Урок по ИЗО "ГЕРОИ, БОРЦЫ И ЗАЩИТНИКИ" 4 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; совершенствовать графические навыки; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм. Оборудование: для учителя – фотографии; для учащихся – альбом, графические материалы. Зрительный ряд: фотографии памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; фотография памятника братьям Газдановым в Осетии. Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество», О. Лебедушкиной «Мы рисуем мир».Урок по ИЗО "ГЕРОИ, БОРЦЫ И ЗАЩИТНИКИ" 4 класс
Иконка файла материала Герои.docx

Герои, борцы и защитники

Цели и задачи: расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; совершенствовать графические навыки; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм.

Оборудование: для учителя – фотографии; для учащихся – альбом, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; фотография памятника братьям Газдановым в Осетии.

Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество», О. Лебедушкиной «Мы рисуем мир».

Ход урока

Доблесть не умирает с героем, а переживает его.

Еврипид

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Готовимся на перемене. Напоминаем о правилах поведения на уроке, технику безопасности при лепке (пользование стеками, пластилином, подкладной дощечкой).

II. Беседа по теме урока.

Учитель. Скульптура – один из видов изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения. Скульптура – это тоже рассказ о человеке, о том, какой он, что любит, о чем думает.

Рассмотрим отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства:

1) язык скульптуры – трехмерность: объем, пропорции, фактура;

2) способы выполнения скульптуры – высекание, лепка, вырезание, отливка;

3) материалы: мрамор, дерево, металл, песчаник, а могут быть и другие, неожиданные: пенопласт, стекло, резина, воск;

4) значение света и тени, положения в пространстве (можно смотреть с разных точек зрения) в скульптурах.

Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова sculptura – ваяние, пластика. Скульптура реально объемна, существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру называют круглой.

Пластическое обогащение большой плоскости (например, стены здания) осуществляется уплощенной скульптурой – рельефом. В зависимости от степени уплощения возникло два основных вида рельефа: высокий (горельеф) и низкий (барельеф).

Горельеф – изображение выступает над фоном более чем на ? своего объема, что позволяет передать глубину пространства.

Барельеф – изображение выступает над фоном не более чем на ? своей толщины, что создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф чем-то сродни графике.

Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, историко-революционный, анималистический и др. Скульптура иногда бывает окрашенная (из гипса, дерева, металла), тонированная. Скульптурный станок позволяет скульптору вертеть свою работу, видеть ее с разных сторон.

По назначению скульптура бывает:

Ÿ монументальная – памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый жанр монументальной скульптуры – мемориальная (надгробия);

Ÿ декоративная – в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация);

Ÿ станковая – скульптура малых форм (например, медали, монеты).

Сегодня на уроке мы познакомимся с монументальной скульптурой, в которой авторы воспевают героев, борцов и защитников народа.

Монументальная скульптура – монументы, памятники, скульптурные комплексы, несущие большое общественное содержание и выступающие в единстве с окружающей средой – архитектурной или природной. Органическое включение в широкий ансамбль обеспечивает произведениям монументальной скульптуры наибольшую действительность и выразительность. Для монументальной скульптуры характерен героический пафос. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах – в граните, бронзе и т. д.; объем моделируется большими массами, с учетом дальних точек осмотра, большое значение придается общему силуэту монумента и выбору места установки.

Учитель демонстрирует фотографии скульптур памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане Волгограда.

Звучит запись припева песни «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

                                                             Навеки!

Рассказ учителя о памятниках героям.

Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – одно из грандиозных мемориальных сооружений современности, увековечивающих бессмертный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашист-ских захватчиков.

Ключевым элементом ансамбля является пятидесятидвухметровая фигура Матери-Родины, установленная на холме и венчающая ступенчатую композицию. Площади со скульптурными группами размещаются на разных уровнях, постепенно приближаясь к вершине кургана. У входа, перед лестницей, расположена скульптурная группа, изображающая людей, идущих со склоненными знаменами отдать почести тем, кто в тяжелые для Родины дни с честью выдержал испытания.

Затем – подъем по лестнице, окаймленной газоном, в аллею пирамидальных тополей. За аллеей начинается площадь «Стоять насмерть!», образованная вокруг центральной фигуры воина с гранатой и автоматом в руках. С этого уровня открывается  величественная перспектива на грандиозную лестницу и стены-руины, которые, создавая боковые  кулисы  монументу,  подчеркивают  глубинность  и  направленность пространства.

На следующем уровне находится площадь Героев. Она сформирована шестью скульптурными группами и черной каменной лентой, расположенными по обе стороны большого искусственного водоема.

Площадь Скорби, Зал Воинской славы – последняя площадь перед грандиозной фигурой Матери-Родины.

Эта скульптура не только символизирует грандиозность Сталинградской битвы, явившейся поворотным моментом в ходе второй мировой войны, когда гибель гитлеровской военной машины стала очевидной для всего мира. Она служит напоминанием людям об их патриотическом долге:

Мы дети свободной и мирной страны.

Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши, и наши отцы

За мир, за свободу, за счастье борцы.

                                 С. Михалков

Другой памятник героям Отечественной войны, который возведен в память подвига конкретных людей. Этот монумент стоит в Осетии, у дороги, ведущей в глубь Кавказских гор, на крутом земляном откосе. Со скалы словно взлетают в небо семь белых журавлей. Изваянная в камне пожилая женщина стоит у подножия скалы и смотрит в сторону, куда уносятся птицы и где заходит солнце. Багровые отсветы ложатся на крылья журавлей. Согбенная фигура женщины-матери окутывается огненным заревом, напоминая о грозном времени – Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Этот памятник стоит на окраине селения Дзуарикау. Здесь у Тасо и Асахмета Газдановых росли семь сыновей. Как отец и мать, статные и красивые, немногословные, ценившие дружбу и любившие свою землю.

… Началась война. Все братья Газдановы один за другим ушли на фронт. И не вернулись…

Махарбек погиб, защищая Москву, Магомет и Ходжисмел пали под Севастополем, Сазырико был убит под Киевом, Дзарахлат в Новороссийске, Хасанбек – при освобождении от гитлеровцев Белоруссии. Только Шамиль дошел до Берлина, но был тяжело ранен и умер, не дожив четырех дней до Победы.

… Давно уже нет в живых отца и матери Газдановых. Но земляки не забыли эту семью, подвиги семерых братьев. Их именами назвали улицы в столице Северной Осетии – Орджоникидзе и в селении Дзуарикау, школу, где учились братья, музей в ней. Там по старому обычаю горцев прикреплены к стене семь черкесок в память о братьях Газдановых.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Эти стихи Расула Гамзатова вдохновили осетинского скульптора С. Санакоева. Монумент в Дзуарикау он посвятил братьям Газдановым, их матери Тасо, всем своим погибшим землякам.

 Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения за учителем.

Ты нарисуешь яркое солнце,

Я нарисую синее небо,

Он нарисует свет в оконце,

Она нарисует колосья хлеба.

Мы нарисуем осенние листья,

Школу, друзей, ручей беспокойный.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

                     Оля Лебедушкина. Мы рисуем мир

III. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: эскиз памятника герою (по выбору учащихся).

1 этап работы – замысел памятника герою (учащиеся выполняют наброски на бумаге);

2 этап – выполнение эскиза памятника герою из пластилина.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом прибавления к изначальному объему материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее. Материалы лепки – глина, пластилин, воск.

Учитель рассказывает о работе скульптора, технологии его работы над скульптурой:

замысел

этюд в пластилине, глине

гипсовая модель

работа в материале

(камень, металл, цемент, дерево)

Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом (из металлической проволоки, палок и палочек), который выполняет как бы роль скелета, опорных точек.

IV. Итог урока.

Анализ набросков памятника герою, рекомендации учителя.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: подобрать книги о памятниках эпохи Возрождения; прочитать стихотворения о Родине, воинах-защитниках.