Урок по русскому языку в 3 классе. Программа "Начальная школа 21 века" . Тема "Имя прилагательное" . На данном уроке ведется работа по наблюдению грамматических признаков имен прилагательных, ознакомлению с понятием " Склонение имени прилагательного". на уроке прослеживается связь с окружающим миром, музыкой, литературным чтением.Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное" и презентация по теме
Урок русского языка
«Имя прилагательное»
Технологическая карта урока русского языкаТема
Цель
Планируемые
результаты
Целевой блок
Имя прилагательное
Наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных. Знакомство с понятием "склонение имени
прилагательного".
Формировать УУД:
Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих
мыслей на уроке, формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД: развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать
свою деятельность на уроке
Познавательные УУД: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение,
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые
высказывания
Предметные: Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и
вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, роль в
предложении.
Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих
мыслей на уроке, формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД: развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать
свою деятельность на уроке
Познавательные УУД: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение,
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые
высказывания
Задачи урока
Тип урока
Учебнометодический
комплекс
Инструментальный блок
провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
выявить особенности изменения имен прилагательных;
распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
воспитывать уважение к своим родителям, престарелым людям, трудолюбие, ответственность.
Урок открытия нового знания (урокисследование)
карточки со словами,
карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,Основные понятия
Организация
пространства
Межпредметные связи
Действия обучающихся
учебник «Русский язык» 3 кл. 2 часть автор Иванов (программа «Начальная школа 21 века»
Организационнодеятельностный блок
Имя прилагательное, согласование
Индивидуальная, парная, фронтальная
Литературное чтение , русский язык, окружающий мир, музыка
I. Организационный момент.
Сегодня у нас присутствуют гости. Давайте повернемся к гостям и поприветствуем их. Желаю всем доброго дня и
приступим к работе.
Учитель:
Психологическая подготовка к уроку:
Давайте представим, что на вашей левой ладошке сидит хмурый, унылый, безразличный, скучный… человек. А на
правой – радостный, активный, умный, уверенный, счастливый человек. Ребята, давайте сдуем хмурого, скучного
человека, а весёлого и, счастливого, внимательного, активного сожмём в кулачок и не отпустим. Он нам ох как ещё
пригодится.
Пришла, улыбнулась утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады. (Весна)
Как мы ощущаем приход весны, по каким признакам? / Дни становятся длиннее, солнце греет, снег начинает таять ит.д./
А вот есть пословица со словами солнце и греет. Давайте попробуем её составить из данных слов.
Даны слова: Сердце матери греет лучше солнца.
Поработайте в паре и составьте пословицу. Одна пара работает у доски.
Как вы понимаете смысл данной пословицы? / Это обозначает: то, что мать роднее всех, греет теплее солнца, мать вас
(тебя) родила, воспитывает. Нет лучше на свете человека, чем родная мать/
II.Минутка чистописания
Давайте вернемся к слову весна.
Назовите первый звук в слове весна? ([в׳])
Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой "вэ".)
Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Минутка чистописания
В в
Ве Вн Во Вл вм вя вт вп
Что будем оценивать в работе? (Аккуратность, каллиграфию высоту букв, наклон букв, соответствие образцу).Оцените свое письмо на листе самооценки.
Весна замечательное и прекрасное время года.
В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Хотите увидеть?
Посмотрите, какая красивая картина получилась. Даже у нас в классе повеяло весною.
А вы знаете, что на Руси основная встреча весны праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли
его Сороки.
У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран
прилетают сорок разных птиц, и первая из них жаворонок. А в Башкортостане этот праздник называется Навруз
байрам. Он празднуется и в других мусульманских и азиатских странах.
III. Введение в тему урока. Постановка целей.
– Ребята, а вы любите разгадывать ребусы? Получившиеся слова записывайте в тетрадь. Слайды 4, 5, 6
– Посмотрите на записанные в тетради слова. К какой части речи они относятся?
Значит, какую часть речи мы сегодня исследуем? Определите тему урока.
– Молодцы! Тема урока – «Имя прилагательное».
Мы знакомы с понятием имя прилагательное? Значит, какую цель мы можем поставить на данный урок? /узнать
дополнительно об имени прилагательном/
Составим план урока:
1.выполним упражнения
2.ответим на вопросы заданий
3. обобщим знания, полученные на уроке
4.оценим свою работу
5. получим домашнее задание
IV. "Исследование " имени прилагательного.
Приступаем к исследованию имени прилагательного.
Упр. 1. устно. Прочитайте текст.
Из какой сказки отрывок? (Русская народная сказка “Царевналягушка”.)
Какое задание нам необходимо выполнить?
Находим прилагательные, задаем к ним вопросы.
Брат (какой?) старший.
На двор (чей?) боярский.
Против терема (чьего?) девичьего.
Брат (какой?) средний.
У крыльца (какого?) красного.
Дочь (чья?) купеческая.Брат (какой?) младший.
В болото (какое?) грязное.
На какие же вопросы отвечает имя прилагательное. Учитель дополняет схему опору.
Слайд 7
Имя прилагательное
какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
ВЫВОД №1
Для чего нужны прилагательные в тексте? (Текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для уточнения.)
2. Классификация имен прилагательных.
Упр.2, стр.89. Записать слова по группам.
– Для выполнения следующего задания я предлагаю вам образовать группы. Вам необходимо из предложенных имен
прилагательных выбрать и подчеркнуть слова, которые обозначают:
Работаем по учебнику, а задание выполняете на листочке.
Проверим ваши работы по слайдам. Оцените свою работу.
Упр. 3, стр.89 работаем в парах.
Найдите лишнее слово из каждой группы и запишите в тетрадь.
У вас должна получиться новая группа имен прилагательных.
Подумайте, как можно ее назвать.
Дети работают в парах и у доски.
Проверка. Зачитать имена прилагательные.
Слайд 9
– Проверьте себя сами по образцу. Слайд 9. Оцените на листах самооценки.
(Овальный, кривой, квадратный, круглый)
– У вас получилась новая группа слов. Как бы вы её назвали? (Форма)
– Что называют имена прилагательные? (открывается следующий СЛАЙД Вывод №2 обозначают признаки
предметов).
V. Физминутка.
– Назовите самый первый весенний цветок. У П. И. Чайковского есть пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года».
Давайте послушаем её и отдохнем. Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник». Слайд 10 посмотреть видео с
веснойНаши тонкие цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши белые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Садитесь. Что мы посмотрели?
А вы знаете, что первый показ фильма состоялся в Уфе , 115 лет назад. В каком году это произошло? (в 1901году)
3. Решение проблемной задачи.
Продолжим работу. Прочитайте словосочетания.
Слайд 11
нежный подснежник
ранняя весна
солнечный день
Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша?
(Выслушиваются предположения учащихся.)
Подумаем вместе.
Сравните два предложения.
Раскрылся нежный подснежник.
Раскрылся нежный.
В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?
Какой вывод можно сделать? (Главное слово существительное.)
Согласимся мы теперь с Дашей?
4. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.90.
От чего зависит имя прилагательное? Вывод №3 (Имя прилагательное зависит от существительного) Данная
связь называется согласованием.
Слушание записи из электронной книги.
Выполнение упражнения из электронной книги / остальные на карточках/ сравнение
Какие словосочетания получились? Оцените правильность выполнения задания. А почему именно данные
прилагательные вы соединили с этими существительными?
Я вижу, ваш человечек на правой руке: уверенный, умный, внимательный, помог вам справиться с заданиями.
Сравним ваши ответы с учебником. Чтение стр.90
А исследовать имя прилагательное вы продолжите дома.
по стр. 9091, прочитаете рубрики " Тайны русского языка", "Это важно знать", выполните упр. 4, дополнительно по
VI.Домашнее заданиежеланию: составить задание по теме урока.
Диагностика
результатов урока
(итог урока)
Ребята наш урок подходит к концу. Подведем итоги работы. Какую цель мы ставили в начале урока? Добились мы
этой цели?
Давайте вспомним, что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Как изменяется имя прилагательное?
Домашнее задание
А сейчас оценим свою работу на уроке? У кого все задания выполнены правильно?
Значит, вашу работу можно оценить на пять.
У кого один или два недочета? Какой вывод нужно сделать? (необходимо вам потренироваться)
По стр. 9091, прочитаете рубрики " Тайны русского языка", "Это важно знать", выполните упр. 4, дополнительно по
желанию: составить задание по теме урока .