Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 4 классе на тему: « Водоёмы Самарской области и их охрана»
Тип урока: комбинированный в цикле – урок усвоения новых знаний
УМК «Перспективная начальная школа» (научный руководитель- Н.А.Чуракова)
Цель урока: формирование познавательного интереса к достопримечательностям родного края и бережного отношения к природе, формирование представления учащихся о водоёмах нашего края и мерах по их охране.
Задачи:
1. Показать красоту окружающего мира водоёмов и их значимость в жизни человека
2. Формировать информационно-коммуникативные компетенции.
3. Продолжать работу по формированию бережного отношения к природе.
Форма организации урока: аудиторное.
Оборудование: пособие «Атлас Самарской области», лупы, схемы- карточки с опорными словами и заданиями, дополнительные тексты для работы по теме исследования, физическая карта России, Самарской области,контурная карта Самарской области;презентация «Водоёмы нашего края и их охрана»; раздаточный материал:физическая карта России;физическая карта Самарской области;таблица классификации водоёмов;схема «Составные части реки»;сигнальные карточки;компьютер;мультимедийный проектор
Образовательные ресурсы: Учебник «Окружающий мир»,4 кл.,ч.2 авторы О.Н.Федотова,Г.В.Трафимова,С.А.Трафимов,интернет сайты
Планируемые результаты образования.
Метапредметные ( критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
Регулятивные УУД:
Научится:
1. Принимать ,сохранять учебную задачу и стараться её выполнить
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
4. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Получит возможность научиться:
3. Оценивать свои достижения на занятии.
Познавательные УУД:
Научится:
Получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
Научится:
Получит возможность научиться:
2. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критик ) .
Планируемые результаты урока:
Ученик научится:
1. Работать с учебным текстом, картами; получат представления о бассейнах рек Самарской области; о значении воды для здоровья и жизни человека.
2.Называть причины и особенности охраны водоёмов области
Ученик получит возможность научиться
1. Пробовать себя в роли художника-иллюстратора и гида-эколога
2. Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У ученика будут сформированы:
1.учебно – познавательный интерес к изучению достопримечательностей родного края;
2.опыт анализа информационных объектов (например: атлас);
3.чувство гордости за удивительные памятники природы родного края;
4.умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы.
У ученика будут сформированы:
№ |
Этапы |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.
2.
3
4
5
6.
7.
8.
9
10
11
12 |
Организационный момент. Мотивация. Слайд 1,2
Актуализация и обобщение знаний Слайд 3,4,5
Постановка цели и задач Слайд 6
Планирование работы Слайд 7
Этап актуализации пробного учебного действия
Слайд 8
Изучение нового материала
Слайд9
Самостоятельная работа учащихся.Поиск нужной информации
Слайд 10
Самостоятельная работа учащихся в группе.Поиск нужной информации и нанесение её на контурную карту Самарской области
Этап включения в систему знаний и повторения Слайд11
Подведение итогов работы групп
Рефлексия
Итог занятия Слайд 12
Слайд 13,14,15
|
Организовать деятельность детей, мотивировать на работу
Актуализировать знания детей, полученные на предыдущем занятии, нацелить их на дальнейшее изучение материала
Сформулировать цель занятия
Определить задачи занятия и этапы работы
Склассифицировать водоёмы по видам:естественные и искусственные; вспомнить составные части реки
Учить самостоятельно работать с текстом, находить основную и необходимую информацию
Учить работать с атласом, находить и выделять нужную информацию.
Учить детей работать с контурной картой и составлять список водоёмов своего участка
Учить строить устные высказывания на основе полученной информации.Учить детей выполнять роли гида-эколога и художника-иллюстратора для создания экологического знака.
Учить выделять главное в своём выступлении, логично строить свой рассказ и уметь его анализировать Учить делать выводы. Учить сохранять в памяти цель занятия.
Учить принимать и сохранять учебную задачу
|
На слайдах картины природы (фото) Самарского края. У- Наш урок мне хочется начать словами: Г.Гейне «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю». У.- О чём говорится в этом стихотворении? (О любви к своей малой родине). У – Как вы думаете любить свой родной край нужно обязательно?Почему?(Каждый уголок природы красив по-своему и по-своему уникален) У – Нашу Самарскую область есть за что любить? (Да,хотя бы за что, что она наша родина) У - Дети, давайте проверим наши знания о Самарской области и проведём блиц- опрос? Блиц-опрос «Это должен знать каждый» Наша Родина Самарская область. Посмотрите на карту России. Вот она в виде сердца, поэтому ее иногда называют как? (сердцем России) 1.Какой город является нашим областным центром? (Cамара) 2. Где расположена Самарская область? (почти в центральной части Восточно-Европейской равнины) 3. В какой природной зоне? (На стыке лесостепной, степной природных зон). 4. С какими областями граничит Самарская область? Покажите на карте. ( Самарская область граничит с Саратовской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан и имеет небольшой участок границы с Казахстаном ). 5.Перечислите крупные города Самарской области. ( Кроме областного центра Самары в составе области еще 10 городов: Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Жигулевск, Кинель, Октябрьск, Похвистнево и Нефтегорск.). 6. Люди каких национальностей проживают в нашем крае? (Русские, татары, мордва, чуваши..) Русские — 85,6 % Татары — 4,1 %Чуваши — 2,7 % Мордва — 2,1 % Украинцы — 1,4 % Армяне — 0,7 %Казахи — 0,49 % Азербайджанцы — 0,44 % Узбеки — 0,35 %Белорусы — 0,29 % У- Ответы на эти вопросы, действительно, должен знать каждый уважающий себя и свою малую родину человек. Но как говорил Ю.К.Ефремов: И с гордостью скажу родному краю: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю» Вы согласны с этим утверждением? У-Вы догадались чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии? (Продолжим знакомиться с богатыми достопримечательностями и ресурсами нашего края) У-А вот конкретно о чём пойдёт речь
сегодня вы догадаетесь,
получив
сообщения о некоторых рекордах, занесённых в Книгу рекордов Гиннеса: Так о чём пойдёт речь? (о водоёмах) - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова: «река», «море»? У - Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? На доске открывается тема занятия. «Водоёмы Самарской области и их охрана» У.- Какую цель мы поставим? Вместе формулируют цель и задачи занятия.
Итак, цель нашего занятия: познакомиться с различными водоёмами Самарского края, выяснить особенности их месторасположения, причины и виды охранной деятельности человека.
У- Напишите, что бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться.( Учитель проходит по рядам, читая записи детей.)Приложение1 У- «Узнаю о…….. реке Волге и других реках Самарской области», «Получу сведения о….. её загрязнении или чистоте», «Подумаю, как помочь ……..моей реке», «Спланирую, чем я помогу ………..реке».
Составление таблицы классификации водоёмов У-Вспомните, какие водоёмы вы знаете и заполните таблицу( Естественные- океаны, моря, реки, озёра…Искусственные:Канал, водохранилище, пруд..) Приложение 2
Составление схемы составных частей реки У- Укажите на схеме составные части реки. С помощью красной стрелки покажите направление течения реки. Вспомните, как правильно определить течение реки?Приложение 3 У-Проверьте правильность выполненной работы своего соседа по экрану Река - водный поток, текущий в определенном направлении по руслу. - Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.) - А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.) - Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.) - А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)
. У- Давайте поработаем с текстом, который составлен на основе энциклопедии и лежит у вас на столах. Приложение 4 Вопросы на слайде 1. Какая информация является для вас неожиданной? 2. Что для тебя стало новым? 3. Выбери основную мысль текста. 4. Какая фраза является главной? 5. Полную ли вы получили информацию? 6. А где можно ее узнать? (Карта атласа). У- Мы живем на берегу реки Волги, самой длинной и полноводной реки нашей области.Ребята, как образуется большая река? ( Из ручейков )Речка течет на запад, поворачивает на юг. И вот река попадает в озеро. А из озера вытекают ручейки. Ручейки, впадающие в реку, питают ее. Она становится шире, полноводнее. Какие речушки впадают в Волгу в нашей местности? (Ответы детей.)Реки, которые впадают в Волгу и достигают длины до 100 метров, называются малыми. Нужны ли малые реки в природе?(Да, они питают большую реку, дают ей жизнь) Рассказ учителя по презентации:Самарская область хорошо обеспечена водными ресурсами. По территории Самарской области протекают большие и малые реки, часть из которых формируется за её пределами, часть на её территории и относится к рекам местного стока. Главной рекой области является река Волга, протяжённость которой по территории Самарской области составляет 340 км. Малых рек насчитывается 120, их общая протяжённость в пределах области составляет 4000 км. Судоходными являются лишь река Волга и река Самара в устье её впадения в реку Волга, куда заходят на зимнюю стоянку малые суда Самарского речного порта (теплоходы "Москва", "ПС", "Восход" и другие). Для Самарской области характерно слабое развитие речной сети, особенно для южных районов области.В гидрологическом отношении Самарская область делится на 4 основных района: Черемшанское Заволжье, Высокое Заволжье, Сыртовое Заволжье и Правобережье. У- Сегодня мы работаем в группах, их 6 .Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.. Бассейны рек и озёр Самарской обл.1 группа Правобережный район2группа.ЧеремшанскоеЗаволжье 3 группа. Высокое Заволжье4 группа. Сыртовое Заволжье расположено к югу от реки Самара и включает все южные реки: Чапаевку, Безенчук, Чагру и Большой Иргиз. . Куйбышевский обводнительно-оросительный канал ; 5 группа обозначит нам озёра-экологические памятники; 6 группа - искусственные водоёмы, деятельность человека Ожидаемые определения , выписанные детьми: Река - водный поток, текущий в определенном направлении по руслу. Озеро - природная впадина (озерная котловина) на поверхности суши, заполненная водой. Пруд - небольшой построенный водоем не более 1 кв. Километра. Пруды используют для выращивания рыбы и домашней птицы
Водохранилище - большой искусственный водоем с объёмом воды, превышающим один миллион кубических метров. Воду их используют для водоснабжения промышленных предприятий, для орошения земель, для энергетики. .
У.-Далее на занятии мы должны будем попробовать себя в роли художников-иллюстраторов для создания экологических знаков: 1 группа Создать знак экологической проблемы водоёма : 1)Загрязнение водоёмов фабриками, заводами, фермами.Как решить данную проблему запишите на цветных листочках?2 группа Создать знак экологической проблемы водоёма :2) Мытьё автомобилей в водоёмах. Как решить данную проблему запишите на цветных листочках?3группа Создать знак экологической проблемы водоёма :3) Мусор в водоёмах и берегах. Как решить данную проблему запишите на цветных листочках?4 группа Создать знак экологической проблемы водоёма 4)Неумеренное использование удобрений Как решить данную проблему запишите на цветных листочках?5 группа-Выпас скота рядом с водоёмами 6 группа- вырубка деревьев по берегам водоёма (задания высвечиваются на слайде) Учитель контролирует работу групп, оказывает помощь нуждающимся. У.- Итак, приступаем к работе. У.- Предоставляем слово юным гидам-экологам и художникам иллюстраторам. Для выступления можно воспользоваться составленной таблицей-сообщением как планом и попробовать презентовать свой экологический знак Выскажите своё мнение о прослушанных выступлениях. Если есть вопросы к выступающим, приготовьтесь задать их. Не забудьте о правилах вежливости. У.- Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете? (Проверить можно по листам, заполненным вначале занятия) - Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить? У.- Дополните предложения: Меня удивило на уроке? Я узнал(а) впервые? Меня беспокоит?Меня волнует (не волнует) будущее моего края, потому что …
. У-Благодаря малым рекам существуют крупнейшие реки страны и мира. Качество малых рек определяет чистоту и полноводность больших рек. Поработаем самостоятельно. Прочитай стихотворение и выполни задание. Плачет малая речонка. Одолел речонку страх. Стала тонкой-тонкой. Обмелела на глазах. ( В. Викторов.) У- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? На контурных картах цветом укажите состояние нашей реки по прослушенной информации. Голубой цвет – река не загрязнена. Синий цвет – река загрязнена мусором.Фиолетовый цвет – очень сильно загрязнена.(Инструкция высвечивается на слайде) У- Почему вы так оценили состояние нашей реки? Кто в этом виноват? (Человек) У-Как помочь нашей речке? Придумайте три дела, которые помогут реке: 1. __________. 2. ____________ . 3. _________ . . Появляется слайд Так нельзя:
А так можно: * мойте машины подальше от берега; * сажайте деревья; * разводите костры на старых кострищах. У- Какие важные дела вы выбрали для себя:
Выводы на слайде: Водоёмы должны быть чистыми! В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, ферм, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор. Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоёмов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных. .У-Молодцы, ребята, вы активно, вдумчиво работали на занятии. И я думаю, что вы будете беречь природу родного края. У. -- А что бы вам хотелось сделать дома? ( может написать заметку о реке, нарисовать и установить условные знаки на месте прибрежных свалок…) Подумайте себе домашнее задание и выполните его.Можно выполнить работу индивидуально, можно в паре, можно в группе. |
Готовят рабочие места, настраиваются на работу.
Ответы детей.
Дети самостоятельно читают вопросы на слайде, затем сверяют свои ответы с ответами на слайде
Дети отвечают фронтально, при необходимости выходят к доске и работают с картой
Ответы детей.
Ответы детей
Совместно с учителем формулируют цель и задачи занятия
На подготовленных заранее листочках дети читают тему и записывают свои ответы на подготовленных листах рефлексии Предполагаемые продолжения ответов:1.Узнаю о реке Волге и других реках Самарской области»,2. «Получу сведения о её загрязнении или чистоте», 3.«Подумаю, как помочь моей реке», 4.«Спланирую, чем я помогу реке».
Раздаточный материал
Парная работа Заполняют таблицу. Самопроверка по слайду
Индивидуальная работа Устанавливают соответствие составной части реки и названия, показывают направление течения реки. Взаимопроверка по слайду.
Ученики самостоятельно читают заранее подготовленный текст,находят ответы на вопросы , представленные на слайде
Ответы детей с опорой на атлас Самарской области и физической карты России
Дети разбиваются на команды. Распределяют обязанности в группе.
Дети исследуют свой гидрологический район по специальному тексту, наносят водоёмы на контурную карту и составляют их список, пользуясь толковым словарём дют определение реки, озера, водохранилища 1 группаИсследованные реки – притоки реки Волга:1. река Уса 2.река Крымза3. река Сызран 4. река Кубра 5. река Тишерек 2 группа ЧеремшанскоеЗаволжье включает бассейны рек Большого Черемшана и СокаГлавные реки района (кроме Сока и Большого Черемшана) – Большой Сургут, Сургут, Козловка, Черновка и Кондурча с главными притоками Шламкой, Липовкой и Чесноковкой. 3 группа Высокое Заволжье1. река Самара 2 река Большой Кинель3 река Сарбай 4 группа Сыртовое Заволжье расположено к югу от реки Самара и включает все южные реки: Чапаевку, Безенчук, Чагру и Большой Иргиз. . Куйбышевский обводнительно-оросительный канал ; 5 группа - озёра-экологические памятники; 6 группа - искусственные водоёмы, деятельность человека Дети договариваются, кто будет представлять работу группы, кто читать текст, кто искать информацию в атласе, кто вписывать её в таблицу, а кто наносить её на контурную карту. Шаги алгоритма записываются (или вывешиваются) на доске .Дети читают карточки и приступают к выполнению задания.
Дети дают оценку выступлениям, высказывают мнение, что нового мы узнали, делают выводы.
Ответы на вопросы
Дети возвращаются к своим листам-вопросам, заполненным вначале занятия
Ответы на вопросы
Учащиеся высказывают свои мнения, делятся впечатлениями
Дети в своей группе отмечают цвет реки
Устные ответы детей
Дети в группе записывают на листке свои варианты ответов
Дети читают ответы и вывовыды на слайдах
Дети имеют право выбора дополнительного задания |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.