |
132 |
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
|
1 |
133 |
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
|
1 |
134 |
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
|
1 |
135 |
Развивающий час по теме «Зарубежная литература».
|
1 |
136 |
Повторение Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го класса). |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.