Урок проводится в 4 классе по предмету Основы религиозных культур и светской этики. На уроке использованы разнообразные формы работы (индивидуальная, в парах, группах), применялись различные технологии для активизации мыслительной деятельности (создание проблемной ситуации, работа с притчами, работа со словарями, составление синквейна).
Урок Совесть и раскаяние.docx
Цель: дать представление ученикам о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.
Задачи:
Обучающая: уточнить понятия слов "добро", "зло", "грех", "совесть", "раскаяние" "покаяние",
установить связь между этими понятиями в русской православной культуре; раскрыть этапы,
составляющие раскаяние (покаяние).
Развивающая:
развивать умение различать добро и зло посредством совести;
осознавать разницу между покаянием и признанием ошибки;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
умение работать с учебником, в группах.
Воспитывающая: воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, учебник "Основы
православной культуры" автор А. В. Кураев, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Мотивация. Стадия вызова Слайд 1.
Ребята, сегодня у нас с вами еще один «урок истории жизни», на котором мы отправимся в мир
православной культуры, познакомимся с новыми понятиями, будем пополнять свои души новыми
впечатлениями, переживаниями.
II. Активизация мыслительной деятельности. Определение темы урока.
Слайд 2. Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам
подобрать антонимы.
1. Гордость …….? (Стыд) 2. Здоровье ……..? (Болезнь)
3. Ложь …….?(Правда) 4. Трусость …….? (Смелость)
5.Тьма ……? (Свет) 6. Грязь ……..? (Чистота)
7. Смерть ………? (Жизнь)
Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)
Сегодня на уроке мы поговорим о совести. Слайд 3.
Мы каждый день заботимся о своем теле умываемся, делаем зарядку, чистим зубы, если на улице
плохая погода, то тепло одеваемся.
А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? (ответы детей)
Подумайте и решите сейчас для себя, какие качества души вы хотели бы иметь и подчеркните их
зелёным карандашом, а красным карандашом то, с чем бы вы хотели бороться. Положите перед
собой карточку №1 и начните работу! (Самостоятельная работа на карточках по
вариантам) Слайд 4.
II
I
Общительность
Правдивость
Трусость
Смелость
Скромность
Доброта
Жадность
Щедрость
Хамство Бесстрашие
Высокомерие Сострадание
Равнодушие
Мужество
Обсуждение выбора детей (щелчок)
Дополните предложения: я бы хотел (хотела) иметь …, я бы хотел (хотела) бороться… .
Ребята, вы хорошо разбираетесь в положительных и отрицательных качествах души.
Одним из положительных качеств души является доброта, добро.
Слайд 5. Добро.
Дети делятся подготовленными дома словосочетаниями со словом «добро» и пословицами о добре.
Так что же такое добро? В чем оно проявляется? (дети отвечают)
(щелчок) Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы чтото делаем и ничего
не требуем взамен.
IV
Замкнутость
Предательство
Злорадство Вежливость
Стойкость
Добродушие
Приветливость
III
Зависть
Верность
Великодушие
Милосердие Уважение
Отвага Пренебрежение В православии добро – это то, что:
(щелчок) помогает росту души человека;
(щелчок) помогает другим людям;
(щелчок) радует Бога.
А какого человека можно назвать добрым? Об этом послушаем притчу о доброй старушке и
ее молодой душе.
Слайд 4. Добрый человек.
Притча о доброй старушке и ее молодой душе
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя
какойнибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде.
Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай
благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам
делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть
его.
(щелчок) Добро – помнить. Зло – забывать.
Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают).
(щелчок) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.
Ключевский).
Послушаем песню о доброте. Слайд 8.
Слайд 9. Зло.
А что такое, повашему, зло? (дети отвечают)
(щелчок) В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда,
несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова: (щелчок) злодей – делающий беду,
наносящий вред; (щелчок) зломыслить – иметь вредное намерение, желать несчастья;
(щелчок) злословить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать; (щелчок) злочестивый –
чествующий, славящий, творящий худое.
Зло – то, что удаляет человека от добрых целей.
У слова зло в православии есть синоним: грех. (щелчок)
Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести.
Слайд 10. Грех.
(щелчок) Слово «грех» в старославянском языке имело значение «промах, ошибка».
Как вы думаете, почему в церковнославянском языке недобрым чувствам, мыслям и делам
было дано именно такое название грех? (дети отвечают)
Потому что, совершая недоброе, человек уклоняется от истины. Т.е. совершает ошибку, погрешает
против истины. Делая злое, отклоняется от законов Божиих. Поэтому грех также называют еще и
беззаконием.
Грех – это еще и преступление против самого себя.
III. Создание проблемной ситуации.
Но ведь у любого нашего недоброго поступка всегда есть свидетель: наша же душа.
Сейчас вы послушаете притчу монаха Варнавы ( Санина). Слайд 11. И ответьте, что же тревожит
душу человека, когда он совершает грех?
1.Чтение притчи учеником
Совесть
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий...
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два навсегда!
Думалдумал, как это сделать, и надумал...
Давай, говорит, совесть, в прятки играть! Нет, говорит та. Ты меня все равно обманешь подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
Занедужил я чтото... Принесика мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати и закрыл
ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они
стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков хорошо
на душе, спокойно.
Хорошото хорошо, да только прошел день, другой, а чегото стало не хватать человеку. И через
месяц он понял чего совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл
крышку погреба.
Ладно, говорит, выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда...
Зарыдал человек:
Как же я теперь без совести житьто буду?
И вдруг слышит тихийпретихий голос. Не из погреба в сердце:
Здесь я...
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть
не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
2. Вопросы по тексту
О каком новом качестве души вы узнали из притчи? ( Совести)
Почему человек решил избавиться от совести? ( Указывала на его грехи, требовала жить по
нравственным законам)
Какие грехи совершал человек?
Где нашел человек свою совесть?
В Священном Писании совесть еще называется сердцем. Как вы думаете, почему? (Если совершил
чтото плохое, чувствуешь это сердцем, внутри ноет, не дает покоя)
Чему радовалась совесть вместе с человеком?
IV. Решение проблемы. Открытие новых знаний. Стадия осмысления
1. Работа над понятием.
Давайте с вами найдем, как дается определение понятия слова « совесть» в словарях.
Совесть ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее
сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого
поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и
добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная
правда, в различной степени развития.
Слайд 12. Совесть.
Человеку на его грех указывает не полицейский, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего
недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.
Слайд 13. Совесть.
Приставка «со» означает соединение с чемлибо (содружество, соединение, собрание, со
граждане и др.).
С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?
(щелчок) С Богом.
В православии совесть означает совместную весть, то есть знание, понимание того, что есть добро,
а что есть зло. Совесть изначально заложена в душу каждого человека Богом – это голос Божий, звучащий в
каждом. (щелчок) Совесть – глас Божий.
2.Работа над значением фразеологизмов (в паре). Слайд 14:
Игра «Найди пару» (Задания в конвертах)
Совесть грызет Совесть мучает, изводит
Делать на совесть Делать хорошо, добросовестно
Поступать без зазрения совести Совершать безнравственные поступки бесстыдно, нагло, без
стеснения, без стыда
Физкультминутка
Игра на внимание.
Я буду называть вам черты характера свойственные нравственному и безнравственному человеку.
Если я называю черты, свойственные нравственному человеку, то вы берётесь за руки.
Если я называю черты, свойственные безнравственному человеку – за руки не берётесь..
Пример: зависть, уважение, жадность, щедрость, трусость, жестокость, смелость,, справедливость,
ненависть, гордыня, правдивость, совестливость.
3. Работа с учебником
Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».
Откройте учебники на 36 странице. Сейчас мы будем с вами читать библейскую историю
«Отречение Петра». При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние,
переживания Петра. Слайд 15.
Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа).
Посмотрите на его портрет.
Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)
Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)
Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился?
(Мучился)
Обоснуйте свой ответ.
Какое внутреннее состояние обрекло апостола Петра на мучения? (Совесть)
Когда человека мучает совесть, он часто ходит с поникшей головой. Почему?
Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки
«по совести», у нас тогда возникает чувство стыда. Даже пословица существует: «Есть совесть
есть стыд, а стыда нет и совести нет».
«Стыд» это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор,
бесчестье.
Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.
(От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Для честного человека боль
совести важнее любых доводов. Кстати, слово грех, возможно, происходит от слова греть; гореть:
от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.)
Как вы понимаете значение выражения «быть в ладу со своей совестью».
Н. Рыленков.
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам….
Чего скрывать – с ней нелегко живётся.
Но мы гордимся, в новый путь спеша,
Что совестливой издавна зовётся
В народе русская душа. Работа совести.
Человеку на его грех или злой поступок указывает совесть. Для того, чтобы защитить человека от
греха совесть должна выполнить свою работу. Совесть – это голос Божий в душе человека.
Слайд 16. Совесть.
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
Слайд 17. Совесть как заноза.
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не
зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит,
лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не
умело её загнать глубже будет только хуже. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о
былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть потому
что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти чтото, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и
поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Слайд 18. Календарь.
Некоторые стараются просто забыть свои собственные слабости.
Помните песенку крокодила Гены из известного мультфильма: Слайд 19
Может, мы обидели когото зря,
Календарь закроет этот лист.
К новым приключениям спешим, друзья!
Эй, прибавька ходу, машинист!
Получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется
само собой, наступит новый день с новыми развлечениями и приключениями!
На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к
одному лекарству. Оно называется – раскаяние.
Слайд 20. Покаяние. Запись в тетради
Раскаяние– это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок,
который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же
оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый. (или покаяние) Слайд 21
Откуда исходит зло? (дети отвечают)
Из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно изменить сердце.
А может ли ктонибудь другой изменить наше сердце?
Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и изменять в покаянии.
(щелчок) Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести (сожаление о
том, что сделано).
(щелчок) Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений (готовность исправить свой
поступок и понести наказание).
(щелчок) Покаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка
крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в школьных
тетрадках. Понял, что был неправ, – ничего, учись дальше… Но когда речь идет о злых поступках,
при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек
именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца.
Даже плачет (твердое решение больше так не поступать).
Представь: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью
рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи
побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в
лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для
глубочайшего стыда и позора.
Скажите, как исправить свои ошибки, плохие поступки, грехи, чтобы быть в ладу со своей
совестью? (ответы учеников)
Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправить свою прошлую
ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху. Работа в группах. Слайд 22.
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Сказал злое слово? – Попроси прощения.(Проверка выполнения по слайду)
К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая
возможность еще есть – надо спешить делать добро.
Слайд 23. Покаянная молитва.
Икона Спас Вседержитель кисти прп. Андрея Рублева. Александр Максимович Смирнов. На
молитве. Аудиофайл – песня на стихи протоиерея Николая Гурьянова «Господи, помилуй,
Господи, прости…» в исполнении Архиерейского хора Нижегородской епархии.
У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них –
«Господи, прости!»
Слайд 24. Покаяние – это труд.
И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают
зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.
Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать
«Прости, мама» или «Прости, Господи!» и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку
надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою до слез. Покаяние – это труд.
Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями
больше нет постыдной тайны.
Закрепление. Слайд 25.
Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого “Детство” и постарайтесь понять чувства
Николеньки в этом отрывке и запишите как же менялось его настроение.
(Действие сцены, которое будет прочитано, происходит после того, как за обедом, шаля,
Николенька проливает квас на скатерть).
Учитель читает отрывок из повести:
После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из
за двери выскочила Наталья Савишна со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное
сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: “Не пачкай
скатертей, не пачкай скатертей!”. Меня так это обидело, что я разревелся от злости.
“Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто
Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку.
Нет, это ужасно!”
Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая
прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне
оскорбление.
Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой
голубчик... вот вам.
Она вынула изпод платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и
одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо
доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от
злости, а от любви и стыда.
Вопросы учителя по тексту: Как меняется настроение мальчика?
(Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь).
Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое
название носит это чувство?
VII. Рефлексия.
Составление синквейна
Совесть.
Вечная, мудрая.
Спрашивает, мучит, учит.
Совесть – главная судья.
Покаяние.
Наш урок подошел к концу.
Какое открытие сделали вы для себя, что положим в сундучок знаний, какими мыслями пополним
наши души.
Закончите предложения, начало которых вы видите на экране (Слайд 26)
Теперь я знаю...
Теперь я умею …
Теперь я (буду) не буду …
V1. Итог урока.
С какими понятиями познакомились на уроке?
Вы еще дети, но впереди вас ждет много добрых дел, но чтобы выполнить их вы должны жить по
совести, жить в гармонии с собой, а в православии значит радовать Бога. Ведь Господь указал цель
жизни человеческой: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»..
Что такое совесть?
Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
Урок по ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние"
Урок по ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние"
Урок по ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние"
Урок по ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние"
Урок по ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние"
Урок по ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние"
Урок по ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.