УРОК МУЗЫКИ 5 класс (по ФГОС. С использованием кейс-метода)
Небесное и земное в звуках и красках.
Учитель: Здравствуйте ребята!
Ученики Здра - вствуй –те!
Учитель: Как ваше настроение ?
Ученики: О-чень хо-ро-шо.
Учитель: Готовы заниматься?
Ученики : Да-да-да
Учитель: Мы будем все стараться?
Ученики : Так же как все-гда.
Мне очень приятно что вместе с вами мы сегодня отправимся в удивительный мир- мир музыки. Я уверена нас ждут новые открытия и знакомства.
Урок начинается с музыки Рахманинова Концерт 3
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Я не случайно начала наш урок со стихотворения М.Ю Лермонтова «Молитва»
Т.К сегодня мы с вами будем говорить о прекрасных и возвышенных понятиях, о вечных и незыблемых темах в искусстве:
А что это за вечные темы в искусстве?
Ответы детей
жизнь, любовь к Родине, материнство, вера.
Очень часто слушая музыкальные произведения, всякий раз мы представляем зримые образы, рисуем в нашем воображении представляемые картины. В тоже время мы встречаем множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей, исходя из этого, мы можем сделать вывод, что музыку и живопись едины.
Ребята посмотрите на картину Илья Семёнович Остроухова «Сиверко» (Третьяковка. Передвижник. прохладный северный ветер)
Величественная река, которая бежит куда-то вдаль небо с низкими хмурыми тучами левый песчаный пологий берег и правый берег –обрыв. Низко над рекой парят две одинокие чайки. А вдали тёмный лес.
Эта картина вызывает смешанные чувства:
с одной стороны — тревога, ожидание перемен, состояние поиска, которые появляются
за счёт тёмных тонов и мрачности.
С другой стороны, возникает чувство восхищения
— нельзя не любоваться бескрайними просторами русской природы: её могуществом,
широтой, силой и суровостью. Сюжет картины часто сравнивают с жизнью человека,
порой тяжёлая, безжалостная, но в то же время данная нам на добрые дела во
благо близких, общества, Родины
1.
Открывают папки 1.
Давайте сейчас вместе с вами охарактеризуем картину «Сиверко»
И.С.
Остроухов «Сиверко»
Образ (что изображено) _____________________________
Тон (светлый, тёмный) ______________________________
Колорит (тёмный светлый) __________________________
Настроение (восторг грусть, радость, задумчивость, целеустремлённость, отчаяние…)
_______________________________________________________________________
А сейчас давайте обратимся к музыкальному произведению
Слушаем фрагмент произведение Рахманинова концерт 3 (Денис Мацуев) (Задание что представляем: Какой образ? Сюжет?)
Ученики отвечают:
С.В. Рахманинов «Концерт № 3»
Образ _______________________________________________
Лад (мажор, минор) ___________________________________
Ритм (плавный, отрывистый) ___________________________
Темп (быстрый, медленный, умеренный) __________________
Динамика (громко, не очень громко, очень громко, тихо. Не очень тихо , очень тихо)
________________________________________________________
Образ человека, который неразрывно связан с родным домом, неземной красотой природы
«От тяжёлых дум к радости бытия»
Концерт состоит из трех частей:
1. Allegro ma non tanto (ре-минор)
2. Intermezzo: Adagio (фа-диез минор — ре-бемоль мажор)
3. Finale: Alla breve (ре-минор — ре-мажор)
В Ивановке Рахманинов освобождался от той напряженности, к которой обязывала его жизнь в столице. Он становился там более открытым. Почти все написанное Рахманиновым в последние 17 лет жизни в России прошло через Ивановку. В Ивановке С.В. Рахманинов работал над симфоническими пьесами «Утес», «Остров мертвых», «Цыганское каприччио», над Первой и Второй симфониями, операми «Монна Ванна», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», «Литургией Святого Иоанна Златоуста», поэмой «Колокола», Первым, Вторым, Третьим, Четвертым концертами для фортепиано с оркестром. В Ивановке Сергей Васильевич написал 24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 49 романсов.
Тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так „написалось"!.. Я хотел „спеть" мелодию на фортепиано, как ее поют певцы.
Поэтому главная черта концерта Рахманинова это песенность.
Песенность - напевность, мелодичность. 2.
А как вы думаете Почему тему концерта Рахманинова сравнивают с церковным искусством?
(обращение к возвышенному (небесному), вызывает у человека (слушателя) мысли о прекрасном -вечном)
Ответы детей
Папка 2 (информация)
|
2 |
|
3 |
|
|
|
||||||||||
и |
з |
6 |
||||||||||||||
к |
н |
|
4 |
|
5 |
|
п |
|||||||||
о |
а |
у |
к |
е |
||||||||||||
1. |
з |
н |
а |
м |
е |
н |
н |
ы |
й |
|
р |
а |
с |
п |
е |
в |
|
а |
|
я |
|
и |
|
ю |
|
н |
|
||||||
|
с |
к |
о |
|||||||||||||
|
7 |
м |
о |
л |
и |
т |
в |
а |
п |
|||||||
|
н |
|
е |
|||||||||||||
|
н |
|||||||||||||||
и |
||||||||||||||||
е |
||||||||||||||||
1. Основной вид древнерусского церковного пения.
2. Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
3. Знак-это название происходит от старославянского слова… Какого?
4. Напевы, которые звучат одноголосно.
5. Как назывались знаки которыми без линеек записывались напевы (но не знамена)
6. Слушание чего вызывало у человека мысли о прекрасном
7. Обращение человеческой души к богу
Проверяем.
Выводим на экран кроссворд с ответами
А сейчас мы с вами послушаем знаменный распев.
Скажите ребята о ком это произведение?
Ответ детей – О БОГОРОДИЦЕ
Две тысячи лет назад, во времена правления римского императора Августа, Назарет был маленьким селением. В одном из белых домиков, похожем на те, что сейчас разбросаны по Назаретским склонам, жила юная гамелеянка по имени Мария. Родители Марии умерли рано. В три года девочку отдали в Иерусалимский храм. Мария растет и воспитывается в храме, служа его святыням, и занимаясь рукоделием. Достигнув совершеннолетия, она уже не может оставаться в Храме. Поэтому ей подыскивают опекуна - известного своей праведной жизнью старца - плотника Иосифа. Пока он готовился принять Марию в свой дом, она проводила дни в тишине за работой, в молитве и чтении священного писания. Сердце Ее всегда обращено к небесному Отцу. Однажды Мария сидела погруженная в глубокие размышления, перед ней лежала книга пророка Исайя, где говорилось о рождении Мессии.
Мария: Кто бы не была эта счастливая женщина, которой суждено стать Его Матерью, Я готова быть у Нее последней из служанок.
Рассказчик: Внезапно бедная женщина озарилась ослепительным светом и Мария услышала голос небесного вестника - Ангела.
Ангел: Радуйся Благодатная! Господь с Тобой! Благословенная Ты между женами!
Рассказчик: В трепете страхе Мария Молчала.
Ангел: Не бойся Мария!
Ибо ты обрела благодать у Бога!
Ты родишь Сына и наречешь Его Иисус!
Он будет великим и Сыном Всевышнего назван!»
И Царству Его не будет конца!
Рассказчик: Смутилась Пречистая. Ведь Она не имела мужа и не хотела принадлежать никому, кроме Бога, но Вестник сказал Ей, что чудесное дитя, которое родится у нее, не будет иметь земного отца в знак того, что явление Его и есть пришествие сына Божья.
Учитель: Этот великий день в жизни Девы Марии и в истории всего мира церковь вспоминает как праздник Благовещения.
Рассказчик: В то время император Август приказал провести перепись населения в стране. Люди, покинувшие родные города обязаны были явиться в них, чтобы отметиться в списках. Иосиф родился в Вифлееме, поэтому должен был идти в этот город. Марию он взял с собой. В город по случаю переписи стеклось много народа, все гостиницы были полны, и усталым путникам не нашлось места.
Тем временем пришел час Марии родить ребенка. Тогда один человек сжалился над молодой женщиной и предложил Ей и Иосифу остаться в пещере, куда он загонял овец и коз.
Эта было самая великая ночь в истории рода человеческого.
Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, композиторы, поэты. Недаром среди многих обращений к Богородице «Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна»
Картина Рафаэля Мадонна
- Известный итальянский художник Рафаэль Санти жил и писал свои картины боле 500 лет назад. Почему же до нашего времени люди не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем не руках.
Сикстинская Мадонна – самое известное произведение Рафаэля.
Как вы думаете, это икона или живописное полотно?
Это картина, может находится в церкви.
Расскажите, что вы видите?
Какие чувства вложил художник в эту картину?
В фигуре мадонны есть и величие и простота, обратите внимание на босые ноги! Она идёт навстречу людям. Вот как описывает лицо Мадонны В. Жуковский. Страница 87.
Назовите слова из текста наиболее полно передающие настроение картины.
- Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования его, которое передает художник?
Давайте вслушаемся в звучание музыки австрийского композитора Ф. Шуберта!
4.
И.-С Бах, Дж. Каччини, Ф Шуберт «Аве Мария»
Какие чувства передаёт эта музыка?
Записывают в папка 3 (характер мелодии)
Общее ищут. Скажите ребята музыка и картина схожи? Плавные линии - ритм Дирижируют. (легато).
А сейчас давайте с вами посмотрим на нотный рисунок (стр 89) . Пропеть.
В нашем русском иконописном искусстве тоже есть множество прекрасных произведений . Дева Мария –самый почитаемый и любимый образ на Руси. Русские люди обращались к ней за помощью в самые трудные и грозные времена для нашего государства. Даже во время Великой Отечественной войны, когда немецкие полчища стояли практически в одном шаге от Москвы и рассматривали купола кремлёвских соборов в бинокли, был совершён облёт вокруг столицы на самолёте с иконой Казанской Божьей Матери.
Давайте посмотрим с вами иконы с образами Богоматери. (нежные, трепетные, чистые, благородные).
Под музыку слайд шоу.
Скажите ребята вам понравились эти образы?
Образ богоматери – это неземная красота и неземная любовь к своему младенцев. И мы видим что эту красоту воспевали художники, композиторы, поэты, скульпторы
Папка 4
Красота родной природы
Образ Богоматери.
Церковные песнопения
Небесное и земное в звуках и красках
1 подтема
2 подтема
3 подтема
Тема урока:
Д . з папка 5
Рисунок «Неземная красота»
Рефлексия (дерево эмоций)
№1
И.С. Остроухов «Сиверко»
Образ (что изображено) _____________________________
Тон (светлый, тёмный) ______________________________
Колорит (тёмный светлый) __________________________
Настроение (восторг грусть, радость, задумчивость, целеустремлённость, отчаяние…)
_______________________________________________________________________
С.В. Рахманинов «Концерт № 3»
Образ _______________________________________________
Лад (мажор, минор) ___________________________________
Ритм (плавный, отрывистый) ___________________________
Темп (быстрый, медленный, умеренный) __________________
Динамика (громко, не очень громко, очень громко, тихо. Не очень тихо , очень тихо)
________________________________________________________
№2
|
2 |
|
3 |
|
|
|
||||||||||
|
|
6 |
||||||||||||||
|
|
|
4 |
|
5 |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|||||||||||||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
8. Основной вид древнерусского церковного пения.
9. Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
10. Знак-это название происходит от старославянского слова… Какого?
11. Напевы, которые звучат одноголосно.
12. Как назывались знаки которыми без линеек записывались напевы (но не знамена)
13. Слушание чего вызывало у человека мысли о прекрасном
14. Обращение человеческой души к богу
Материал для кейса (поиск ответов для кроссворда)
№ 3
И.-С Бах «Ave Maria» |
Дж. Каччини «Ave Maria» |
Ф Шуберт «Ave Maria» |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
Ø |
№ 4
Тема: ______________________________________
Подтема: __________________________________
Подтема: __________________________________
Подтема:___________________________________
№ 5 «Неземная красота»
Рисунок ученика (цы) 5 класса ________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.