Урок по ОРКС
Оценка 4.8

Урок по ОРКС

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
религиоведение
4 кл
30.05.2017
Урок по ОРКС
Публикация является частью публикации:
Выступление на семинаре.docx
Выступление на семинаре,  Год назад я закончила курсы при АППО "Основы православной культуры,кураторм курса  была Т.А. Берсеньева. Слушая лекции о преподавании этого курса, я часто задавала себе  вопрос: “Поймут ли это дети?” При этом понимая, что  введение изучения данного  предмета очень актуально т.к. содержание учебного курса Православной культуры  ориентированно на формирование духовно­нравственной культуры личности, а самое  главное­ меняется внутренний мир детей.  Но свое собщение я хочу начать с небольшой притчи Леонида  Лосева Притча о России  В царской России люди были набожные: ходили в церковь, молились и жить старались по слову Божьему.  Но вот случилось возмущение,а за ним произошла смута и началась братоубийственная война. Много крови пролилось.  Свергли с престола царя и пришли к власти Красные. И стала называться Россия Красной. начали бороться с церковью да со словом Божьим. Разрушали храмы, принуждали народ отказаться от веры своей. За ослушание – казнь или каторга.  Видит Бог – нет ему в России места. Стал думать, где найти место, куда вселиться, и нашел. Вселился Бог в душу народа. И принес Бог с собой любовь, сострадание и надежду. Так и стали жить: без церквей, но с Богом в душе.  И были те люди премного талантливы, ведь в их душе жил Бог. И весь мир рукоплескал их мастерству  и дивился: церквей нет, а так талантливы и духовны.  Прошло   время,   и   случилось   в   России   новое   возмущение,..   Свергли   власть   Красных   и пришли к власти другие­ Свободные. И стала называться Россия Свободной. И сказали Свободные: «Мы свергли Красных, и вы теперь свободно можете строить церкви и делать все, что захотите». И стали люди возводить церкви, и возвели много по всей России.  И принесли Свободные чуждые духовные ценности из других земель. И стали насаждать их везде и всюду. И заполнили эти ценности души людей, ведь их насаждали везде и всюду. А имена тем ценностям: алчность, себялюбие и распутство.  И не осталось в душе места для Бога. И покинул Бог души людей тех.  И погрязли люди в грехе и разврате, ведь теперь все можно. Так и живут в Свободной России: много церквей, а Бога в храме и в душе нет. Так, может, нам все­таки нужен этот предмет и именно в школе, потому  кто же, если не  мы, учителя, кто будет прививать нашим детям основы нравственности и культуры. Ведь  приобщение к традициям своего народа ­ это просто замечательно, особенно если в классе  все родители дают свое согласие именно на изучение православной культуры . Что плохого в том, что наши дети будут видеть, слышать и впитывать это все с детства, ведь ,став  взрослыми, им проще будет сделать выбор. Думаю, что русские все­таки должны быть  христианами.Прошу заметить, я не против других вероисповеданий, но считаю,что у  каждого народа­своя вера. Я уже второй год  изучаю сайты, литературу... Изначально я была возмущена, потому что  светское и религиозное образование должны быть отделены друг от друга! И как ребёнок  может изучать такие сложные вещи, связанные с религией! Думала, что мой выбор  остановится на нейтральном ­ "основах светской этики". Но в ходе работы прочитала учебники, (в качестве подготовки  к урокам использую   материалы из учебника и рабочей тетради Т.А. Берсеньевой), учебник и тетрадки  замечателные, рекомендованы АППО, но к сожалению в Федеральный перечень не вошли)    и мнение своё поменяла! Остановилась на православной культуре, потому что в  повседневной жизни мы часто встречаемся с традициями  и праздниками православной  культуры. В контексте  учебника  Кураева не говорится о личности Бога и сложных богословских  вопросах. Скорее это такое небольшое повествование. Есть христиане,  у них вот так­то... был Иисус, он учил не лгать, любить папу и маму (дети знакомятся с некоторыми заповедями).  Например, ребёнку задаются следующие вопросы: «Какие ценности лежат в основе вашей  семьи»; «Попросите родителей, других взрослых рассказать вам о православии»; «Какая у  христиан есть причина для того, чтобы не лгать? Обсудите  с родителями». Т.е.  ребёнок в  идеале должен узнавать мнение родителей, воспитываться на семейных традициях.  Дети знакомятся с историей своих предков, с их верованиями, с православными  праздниками. Изучая основы православной культуры, дети знакомятся с проявлениями её  духовной традиции. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные  формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры; учатся излагать своё  мнение. Даётся определение понятием духовности, добра и зла, чести и совести,  милосердия и жестокости, правды и лжи, совести, любви, патриотизма. Дети знакомятся с  заповедями Бога, золотым правилом этики. В целом, основы православной культуры  направлены на воспитание в ребёнке нравственности, они ориентированы на любовь и  уважение   к семье, к обществу. Детей ни в  коем случае не заставляют во что­то верить и не прививают любовь к Богу.  Хотя представители заявленных конфессий положительно относятся к этому предмету,  т.к. есть возможность ознакомиться с их историей и религиозной традицией. Согласна, что религиозное воспитание должно происходить в семье. Но о таковом речи не  идёт. В школе оно сугубо светское. Могу привести более удачные примеры вопросов из  учебника: "Как связаны вера и верность? В чём проявляет себя любовь?". То есть упор  делается на нравственном воспитании прежде всего. В идеале, если ребёнок будет изучать  чужую конфессию, то это должно расширить его кругозор, воспитать веротерпимость. У нас складывается ассоциация, если религия, то обязательно должна быть вера. Можем ли мы подойти с другой стороны религия­культура, история, нравственность? Для нас это  новый подход, не традиционный. Который вызывает противоречивые мнения. Какие проблемы возникли у  меня ­учителя, преподающего предмет «Основы православной культуры» (ОПК)? Во­первых, конечно проблемы, связанные с освоением нового предметного содержания:  необходимости знания хотя бы азов православия, чтобы не искажать его сути;  определенного понимания культуры; парадоксальностью учебника и т.п. Во­вторых, проблемы использования основных идей ФГОС на неосвоенном  образовательном поле: применение системно — деятельностного подхода,   формирование  универсальных учебных действий в курсе ОПК, выбор адекватных педагогических  технологий, методик и т.д. В­третьих, методологические проблемы, связанные с ответами на вопросы: Что является  содержанием обучения и основным предметом освоения учебной дисциплины? Каковы  истинные цели  и задачи обучения, как решить эти задачи? Какова роль учителя и ученика  на уроке?.. Не решив этих проблем, учитель становится простым транслятором идей, мыслей, высказываний автора учебника, целиком полагаясь на его (автора) компетентность (в том  числе и методическую)  в изучаемой школьниками области человеческой культуры. Таким образом, коммуникативная задача учителя сводится к банальному: сообщить  ученику информацию о… Использование различных форм обучения мало меняет суть  вещей. При этом зачастую учитель не достигает цели (по разным причинам), т.е.  испытывает коммуникативную неудачу. Практические цели педагога вообще вызывают  удивление: успеть «пройти» все темы, сообщить учащимся всю информацию, заложенную в учебнике, программе. Такая цель в области гуманитарного образования, и тем более в  области духовно­нравственного воспитания просто опасна. Реализуя эффективное общение, мы превращаем урок в коммуникативное событие, когда  случается что­то непредвиденное, что­то меняется в сфере взаимодействия сознаний при  общении: личностная картина мира, жизненная позиция или система ценностей. Причем это изменение должно быть и для учителя, и для ученика.  На открытом уроке  ОРКСЭ в ферале месяце присутствовали  мои ученики  четвероклассники и дети –шестилетки, будущие первоклассники. Тема урока :”Добро и  зло”.Именно  открытое общение с детьми разного возраста привело к единой мысли  понимания, что такое зло, какое имеет значение “добро” в жизни человека.  Дети  принимали активное участие в течении всего урока, в момент рефлексии к доске вышли со  своми рисунками все дети присутствующие на уроке. Подчеркнем, что это никак не связано с воцерковлением ребенка, ибо воцерковление  личности – задача семьи и Церкви. Реально ли формировать культуру православного мышления на уроках ОПК?  Я думаю, что юному ученику следует сразу дать возможность решать задачи, строить  догадки, спорить об их правильности, — словом, ввести его в самую гущу проблем данной  дисциплины. Возникает вопрос: как это осуществить? Способ мышления, который присущ предмету ОПК – это способ мышления, присущий  идеальному православному христианину. Под православным мышлением следует понимать  определенный набор поведенческих и мыслительных стратегий, которые характерны для  православного христианина. Курс «Основы православной культуры», стратегической целью которого является  формирование культуры православного мышления, позволяет ребенку расширить спектр  (набор) его собственных поведенческих стратегий. А далее выбор стратегии в конкретных  жизненных ситуациях остается за ним.  Как это осуществить?», как формировать эти поведенческие и мыслительные стратегии  православного человека у современного школьника является самым трудным.  Методически вопрос может звучать так: «как превратить урок в коммуникативное  событие?». Священном Писании человеческим языком, т.е. иными словами – человеческими  средствами выражено Божественное. Следовательно, «православная культура – это тот духовный опыт внутреннего  богообщения, который мы можем выразить человеческими средствами: в виде музыки,  живописи, в слове» . В этом случае учитель становится не только автором урока, но и героем (одним из героев)  Происходит раздвоение — у меня есть авторское понимание происходящего на уроке, но  внутри него мне, как участнику коммуникативного события, отведено сейчас место как  одному из равноправных действующих лиц. На таком уроке учитель реализует совершенно  иные коммуникативные цели: не «сообщить информацию о…», а «поделиться мыслями и  чувствами». Тогда в сознании учеников возникает позитивный образ учителя, у них возникает желание работать  На одном из моих уроков, тема которого «Совесть и  раскаяние» я постаралась уйти от ведущего и центрального образа на уроке, только  небольшими подсказками старалась сообщать детям о том , что дальше должно  происходить: работа с текстом, разбор исторических событий, работа парами для более  общего понимания основных понятий темы. Я не могу сказать, что урок получился очень  эмоциональным, но разбирая такие серьезные понятия, через образ апостола Петра,  предателя Иуды, небольших литературных произведений , прочитав в конце  урока мысли  детей : « О чем я задумался ….» я поняла , что дети действительно рассуждают , мыслят  опираясь на истоки православной культуры.  Следуя излагаемой здесь логике, стратегическая цель учителя  ОПК – формирование  культуры православного мышления. Хочу закончить свое выступление еще одной  небольшой притчей: притчей знаменитого педагога Шалвы Амонашвили:  Два ангела — один молодой, другой постарше — смотрели с Седьмого Неба на Землю и  наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего. — Зачем Бог сотворил человека? — спросил молодой ангел у своего наставника. — Чтобы он мыслил, — ответил наставник. — Зачем человеку мыслить? — Чтобы он творил Культуру. — Что есть Культура? — Она есть Путь к Богу. — Зачем человеку Путь к Богу? — Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом. Молодой ангел был любознательный. — Покажи мне Культуру! Старший ангел указал ему на один из больших городов Земли. — Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы,  художественные салоны… Всё, что в них хранится и происходит, называется Искусством. — Искусство, — повторил младший ангел, чтоб запомнить. — Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди  изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину… Делает всё это Наука… — Наука, Искусство… — повторил молодой ангел. — В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их  Образование… — Образование, Наука, Искусство… — А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся  Богу. Это есть Религия… — Религия, Образование, Наука, Искусство… Всё это Культура? — Да, Культура — она и есть Путь к Богу, — ответил ангел­наставник.  Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом. Но в это время произошло что­то страшное. Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом провисли ракеты и  самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до  Седьмого Неба. Молодой ангел ужаснулся. — Зачем человек взорвал свою Культуру? А ангел­наставник заплакал: — Человек опять сошёл с Пути! Я думаю Вы со мной согласитесь, для того чтобы последующие поколения не сходили  с своего пути, мы с Вами являемся тем звеном, которое может  донести  до них все духовные ценности народов, проживающих на  небольшой планете, имеющей название Земля!

Урок по ОРКС

Урок по ОРКС

Урок по ОРКС

Урок по ОРКС

Урок по ОРКС

Урок по ОРКС

Урок по ОРКС

Урок по ОРКС

Урок по ОРКС

Урок по ОРКС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017