Герои, борцы и защитники
Цели и задачи: расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; совершенствовать графические навыки; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм.
Оборудование: для учителя – фотографии; для учащихся – альбом, графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; фотография памятника братьям Газдановым в Осетии.
Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество», О. Лебедушкиной «Мы рисуем мир».
Ход урока
Доблесть не умирает с героем, а переживает его.
Еврипид
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Готовимся на перемене. Напоминаем о правилах поведения на уроке, технику безопасности при лепке (пользование стеками, пластилином, подкладной дощечкой).
II. Беседа по теме урока.
Учитель. Скульптура – один из видов изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения. Скульптура – это тоже рассказ о человеке, о том, какой он, что любит, о чем думает.
Рассмотрим отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства:
1) язык скульптуры – трехмерность: объем, пропорции, фактура;
2) способы выполнения скульптуры – высекание, лепка, вырезание, отливка;
3) материалы: мрамор, дерево, металл, песчаник, а могут быть и другие, неожиданные: пенопласт, стекло, резина, воск;
4) значение света и тени, положения в пространстве (можно смотреть с разных точек зрения) в скульптурах.
Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова sculptura – ваяние, пластика. Скульптура реально объемна, существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру называют круглой.
Пластическое обогащение большой плоскости (например, стены здания) осуществляется уплощенной скульптурой – рельефом. В зависимости от степени уплощения возникло два основных вида рельефа: высокий (горельеф) и низкий (барельеф).
Горельеф – изображение выступает над фоном более чем на ? своего объема, что позволяет передать глубину пространства.
Барельеф – изображение выступает над фоном не более чем на ? своей толщины, что создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф чем-то сродни графике.
Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, историко-революционный, анималистический и др. Скульптура иногда бывает окрашенная (из гипса, дерева, металла), тонированная. Скульптурный станок позволяет скульптору вертеть свою работу, видеть ее с разных сторон.
По назначению скульптура бывает:
Ÿ монументальная – памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый жанр монументальной скульптуры – мемориальная (надгробия);
Ÿ декоративная – в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация);
Ÿ станковая – скульптура малых форм (например, медали, монеты).
Сегодня на уроке мы познакомимся с монументальной скульптурой, в которой авторы воспевают героев, борцов и защитников народа.
Монументальная скульптура – монументы, памятники, скульптурные комплексы, несущие большое общественное содержание и выступающие в единстве с окружающей средой – архитектурной или природной. Органическое включение в широкий ансамбль обеспечивает произведениям монументальной скульптуры наибольшую действительность и выразительность. Для монументальной скульптуры характерен героический пафос. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах – в граните, бронзе и т. д.; объем моделируется большими массами, с учетом дальних точек осмотра, большое значение придается общему силуэту монумента и выбору места установки.
Учитель демонстрирует фотографии скульптур памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане Волгограда.
Звучит запись припева песни «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Рассказ учителя о памятниках героям.
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – одно из грандиозных мемориальных сооружений современности, увековечивающих бессмертный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашист-ских захватчиков.
Ключевым элементом ансамбля является пятидесятидвухметровая фигура Матери-Родины, установленная на холме и венчающая ступенчатую композицию. Площади со скульптурными группами размещаются на разных уровнях, постепенно приближаясь к вершине кургана. У входа, перед лестницей, расположена скульптурная группа, изображающая людей, идущих со склоненными знаменами отдать почести тем, кто в тяжелые для Родины дни с честью выдержал испытания.
Затем – подъем по лестнице, окаймленной газоном, в аллею пирамидальных тополей. За аллеей начинается площадь «Стоять насмерть!», образованная вокруг центральной фигуры воина с гранатой и автоматом в руках. С этого уровня открывается величественная перспектива на грандиозную лестницу и стены-руины, которые, создавая боковые кулисы монументу, подчеркивают глубинность и направленность пространства.
На следующем уровне находится площадь Героев. Она сформирована шестью скульптурными группами и черной каменной лентой, расположенными по обе стороны большого искусственного водоема.
Площадь Скорби, Зал Воинской славы – последняя площадь перед грандиозной фигурой Матери-Родины.
Эта скульптура не только символизирует грандиозность Сталинградской битвы, явившейся поворотным моментом в ходе второй мировой войны, когда гибель гитлеровской военной машины стала очевидной для всего мира. Она служит напоминанием людям об их патриотическом долге:
Мы дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши, и наши отцы
За мир, за свободу, за счастье борцы.
С. Михалков
Другой памятник героям Отечественной войны, который возведен в память подвига конкретных людей. Этот монумент стоит в Осетии, у дороги, ведущей в глубь Кавказских гор, на крутом земляном откосе. Со скалы словно взлетают в небо семь белых журавлей. Изваянная в камне пожилая женщина стоит у подножия скалы и смотрит в сторону, куда уносятся птицы и где заходит солнце. Багровые отсветы ложатся на крылья журавлей. Согбенная фигура женщины-матери окутывается огненным заревом, напоминая о грозном времени – Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Этот памятник стоит на окраине селения Дзуарикау. Здесь у Тасо и Асахмета Газдановых росли семь сыновей. Как отец и мать, статные и красивые, немногословные, ценившие дружбу и любившие свою землю.
… Началась война. Все братья Газдановы один за другим ушли на фронт. И не вернулись…
Махарбек погиб, защищая Москву, Магомет и Ходжисмел пали под Севастополем, Сазырико был убит под Киевом, Дзарахлат в Новороссийске, Хасанбек – при освобождении от гитлеровцев Белоруссии. Только Шамиль дошел до Берлина, но был тяжело ранен и умер, не дожив четырех дней до Победы.
… Давно уже нет в живых отца и матери Газдановых. Но земляки не забыли эту семью, подвиги семерых братьев. Их именами назвали улицы в столице Северной Осетии – Орджоникидзе и в селении Дзуарикау, школу, где учились братья, музей в ней. Там по старому обычаю горцев прикреплены к стене семь черкесок в память о братьях Газдановых.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Эти стихи Расула Гамзатова вдохновили осетинского скульптора С. Санакоева. Монумент в Дзуарикау он посвятил братьям Газдановым, их матери Тасо, всем своим погибшим землякам.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют движения за учителем.
Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба.
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Оля Лебедушкина. Мы рисуем мир
III. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: эскиз памятника герою (по выбору учащихся).
1 этап работы – замысел памятника герою (учащиеся выполняют наброски на бумаге);
2 этап – выполнение эскиза памятника герою из пластилина.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом прибавления к изначальному объему материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее. Материалы лепки – глина, пластилин, воск.
Учитель рассказывает о работе скульптора, технологии его работы над скульптурой:
замысел
↓
этюд в пластилине, глине
↓
гипсовая модель
↓
работа в материале
(камень, металл, цемент, дерево)
Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом (из металлической проволоки, палок и палочек), который выполняет как бы роль скелета, опорных точек.
IV. Итог урока.
Анализ набросков памятника герою, рекомендации учителя.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать книги о памятниках эпохи Возрождения; прочитать стихотворения о Родине, воинах-защитниках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.