Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
15.02.2017
Урок по познанию мира проводится по теме "Реки и озёра Казахстана". . В конспекте расписаны задания для групп, предложены направления, по которым дети должны собрать и систематизировать информацию в виде проекта. Задания носят познавательный, творческий, поисковый характер, способствующие развитию функциональной грамотности обучающихся.
откр. урое 16 ноября Урузбаева.docx
Тема. «Реки и озёра Казахстана».
Цель: дать представление о реках и озёрах Казахстана, умение определять и
находить их на карте, обобщить знания учащихся о строении рек и озёр, о её
значении для
жизни всего живого организма.
Задачи:
Формировать начальные понятия о реках и озёрах Казахстана.
Формировать понятия об эффективном использовании и охране рек и озёр, о
причинах и путях загрязнения воды.
Развивать речемыслительную деятельность, память, навыки работы с
картой, интерес к окружающей действительности, природе.
Заложить у учащихся основы экологического воспитания.
Оборудование: Физическая карта Казахстана, контурная карта Казахстана,
учебник, тетрадь, дополнительный материал справка о реках и озёрах Казахстана.
Тип урока: нестандартный урок путешествие.
Методы: репродуктивный, частично поисковый, иллюстративный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
2. Постановка целей и задач урока. Слайд 1
Сегодня на уроке нам предстоит путешествие по нашей необъятной стране. Мы
побываем в роли путешественников, географов, картографов, экологов и послов.
Может быть, в будущем ктото из вас выберет одну из этих профессий. А назвать
тему урока вы сможете, когда отгадаете ребус. О чём же мы будем говорить на уроке?
(Дети дают определение темы урока «Реки и озёра»),
Действительно, нам необходимо изучить водоемы нашей страны, найти их на
карте Казахстана, нанести их названия на контурные карты, делать выводы;
анализировать; действовать спокойно и обдуманно.
Слайд 2
Определение критериев оценивания этапов урока и настроения учеников.
ПАРАМЕТРЫ
ОЦЕНИВАЯ ОТВЕТОВ
1.
Научность (соответствие сообщаемых данных научным
сведениям)
2.
Последовательность.
3.
Занимательность.
4.
Грамотность и четкость речи.
5.
Оформление ответа.
3. Актуализация знаний учащихся.
Каждый путешественник берет с собой багаж. Наш с вами багаж – это знания,
которые нам понадобятся в путешествии. Давайте проверим наш багаж!
Фронтальный опрос домашнего задания по теме «Круговорот воды в природе.
Подземные воды. Минеральные воды».
* Что такое вода? (Жидкость без цвета и запаха)
* Какую часть поверхности Земли она занимает? (2/3)
* Каким цветом она обозначается на физической карте и глобусе? (Синим)
* В каких состояниях бывает вода? (Жидкое, твердое, газообразное)
*Расскажите о круговороте воды в природе. Слайд 3
*Что такое артезианский источник? (Колодцы, при
бурении которых, вода пошла на поверхность под
большим напором, потому что находилась между
двумя водоупорными слоями)
* Что такое арасан? ( Минеральный источник)
*Какой знаменитый курорт построен на минеральном
источнике в Казахстане? ( Сарыагаш)
Синквейн «ВОДА» Ваш багаж знаний в порядке.
5.Организация восприятия и осмысления новой
информации.
5.1.Вступительное слово учителя. Реки.
Реки источники пресной воды. Люди издавна селились у рек. Река питала
окрестности: сады и огороды, поля и луга. Служила людям и животным. Из
маленьких селений у рек вырастали большие города. В наше время все крупные
города тоже находятся около рек, потому как жители города нуждаются в пресной
воде, она служит и для передвижения судов, которые перевозят людей и грузы.
Быстрое течение рек используется в выработке электроэнергии. На
берегах таких рек строят электростанции.
На территории Казахстана насчитывается — 85 тысяч больших и малых рек.
Слайд
По характеру течения они бывают равнинные и горные. Слайд
Крупные реки Казахстана: Сырдарья, Иртыш, Урал, Ишим, Или, Чу и др.
Слайд
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ( совместно с учителем дети заполняют таблицу
«Реки») (слайд )
Река Иртыш.
«Иртыш» в переводе с тюркского «роющий землю».
Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется
Чёрный Иртыш. Протекает через озеро Зайсан. До города Усть – Каменогорска
превращён в крупные водохранилища: Бухтарминское, Шульбинское. На этом
участке имеет притоки:справа – Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба,
Уба, слева – Кызылсу, Чар. Иртыш впадает в реку Обь слева ( на территории
России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол –
слева.
Иртыш — самая длинная рекаприток в мире (4 268 км). Протекает по
территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км).
Иртыш разливается весной в результате таяния снега на южных склонах гор.
Летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому
половодье на Иртыше довольно продолжительно.
Иртышполноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении.
Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан
электроэнергией.
Название
Где берет начало
Куда впадает
Иртыш
Китай, горы Монгольского Алтая
Впадает в реку Обь,слева (Россия) Глубина(Г), ширина(Ш), длина(Д)
По какой местности течет?
Когда разливается весной или летом?
С чем связано половодье?
Какие крупные населенные пункты
расположены на берегу реки?
Д=4268км
Китай, север Казахстана, Россия
весной(таяние снегов на южном склоне
гор);
летом в него стекают талые воды
высокогорных снегов и ледников.
Поэтому половодье на Иртыше довольно
продолжительно.
Павлодар, Семей, УстьКаменогорск
(Казахстан), Омск, Тобольск, Ханты
Мансийск (Россия), Кёктокай, Бурчун
(Китай)
Для каких целей используются ее воды? Он судоходен на значительном
протяжении. Построены крупные ГЭС.
Они обеспечивают Восточный Казахстан
электроэнергией.
5/2 Продолжение работы по теме.
Дальнейшая работа проводится в группах. Каждая группа будет
путешествовать по одной из рек. (Таблички с названиями рек выставляются на столе
каждой группы).
Группы получают справочный материал о реках. Приложение 2.
Группам предлагается выполнить следующие задания:
Знакомиться с другими реками Казахстана будете, работая в группах.
Изучите реку нашей
Республики по следующему плану:
1)чтение текста; Из данного отрывка выбрать самые интересные факты и
обсудить их в своей команде.
2) нахождение реки на карте Казахстана;
3) заполнение таблицы.
1 группа
Река Урал (Жайык)
Река Урал находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт
начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине.
Города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для
судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру.
Река Иле 2
Река протекает на юге Казахстана(покажи на карте). Берёт начало в горах
ТяньШань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией
город Алматы.
3 группа
Река Сырдарья
Сырдарья находится на юге Казахстана (покажи на карте) Берёт начало в горах Тянь
Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в
пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское
море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко
размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная.
На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для
полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река
часто не достигает моря.
Река Ишим (Есиль) 4
Река Ишим течёт на севере Казахстана ( покажи на карте). Начинается в низких горах
СарыАрки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На реке расположены
крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана.
После выступления команд, подводится итог о том, что нового узнали они о
реках.(Слайд 8 )
Физминутка.
6.Вступительное слово учителя. Озера. Слайд 21.
Озёра.
Озёра это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях
земной поверхности — озёрных котлованах.
Озёра различной величины и очертаний, голубыми пятнами расцвечивают
карту, и встречаются практически везде.
В мире свыше миллиона озёр.
Встречаются озёра моря, просто озёра, озёра лужи. Слайд 22.
Глубина их колеблется от нескольких десятков сантиметров до полутора
километров и больше. Озёра имеют различную температуру воды. Вода в
них может быть прозрачной, мутной, коричневой, беловатой, желтой,
красной.
Изучением озёр занимается наука Лимнология озёроведение. (Записать в
тетрадь)
(Словарная работа).
В Казахстане более 40 тысяч озёр.
Реки, впадая в озёра, восполняют объём воды, который испаряется с поверхности
озера. Озёра различаются по типу: бывают сточные и бессточные. Слайд 23.
Если из озёра вытекает хотя бы одна река оно называется сточным.
Если из озера не вытекает вода оно называется бессточным. (Каспийское,
Балхаш)
В Казахстане есть ряд крупных озёр: это о.Балхаш, о.Зайсан, о.Алаколь,
о.Тенгиз, Каспийское море озеро, Аральское море озеро.
Работа по физической карте Казахстана.
6.1 Задания в группах изучить самостоятельно материал. Наиболее
интересные факты о реках, один из участников группы рассказывает
другим группам.
Характеристика озера. (слайд 20)
1) Как называется озеро? 5) Какие реки впадают в
озеро?
2) Где оно находится? 6) Какие реки вытекают из
озера?
3) Величина озера. 7) Как используются его
воды?
4) Пресное или солёное.
Арал. Слайд 2425.
Самое значительное из всех озёр Казахстана. За это его называют морем.
Аральское море бессточное, солёное озеро. Глубина Арала когдато достигала 67
метров. В наши дни оно резко уменьшилось в размерах более чем на треть
сократилась его площадь, возросла солёность воды. В него впадают реки Сырдарья
и Амударья. На берегу озера построен город Аральск.
Резкое понижение уровня воды — отступление от берегов, привело к
исчезновению 80 га лесов. Эта местность превратилась в солончаковую
безжизненную пустыню.
По данным учёных ежегодно со дна высохшего моря в атмосферу
поднимается до 200 млн.тонн ядовитой солёной пыли.
В 6070 ые годы Арал был судоходным. По нему ходили промысловые суда
рыбаков.
Жизнь Аральского моря находится в критическом состоянии!
Приаралье объявлено зоной экологического бедствия!
Балхаш. Слайд 2627.
Второе по величине озеро Казахстана.
Это озеро бессточное. В него впадают реки: Или, Каратал, Лепсы, Аксу, Аягуз. Озеро богато рыбой в нём водятся 20 видов рыб. Здесь обитают птицы чайки,
гуси, утки, лебеди и др. Это озеро уникальное. В западной части озера вода
пресная, в восточной части озера вода солёная.
Это объясняется тем, что в западную часть впадают реки.
В последнее время уровень воды в озере понизился на 2 метра. Использование
воды на орошение земель приводит к потере объёма воды в озере. На берегу о.
Балхаш построены заводы, которые используют воду озера на промышленные
нужды и сливают в озеро использованную воду. Это тоже сигнал бедствия Наше
озеро Балхаш под угрозой!
Каспийское море. Слайд 2829.
Самое большое на земле озеро. Вода соленая. Животные, обитающие в озере:
вобла, сазан, судак, килька, лосось, щука, каспийский тюлень. Основное растение:
водоросли. Добывают полезные ископаемые: нефть и газ. Развито судоходство. В
прибрежной зоне с минеральными водами и лечебными грязями расположены
курорты отдыха и лечения. Экологические проблемы Каспийского моря
связаны с загрязнением вод в результате добычи нефти.
Озеро Алаколь. Слайд 3031.
Название с казахского языка на русский переводится как «пёстрое озеро».
Ведётся промысел маринки (черная рыба), губача (пёстрый губач рыба), окуня,
судака, леща и сазана. В течение 10 лет на озере Алаколь развивается туризм,
сейчас это цивилизованный и доступный отдых, как для жителей Казахстана, так и
для иностранцев. Люди стремятся на озеро Алаколь не просто отдохнуть, но и
подлечиться, ведь озеро издревле ценилось своими лечебными свойствами.
7. Охрана воды. Слайд 32, 33, 34, 35, 36.
Ребята, вы услышали тревожные нотки в выступлениях наших корреспондентов?
Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле
становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более
драгоценного, чем самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”,
утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Действительно, вода –
самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более
3х – 5ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство.
7.1 Решение экологических задач. (Резерв) 1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в
стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.
Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает
по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова,
чем Саша?
Ответ: 3*1000/300=10 раз.
Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет?
2. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама
решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и
стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала
из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?
Ответ: 3*1*10=30 л
Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?
3. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько
чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
100*5=500 литров
7.2. Вывод. Слайд 32.
Что нужно делать, чтобы сохранить бесценный природный дар воду?
Экономить воду.
Не бросать мусор в водоемы.
Строить очистные сооружения.
9Домашнее задание:
1) Найти дополнительную информацию о реках и озёрах Казахстана.
2) Составить пятистишие
1вариант – Озеро.
2вариант – Река.
Вот и закончился наш полет. Каждый путешественник – ученый пишет отчет о
проделанной работе. А наш отчет будет в виде тестирования по изученной теме «
Вода». За тест вы получите оценки. 7.4. Итог урока. .
Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.