Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"
Оценка 4.6

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
12.04.2018
Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"
Тема: «Нормы морали. Этика» УМК: А.Я.Данелюк «Основы светской этики» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: формирование у учащихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии норм морали и этикета; повышение мотивации к осознанному применению норм морали, правил этикета. Задачи урока: 1. ввести понятия «нормы морали», «этикет»; 2. развивать познавательный интерес к предмету; коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; творческие способности обучающихся; адекватную самооценку. 3. формировать ценностное отношение к нормам морали, правилам этикета.
Нормы морали.docx
Технологическая карта урока Дата:20.11.17 Класс:  4 Школа:  Учитель:  Студент: Вашута Юлия Андреевна Тема: «Нормы морали. Этика» УМК: А.Я.Данелюк «Основы светской этики» Тип урока: изучение нового материала Цель урока:   формирование у учащихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии норм морали и этикета; повышение мотивации к осознанному применению норм морали, правил этикета. Задачи урока:  1. ввести понятия «нормы морали», «этикет»; 2. развивать познавательный интерес к предмету;  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;  логическое мышление,  воображение, эмоциональную сферу; творческие способности обучающихся; адекватную самооценку. 3. формировать ценностное отношение к нормам морали, правилам этикета. Оборудование:  учебник, конспект, раздаточный материал, кинофрагмент. Этапы урока Деятельность учителя Ход урока 1.Организационны й момент. ­Здравствуйте! Меня зовут Юлия Андреевна, и сегодня урок ОРКСЭ проведу   у вас я 2. Изучение нового материала ­Прочитайте отрывок из рассказа В.Катаева «Цветик­семицвктик» – Правильно или нет поступила девочка, по отношению к мальчику? –  Как можно назвать данный поступок?  –  Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», вы  можете назвать? ­А что такое мораль? Формируемые УУД Регулятивные:  волевая  саморегуляция. Личностные:  действие  смыслообразовани я. Регулятивные:   определение и  формирование  цели деятельности  на уроке с  помощью учителя;  самостоятельное  формулирование  темы и цели урока. Деятельность учащихся Приветствуют  учителя Читают ­Девочка  поступила  правильно. ­Моральным ­Этика,  культура,  мораль. ­Это система  норм и  ценностей,  которые  регулируют  поведение  людей. ­В обществе есть много различных ценностей и норм, которые имеют свои  особенности. С  ними мы и познакомимся на уроке.  ­ Ребята, давайте разгадаем кроссворд. 1. Как называется наш модуль? 2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок?  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе    и в ущерб интересам других людей.  4 Свод законов, по которым живет наше государство. 5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.  6 Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при  распределении благ, наград и наказания. ­ Какое ключевое слово получилось?  ­ Сегодня на уроке мы поговорим еще и об этикете и какую роль он играет в  нашей жизни.  – А как вы понимаете , что такое нормы морали?  1.Основы  светской этики. 2.Совесть 3.Эгоизм  4.Конституция 5.Добродетель  6.Справедливост ь Познавательные:  умение строить  речевое  высказывание ­Этикет  ­Нормы  поведения  человека,  возникающие из  морали ­Существуют  ­Нигде не  записаны – Существует ли нормы морали?   – Как и где они оформлены?    – Нормы морали и нравственности хоть и меняются, но всегда остаются  актуальными и значимыми.  – Давайте обратимся к толковому словарю В.Даля, С.Ожегова и выясним, что  такое нормы морали.  – Рассмотрим две ситуации. 1.Старшеклассник говорит малышу на перемене обидные слова, дразнит его. 2. Старшеклассник отнимает у малыша деньги, бьет его. Вопросы:  ­В каком случае старшеклассник может быть наказан по закону?    ­Можно ли его наказать за то, что он дразнит малыша? Коммуникативны е: владение  монологической и  диалогической  формами речи;   коммуникативно  оправданное  высказывание и  обоснование своей точки зрения в  соответствии с  моральными  нормами и  правилами  этикета. ­Нравственные  нормы  поведения,  отношении с  людьми, а также  сама  нравственность. ­Во 2 случае ­Только  взрослому ­Неморальным   ­С точки зрения морали как можно назвать его поведение в обоих случаях? Какой вывод мы можем сделать из сравнения этих двух историй? ­Большинство законов основано на нормах морали, но при этом моральные  нормы – понятие более широкое, чем нормы закона. ­Моральные  нормы нигде не  записаны, но их  можно увидеть в  произведениях и Групповая работа  I группа. Работа с текстом учебника с. 10. – Прочтите второй и третий  абзацы текста. Выберите, о какой особенности  морали идет речь?  т.д., где герои  попадают  в  ситуации  морального  выбора. ­М.н не имеют  документального оформления.  ­Сам человек,  семья, друзья… II группа. Работа с текстом учебника с. 11 – Прочтите первый и  второй абзацы текста. Выберите, о какой особенности  морали идет речь? III группа. Работа с текстом учебника с. 11 – Прочтите третий и четвертый  абзацы текста. Кто заботится о морали в  обществе?   Индивидуальная работа          Как я понимаю моральные нормы ? Выбери правильный ответ 1. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то а) забросаете живодеров камнями ; б) попросите отпустить собаку ; в) присоединитесь к ним. 2. Если для успешной сдачи контрольной  вам понадобится обмануть  учителя, то: а) вы сделаете это; б) вы этого не сделаете и получите « 2»; в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 3. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших  действий, то вы : а) внимательно выслушаете и благодарите; б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете; в) хамите в ответ. 4. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то: а) это доставляет вам неприятные ощущения; б) у вас появляется желание унизить отличника; в) вы радуетесь его успехам 5. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в  присутствии окружающих, то вы: а) испытываете неловкость; б) просите изменить лексикон; в) поддерживаете разговор в том же духе. 6. Если у вас просят денег взаймы или какую­то вещь на время, то вы: а) категорически отказываете; б) спрашиваете  «а что мне за это будет?» в) выполняете просьбу с легкой душой. 7. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то: а) у вас возникает неприятное чувство; б) не обращаете внимания; в) смеётесь над ним. Оценка  ответов Ответ Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос 1 10 5 3 а б в 2 5 10 3 3 3 10 5 Результаты 4 10 5 3 5 5 10 3 6 5 10 3 7 3 5 10 10 60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить   жизнь по­человечески, не принося   страданий   и   неприятных   чувств   окружающим.   В   вашем   характере неплохо   сочетаются   моральные   качества   и   готовность   к   действию   для предотвращения зла. 33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали.   Но   вам   нужно   получше   разобраться   в   самом   себе   и   не допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях. ­Правила  поведения дома,  в школе ­Из литр­ры… 24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем, поскольку   у   вас   явно   выраженный   провал   в   понимании   моральных   норм   и нормального   человеческого   поведения   среди   людей.   Если   не   постараетесь круто   изменить   свою   позицию   –   вас   ждут   большие   неприятности,   а   ваших близких – переживания за вас.   ­ Ребята, вы узнали, что моральные нормы не имеют документального  оформления, нигде не записаны.  Мы с вами живем в обществе: общаемся  друг с другом, по телефону, ходим в  школу, на концерты, в гости, ездим в общественном транспорте, носим  определенную одежду, питаемся в общественных местах и сами должны  учиться нормам морали.   ­ С какими правилами  этикета вы уже знакомы?  ­ Из каких источников можно узнать об этикете? ­Этикет   уже   был,   когда   самого   слова   ещё   не   было.   Это   воспитанность, хорошие   манеры,   умение   вести   себя   в   обществе.   На   одном   из   пышных   и изысканных   приемов   у   французского   короля   Людовика     гостям   вручали карточки   с   перечислением   некоторых   обязательных   правил   поведения.   От французского названия карточек – «этикетка» ­ и произошло слово  этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно.  Но одно правило следует   помнить   твердо:   человек   своим   поведением,   внешним   видом   не должен доставлять неудобства окружающим.  Смотрят ­Смешно вел  себя за столом ­Ел руками,  бросал еду… – Этикет – это внешние формы поведения, в том числе фразы, жесты, одежда,  которые помогают человеку соблюдать внутренний смысл правил этики  (морали). ­А   сейчас   посмотрим   один   отрывок   из   журнала   «Ералаш»   «Царевна Несмеяна».   Когда   вы   будете   смотреть,   обратите   внимание   на   поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.   Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?  Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда. ­О нашей воспитанности можно судить по нашей речи. Огромное значение  придает ей  речевой этикет. Прочитайте. 1. Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель  предстоящего общения. 2. Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и  следовать ходу его мыслей, следовать логике, чтобы вывод не противоречил  посылке. 3. Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно. Избегайте  многословия и слов­паразитов. 4. Будьте позитивны, вежливы и дружелюбны. Не отвечайте грубостью на  грубость. Не опускайтесь до употребления нецензурных слов. 5. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем  совете или внимании. Но не навязывайте разговор человеку, не желающему  беседовать. 6. Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления  эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и  самообладание. Столовый этикет 1.Входить в столовую надо организованно, не крича, не толкаясь, не забыв  поприветствовать работников столовой. 2.Перед едой необходимо вымыть руки с мылом, экономно пользуясь водой и  энергией. 3.Во время еды разговаривать нельзя. 4.Есть надо аккуратно, не спеша, стараясь съесть предложенную вам еду  полностью. 5.Не забывайте пользоваться салфетками. 6. Свою грязную тарелку нельзя двигать в сторону соседа. 7.Поев, задвинь за собой табуретку, и отнеси грязную посуду. Не забудь при    этом разобрать её. 8.После еды необходимо вымыть руки. 9.Уходя из столовой, поблагодари всех работников столовой за вкусно    приготовленную еду. Гостевой этикет. Прочтите правила.  "    Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем,  которого следует принять любезно и сердечно.  "    Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить  ему раздеться. Нужно помочь ему повесить пальто, убрать шапку.  "    Постарайся, чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место.  "    Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.  "    Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо  отвлечься, непременно извинись перед ним.  "    Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела,  ты должен найти очень тактичную форму, как дать ему это понять.  Объясняют  Перечисляют Индивидуальная работа с пословицами  и поговорками:   Выберите из списка одну пословицу и объясните ее смысл.        Пословицы и поговорки:              ­ Гостю щей не жалей, а погуще лей.              ­ В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.              ­ Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего.              ­ В ногах правды нет.              ­ Гостям дважды радуются: встречая и провожая.              ­ Хозяин весел ­ гости радостны.              ­ Желанный гость зова не ждет.              ­ Частые пирушки изведут полушки.              ­ Гость часто за шапку берется ­ не скоро уйдет.              ­ Вслед гостя не употчевать.      Правил этикета много. Основа у всех правил одна – здравый смысл и уважение к другим людям. Правила этикета конкретны, ценны и доступны каждому.  Знание этих правил не передается по наследству. Правилам этикета люди  должны учиться. ­Перечислите изученные правила этикета.  На положительный ответ дети кивают головой. На отрицательный ответ дети топают ногами. ­ Обзываться? Выражаться нецензурными словами? ­ Драться? ­Помочь человеку перейти дорогу если он испытывает трудности; ­ Уступить место в автобусе взрослому человеку;  ­ Толкнуть одноклассника или учителя?  ­ Грубо доказывать свою точку зрения?  ­ Клеветать на товарища?  ­Поздравить одноклассника с днем рождения?  ­ Помочь учителю принести в класс учебники? Выполняют  3.Физминутка ­ Первым поздороваться со взрослым. 4.Закрепление  нового материала Игровая ситуация. Наступает праздник День рождения или вы приглашены к другу на день  рождения. 1 группа ­ вы пришли на День рождения; 2 группа – вы именинник. Перечислите нормы морали, что  такое этикет, какие  правила этикета вы  запомнили. А теперь вы поработаете в парах и выведите правила этикета: Инсцинируют  1. Этикет в школе. 2. Этикет в театре. 3. Этикет за столом. 4.   Этикет в автобусе. 5.       Этикет в гостях. ­Заполните пропуски Правила поведения в театре. Главное правило – приходить  _____________________________________. Приезжайте в театр минут за 20­ 30. Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места.  Первыми должны сесть те, кто сидит в  _______________________________________ ряда, остальным нужно  подождать.  У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и  Регулятивные:  выделение и  осознание  учащимися того,  что уже усвоено  и что  еще нужно  усвоить, осознание качества и уровня  усвоения. Коммуникативны е:  умение слушать и вступать  в  диалог. Познавательные:  умение делать  выводы в  результате  совместной  работы класса и  учителя. теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись  __________________________________________________________ к  сидящим. Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны  были бы сесть на любое свободное место и уже только после  _________________ (перерыва) сесть на своё место. Нельзя в театре занимать  ___________________________________ места!  В театр приходят _______________________ одетыми, ведь это  праздник. Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________,  ________________________________________________________________.  Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться  там до третьего звонка.  Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило.  Перед началом действия__________________________________ мобильные  телефоны. Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов  ___________________________________________________________________ Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь.  Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в  последний раз.  На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно  ________________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые  приятные впечатления от этого праздника – посещения театра. 5. Подведение  итогов урока ­С чем мы сегодня познакомились?  ­Перечислите правила поведения за столом,  в школе. ­С нормами  морали и  этикетом. ­Перечисляют  Регулятивные:  анализ  собственных  действий. 6. Домашнее  задание 1) Вместе  с  родителями  или  друзьями  составьте  перечень  правил  этикета, Записывают  которые должен соблюдать каждый школьник. 2) Какие правила этикета нарушает в мультфильме Вини – Пух, когда пришел в гости к Кролику. 3) Приведите   примеры   неравнодушного   поведения   людей   в   сложных   или опасных ситуациях. Параграф 4   27

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018