Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Оценка 4.8

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Оценка 4.8
Документация
docx
обществознание
10 кл—11 кл
17.02.2018
Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Цели: Образовательная – рассмотреть особенности культуры как компонента духовной жизни общества; Развивающая – формирование общих компетенций обучающихся: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные (логические), чтение, работа с текстом; Воспитательная – формирование учебной мотивации у обучающихся; воспитание потребности в осознанном духовном развитии личности обучающихся. Ожидаемые результаты: в результате работы на уроке обучающиеся смогут: • Рассмотреть культурное многообразие современного общества; • Знать основные черты таких форм культуры как массовая, элитарная, народная, экранная; • Научиться определять к какому типу культуры относятся определённые культурные продукты; • Работать в парах; • Выступать публично; • Анализировать и систематизировать изучаемый материал; • Оценивать свою деятельность на уроке. Тип урока: урок изучения нового материала.
Культура и духовная жизнь общества.docx
Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества» Цели:  Образовательная – рассмотреть особенности культуры как компонента духовной жизни общества; Развивающая – формирование общих компетенций обучающихся: личностные, регулятивные,  коммуникативные, познавательные (логические), чтение, работа с текстом; Воспитательная – формирование учебной мотивации у обучающихся; воспитание потребности в  осознанном духовном развитии личности обучающихся. Ожидаемые результаты: в результате работы на уроке обучающиеся смогут:  Рассмотреть культурное многообразие современного общества;   Научиться определять к какому типу культуры относятся определённые культурные  Знать основные черты таких форм культуры как массовая, элитарная, народная, экранная; продукты;  Работать в парах;  Выступать публично;  Анализировать и систематизировать изучаемый материал;  Оценивать свою деятельность на уроке. Тип урока: урок изучения нового материала. Ход урока: Оргмомент. Сообщение темы целей урока. Мотивация учебной деятельности: I. II. 1) Ваше мнение: что такое культура? 2) Работа с учебником (толкование термина стр. 80 верхний абзац) ­ найдите информацию и на её основе сформулируйте определение термина «культура»; ­ проговаривание определения ­ запись в тетрадь. 3) Где начинается культура? (работа с учебником, стр. 79 о муравьях и людях) 4) Рефлексия: так где начинается культура? 5) А что такое духовная жизнь личности? Духовный мир? (работа с учебником, стр. 79, 3 абзац  сверху) 6) Обобщение – слово учителя: итак, мы определились с понятием «культура», «духовная жизнь», а теперь скажите: ­ может ли человек не иметь собственного духовного мира? ­ нужна ли обществу культура? III. Изучение нового материала. «Зачем нужна культура?» 1. Функции культуры (работа с учебником стр. 81­82), записать в тетрадь (Функция  приспособления к окружающей среде, функция накопления, передачи и хранения культурных  ценностей; функция целеполагания и регулирования жизни общества функция социализации,  коммуникативная функция) 2. Эвристическая беседа: Как вы считаете, все ли люди стоят на одном культурном уровне? 1) 2) У каждого ли одинаковые понятия о культуре? 3) У граждан разных социальных слоёв одна культура? 4) Человек на разных стадиях социализации имеет один и тот же уровень культуры? 3. Обобщение (учитель): мы можем сделать вывод  о многообразии культуры, о том, что  существуют разновидности культуры. Мы подробнее остановимся на таких разновидностях:  народная культура, массовая культура, элитарная культура и экранная культура. 4. Изучение нового материала: анализ таблицы, подготовленной преподавателем. Таблица «Формы культуры» Массовая  Представителями шоу­бизнеса, то есть она является авторской. Народная  Коллективным  автором –  народом.  Анонимными  творцами Экранная  Программистами,  т.е.  профессионалами  в компьютерных  технологиях. Представителями  шоу­бизнеса, то  есть она является  авторской.  Коллективным  автором –  народом.  Анонимными  творцами Программистами,  т.е.  профессионалами  в компьютерных  технологиях. Понятны  представителям  всех социальных  слоёв, обладают  меньшей  художественной  ценностью,  ,удовлетворяют  сиюминутные  запросы людей,  отражают новые  события.  Самая широкая  аудитория Большая часть  образов  понятна и  доступна  широкому  кругу  потребителей, в основном не  требует  значительных  усилий для их  понимания.  широкая  аудитория Уровень идей и  образов  разнообразен, но  находится в  зависимости от  уровня  технических  достижений  компьютерных  технологий. Рассчитана на  массового  пользователя  Формы культуры Элитарная  Привилегированной с точки зрения образованности частью общества талантливыми профессиональными творцами­«художникам и» Привилегированной с  точки зрения  образованности частью  общества,  талантливыми  профессиональными  творцами­«художникам и»  Очень сложные, несут  отпечаток идей автора.  Они на десятилетия  опережает уровень  восприятия  среднееобразованного  человека. Высокообразованная  часть общества. Чем  выше уровень  образования общества,  тем шире круг её  потребителей и  поклонников. Не преследует явных  коммерческих целей Линия сравнения Кем создаётся? Кем  создаётся? Уровень  идей и  художествен ных образов, произведени й этой  формы  культуры.  Круг  потребителе й (аудитория) Ориентация  на  коммерческ ий успех Рассчитана на  коммерческий  успех, тесно  связана с рекламой Имеет  глубинные  корни.  Рассчитана на  коммерческий  успех., тесно  связана с  рекламой С  Когда  Термины «элитарное» и «массовое»  Имеет появилась?  искусство сформировалось в эстетике на  рубеже XVIII – XIX веков. глубинные  корни.  Рассматривалась в  работах философов  Шопенгауэра, Ницше,  Ортеги­и­Гассета. Имеет глубинные  истоки в античности Часть социологов  связывает её  появление с  утверждением  индустриального  общества, часть ­ с  сер. XX в., когда в  ряде стран  утвердилось  общество  массового  потребления.  Примеры  продуктов и жанров. распространением персональных  компьютеров, с  70­х годов XX  века.  Компьютерные  игры, обучающие  компьютерные  программы с  эффектами  анимации.  5. Проверка усвоения изученного материала. 5.1. Работа в парах (каждая пара получает перечень продуктов культуры и культурных  жанров). Задание: с помощью таблицы «Формы культуры»: Определить и назвать к какой форме культуры относятся примеры продуктов культуры,  которые обозначены в карточке: Карточка 1  Русские народные сказки  Народные песни, в том числе и застольные («Ой, мороз, мороз, не морозь меня…»)  Анекдоты про Вовочку  Советы народной медицины (например пить чай с мёдом при простуде) Карточка 2  Телевизионные проекты «Голос», «Битва хоров», «Ледниковый период»  Ток­шоу «Пусть говорят»  Развлекательные программы «Две звезды», «Минута славы» Карточка 3  Сонет Шекспира (текст) (приложение 1).  Репродукция картины М. Шагала «Адам и Ева» (приложение 2)  Репродукция картины С. Дали «Тлеющий осёл» (приложение 3) 5.2. Анализ. Озвучивание принятых решений обучающимися 6. Анализ таблицы «Общие черты различных форм культуры». Цель: сопоставить и выявить  общие черты различных форм культуры. Общие черты массовой и народной культуры:  Рассчитаны на широкую аудиторию  Образы, в основном, понятны и доступны широкой аудитории  Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием Общие черты народной и элитарной культуры:  Не преследует коммерческих целей  Возникли раньше, чем массовая и экранная формы культуры  Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием Общие черты массовой и экранной культуры:     наиболее молодые явления культуры  ориентированы на коммерческий успех, рекламу  образы не отличаются высокой художественной ценностью доступны для усвоения представителям всех социальных слоёв 7. Вывод: 1) связаны ли между собой различные формы культуры 2) Ваше мнение: взаимодействуют ли между собой различные формы культуры? Учитель: таким образом, мы осознали, что различные формы культуры связаны друг с другом.  О диалоге культур, об общекультурных процессах в стране мы поговорим на следующем уроке. Рефлексия.  IV. 1) Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке; 2) Соотносят цель и результат деятельности. V. 1. Просмотреть кинофильм и проанализировать его с помощью таблицы «Формы культуры» 2. Попросите кого­либо из пожилых людей рассказать о том, как проходили раньше народные  Домашнее задание. праздники, гулянья. Запомните. Проанализируйте с помощью таблицы. VI. Релаксация. Прослушивание «Лунной сонаты» Бетховена, как формы элитарной культуры  (приложение 4). Приложение 1 Сонет У. Шекспира Уж если ты разлюбишь, ­ так теперь,  Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь,  Но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь,  Не нанеси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром – утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг,  Когда от мелких бед я ослабею. Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,  Что это горе всех невзгод больнее. Что нет невзгод, а есть одна беда –  Твоей любви лишится навсегда.

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018