Урок по ИЗО "ГЕРОИ, БОРЦЫ И ЗАЩИТНИКИ" 4 класс
Оценка 4.7

Урок по ИЗО "ГЕРОИ, БОРЦЫ И ЗАЩИТНИКИ" 4 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +1
4 кл
28.03.2018
Урок по ИЗО "ГЕРОИ, БОРЦЫ И ЗАЩИТНИКИ" 4 класс
Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; совершенствовать графические навыки; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм. Оборудование: для учителя – фотографии; для учащихся – альбом, графические материалы. Зрительный ряд: фотографии памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; фотография памятника братьям Газдановым в Осетии. Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество», О. Лебедушкиной «Мы рисуем мир».Урок по ИЗО "ГЕРОИ, БОРЦЫ И ЗАЩИТНИКИ" 4 класс
Герои.docx

Герои, борцы и защитники

Цели и задачи: расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; совершенствовать графические навыки; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм.

Оборудование: для учителя – фотографии; для учащихся – альбом, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; фотография памятника братьям Газдановым в Осетии.

Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество», О. Лебедушкиной «Мы рисуем мир».

Ход урока

Доблесть не умирает с героем, а переживает его.

Еврипид

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Готовимся на перемене. Напоминаем о правилах поведения на уроке, технику безопасности при лепке (пользование стеками, пластилином, подкладной дощечкой).

II. Беседа по теме урока.

Учитель. Скульптура – один из видов изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения. Скульптура – это тоже рассказ о человеке, о том, какой он, что любит, о чем думает.

Рассмотрим отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства:

1) язык скульптуры – трехмерность: объем, пропорции, фактура;

2) способы выполнения скульптуры – высекание, лепка, вырезание, отливка;

3) материалы: мрамор, дерево, металл, песчаник, а могут быть и другие, неожиданные: пенопласт, стекло, резина, воск;

4) значение света и тени, положения в пространстве (можно смотреть с разных точек зрения) в скульптурах.

Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова sculptura – ваяние, пластика. Скульптура реально объемна, существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру называют круглой.

Пластическое обогащение большой плоскости (например, стены здания) осуществляется уплощенной скульптурой – рельефом. В зависимости от степени уплощения возникло два основных вида рельефа: высокий (горельеф) и низкий (барельеф).

Горельеф – изображение выступает над фоном более чем на ? своего объема, что позволяет передать глубину пространства.

Барельеф – изображение выступает над фоном не более чем на ? своей толщины, что создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф чем-то сродни графике.

Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, историко-революционный, анималистический и др. Скульптура иногда бывает окрашенная (из гипса, дерева, металла), тонированная. Скульптурный станок позволяет скульптору вертеть свою работу, видеть ее с разных сторон.

По назначению скульптура бывает:

Ÿ монументальная – памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый жанр монументальной скульптуры – мемориальная (надгробия);

Ÿ декоративная – в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация);

Ÿ станковая – скульптура малых форм (например, медали, монеты).

Сегодня на уроке мы познакомимся с монументальной скульптурой, в которой авторы воспевают героев, борцов и защитников народа.

Монументальная скульптура – монументы, памятники, скульптурные комплексы, несущие большое общественное содержание и выступающие в единстве с окружающей средой – архитектурной или природной. Органическое включение в широкий ансамбль обеспечивает произведениям монументальной скульптуры наибольшую действительность и выразительность. Для монументальной скульптуры характерен героический пафос. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах – в граните, бронзе и т. д.; объем моделируется большими массами, с учетом дальних точек осмотра, большое значение придается общему силуэту монумента и выбору места установки.

Учитель демонстрирует фотографии скульптур памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане Волгограда.

Звучит запись припева песни «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

                                                             Навеки!

Рассказ учителя о памятниках героям.

Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – одно из грандиозных мемориальных сооружений современности, увековечивающих бессмертный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашист-ских захватчиков.

Ключевым элементом ансамбля является пятидесятидвухметровая фигура Матери-Родины, установленная на холме и венчающая ступенчатую композицию. Площади со скульптурными группами размещаются на разных уровнях, постепенно приближаясь к вершине кургана. У входа, перед лестницей, расположена скульптурная группа, изображающая людей, идущих со склоненными знаменами отдать почести тем, кто в тяжелые для Родины дни с честью выдержал испытания.

Затем – подъем по лестнице, окаймленной газоном, в аллею пирамидальных тополей. За аллеей начинается площадь «Стоять насмерть!», образованная вокруг центральной фигуры воина с гранатой и автоматом в руках. С этого уровня открывается  величественная перспектива на грандиозную лестницу и стены-руины, которые, создавая боковые  кулисы  монументу,  подчеркивают  глубинность  и  направленность пространства.

На следующем уровне находится площадь Героев. Она сформирована шестью скульптурными группами и черной каменной лентой, расположенными по обе стороны большого искусственного водоема.

Площадь Скорби, Зал Воинской славы – последняя площадь перед грандиозной фигурой Матери-Родины.

Эта скульптура не только символизирует грандиозность Сталинградской битвы, явившейся поворотным моментом в ходе второй мировой войны, когда гибель гитлеровской военной машины стала очевидной для всего мира. Она служит напоминанием людям об их патриотическом долге:

Мы дети свободной и мирной страны.

Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши, и наши отцы

За мир, за свободу, за счастье борцы.

                                 С. Михалков

Другой памятник героям Отечественной войны, который возведен в память подвига конкретных людей. Этот монумент стоит в Осетии, у дороги, ведущей в глубь Кавказских гор, на крутом земляном откосе. Со скалы словно взлетают в небо семь белых журавлей. Изваянная в камне пожилая женщина стоит у подножия скалы и смотрит в сторону, куда уносятся птицы и где заходит солнце. Багровые отсветы ложатся на крылья журавлей. Согбенная фигура женщины-матери окутывается огненным заревом, напоминая о грозном времени – Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Этот памятник стоит на окраине селения Дзуарикау. Здесь у Тасо и Асахмета Газдановых росли семь сыновей. Как отец и мать, статные и красивые, немногословные, ценившие дружбу и любившие свою землю.

… Началась война. Все братья Газдановы один за другим ушли на фронт. И не вернулись…

Махарбек погиб, защищая Москву, Магомет и Ходжисмел пали под Севастополем, Сазырико был убит под Киевом, Дзарахлат в Новороссийске, Хасанбек – при освобождении от гитлеровцев Белоруссии. Только Шамиль дошел до Берлина, но был тяжело ранен и умер, не дожив четырех дней до Победы.

… Давно уже нет в живых отца и матери Газдановых. Но земляки не забыли эту семью, подвиги семерых братьев. Их именами назвали улицы в столице Северной Осетии – Орджоникидзе и в селении Дзуарикау, школу, где учились братья, музей в ней. Там по старому обычаю горцев прикреплены к стене семь черкесок в память о братьях Газдановых.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Эти стихи Расула Гамзатова вдохновили осетинского скульптора С. Санакоева. Монумент в Дзуарикау он посвятил братьям Газдановым, их матери Тасо, всем своим погибшим землякам.

 Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения за учителем.

Ты нарисуешь яркое солнце,

Я нарисую синее небо,

Он нарисует свет в оконце,

Она нарисует колосья хлеба.

Мы нарисуем осенние листья,

Школу, друзей, ручей беспокойный.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

                     Оля Лебедушкина. Мы рисуем мир

III. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: эскиз памятника герою (по выбору учащихся).

1 этап работы – замысел памятника герою (учащиеся выполняют наброски на бумаге);

2 этап – выполнение эскиза памятника герою из пластилина.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом прибавления к изначальному объему материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее. Материалы лепки – глина, пластилин, воск.

Учитель рассказывает о работе скульптора, технологии его работы над скульптурой:

замысел

этюд в пластилине, глине

гипсовая модель

работа в материале

(камень, металл, цемент, дерево)

Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом (из металлической проволоки, палок и палочек), который выполняет как бы роль скелета, опорных точек.

IV. Итог урока.

Анализ набросков памятника герою, рекомендации учителя.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: подобрать книги о памятниках эпохи Возрождения; прочитать стихотворения о Родине, воинах-защитниках.

 

 

 

 


 

Герои, борцы и защитники Цели и задачи: расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество…

Герои, борцы и защитники Цели и задачи: расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество…

Пластическое обогащение большой плоскости (например, стены здания) осуществляется уплощенной скульптурой – рельефом

Пластическое обогащение большой плоскости (например, стены здания) осуществляется уплощенной скульптурой – рельефом

Мы знаем, что ныне лежит на весах

Мы знаем, что ныне лежит на весах

Этот памятник стоит на окраине селения

Этот памятник стоит на окраине селения

Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом (из металлической проволоки, палок и палочек), который выполняет как бы роль скелета, опорных точек

Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом (из металлической проволоки, палок и палочек), который выполняет как бы роль скелета, опорных точек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018