Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)
Оценка 4.7

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
03.04.2017
Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)
Урок русского языка по теме "Безличные предложения" направлен на изучение нового материала. Тема урока формирует понятие о безличных предложениях, помогает выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях. Помогает закрепить умение определять вид односоставных предложений, развивает навыки самостоятельной работы на уроке.
Открытый урок Безличные предложения Каралькевич О.А..docx
Тема: Безличные предложения.                                                                                Цель: продолжить закреплять умения определять вид односоставных  предложений.                                                                                                               Задачи:                                                                                                                        1. Формировать понятие о безличных предложениях.                                             2. Выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях.              3. Развивать память, речь, образное мышление учащихся.                                      4. Способствовать воспитанию толерантности, навыков самостоятельной  деятельности, прививать интерес к русскому языку.                                             Тип урока: изучение нового материала.                                                                   Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная работа,  взаимопроверка.                                                                                                      Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, презентация, учебники  русского языка, раздаточный материал.                                                   Ход урока                                I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка  учебной задачи.                                                                                                Учитель: Друзья мои!                                                                                                Я очень рада войти в наш светлый класс.                                                                 И для меня уже награда ­                                                                                           Вниманье ваших умных глаз.                                                                                      Я знаю: каждый в классе гений.                                                                                 Но без труда талант не впрок:                                                                                   Скрестите шпаги ваших мнений­                                                                           Мы вместе сочиним урок!                                                                                          II. Мотивация к учебной деятельности.                                                                Учитель: Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на  своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн  постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг. Прошли годы. Человек  обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился  на холме, где впервые увидел горизонт. И вдруг всё понял. Горизонт всюду.  На каждом шагу.                                                                                                         ­ Какую мораль содержит эта легенда? (Вокруг нас много того, чего мы не  знаем, что должны узнать, изучить.)                                                                          ­На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть  постигайте и узнавайте новое.                                                                                   А эпиграфом к уроку я взяла слова известного русского писателя К.  Паустовского «Чем больше знаешь, тем интереснее жить…».                          III. Синтаксическая разминка. Ввод в тему. Учитель: Прочитайте  предложения. Найдите в них общее.                       Хорошо в деревнях хлеб пекут.                                                                                Сижу за решеткой в темнице сырой.                                                             ВЫВОД: Это простые, повествовательные, односоставные, распространенные предложения. Грамматическая основа в них состоит только из сказуемого).      ­ Мы продолжаем изучать виды односоставных предложений, где главный  член ­ сказуемое. Мы познакомимся с безличными предложениями, а также  научимся выявлять способы выражения сказуемых в безличных  предложениях.                                                                                                             Работа в тетрадях: Записать число, классная работа. Тема.                                IV. «Синтаксическая дуэль». Повторение изученного.                             Учитель: Лишь правильно закончив предложение, вы сможете «остаться  невредимыми» в синтаксической дуэли.                                                                   1. Для пословиц и поговорок типичны … предложения (обобщенно­личные).     2. Предложение, в котором нет второстепенного члена предложения, … (нераспространенное).                                                                                                3. Глагольные односоставные предложения имеют…. (главный член  предложения – сказуемое).                                                                                        4. Предложение «Люблю грозу в начале мая» по составу грамматической  основы …(односоставное).                                                                                         5. Подлежащее можно легко восстановить в ….предложениях (определенно­ личных).                                                                                                                       6. В неопределенно­личных предложениях сказуемое имеет форму …(3­го  лица мн.ч. или П.в. мн.ч.).                                                                                          7. Раздел науки, изучающий строение словосочетания и предложения, … (синтаксис).                                                                                                                 Учитель: Подведем итог нашей синтаксической дуэли. «Кто выжил»,  «ранен», «убит».  V. Словарный диктант (взаимопроверка).  Учащиеся записывает слова под  диктовку учителя.   Взаимопроверка.                                                                       Слайд № 8.                                                                                                                 Багровый, порхать, пародия, стратегия, каблук, коралл, калач, банальный,  бойкот, контекст.                                                                                                     Слайд № 9. Шкала оценивания:                                                                             1 ошибка – «5»;                                                                                                           2­3 ошибки – «4»;                                                                                                        4 ошибки – «3»;                                                                                                           5 и более –«2». Задание к диктанту: 1. Подчеркните волнистой линией слово, значение  которого следующее: «искусство планирования какой­либо деятельности на  длительную перспективу» (стратегия). 2. Составить словосочетания с  разными видами   связи (согласование, управление, примыкание).                        Н., высокий каблук, пародия на песню, красиво порхать.                                      Учитель: ­ Что такое словосочетание?                                                                     ­ А что такое предложение?                                                                                       VI. Изучение нового материала.                                                                             1. Слово учителя.                                                                                                       Учитель: ­ Ребята, разберите прилагательное безличное по составу  (работа у  доски).                                                                                                                          ­ На что указывает приставка без­? (на отсутствие чего­либо).                             Учитель: Запишите два предложения. На улице прохладно. Но нам весело.     Найдите грамматическую основу (прохладно, весело).                                          – Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме И.п., кто  производит действие или кто испытывает состояние, названное в  предложении? (Нет)                                                                                                    –Правильно, в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего,  т.е. лица,  выполняющего действие – «без лица»).     Вывод: Безличные предложения – это односоставные предложения, в  которых нет и не может быть подлежащего, в которых действие происходит  без участия какого­либо лица.  2.Чтение параграфа 24, стр.102                                                                              Учитель: ­ Ребята, как вы думаете, а чем может выражаться сказуемое в  безличном предложении?                                                                                           ­ Способы выражения сказуемого в безличных предложениях очень  разнообразны. Например использование безличных глаголов в роли сказуе­ мого: Светает, нездоровилось.                                                                                Категория лица в данных глаголах не имеет никакого значения, такие глаголы  могут употребляться в предложениях, выражающих то или иное состояние  природы, окружающей среды или состояние человека: Мне нездоровилось.  Еще один способ выражения сказуемого в безличном предложении – это упо­ требление личных глаголов в качестве безличных: Пес, сидящий на цепи,  громко завыл. Завыло, заскрипело вдали густо, пронзительно.                     Во втором предложении глагол «завыть» используется в качестве безличного,  так как активного деятеля при нем мы себе уже представить не сможем.  Или Сирень пахнет (личный глагол) хорошo и Пахнет (личный глагол в безличном  значении) сеном над лугами (А. Майков                                                                   Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено составным  именным сказуемым или словом категории состояния: На душе было  легко и спокойно. Черно от елей в лесу.  Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено составным  глагольным сказуемым: Опять начало моросить. Иногда сказуемое в безличных предложениях выражается  инфинитивом:   Нечасто приходится просыпаться от тишины.  Сказуемое в безличных предложениях может выражаться словом «нет»  или конструкцией, выражающей отрицание: В небе ни облачка. Нет в  жизни счастья. VII. Закрепление материала.                                                                                  1. Парная работа. Выполнение упр. 223, стр. 102                                                  1 ряд – с 1­8 предложение; 2 ряд – с 9­16                                                                 ­ Давайте попробуем заполнить с вами  таблицу, используя упражнение 223.  Определите тип сказуемого, запишите номера в таблицу.  Чем выражено сказуемое в безличном предложении Безличные предложения 1. Безличным глаголом (с –ся и без – ся).  2. Личным глаголом в безличном  значении.                                                3. Инфинитивом. 4. Составным глагольным  сказуемым. 5. Составным именным сказуемым и  словом категории состояния. 6. Отрицательным словом НЕТ,  глаголом НЕ БЫЛО, с отрицанием  НЕ.   Учитель: ­Ребята, в безличных предложениях обычно сообщают о состоянии  человека, природы, окружающей среды.                                                                  ­ А что сказано красивее? Наступает вечер или Вечереет? Безличные предложения – самая распространенная и наиболее употребительная группа  односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной  мере увидеть богатство нашего языка. Это и выразительность, и лаконичная  форма, лиричное повествование художественного текста.                                    – Синонимичны ли эти предложения?                                                                       Н., С утра был мороз. – С утра морозило.                                                                Мне хотелось спать. – Я хочу спать.                                                                         Вывод: односоставные безличные предложения можно заменить  синонимичным двусоставным предложением.   VIII. Самостоятельная работа (работа у доски).                                                 Задание: Выпишите сначала двусоставное предложения, затем  определённо– личные предложения, потом  безличные предложения. Подчеркните  грамматические основы.                                                                     1) Едем  бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)                                                                       2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин)                                 3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков)                    4) От её голоса п…веяло теплотой.                                                                          5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады.                                                              6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.                                     7) В ту ночь никому не спалось.                                                                                8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.                                                    9)  В воздухе пахнет сосновой см…лой.  Двусоставное предложение Определённо–личное предложение Безличное предложение IX. Физминутка.                                                                                                        Учитель: Вы очень долго работали, настала минута расслабления.                     Игра «Да­Нет».  Я задаю вам вопрос, а вы если «Да» ­ хлопаете, если «Нет» ­ поднимаете руки вверх.                                                                                              1. Безличное предложение – это односоставное предложение? (Да)                     2. Есть ли   подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с  безличными глаголами? (Нет)                                                                                    3. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)                           4. Можно ли восстановить подлежащее  в безличном предложении? (Нет)          5. Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет,  не было? (Да)                                                                                                               6. Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (Да) X.  Подведение итогов урока.                                                                                  – Что вы узнали о безличном предложении?                                                            ­ Чем выражается сказуемое в безличном предложении?                                       XI. Домашнее задание: параграф 24, упр.243, стр. 110                                        XII. Рефлексия результативности. Оценки за урок.                                            ­  Мы с вами подошли к завершающему этапу урока.                                             – Как вы думаете, мы дошли до горизонта, узнали что  такое безличные  предложения?                                                                                                              ­ Давайте оценим нашу работу на уроке.                                                           Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо  потрудились на уроке, разобрались в особенностях лексики, то нарисуйте  себя на вершине горы. Если осталось что­то неясно, нарисуйте себя ниже.         ­Покажите свои рисунки.                                                                                           ­Поскольку мы достигли цели урока, то и у меня настроение отличное.    Выставление и комментирование оценок.

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)

Урок по русскому языку "Безличные предложения" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017