Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Оценка 4.6

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
15.02.2017
Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».
Урок по познанию мира проводится по теме "Реки и озёра Казахстана". . В конспекте расписаны задания для групп, предложены направления, по которым дети должны собрать и систематизировать информацию в виде проекта. Задания носят познавательный, творческий, поисковый характер, способствующие развитию функциональной грамотности обучающихся.
откр. урое 16 ноября Урузбаева.docx
Тема.  «Реки и озёра  Казахстана».   Цель:    дать представление о  реках и озёрах Казахстана, умение определять и находить  их на карте, обобщить  знания учащихся  о строении рек и озёр, о её значении для жизни всего живого организма.  Задачи: ­ Формировать начальные понятия о реках и озёрах Казахстана. ­ Формировать понятия об эффективном использовании и охране рек и озёр, о  причинах и путях загрязнения воды. ­ Развивать речемыслительную деятельность, память, навыки работы с  картой, интерес к окружающей действительности, природе. ­ Заложить у учащихся основы экологического воспитания. Оборудование: Физическая карта Казахстана, контурная карта Казахстана,  учебник, тетрадь, дополнительный материал­ справка о реках и озёрах Казахстана. Тип урока: нестандартный урок ­ путешествие. Методы: репродуктивный, частично ­ поисковый, иллюстративный.  Ход урока: 1.Организационный момент.         ­ Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. 2. Постановка целей и задач урока.     Слайд 1 ­  Сегодня  на уроке нам предстоит путешествие  по нашей необъятной стране. Мы  побываем в роли путешественников, географов, картографов,  экологов и послов.  Может быть, в будущем кто­то из вас выберет одну из этих профессий. А назвать  тему урока вы сможете,  когда отгадаете ребус. ­ О чём же мы будем говорить на уроке? (Дети дают определение темы урока ­ «Реки и озёра»), ­ Действительно, нам необходимо изучить водоемы нашей страны, найти их на  карте Казахстана, нанести их названия на контурные карты,  делать выводы;  анализировать; действовать спокойно и обдуманно. Слайд 2 Определение критериев оценивания этапов урока и настроения учеников. ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНИВАЯ ОТВЕТОВ 1. Научность (соответствие сообщаемых данных научным  сведениям) 2. Последовательность. 3. Занимательность. 4. Грамотность и четкость речи. 5. Оформление ответа.   3. Актуализация знаний учащихся.      ­Каждый путешественник берет с собой багаж. Наш с вами багаж – это знания, которые нам понадобятся в путешествии. Давайте проверим наш багаж! Фронтальный  опрос домашнего задания по теме «Круговорот воды в природе. Подземные воды. Минеральные воды». * Что такое вода? (Жидкость без цвета и запаха) * Какую часть поверхности Земли она занимает? (2/3) * Каким цветом она обозначается на физической карте и глобусе?  (Синим) * В каких состояниях бывает вода? (Жидкое, твердое, газообразное) *Расскажите о круговороте воды в природе. Слайд 3 *Что такое артезианский источник? (Колодцы, при  бурении которых, вода пошла на поверхность под  большим напором, потому что находилась между  двумя водоупорными слоями) * Что такое арасан? ( Минеральный источник) *Какой знаменитый курорт построен на  минеральном  источнике в Казахстане? ( Сарыагаш)  Синквейн «ВОДА» ­Ваш багаж знаний в порядке.         5.Организация восприятия и осмысления новой  информации. 5.1.Вступительное слово учителя. Реки. Реки ­ источники пресной воды. Люди издавна селились у рек. Река питала  окрестности: сады и огороды, поля и луга. Служила людям и животным. Из  маленьких селений у рек вырастали большие города. В наше время все крупные  города тоже находятся около рек, потому как жители города нуждаются в пресной воде, она служит и для передвижения судов, которые перевозят людей и грузы. Быстрое течение рек используется в выработке электроэнергии. На  берегах таких рек строят электростанции. На территории Казахстана насчитывается — 85 тысяч больших и малых рек.    Слайд  По характеру течения они бывают равнинные и горные.    Слайд  Крупные реки Казахстана: Сырдарья, Иртыш, Урал, Ишим, Или, Чу и др.        Слайд  СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ( совместно с учителем дети заполняют таблицу  «Реки») (слайд ) Река Иртыш.  «Иртыш» ­ в переводе с тюркского «роющий землю».  Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется  Чёрный Иртыш. Протекает через озеро Зайсан. До города Усть – Каменогорска  превращён в крупные водохранилища: Бухтарминское, Шульбинское. На этом  участке имеет притоки:справа – Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба,  Уба, слева – Кызылсу, Чар. Иртыш впадает в реку Обь слева ( на территории  России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол –  слева.  Иртыш — самая длинная река­приток в мире (4 268 км).  Протекает по  территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км).  Иртыш разливается весной в результате таяния снега на южных склонах гор.  Летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому  половодье на Иртыше довольно продолжительно.  Иртыш­полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении.  Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан  электроэнергией.  Название Где берет начало Куда впадает Иртыш Китай, горы Монгольского Алтая Впадает в реку Обь,слева (Россия) Глубина(Г), ширина(Ш), длина(Д) По какой местности течет? Когда разливается весной или летом? С чем связано половодье? Какие крупные населенные пункты  расположены на берегу реки? Д=4268км Китай, север Казахстана, Россия весной(таяние снегов на южном склоне  гор); летом в него стекают талые воды  высокогорных снегов и ледников.  Поэтому половодье на Иртыше довольно  продолжительно.  Павлодар, Семей, Усть­Каменогорск  (Казахстан), Омск, Тобольск, Ханты­ Мансийск (Россия), Кёктокай, Бурчун  (Китай) Для каких целей используются ее воды? Он судоходен на значительном  протяжении. Построены крупные ГЭС.  Они обеспечивают Восточный Казахстан  электроэнергией.   5/2 Продолжение работы по теме.                 ­ Дальнейшая работа проводится в группах. Каждая группа будет  путешествовать по одной из рек. (Таблички с названиями рек выставляются на столе  каждой группы).        Группы получают справочный материал о реках.  Приложение 2.        Группам предлагается выполнить следующие задания:    Знакомиться с другими реками Казахстана   будете,   работая в группах. Изучите   реку   нашей     Республики   по   следующему   плану:  1)чтение текста; Из данного отрывка выбрать самые интересные факты и обсудить их в своей команде.  2) нахождение реки на карте Казахстана;   3) заполнение таблицы.  1 группа   Река Урал (Жайык)  Река Урал находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт  начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине.  Города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для  судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру.  Река Иле 2 Река протекает на юге Казахстана(покажи на карте). Берёт начало в горах  Тянь­Шань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией  город Алматы.   3 группа Река Сырдарья   Сырдарья  находится на юге Казахстана (покажи на карте) Берёт начало в горах Тянь­ Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в  пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское  море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко  размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная.  На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для  полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река  часто не достигает моря.  Река Ишим (Есиль) 4 Река Ишим течёт на севере Казахстана ( покажи на карте). Начинается в низких горах  Сары­Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На реке расположены  крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана.           После выступления команд, подводится итог о том, что нового узнали они о реках.(Слайд 8­ ) Физминутка. 6.Вступительное слово учителя. Озера.     Слайд 21. Озёра.   Озёра ­ это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности — озёрных котлованах. Озёра ­ различной величины и очертаний, голубыми пятнами расцвечивают карту, и встречаются практически везде. В мире свыше миллиона озёр. Встречаются озёра ­ моря, просто озёра, озёра­ лужи. Слайд 22. Глубина их колеблется от нескольких десятков сантиметров до полутора километров и больше. Озёра имеют различную температуру воды. Вода в них может быть прозрачной, мутной, коричневой, беловатой, желтой, красной. Изучением озёр занимается наука ­ Лимнология ­ озёроведение. (Записать в  тетрадь) (Словарная работа). ­ В Казахстане более 40 тысяч озёр. Реки, впадая в озёра, восполняют объём воды, который испаряется с поверхности  озера. Озёра различаются по типу: бывают сточные и бессточные. Слайд 23. Если из озёра вытекает хотя бы одна река ­ оно называется сточным.   Если из озера не вытекает вода ­ оно называется бессточным. (Каспийское,  Балхаш)  В Казахстане есть ряд крупных озёр: это о.Балхаш, о.Зайсан, о.Алаколь, о.Тенгиз, Каспийское море­ озеро, Аральское море­ озеро. Работа по физической карте Казахстана.    6.1 Задания в группах изучить самостоятельно материал. Наиболее  интересные факты о реках,  один из участников группы рассказывает  другим группам.   Характеристика озера. (слайд 20)  1) Как называется озеро?                               5) Какие реки впадают в       озеро?  2) Где оно находится?                                     6) Какие реки вытекают из  озера?  3) Величина озера.                                           7) Как используются его  воды?  4) Пресное или солёное.  Арал.    Слайд 24­25. Самое значительное из всех озёр Казахстана. За это его называют морем.  Аральское море бессточное, солёное озеро. Глубина Арала когда­то достигала 67  метров. В наши дни оно резко уменьшилось в размерах ­ более чем на треть  сократилась его площадь, возросла солёность воды. В него впадают реки Сырдарья  и Амударья. На берегу озера построен город Аральск. Резкое понижение уровня воды — отступление от берегов, привело к  исчезновению 80 га лесов. Эта местность превратилась в солончаковую  безжизненную пустыню. По данным учёных ежегодно со дна высохшего моря в атмосферу  поднимается до 200 млн.тонн ядовитой солёной пыли. В 60­70­ ые годы ­ Арал был судоходным. По нему ходили промысловые суда  рыбаков. Жизнь Аральского моря находится в критическом состоянии! Приаралье ­ объявлено зоной экологического бедствия!   Балхаш.     Слайд 26­27. Второе по величине озеро Казахстана.  Это озеро бессточное. В него впадают реки: Или, Каратал, Лепсы, Аксу, Аягуз. Озеро богато рыбой ­ в нём водятся 20 видов рыб. Здесь обитают птицы­ чайки,  гуси, утки, лебеди и др. Это озеро уникальное. В западной части озера­ вода  пресная, в восточной части озера­ вода солёная. Это объясняется тем, что в западную часть впадают реки. В последнее время уровень воды в озере понизился на 2 метра. Использование  воды на орошение земель приводит к потере объёма воды в озере. На берегу о.  Балхаш построены заводы, которые используют воду озера на промышленные  нужды и сливают в озеро использованную воду. Это тоже сигнал бедствия ­ Наше  озеро Балхаш под угрозой!   Каспийское море.   Слайд 28­29. Самое большое на земле озеро. Вода соленая. Животные,  обитающие в озере:   вобла, сазан, судак, килька, лосось, щука, каспийский тюлень. Основное растение:  водоросли. Добывают полезные ископаемые: нефть и газ. Развито судоходство. В  прибрежной зоне с минеральными водами и лечебными грязями расположены  курорты отдыха и лечения.     Экологические проблемы Каспийского моря  связаны с загрязнением вод в результате добычи нефти.   Озеро Алаколь.  Слайд 30­31.  Название с казахского языка на русский переводится как «пёстрое озеро».  Ведётся промысел маринки (черная рыба), губача (пёстрый губач ­ рыба), окуня,  судака, леща и сазана. В течение 10 лет на озере Алаколь развивается туризм,  сейчас это цивилизованный и доступный отдых, как для жителей Казахстана, так и для иностранцев. Люди стремятся на озеро Алаколь не просто отдохнуть, но и  подлечиться, ведь озеро издревле ценилось своими лечебными свойствами. 7. Охрана воды.   Слайд 32, 33, 34, 35, 36. ­ Ребята, вы услышали тревожные нотки в выступлениях наших корреспондентов?  Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле  становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более  драгоценного, чем самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, ­  утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Действительно, вода –  самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более  3­х – 5­ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство. 7.1 Решение экологических задач. (Резерв) 1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в  стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот. Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает  по 1000гр.  воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова,  чем Саша? Ответ: 3*1000/300=10 раз. ­Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет? 2. Мама мыла посуду, вода бежала  небольшой струей, зазвонил телефон. Мама  решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и  стала долго разговаривать. Разговор длился  10 мин. Все это время вода бежала  из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды? Ответ: 3*1*10=30 л ­ Как можно было сэкономить воду при мытье посуды? 3. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько  чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод? 100*5=500 литров 7.2. Вывод.  Слайд 32. ­Что нужно делать, чтобы сохранить бесценный природный дар ­ воду?  Экономить воду.  Не бросать мусор в водоемы.  Строить очистные сооружения.   9Домашнее задание:  1) Найти дополнительную информацию о реках и озёрах Казахстана. 2) Составить пятистишие  1вариант – Озеро. 2вариант – Река. ­ Вот и закончился  наш полет. Каждый путешественник – ученый  пишет отчет о  проделанной работе. А наш отчет будет в виде тестирования по изученной теме «  Вода». За тест вы получите оценки. 7.4. Итог урока. .

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Урок по познанию мира в 4 классе на тему:  « Реки и озёра Казахстана».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017