Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Оценка 4.8
Документация
docx
обществознание
10 кл—11 кл
17.02.2018
Цели:
Образовательная – рассмотреть особенности культуры как компонента духовной жизни общества;
Развивающая – формирование общих компетенций обучающихся: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные (логические), чтение, работа с текстом;
Воспитательная – формирование учебной мотивации у обучающихся; воспитание потребности в осознанном духовном развитии личности обучающихся.
Ожидаемые результаты: в результате работы на уроке обучающиеся смогут:
• Рассмотреть культурное многообразие современного общества;
• Знать основные черты таких форм культуры как массовая, элитарная, народная, экранная;
• Научиться определять к какому типу культуры относятся определённые культурные продукты;
• Работать в парах;
• Выступать публично;
• Анализировать и систематизировать изучаемый материал;
• Оценивать свою деятельность на уроке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Культура и духовная жизнь общества.docx
Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Цели:
Образовательная – рассмотреть особенности культуры как компонента духовной жизни общества;
Развивающая – формирование общих компетенций обучающихся: личностные, регулятивные,
коммуникативные, познавательные (логические), чтение, работа с текстом;
Воспитательная – формирование учебной мотивации у обучающихся; воспитание потребности в
осознанном духовном развитии личности обучающихся.
Ожидаемые результаты: в результате работы на уроке обучающиеся смогут:
Рассмотреть культурное многообразие современного общества;
Научиться определять к какому типу культуры относятся определённые культурные
Знать основные черты таких форм культуры как массовая, элитарная, народная, экранная;
продукты;
Работать в парах;
Выступать публично;
Анализировать и систематизировать изучаемый материал;
Оценивать свою деятельность на уроке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
Оргмомент. Сообщение темы целей урока.
Мотивация учебной деятельности:
I.
II.
1) Ваше мнение: что такое культура?
2) Работа с учебником (толкование термина стр. 80 верхний абзац)
найдите информацию и на её основе сформулируйте определение термина «культура»;
проговаривание определения
запись в тетрадь.
3) Где начинается культура? (работа с учебником, стр. 79 о муравьях и людях)
4) Рефлексия: так где начинается культура?
5) А что такое духовная жизнь личности? Духовный мир? (работа с учебником, стр. 79, 3 абзац
сверху)
6) Обобщение – слово учителя: итак, мы определились с понятием «культура», «духовная жизнь»,
а теперь скажите:
может ли человек не иметь собственного духовного мира?
нужна ли обществу культура?
III.
Изучение нового материала.
«Зачем нужна культура?»
1. Функции культуры (работа с учебником стр. 8182), записать в тетрадь (Функция
приспособления к окружающей среде, функция накопления, передачи и хранения культурных
ценностей; функция целеполагания и регулирования жизни общества функция социализации,
коммуникативная функция)
2. Эвристическая беседа: Как вы считаете, все ли люди стоят на одном культурном уровне?
1)
2) У каждого ли одинаковые понятия о культуре?
3) У граждан разных социальных слоёв одна культура?
4) Человек на разных стадиях социализации имеет один и тот же уровень культуры?
3. Обобщение (учитель): мы можем сделать вывод о многообразии культуры, о том, что
существуют разновидности культуры. Мы подробнее остановимся на таких разновидностях:
народная культура, массовая культура, элитарная культура и экранная культура.
4. Изучение нового материала: анализ таблицы, подготовленной преподавателем.
Таблица «Формы культуры»
Массовая
Представителями
шоубизнеса, то
есть она является
авторской.
Народная
Коллективным
автором –
народом.
Анонимными
творцами
Экранная
Программистами,
т.е.
профессионалами
в компьютерных
технологиях.
Представителями
шоубизнеса, то
есть она является
авторской.
Коллективным
автором –
народом.
Анонимными
творцами
Программистами,
т.е.
профессионалами
в компьютерных
технологиях.
Понятны
представителям
всех социальных
слоёв, обладают
меньшей
художественной
ценностью,
,удовлетворяют
сиюминутные
запросы людей,
отражают новые
события.
Самая широкая
аудитория
Большая часть
образов
понятна и
доступна
широкому
кругу
потребителей, в
основном не
требует
значительных
усилий для их
понимания.
широкая
аудитория
Уровень идей и
образов
разнообразен, но
находится в
зависимости от
уровня
технических
достижений
компьютерных
технологий.
Рассчитана на
массового
пользователя
Формы культуры
Элитарная
Привилегированной с
точки зрения
образованности частью
общества талантливыми
профессиональными
творцами«художникам
и»
Привилегированной с
точки зрения
образованности частью
общества,
талантливыми
профессиональными
творцами«художникам
и»
Очень сложные, несут
отпечаток идей автора.
Они на десятилетия
опережает уровень
восприятия
среднееобразованного
человека.
Высокообразованная
часть общества. Чем
выше уровень
образования общества,
тем шире круг её
потребителей и
поклонников.
Не преследует явных
коммерческих целей
Линия
сравнения
Кем
создаётся?
Кем
создаётся?
Уровень
идей и
художествен
ных образов,
произведени
й этой
формы
культуры.
Круг
потребителе
й
(аудитория)
Ориентация
на
коммерческ
ий успех
Рассчитана на
коммерческий
успех, тесно
связана с рекламой
Имеет
глубинные
корни.
Рассчитана на
коммерческий
успех., тесно
связана с
рекламой
С
Когда
Термины «элитарное» и «массовое»
Имеет появилась?
искусство сформировалось в эстетике на
рубеже XVIII – XIX веков.
глубинные
корни.
Рассматривалась в
работах философов
Шопенгауэра, Ницше,
ОртегииГассета.
Имеет глубинные
истоки в античности
Часть социологов
связывает её
появление с
утверждением
индустриального
общества, часть с
сер. XX в., когда в
ряде стран
утвердилось
общество
массового
потребления.
Примеры
продуктов и
жанров.
распространением
персональных
компьютеров, с
70х годов XX
века.
Компьютерные
игры, обучающие
компьютерные
программы с
эффектами
анимации.
5. Проверка усвоения изученного материала.
5.1.
Работа в парах (каждая пара получает перечень продуктов культуры и культурных
жанров). Задание: с помощью таблицы «Формы культуры»:
Определить и назвать к какой форме культуры относятся примеры продуктов культуры,
которые обозначены в карточке:
Карточка 1
Русские народные сказки
Народные песни, в том числе и застольные («Ой, мороз, мороз, не морозь меня…»)
Анекдоты про Вовочку
Советы народной медицины (например пить чай с мёдом при простуде)
Карточка 2
Телевизионные проекты «Голос», «Битва хоров», «Ледниковый период»
Токшоу «Пусть говорят»
Развлекательные программы «Две звезды», «Минута славы»
Карточка 3
Сонет Шекспира (текст) (приложение 1).
Репродукция картины М. Шагала «Адам и Ева» (приложение 2)
Репродукция картины С. Дали «Тлеющий осёл» (приложение 3)
5.2. Анализ. Озвучивание принятых решений обучающимися
6. Анализ таблицы «Общие черты различных форм культуры». Цель: сопоставить и выявить
общие черты различных форм культуры.
Общие черты массовой и народной культуры:
Рассчитаны на широкую аудиторию Образы, в основном, понятны и доступны широкой аудитории
Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием
Общие черты народной и элитарной культуры:
Не преследует коммерческих целей
Возникли раньше, чем массовая и экранная формы культуры
Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием
Общие черты массовой и экранной культуры:
наиболее молодые явления культуры
ориентированы на коммерческий успех, рекламу
образы не отличаются высокой художественной ценностью
доступны для усвоения представителям всех социальных слоёв
7. Вывод: 1) связаны ли между собой различные формы культуры
2) Ваше мнение: взаимодействуют ли между собой различные формы культуры?
Учитель: таким образом, мы осознали, что различные формы культуры связаны друг с другом.
О диалоге культур, об общекультурных процессах в стране мы поговорим на следующем уроке.
Рефлексия.
IV.
1) Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке;
2) Соотносят цель и результат деятельности.
V.
1. Просмотреть кинофильм и проанализировать его с помощью таблицы «Формы культуры»
2. Попросите коголибо из пожилых людей рассказать о том, как проходили раньше народные
Домашнее задание.
праздники, гулянья. Запомните. Проанализируйте с помощью таблицы.
VI.
Релаксация. Прослушивание «Лунной сонаты» Бетховена, как формы элитарной культуры
(приложение 4). Приложение 1
Сонет У. Шекспира
Уж если ты разлюбишь, так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не нанеси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром – утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее.
Что нет невзгод, а есть одна беда –
Твоей любви лишится навсегда.
Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.