Урок по литературному чтению на тему "Звук [ш], буквы Ш, ш.
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
13.03.2017
Тема: « Звук [ш] и буква, которая его обозначает ( буквы Ш,ш)».
Урок новых знаний. Постановка вопроса, выведение целей, выведение темы. Урок очень динамичный, интересный, с множеством наглядных пособий. Рефлексия проходит весело. Детям очень понравилось. Можно применять на разноуровневых первых классах.Тема: « Звук [ш] и буква, которая его обозначает ( буквы Ш,ш)».
Цели:
узнать:
- характеристику звука
- какой буквой обозначается
- как пишется эта буква
научиться:
- читать слоги и слова с новой буквой
- писать эту букву
урок.docx
Тема: « Звук [ш] и буква, которая его обозначает ( буквы Ш,ш)».
Цели:
узнать:
характеристику звука
какой буквой обозначается
как пишется эта буква
научиться:
читать слоги и слова с новой буквой
писать эту букву
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Нука проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно читать.
II. Актуализация опорных знаний.
Что такое речь?
Какая бывает речь?
Из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Из чего состоят слоги?
Какие бывают звуки?
Что знаем о согласных звуках?
Что знаем о гласных звуках?
Как обозначаются буквы на письме?
Посмотрите: я показываю букву, а вы, если она обозначает гласный звук хлопаете в ладоши
один раз, а если согласный 2 раза.(2 гласные,2 согласные и Ь)
А почему тишина?
А что это за буква такая интересная Ь?
Что в ней особенного?
III. Самоопределение к деятельности. Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого
праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник?
Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте:
«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он
привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к
ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: Смотрите, смотрите на ёлке «сыски»
висят.
Максим как услышал, упал от смеха и кричит: Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне
плохо! Сыски! Ха –ха –ха!
Тут и Серёжка подключился. Хахаха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».
Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу
сказать «сыски» а получается «сыски»
А Максим ей в ответ: Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да
два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: «хыхки». Ну что? Правда,
здорово: «хыхки» я даже петь могу::
Ох, хыхечка зелёная,
Боюся, уколюся я.
Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь
«хыхки». И давай спорить они. Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел,
смотрел, а потом говорит: Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни
«сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!
Интересный рассказ?
Какое слово не могли выговорить дети? ( шишки) – картинка на доску.
А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам?
Назовите его.
Вы наверное уже догадались какая тема урока.
Звук [ш] и буква, которая его обозначает.
Дорожка знаний.
У вас на столе лежат дорожки знаний, отметьте точкой, где вы сейчас находитесь.
Цели урока.
Узнаем:
характеристику звука
какой буквой обозначается
как пишется эта буква
Научимся:
читать слоги и слова с новой буквой
писать эту букву
Кто или что поможет нам достичь наших целей?
IV. Тема урока.
1. Слогозвуковой анализ слова. Характеристика звука.
ШИШКИ Сколько в слове слогов?
На какой слог падает ударение?
Назовите первый слог. Какой первый звук вы слышите?
Дайте ему характеристику.( согласный, глухой, твердый)
Какой третий звук слышите? Дайте характеристику.
2. Постановка проблемы.
Звук [ш] не простой, а с секретом.
И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание:
Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не
любыми, а только теми, в названиях которых есть звук [ш].
Отгадать загадки:
С неба падают зимою
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки
Белые снежинки.
Повесим игрушку на ёлочку? Почему нет? (звонкий согласный Ж )
Растут они на ёлке,
Но это не иголки. (шишки)
Повесим? Почему да? (глухой согласный звук Ш )
Ветки ёлки шелестят,
Бусы яркие блестят
И качаются игрушки
Флаги, звёздочки, хлопушки
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (заяц)
Висят на ёлке нити пёстрой мишуры
И разноцветные шары.
Ещё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех
словах?
Произнесите медленно:
ШШИШКИ
ШШАРЫ
ХЛОПУШШКИ Какой звук [ш] во всех словах твёрдый или мягкий?
Может быть, случайно так получилось что звук [ш] твёрдый?
Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук [ш] произносился бы мягко.
Получилось?
Значит какой вывод можно сделать? ( Он всегда твердый)
Вот вы и открыли секрет согласного звука[ш] !ТВЁРДЫЙ.
Какой цели мы достигли?
3.Работа с буквами
А может кто знает, как обозначается на письме звук [ш]?
На письме звук [ш] обозначается буквами Ш , ш (ша)карточка
Посмотри на букву Ша
Буква очень хороша.
На что похожа буква?
Почему буквы Ш две?
Где используем заглавную букву?
Куда поселим?
Какой цели мы достигли?
Так как звучит полностью тема нашего урока?( « Звук [ш] и буквы Ш, ш».
Какие цели мы еще не достигли?
4.Чтение слогов и слов с буквой Ш.
ША ШО ШИ ШУ ШЕ
Дополните до слова.
мишка Шура
кошка Гриша
Что общего в каждой паре слов?( животные, имена)
Почему слова второго столбика начинаются с заглавной буквы?
Что учимся делать сейчас?
широко
тишина
спешит
Ребята, прочитайте слова.!!!!!!!!!!
Теперь прослушайте еще раз эти слова. (читает учитель)
Назовите слог, в котором есть новый звук.
Какой звук слышим после звука [ш]? ( [ы] )
А какая буква написана после буквы Ш?
Что интересного заметили? ( пишем И, слышим Ы)
Давайте узнаем почему так происходит заглянув в учебник на стр. 17 и прочитаем правило. Чтение правила на стр. 17.
5. Физминутка.
6.Работа в парах.
Машина, кувшин, камыши, часы, чайник, книга. ШИ
Соедините слог с картинками, в названии которых он есть.
( У нас было задание найти слова со слогом ШИ. Мы нашли слова: машина, кувшин,
камыши.
Мы справились с заданием…..)
А на какое еще правило встретились слова?
Стр. 16.
7. Работа по учебнику.
Прочитайте пословицу. Что она обозначает?
Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, кто изображен на рисунке? Почему?
Как называется инструмент царицы? ( смычковый старинный)
Из какой сказки иллюстрация? ( Сказка о золотом петушке)
Найдите слова, в которых слышим звук [ш]. Назовите.
Найдите слова, в которых есть слог ШИ.
Прочитайте поговорки и объясните их смысл.
Стр.17.
Чтение текста.
Как можно озаглавить текст?
Какое было время года?
Какие были деньки?
Куда пошли дети?
Что увидели ребята в осеннем лесу?
Что они собирали?
Какой цели мы достигли?
Стр.18.
Рассмотрите рисунки. Что изображено?
Как называются плоды сосны и ели? А рябины?
А теперь давайте прочитаем стихотворение « Петушки» В. Берестова.
Найдите слова со слогом ШИ. Назовите их.
V. Итог.
Какая сегодня была тема урока?
Какие цели ставили?
Каких еще не достигли?
Когда и где будем их достигать? Дорожка знаний.
Вернемся к дорожке знаний, отметьте где вы сейчас находитесь.
Давайте оценим свою работу на уроке, украсив нашу елочку. Если вы не испытывали
трудностей, это
будет красный шар, если затруднялись – синий, если было трудно – зеленый.
Урок по литературному чтению на тему "Звук [ш], буквы Ш, ш.
Урок по литературному чтению на тему "Звук [ш], буквы Ш, ш.
Урок по литературному чтению на тему "Звук [ш], буквы Ш, ш.
Урок по литературному чтению на тему "Звук [ш], буквы Ш, ш.
Урок по литературному чтению на тему "Звук [ш], буквы Ш, ш.
Урок по литературному чтению на тему "Звук [ш], буквы Ш, ш.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.