Открытый урок по окружающему миру по теме:
«У Чёрного моря». 4 «е» класс Учитель: Аракчаа Эллада Сергеевна
Цель:1. Создавать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Научить описывать на основе предложенного плана географическое положение субтропической зоны, растительный и животный мир этой зоны, использовать карту для описания природной зоны.
2.Развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, систематизировать знания, умение работать с картой и глобусом, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе.
3.Воспитывать интерес к предмету, потребность к самостоятельному выбору решения, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать культуру общения.
Формируемые УУД:
Личностные:
-признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;
- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.
Регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные:
-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты;
-строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;
-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» Плешаков А.А.; мультимедийный проектор, ноутбук, экран, колонки, мультимедийная презентация урока, карточки для индивидуальной, групповой работы, энциклопедии, карта природных зон России.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Проверьте, всё ли готово у вас для успешной работы.
-Посмотрите, сколько у нас гостей. Прежде, чем начать урок, создадим себе, гостям и друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу и нашим гостям.
- Садитесь. Итак, начинаем наш урок с повторения.
2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
-Какой раздел мы изучаем?
-Какие природные зоны мы уже изучили, перечислите по порядку природные зоны, покажите на карте и расскажите о них.
-Покажите зону арктических пустынь.
-Следующая зона как называется?
-После зоны тундра, какая зона?
-Продолжается зона?
-И последняя зона, которую мы учили, нам покажет…
- Про каждую из них рассказывать можно очень много и долго. Молодцы!
-Зону пустыни мы изучили на прошлом уроке. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?
- Если у вас вопросов нет, продолжим работу в парах.
-Я приготовила вам задание по природной зоне пустыни.
-У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой. Возьмите ручки, сначала читаете и отвечаете на вопросы теста, посоветовавшись друг с другом. Даю вам на задание 1 минуту.
1. Климат в пустыне:
А) Сухой, жаркий;
Б) Сухой, влажный;;
В) Влажный, жаркий.
2. Большее количество животных в пустыне можно увидеть:
А) Днём.
Б) Утром.
В) Ночью.
3. В пустыне растёт:
А) Джугзун.
Б) Акация.
В) Берёза.
4. Какое явление природы наносит человеку в пустыне большой вред:
А) Ливневые дожди.
Б) Снегопады.
В) Песчаные бури.
5. «Кораблём пустыни» люди называют:
А) Сайгака.
Б) Верблюда.
В) Джейрана.
-Проверьте, правильно ли выполнили задание. Поменяйтесь карточками с соседями. (Проверяют по ключу на экране.)
1. А
2. В
3. А
4. В
5. Б
-Оцените, как вы справились с заданием.
3. Самоопределение к деятельности.
-А сейчас послушайте стихотворение и назовите, с какой природной зоной мы сегодня познакомимся.
Что же, друзья, в дорогу пора,
Ждут с нетерпеньем нас:
Чудный берег, море и пляж,
Но мы отправимся не отдыхать,
А зону субтропиков России изучать.
-О какой природной зоне мы не говорили?
-Как вы думаете, где эта природная зона будет находиться на карте?
- Чтобы определить тему нашего урока, закройте глаза и послушайте. Догадайтесь, где мы оказались?
-Что услышали? Что представили?
-Куда же мы сегодня отправимся?
-Попробуйте, определить куда именно мы сегодня отправимся, используя слова:
Кавказ
Побережье
Чёрное море
-Черноморское побережье Кавказа.
- Кто там был?
-Что знаете? Что хотите узнать?
-Какова цель нашего урока?
-Значит, на сегодняшнем уроке мы должны узнать о погодных условиях, о растительном и животном мире, о жизни человека у моря.
-Это будет целью нашего урока.
-Что нам понадобится для достижения этих целей? (Карта, учебник, атлас-определитель).
4.Открытие нового знания.
-В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.
1. Работа с картой.
- Найдём на карте субтропики.
-Эта зона занимает очень маленькую территорию.
Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.
В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
Что означает слово «субтропики»?
В переводе с латинского приставка «суб-» значит «под». Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на черноморском побережье -лишь её маленькая часть.
Организация работа в группах.
-Продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи.
-Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовила своё сообщение, связанная с нашей темой.
Ботаники, пользуясь учебником, готовят рассказ о растениях субтропиков.
Зоологи, готовят рассказ о животных субтропиков.
Экологи, готовят рассказ об экологии зоны.
1 группа- у нас будут ботаники.
2 группа- зоологи.
3 группа- экологи.
5. Первичное закрепление. Сообщения учащихся.
Рассказ ботаников.
Благоприятные условия – тепло и влага –дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25-40 м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево – долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растёт много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи. Можно сказать ещё о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения
Рассказ зоологов.
Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.
В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки –это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Рогбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зелёную – позеленеет. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла». А уколоть ни кого не может – мягкая. А дельфины- это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
Рассказ экологов.
Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы. Ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.
6. Физкультминутка.
Море волнуется - раз,
Море волнуется- два,
Море волнуется -три,
Морская фигура- замри!
7. Включение нового знания в систему знаний.
1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
-Выполним задание 1 на с.60 это творческая работа.
(Ученики закрашивают на контурной карте зону субтропиков. Взаимопроверка по учебнику.)
-Заполним таблицу, выполняя задание 3 на с.61
(Ученики сами с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)
Обитатели суши- цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.
Обитатели суши, добывающие пищу в море – чайки, бакланы.
Обитатели моря – дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.
-Составим цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, выполняя задание 4с.61.
(Составляют схему цепи питания. Рассказ об экологических связях).
-В тетради найдите плакат «Красная книга России» и на нём редкие виды растений и животных Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моря. Подпишите их названия. (Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, черноморского авалина, жужелица кавказская).
2. Работа в группах.
-Прочитайте задание 5 на стр.62 рабочей тетради.
-Какие экологические проблемы отражены на рисунках?
1. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его.
2. Люди, приезжающие отдыхать ловят на память об отдыхе жуков, бабочек, других насекомых.
3. Люди выбрасывают мусор, где попало.
4. Люди ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах.
5.Люди срывают красивые цветы.
-Обсудите в группах и предложите меры по охране природы.
(Выслушать мнения каждой группы).
-А сейчас составьте памятку «Как отдыхать у моря?», выполняя задание 7 на стр 63 рабочей тетради.
(Бережно относись к природе, не бросай на побережье мусор, носи головной убор, купайся только со взрослыми).
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
-Наше путешествие подошло к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России?
-Какие растения и животные вас заинтересовали? Почему?
-Не хочется расставаться с этой удивительной природной зоной. Будем надеяться, что мы увидим её такой же прекрасной, с уникальным растительным и животным миром, когда приедем туда отдыхать.
10. Домашнее задание.
1. Прочитать текст на стр. 126-134 учебника, выполнить задания.
2. Выполнить задания 2,8,9 на странице 60-63 рабочей тетради.
3. Повторить все природные зоны, составить кроссворд по природным зонам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.